Статья на тему «Одарённые дети в современной школе»

1
0
Материал опубликован 6 June 2019

Проблема одаренности в настоящее время становиться все более актуальной. Это прежде всего связано с потребностью общества в неординарной творческой личности.

Реализация возможностей каждого ребенка, в том числе и одаренного, требует неодинакового для всех усредненного образования, а создания условий, которые учитывали бы разные запросы. С этой целью я использую такие формы работы:

- групповая (работа в парах, малых группах, разноуровневые задания, творческие задания);

- консультирование по возникшей проблеме;

- сообщения, электронные презентации;

- графические диктанты, составление опорных таблиц и конспектов;

- игры;

- олимпиады, викторины, конкурсы.

Задача педагога – пробудить у детей интерес к учению. Я считаю, что этого можно достигнуть, приучая детей трудиться: когда способные дети получают задания, выполнение которых не требует умственных усилий, им становится скучно. На любом уроке я не боюсь давать задания повышенной сложности. Эти задания не просты в своем решении. Чтобы правильно их выполнить, необходимо хорошо знать теоретический материал, и не только тот, что предлагают нам составители программы, но и тот, что находится за пределами школьного учебника. Выполняя такого рода задания, учащиеся активизируют мыслительную деятельность. Работа им интересна. Подобные задания предлагаются на олимпиадах по химии и биологии, их можно увидеть в материалах ГИА. Конечно, не все ребята могут справиться с такими заданиями сразу. Однако, работая рядом с теми, кому такие задания по силам, все остальные учатся преодолевать трудности, становятся увереннее в себе. Таким образом, предлагая учащимся задания повышенной сложности, я не только вызываю у них интерес к предмету, учу их трудиться, но и воспитываю у них уверенность в себе перед будущими испытаниями.

В своей работе использую метод опережающего обучения. Он эффективен при обучении одаренных детей.

У одаренных детей четко проявляется потребность в исследовательской и поисковой работе. Это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения, воспитывает в них жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду. Поэтому большое внимание я уделяю особенностям развития ребенка в процессе приобретения им знаний, для чего использую различные продуктивные методы:

- исследовательский,

- проблемный,

- метод опережающего обучения

Как правило, при изучении новой темы или закреплении изученного использую проблемный метод, активизирующий мыслительную деятельность каждого ребенка.

Роль творческой деятельности связывается мною с нестандартностью подхода к содержанию и организации изучения предмета, ведущей к активизации мыслительной деятельности учащихся, к обостренному восприятию мотивов учения, самого процесса осмысления основ науки.

Нестандартные задания нередко представляют собой рассмотрение проблемных ситуаций, т. е. ситуаций, «вызывающих у учащихся затруднение, путь преодоления которого следует творчески искать». Затруднения при выполнении заданий, включающих в себя проблемные ситуации, обусловлены наличием противоречия.

Подобные задания я считаю необходимыми компонентами урока. Выполняя их,учащиеся проявляют высокую продуктивность мышления, высокую концентрацию внимания, способность к маленьким открытиям.

Эти же задачи мы выполняем, используя в работе нестандартные формы уроков. Я использую при этом такие формы, как :

- урок-конференция,

- урок-КВН,

- урок-диспут.

Предлагая школьникам различные задания, я стремлюсь убедить их в том, что талант – это труд. Только интенсивно работая над собой, можно выявить в себе скрытые возможности.

Используя дифференцированный подход, работаю над развитием качеств, которыми отличаются одаренные дети:

- высокая продуктивность мышления;

- легкость ассоциирования;

- способность к прогнозированию;

- высокая концентрация внимания.

Для развития творческих способностей учащихся я использую разные продуктивные технологии, в частности, такие, как проблемное обучение, игровые технологии, технология укрупнения дидактических единиц.

С данной технологией я познакомилась много лет назад и с удовольствием ее использую в своей работе. Ее основные принципы:

- минимальная единица учебного процесса – блок уроков;

- выдача всего содержания материала в форме лекции;

- объемная групповая работа в форме бесед и практикумов;

- форма контроля – зачет.

Эта технология позволяет экономить время на изучение нового материала и тем самым делает процесс учебы более интересным и эффективным. Данную систему можно использовать как на уроках химии , так и на уроках биологии. Преимущество такой системы состоит еще и в том, что она предполагает самые разные виды деятельности учащихся – парную и групповую. Ребята показывают свое умение отбирать и систематизировать материал, анализировать его, критически оценивать работу друг друга, проявлять коммуникативные качества.

Технология проблемного обучения способствует развитию познавательной, практической, коммуникативной, творческой деятельности учащихся, становлению личности ученика, готовности использовать усвоенные знания, умения для решения практических задач.

На уроках химии и биологии проблемные ситуации возникают в результате побуждения школьников к выдвижению гипотез, стремлению делать предварительные выводы, обобщения. Являясь сложным приемом умственной деятельности, обобщение предполагает наличие умения анализировать явления, выделять главное, сравнивать, оценивать, определять понятие. Именно поэтому большое значение я придаю работе с таблицами, умению составлять опорные конспекты. Я учу ребят этому виду деятельности с 5 класса, как и составлению плана параграфа, умению задавать друг другу вопросы по изучаемой теме, анализу ответов одноклассников и оценке ответов.

Игровые технологии в воспитании и обучении, пожалуй, самые древние. Возможно, именно поэтому дидактическая игра остается самым действенным методом для развития познавательных, умственных и творческих способностей детей.

Целью обращения к игре на уроке является приобретение конкретных практических навыков, закрепление их на уровне моторики, перевод знаний в опыт. При использовании дидактических игр решаются и воспитательные задачи: воспитываются терпимость и терпение, формируются аккуратность и умение доводить начатое дело до конца. В процессе групповой работы вырабатывается умение работать сообща, прислушиваясь к мнению других учеников, терпимо относясь к критике в свой адрес, деликатно отзываясь об ошибках товарищей, приобретаются навыки публичных выступлений, желание и умение добиваться поставленной цели. Именно поэтому на своих уроках я регулярно использую игровые моменты или провожу уроки-игры.

Одаренность… Я думаю, что она есть в каждом ребенке, но раскрывается далеко не всегда. Одаренность – это особое проявление чувства и мысли, это особое выражение человеческой сути. Большое счастье заметить в ребенке одаренность, а еще большее – увидеть ее расцвет.

А заниматься одаренными детьми совершенно необходимо. И прежде всего потому, что полное раскрытие способностей и талантов ребенка важно не только для него самого, а для общества в целом. Свою задачу, задачу педагога, я вижу в том, чтобы помочь ученику сполна реализовать свой потенциал.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.