Статья «Одарённый ребёнок в семье»
Одарённый ребёнок в семье.
Одарённый ребёнок отличается яркими, иногда выдающимися способностями и достижениями.
Понятие одарённости определяется как высокий уровень развития способностей человека в той или иной области деятельности. Различают одарённость: социальную (лидерскую); художественную (музыкальную, изобразительную, сценическую); психомоторную (исключительные спортивные способности); академическую, которая проявляется в необычной способности к учению (люди, обладающие этой способностью, обычно отличные специалисты); интеллектуальную (способность анализировать, мыслить, сопоставлять факты). В семье такой ребёнок – умник и умница, а в школе – отличник. Среди интеллектуальных детей есть такие, которые учатся на отлично только по одному-двум предметам и не успевают по другим; творческую, которая проявляется в нестандартном видении мира и нешаблонном мышлении. Но такие дети часто не достигают поставленной цели и слывут неудачниками. С детства они всех раздражают - и в семье, и в школе. Важно такого ребёнка вовремя заметить и помочь ему. Всем одарённым детям свойственна потребность в знаниях. Их не нужно заставлять учиться, они сами ищут себе работу, чаще сложную интеллектуальную. Любят умственный труд и тем часто настораживают родителей. Одарённый ребёнок ищет общения с взрослыми, так как они понимают его лучше, чем сверстники, которые часто над ним насмехаются, дают прозвища. Одарённые дети часто преувеличенно эмоциональны, они вспыльчивы, легко возбуждаются по пустякам, но это не капризы, а проявление богатства их натуры. Творческие дети редко бывают спокойными, они часто страдают из-за своей исключительности. Но многих из них спасает тонкое чувство юмора. Сами они если и не острят, то ценят хорошую шутку. У них особая речь, особенная моторика и восприятие, что отличает их от других детей (они даже едят не как все). Охарактеризованные качества одарённых детей требуют к ним особого полхода. Такие дети нуждаются в особом воспитании, специальных, индивидуальных учебных программах, специально подготовленных учителях. Одарённые дети часто упрямы, самолюбивы и честолюбивы. У большинства детей высокая самооценка, и педагогам и родителям следует поощрять у таких детей проявление самостоятельности, нестандартного мышления, умение преодолевать барьер зазнайства. Помимо явной одарённости, очевидной для всех, кто окружает ребёнка, встречается одарённость скрытая, которая не проявляется в тех или иных странностях ребёнка; с такими детьми педагоги и родители обычно испытывают большие трудности. Среди таких детей, можно выделить фанатов, увлечённых каким-то одним делом (компьютерные фанатики); лентяев, которые впитывают любую информацию, но не хотят ничего делать; скромников – детей с заниженной самооценкой, стремящихся не демонстрировать себя; невротиков, которые постоянно вступают в конфликты в семье и с окружающими; чудаков или странных – спокойных мягких детей, не любящих конфликтовать. Важно разглядеть в ребёнке скрытую одарённость, иначе его способности могут так и не развиться. Такому ребёнку необходима помощь взрослых: родителей, воспитателей, педагогов.
Одарённый ребёнок в семье – гордость семьи. Но часто одарённость ребёнка в семье остаётся незамеченной. Особенно если это первый ребёнок или если все дети одинаково талантливы. Однако не все родители гордятся своим ребёнком. Нередко они не хотят, чтобы он чем-то выделялся среди других детей. Таких родителей раздражает самобытность ребёнка, и они всячески гасят его талантливость.
Но есть и другая ситуация, когда родители «вымучивают» талант, стараясь развить небольшие или даже отсутствующие способности ребёнка, истощая тем самым его физические и духовные силы, убивая детство. Немногие дети выдерживают такое насилие и оправдывают надежды тщеславных родителей. Расстроенное физическое здоровье можно поправить, но трудно восстановить здоровье духовное. Если есть талант, он разовьётся, главное вовремя ему помочь. Так у Н.Н. Римского-Корсакова обнаружили способности в два года, у П.И. Чайковского – в пять лет. И.Е. Репин начал рисовать в четыре года. А.С. Пушкин написал первое стихотворение в девять лет, М.Ю. Лермонтов – в десять.
Родители замечают одарённость ребёнка чаще всего по раннему развитию речи, употреблению сложных слов, раннему усвоению счёта или чтения. У него цепкая память, быстрое восприятие и богатое воображение, он любознателен.
Задача родителей – вовремя заметить проявление талантливости у своих детей и создать условия для её развития. При этом важно адекватно относиться к такому ребёнку, не следует выделять его среди других детей, так как это может вызвать негативную реакцию с их стороны, а у самого ребёнка могут развиться такие отрицательные черты характера, как зазнайство, заносчивость, пренебрежение к людям.
Родителям следует учитывать также и то, что у разных детей разная энергия развития, и подчас отстающие в развитии дети впоследствии перегоняют своих более продвинутых сверстников. Здесь, как всегда важно соблюдение меры: недопустимы ни чрезмерное давление на ребёнка, ни самотёк в его воспитании и развитии. Любовь к детям, чуткость и такт помогут родителям определить эту меру.
Методы работы педагогов с одарёнными детьми должны быть гибкими.
Педагоги, учителя, родители организуют творческий труд детей так, чтобы талантливые дети могли реализовать свои творческие способности в разных видах деятельности. Это и обучение в различных детских центрах, Домах творчества, спортивных и музыкальных школах и других образовательных учреждениях, где будет осуществляться и индивидуальный подход, и ускоренное обучение.
Таким образом, ответственность в работе с одарёнными детьми лежит не только на родителях, но и воспитателях детских садов, учителях, психологах, социальных педагогах, педагогах дополнительного образования, которые, представляя интересы государства и ребёнка, помогают родителям в воспитании будущих учёных, деятелей культуры и искусства.
Горбачёва Марина Юрьевна
Сингаевская Наталья Валерьевна
Перминова Елена Федоровна
Сингаевская Наталья Валерьевна