Конспект открытого внеклассного мероприятия «Один на один»
Автор: Горючкина Дина Владимировна, методист, педагог дополнительного образования
Тема «Один на один».
Форма: батл.
Продолжительность: 60-80 минут.
Участники: учащиеся в возрасте 15-17 лет.
Цель: совершенствование навыков речевой деятельности.
Задачи:
- совершенствование коммуникативных навыков;
- совершенствование навыков самопрезентации;
- выполнение правил речевого этикета;
- воспитание поведенческой культуры.
Методическое обеспечение:
- сценарий мероприятия;
- презентация;
- музыкальное сопровождение (звук гонга) для обозначения начала и конца очередного батла;
- текст стихотворения А.Фета «Шепот, робкое дыханье», рассказ К. Паустовского «Первый снег».
Материально-техническое обеспечение:
- просторный кабинет/зал, стулья;
- видеокамера, мультимедийная установка.
Литература:
- Д. Карнеги «Как выработать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично», «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей»;
- К. Бредемайер «Черная риторика»;
- Н. Зверева «Я говорю – меня слушают».
Интернет-ресурсы:
http://fb.ru/article/183975/chto-takoe-batlyi-i-kakovyi-ih-raznovidnosti
http://www.grandars.ru/college/psihologiya/spor.html
Аннотация
На сцену поочередно приглашаются желающие принять участие в батлах: «Музыка», «Поэзия и проза», «Философия», «Поколения».
Выбранная тематика не случайна, поскольку вызывает большой интерес у подростков.
В роли ведущего может быть педагог или учащийся, умеющий грамотно излагать мысли, быстро и непринужденно говорить, а также способный объективно оценивать работу участников.
Материалы для батлов (тексты и пр.), за исключением музыкального, учащиеся получают на месте. Для участия в батле «Музыка» допустима предварительная подготовка: каждый из участников заранее готовит музыкальную композицию, исполняя ее на музыкальном инструменте. Возможен другой вариант: участники предоставляют аудиозаписи (обязательно в различных музыкальных жанрах), которую включают непосредственно на мероприятии.
Время для подготовки задания на сцене – 5-7 минут.
Обязательным условием, необходимым во избежание конфликтных ситуаций, является соблюдение правил речевого этикета.
Желательно все батлы снимать при помощи видеооборудования с возможностью последующего просмотра, чтобы иметь возможность проанализировать свои ошибки.
Победителем батла считается тот, кто набрал наибольшее количество очков по следующим критериям:
- эрудированность, компетентность (0-2),
- аргументированность(0-2),
- ораторское мастерство (0-2),
- соблюдение речевых и поведенческих норм(0-2).
Данное мероприятие может быть рекомендовано для проведения в общеобразовательной школе (тематический классный час, уроки литературы, музыки) или в учреждении дополнительного образования. Тексты, музыкальные фрагменты можно менять исходя из темы или предпочтений участников.
Ход мероприятия
Ведущий: - Добрый день! Давайте представим, что мы находимся не в привычной для вас обстановке, а на «ринге», в центре которого – соперники, а вокруг – публика, ждущая от этого поединка накала страстей, ярких эмоций. Эти соперники - участники батла.
Слайд 1.
«Батл» (в переводе с английского – «битва», «состязание»)
Ведущий: - Сегодня это будет битва интересов, предпочтений: музыкальных, литературных… Формат батла позволит нам решить и другие, не менее важные задачи: умение слушать оппонента, аргументированно доказывать собственную точку зрения, соблюдать правила речевого и поведенческого этикета.
Подумайте, в каких сферах жизни актуально владение подобными навыками? (учащиеся высказывают свое мнение)
Действительно, владение ими актуально во всех сферах жизни (в учебной деятельности, в процессе делового общения), в тех случаях, когда необходимо отстоять собственную точку зрения, не оскорбляя и не унижая собеседника (оппонента).
Батл – это спор. Обратите внимание на экран.
Слайд 2.
Правила спора:
- умение правильно определить предмет спора и выделить пункты разногласий;
- знание предмета спора (эрудированность и компетентность), правильное использование понятий, терминов;
- согласованность регламента;
- умение подбирать убедительные аргументы для обоснования своей позиции и опровержения позиции оппонента;
- умение четко определить свою позицию в споре.
Слайд 3.
Правила поведения в споре:
- уважительное отношение к оппоненту, стремление понять его взгляды и убеждения, вникнуть в суть его позиции;
- умение сохранять выдержку и самообладание;
- умение обращать внимание на поведение оппонента, правильно оценивать его действия;
- умеренная и понятная мимика и жестикуляция;
- исключение грубых слов и просторечий;
- соблюдение субординации.
Ведущий: - Когда упоминают слово «батлы», то вспоминают рэп-исполнителей, благодаря которым это слово стало чрезвычайно популярным. Перед вами перечень важных составляющих рэп-батла.
Слайд 4.
- харизма;
- знание текста;
- уверенная речь;
- «панч» (удар).
- Кстати, «панч» - это резкий словесный выпад в адрес соперника. Чем сильнее удастся задеть соперника, тем большее уважение получает исполнитель. Но это в среде рэп-исполнителей. Участникам нашего батла разрешено использовать «панчи», но в допустимых пределах, не стремясь унизить соперника!
Ну что ж, начнем.
Звук гонга
Слайд 5. Батл «Музыка»
На сцену приглашаются 2 участника.
Задача: доказать, в чем преимущество выбранного ими жанра (классическая, популярная музыка, рок и пр.) перед остальными.
Звук гонга
Слайд 6. Батл «Поэзия и проза»
На сцену приглашаются 2 участника.
Один участник читает стихотворение А. А. Фета «Шепот, робкое дыханье», другой – фрагмент рассказа К. Г. Паустовского «Первый снег».
Возможна замена текстов, но обязательным является включение примера из классической литературы.
Задача: доказать, в чем преимущество одного жанра перед другим.
Звук гонга
Слайд 6. Батл «Философия»
«Величайшие истины - самые простые» (Л. Н. Толстой)
На сцену приглашаются 2 участника.
Задача: привести примеры таких «истин» и ответить на вопрос, в чем величие этих истин. Возможен другой вариант: один участник доказывает, что величайшие истины просты, другой – сложны.
Звук гонга
Слайд 7. Батл «Поколения»
На сцену приглашаются участники предыдущих батлов (допустимо соединение их с другими учащимися - зрителями. В качестве их соперников выступают педагоги, присутствующие (или специально приглашенные) на мероприятие.
Ведущий: - Споры «отцов» и «детей» существуют давно. Точек соприкосновения не так много, потому что у каждого поколения свои особенности, убеждения, предпочтения, определяемые опытом, возрастом и другими причинами. Можно ли вступать в спор, не приняв во внимание особенности друг друга?
Слайд 8. (изображение Аристотеля)
Ведущий: - Обратимся к мнению древнегреческого философа Аристотеля, который дал достаточно провокационное определение представителям разных поколений.
(о молодых) «…Они страстны, вспыльчивы и склонны следовать гневу. Они слабее гнева, ибо по своему честолюбию они не переносят пренебрежения и негодуют, когда считают себя обиженными. Они любят почет, но еще более любят победу, потому что юность жаждет превосходства, а победа есть некоторого рода превосходство. Обоими этими качествами они обладают в большей степени, чем корыстолюбием: они совсем не корыстолюбивы, потому что еще не испытали нужды… Они не злы, а добродушны, потому что еще не видели многих низостей. Они легковерны, потому что еще не во многом были обмануты. Они преимущественно живут надеждой, потому что надежда касается будущего, а воспоминание – прошедшего…Они чрезвычайно смелы, потому что пылки и исполнены надежд; первое из этих качеств заставляет их не бояться, а второе быть уверенным. Они великодушны, потому что жизнь еще не унизила их и они не испытали нужды…В своих занятиях они предпочитают прекрасное полезному, потому что живут более сердцем, чем расчетом…
(о старых)Что же касается людей более старых и пожилых, то их нравы слагаются, можно сказать, по большей части из черт противоположных вышеизложенным: так как они прожили много лет и во многом были обмануты и ошиблись…И все они «полагают», но ничего не «знают»; в своей нерешительности они всегда прибавляют «может быть» и «пожалуй», и обо всем они говорят так, ни о чем не рассуждая решительно.
Они злонравны, потому что злонравие есть понимание всего в дурную сторону.
Они подозрительны вследствие своей недоверчивости, а недоверчивы вследствие своей опытности.
Они малодушны, потому что жизнь смирила их: они не жаждут ничего великого и необыкновенного, но лишь того, что полезно для существования.
Они не щедры, потому что имущество — одна из необходимых вещей, а вместе с тем они знают по опыту, как трудно приобрести и как легко потерять.
Они трусливы и способны всего заранее опасаться; они настроены противоположно юношам: они охлаждены годами, а юноши пылки; таким образом старость пролагает дорогу трусости, ибо страх есть охлаждение.
И они более живут воспоминанием, чем надеждой, потому что для них остающаяся часть жизни коротка, а прошедшая — длинна, а надежда относится к будущему, воспоминание же к прошедшему.
В этом же причина их болтливости: они постоянно говорят о прошедшем, потому что испытывают наслаждение, предаваясь воспоминаниям».
Слайд 9. (на слайде размещены выделенные жирным шрифтом слова)
Ведущий: - Итак, мы подошли к самому сложному батлу, в котором вам следует доказать справедливость выделенных (указаны на слайде) слов. Этот батл пройдет в два раунда. В первом дети обращаются к взрослым, приводя аргументы в пользу утверждений, высказанных философом. Во втором то же самое делают взрослые.
Звук гонга
Слайд 10.(таблица с заработанными в каждом батле баллами)
Просмотр видео. Рефлексия. Анализ работы участников.
Выбор тем, которые хотелось бы обсудить в следующий раз.
Звук гонга