Статья на тему «Одарённый ребёнок в современной школе»

7
0
Материал опубликован 4 December 2022

Одаренный ребенок в современной школе.


Бологова Светлана Львовна

учитель начальных классов

МАОУ города Иркутска гимназии №2


«Большой талант требует большого трудолюбия».

П.И.Чайковский


В современной школе есть разные направления работы. Одним из самых приоритетных направлений является создание условий для оптимального развития одаренных детей. Цель данного направления: необходимость выявлять, развивать и поддерживать талантливых детей. Задачи: - нужно содействовать самореализации одаренных детей, - сохранять физическое и психологическое здоровье, - содействовать формированию позитивной Я-концепции (самопринятия, самоуважения, самоотношения), - развивать эмоциональную устойчивость, формировать навыки саморегуляции, преодоления стресса, поведения в экстремальных ситуациях (участие в различных творческих и интеллектуальных конкурсах, олимпиадах, публичных выступлениях), - содействовать социализации, формировать коммуникативные навыки.

«Одаренные дети», какие они? Много ли таких детей? Как их выявить в большом коллективе детей? «Одаренный ребенок» - это обычный ребенок? Или нет? Если да, то чем, же он отличается от своих сверстников? Произнося его, мы предполагаем возможность существования особой группы детей. Эти дети отличаются от своих сверстников. Чем же? Обычно у таких детей отличная или очень хорошая память, гибкое мышление, они способны классифицировать информацию, имеют большой словарный запас и грамотную правильную речь, умеют пользоваться накопленными знаниями, много читают и задают на уроках интересные, иногда провокационные, вопросы, часто забегая вперед при изучении какой-либо темы. У некоторых детей преобладают математические способности, у других – творческие, как правило, эти дети активны (хотя приходится преодолевать и стеснительность, и неуверенность, иногда, различные «страхи», особенно при публичных выступлениях), иногда одаренные дети занимают себя делами, которые не всегда относятся к уроку. Но зато такие дети обладают ярким воображением, чувством юмора, постоянно пытаются решать проблемы, которые им «не по зубам», у них сильно развито чувство справедливости. Бывает, что такие дети могут иметь проблемы с поведением, особенно творческие личности.

Следует отметить, что «одарённый ребёнок - это ребёнок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности». Одарённость - это явление не только педагогическое и психологическое, но и социальное, поскольку речь идёт об успехах в социально значимой сфере деятельности человека. Чем шире круг знаний учащихся, чем богаче их предшествующий практический опыт, тем более высокий уровень самостоятельности они могут проявить в решении сложных творческих заданий, достигая тем самым более высокого уровня самоутверждения в образовательной деятельности. Как выявить одаренного ребенка среди его многочисленных сверстников? Выявление одаренных детей связано также с проблемой выделения различных видов одаренности, которые характеризуются определенными признаками. К методам выявления одаренных детей относятся: наблюдение; общение с родителями; работа психолога: тестирование, анкетирование, беседа; олимпиады, конкурсы (рисунков, чтецов, театральные постановки), соревнования, научно-практические конференции.

Выделяют следующие виды одаренности:

Художественная одаренность.

Общая интеллектуальная одаренность.

Творческая одаренность.

Лидерская одаренность.

Для работы  с одаренными и мотивированными  на достижения детьми педагогу необходимо иметь определенные знания, умения, навыки, способствующие развитию детской одаренности. Педагог должен обладать такими личностными качествами, как чуткость, теплота, расположенность к детям, чувство юмора, высокий интеллект, уверенность в себе и др.

Также нельзя забывать, что одаренные дети нуждаются в обратной связи, как и все остальные. Им важно, чтобы педагог проявил к ним доброжелательность при оценке их деятельности, но при этом нельзя перехваливать таких детей за их прекрасные индивидуальные успехи, очень полезно поощрять совместные занятия с другими детьми. Педагогу не стоит возводить ребенка на пьедестал перед другими детьми, успехи его  будут должным образом оценены, а неуместное выпячивание исключительности может вызвать раздражение, ревность  и отторжение других детей.

Вывод: одаренные дети приходят в школу, как и любые другие школьники, чтобы учиться. И результат зависит от учителя, который, сможет разглядеть в каждом ребенке его высшие потенциальные возможности. Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну из главных проблем совершенствования системы образования.

В моем классе есть несколько одаренных детей. Одна ученица активно принимает участие в конкурсах чтецов от гимназического уровня до международного. Есть результаты: победа в региональном конкурсе «Весна Победы», лауреат международного конкурса чтецов «Азия говорит по- русски», победа в муниципальном конкурсе «Читаем стихи А.С.Пушкина». Есть дети, которые активно принимают участие в конкурсах рисунков разных уровней. Эти дети и творческие личности, и интеллектуальные. Это активные участники дистанционных интеллектуальных, турниров, игр, олимпиад. С ними и легко работать, и одновременно сложно, но очень интересно наблюдать, как они меняются, как познают что-то новое и готовы поделиться этим с одноклассниками.


Литература

Авдеева Н.И., Шумакова Н.Б. и др. Одаренный ребенок в массовой школе - М.: Просвещение, 2006.

Богоявленская Д.Б. Исследование творчества и одаренности в традициях процессуально-деятельностной парадигмы // Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д.Б. Богоявленской. - М., 1997. – 402 с.

Савенков А.И. Одаренный ребенок в массовой школе – М.: «Начальная школа» №29, №30 2003.

Савенков А.И. Одаренный ребенок дома и в школе – М.: У-Фактория, 2004г.

Савенков А.И. Психология детской одаренности – М.: ЮРАЙТ, 2022г.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.