12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917  Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовала
МАЙДАНКИНА ИННА ВИКТОРОВНА649
УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ. ЛЮБЛЮ ТВОРИТЬ И НЕСТАНДАРТНО ПОДХОДИТЬ К ПРОВЕДЕНИЮ УРОКОВ.
Россия, Самарская обл., Жигулевск

Подготовила: Майданкина Инна Викторовна

/учитель начальных классов

ГБОУ школы-интерната №2

г.о. Жигулёвск/

 

Современный урок в начальной школе.

Образовательный процесс в школе – это кровеносная система,
а урок – это биение сердца”

Конаржевский В.С.

“ Урок – это клеточка педагогического процесса.
В нём, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны.
Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется в уроке”.

Скаткин М.Н.

***************************

Ваш скромный труд цены не знает, 

Ни с чем он не сравним! 
И все с любовью величают 
Вас именем простым - 
Учитель. Кто ж его не знает, 
Простое имя это, 
Что светом знаний озаряет 
Живую всю планету! 
Мы в вас берем свое начало, 
Вы - нашей жизни цвет,- 
И пусть года, как свечи, тают,- 
Нам не забыть вас, нет!

Учить детей сегодня трудная работа,

Да вроде б раньше было нелегко.

Тогда учителю на помощь приходил родитель

Но не сейчас, они от школы далеко.. .

Но в XXI век открытий,

Век инноваций, новизны,

Всё  от учителя зависит,

Какими дети вырасти должны.

Желаем вам, чтоб дети  в вашем классе

Искрились от улыбок, душевной теплоты

Здоровья вам и творческих успехов

В век инноваций, новизны!

 «Урок, оснащающий ребенка знаниями, не приближает его к счастью жизни. Урок, возвышающий ребенка до осмысления истины, способствует движению к счастью. Знания ценностны лишь как средство постижения тайн жизни и средство обрести свободу выбора в строительстве собственной судьбы» - пишет Надежда Егоровна Щуркова.

Сейчас большое внимание уделяют системе организации обучения детей в школах. Многие родители стараются отдать детей в школу чуть ли не с пяти лет, забывая о том, что лишают их детства. Придя в школу, эти малыши должны получить возможность раскрыть свои способности и свой талант. И от того, как их направит учитель, по «стране знаний», зависит самореализация ребёнка на дальнейших этапах его обучения в школе. После обучения в школе ребёнок должен суметь социализироваться, реализоваться как специалист в высокотехнологичном и конкурентом обществе. Помочь ему смогут полученные знания в школе. Поэтому перед школой, а в первую очередь перед учителем начальных классов, стоит задача научить ребенка учиться. Свою деятель учитель должен начать с разработки системы познания детей и их способностей. Он должен увидеть талантливых учеников, и учащихся, нуждающихся в особом подходе в обучении. Поэтому к каждому ученику должен быть разработан свой индивидуальный маршрут обучения и определена своя зона ближайшего развития. Основной формой получения знаний детьми является урок. Первичное и главное назначение урока – это организовать познавательный процесс учащегося, стимулировать его, направлять, развивать и поощрять за вложенный труд. Беда современных детей состоит в том, что они мало заинтересованы в диалоге общения. Они механически заучивают учебный материал, выдают готовые результаты, а творческая мысль и оригинальные идеи отсутствует. Такие учащиеся могут реализоваться после школы как хорошие работники, запрограммированные работать по изученной инструкции. Дети перестали фантазировать, изобретать, мечтать. Это конечно особенность нынешнего столетия, которое ставит нас в ограниченные рамки. Мы часто спрашиваем: «Почему детям не интересно учиться?». Новое столетие – это век научных машин, которые решат за человека многие поставленные им задачи. Легче нажать на пару кнопок, клавиш и получишь готовый результат с минимальной затратой умственного труда. Поэтому и встал вопрос о новой системе обучения детей. Каждый учитель - это творец своего дела. Если раньше урок рассматривался как соблюдение строгой дисциплины, исполнительностью учеников, заученных фраз, то сейчас это встреча с уроком свободным, где ребенок может реализоваться, независимо от уровня его способностей. Современный урок должен быть связан не только с усвоением обучающимися определенного уровня знаний, но и целостным развитием личности, ее познавательных, созидательных и индивидуальных творческих способностей. Фундаментом любого урока должны стать: глубокая теория; богатое содержание; сравнение, сопоставление фактов, явлений и понятий; поиск связей между пройденным и перспективным материалом, открытие новых граней в уже известном и изученном. Обычная, даже заурядная тема урока может быть оригинально решена, методически блестяще выстроена на ярком, интересном содержании при богатом наглядном материале. При планировании процесса обучения, в начальной школе, учитель должен ориентироваться на богатство и разнообразие видов деятельности, которые позволят сделать работу детей динамичной, насыщенной, увлекательной и менее утомительной.  Для каждого педагога на уроке должна работать формула 7 этапов – учёба + удивление +открытие + удовольствие + увлечение + применение = успех. Современные требования к уроку должны делятся на дидактические, психологические, гигиенические, требования к технике проведения и закрепления (качество полученных знаний).

 При подготовке и планировании урока педагог должен осуществлять целый комплекс действий:

Учитывать особенности детского коллектива: уровень успеваемости в классе, заинтересованность к предмету, темп работы, подготовленность учащихся, отношение к дисциплине, индивидуальные особенности каждого учащегося (способности, социальный статус учащегося в классе, отдельные черты характера, социальный статус семьи и многое другое).

Учитывать свои особенности: настроение, тип нервной деятельности, коммуни-кативность, эмоциональность, профессиональную компетентность, уверенность в своих знаниях, умение импровизировать, умение организовать детский коллектив, умение выбрать методы, формы обучения, подобрать средства.

Соблюдать правила, обеспечивающие успешное проведение урока:

Выделить главную идею урока.

Выбрать форму проведения урока.

Отобрать содержание урока, методы, способы изучения и закрепления материала.

Четко и ясно ставить задачи перед учениками.

Следить за откликом учеников на рассказ, задание, требование.

Поддерживать темп, посильный для большинства.

Урок – это работа души и тем усерднее эта работа, чем уважительнее отношение ребенка к самому себе, а также учителя к своей собственной личности.

 

Три постулата заложены в основание новой технологии урока:

«Урок это каждый раз открытие истины, поиск истины и её осмысление в совместной деятельности учащихся и учителя».

Урок дает ребенку опыт групповой интеллектуальной деятельности.

«Урок это часть жизни любого обучающегося, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры».

Педагог должен иметь смелость жить на уроке, а не пугать детей трудностями, быть открытым и готовым ко всем проявлениям жизни.

«Человек в качестве субъекта осознания истины и субъекта жизни на уроке остается всегда наивысшей ценностью, выступая в роли цель и никогда не выступая в роли средства».

В организации современного урока на первом этапе важно спланировать учебное сотрудничество учителе с учеником и между самими учащимися. От этого зависит дальнейшее развитие урока. Если контакт установлен – это часть успеха урока. Но кроме этого, необходимо научить учащихся не только получать готовые знания, но и самостоятельно добывать, перерабатывать необходимые знания, используя разные источники. Дети должны учиться исследовать и открывать для самого себя все то, что когда-то он упустил. А чтобы урок не казался скучным, необходимо определить тип и форму урока.

 

Типология современных учебных занятий и уроков

Урок первичного предъявления новых знаний или УУД.

Урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения

новыми предметными умениями.

Урок применения предметных ЗУНов и УУД.

Урок обобщения и систематизации предметных ЗУНов и УУД.

Урок повторения предметных ЗУНов или закрепления УУД.

Контрольный урок.

Коррекционный урок.

Комбинированный урок.

 

Нетрадиционные виды уроков

1. «Концерт», «спектакль», «литературный салон», «путешествие», «экскурсия в музей», «турнир», «базар».

2. «Брифинг», «пресс-конференция», «симпозиум», «презентация», «съезд», «телемост», «круглый стол», «аукцион».

3. Кино-, теле-, видеоуроки.

4. Уроки самоопределения, уроки самореализации.

5. Урок - исторический портрет, урок-суд, урок - знакомств.

6. Урок-дискуссия, урок проблемных поисков, урок интеллектуальных раздумий.

7. Модульный урок.

8. Урок – сказка, урок- представление.

 

ПРЕДЛОЖЕНИЯ/РЕКОМЕНДАЦИИ

для учителей 1-4 классов по проведению уроков

Профессионально работайте с целями. Ясно понимайте, для чего учащиеся будут выполнять то или иное задание. Продумывайте цели всех уровней, этапов урока: цели обучения данному предмету; цели раздела, темы урока - общие, т.е. цели всего урока, оперативных его эпизодов, отдельных зада­ний и т.д. Помните, что правильно сформулированная цель – это оптимальна модель ожидаемого и желательного результата. Регулярно сообщайте, ставьте цели для учащихся и вместе с учащимися. Начинайте все значимые части урока с ясных целевых установок и завер­шайте их краткими итогами, которые также следует делать вместе с учащимися. Постоянно держите цели в поле зрения, ссылайтесь на них в ходе урока от­носительно класса в целом, малых разноуровневых групп и отдельных учени­ков.

Доводите плотность урока до оптимального уровня за счёт более глу­бокого пла-нирования, дифференциации и индивидуализа­ции знаний. Используйте часы для формирования у детей «чувства» реального вре­мени.

Больше внимания уделяйте формированию и  развитию у детей общеучебных «надпред­метных» умений. Прежде всего, – умения бегло, осознано и выразительно читать, используя со­временные педа­гогические технологии и методики (чтение «жужжащее», беззвучное артикуляци­онное, гром­ким шёпотом, применение ритмической основы при скорочтении и пр.). Развивайте память учащихся, используйте технологии эйдотехники.

Обеспечьте более глубокую работу с текстом, особенно художественным. Используйте макси­мальное число кана­лов полу­чения информа­ции (слуховой, зрительный, тактильный и даже обонятельный). Обращайте внимание учащихся на особенности текста, учите их отмечать карандашом по ходу чтения ключевые слова, фразы, значимые разделы. Работай те над смысловой стороной речи. Обогащайте словарь детей синонимами, антонимами, фразеологическими оборотами, устаревшими слова (кафтан, кочерга, очи и т.д.)

Давайте детям ясный и чёткий инструктаж, порой одноступенчатый, по выполнению заданий. Точно ставьте учебные во­про­сы, добивайтесь полных исчерпывающих ответов. Постоянно обучайте детей формулировать вопросы.

Не допускайте чрезмерной собственной эмоциональной возбудимости и многословия на уроке. Как можно чаще привлекайте уча­щихся в качестве тренеров, помощников учителя и т.д.

 Систематически используйте пропедевтические творческие и информационные задания (на 1-3 урока впе­рёд) для пар, команд, отдельных детей и подготовленные вместе с родителями. Необходимо много работать над развитием устной речи уча­щихся, над умением вести диалог, монолог, дебаты, диспуты, публичные выступления и просто беседу. Учите четкой дикции, выразительности речи и умении варьировать силой голоса (даже использование шёпотной речи).

Созда­вайте и применяйте на уроках «обстановку» мини читального зала, другие формы самостоятельной работы и работы в группах. Ясно различайте и используйте различные уровни коммуникации с детьми (индиви­дуальный, групповой, общий). Научитесь говорить негромко и шёпотной речью.

Последовательно и чётко делите учебный материал на основ­ные и обязательные понятия, углублён­ный их вариант и дополнительные све­дения культурологического характера, необязательные для запоминания. Чаще создавайте на уроках интел­лектуаль­ную развивающую среду, за счёт элементов пропедевтики, межпредметных связей, сооб­щения дополнитель­ных сведений общеразвивающего характера, также необязательных для запоминания.

Программируйте динамику урока (как в прямом, так и в перенос­ном смысле) и управляйте ею. Обеспе­чьте в ходе урока позицию учащихся «сидя – стоя - в движении». Проводите в ходе урока несколько динамических пауз с конкрет­ными валеологическими задачами (профилактика утомления глаз, правильное дыхание, переключение и восстановление внимания, на расслабление мышечного тонуса и т.п.).

Чётко соблюдайте дозировку дифференцированных домашних заданий. Инструкти­руйте учеников относи­тельно наиболее рациональных приёмов и времени, необходимого для его выполнения. Чаще давайте домашние задания, в том числе и творческие, рассчитанные на вы­полнение в группе, команде, а также совместно с родителями. Объясняйте родителям необходимость этой формы работы.

Привлекайте к работе на уроке в качестве ассистентов воспитателей, родителей учащихся, студен­тов и прочее. Учитесь работать в составе пе­даго­гических «дуэтов» и команд.

Создайте для себя в учебном кабинете 2-3 дополнительных рабочих места, позади класса. Старайтесь как можно меньше времени проводить у доски. Чаще исполняйте роль эксперта, консультанта. Работайте в командах с детьми.

 

Список литературы:

1.Танков Е.В., Давыденко Т.Н. «Педагогика». М.2006 г.

2. Шамова Т.И., Давыденко Т.М. «Управление образовательными системами в адаптивной школе».

3. Гин А.А. «Приемы педагогической техники». М. Вита-Пресс. М.2000.

4. Кириллова, Г.Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения. – М.: Просвещение, 1980 г.

5. Дайри, Н.Г. Основное усвоить на уроке: Книга для учителя. – М.: Просвещение,1987 г.

6. Чуракова, Р.Г. Технология и аспектный анализ современного урока в начальной                  школе. – М.: Академкнига, 2009 г.

7. Щуркова, Н.Е. Культура современного урока. Смоленск: Смоленский областной институт усовершенствования учителей, 1997 г.

Опубликовано

Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.