Статья «Огород на окне»
«ОГОРОД НА ОКНЕ»
Подлуцкая Е.М., Климович Н.П. воспитатели
МБДОУ г. Иркутска детский сад №96
Одним из важных аспектов современного образования является экологическое воспитание дошкольников, так как именно в этот период у них накапливаются яркие, образные, эмоциональные впечатления, первые природоведческие представления, закладывается фундамент правильного отношения к окружающему миру в целом, к природным явлениям и объектам. Последнее и является целью экологического воспитания дошкольников. С целью формирования экологических представлений, воспитания бережного отношения к объектам окружающего мира, развития посильной трудовой и природоохранной деятельности используются нами мини – теплицы и огород на окне.
Цель: Воспитывать бережное отношение к природе с помощью экспериментальной деятельности; познакомить наглядно и практически со спецификой климата, ландшафта, с особенностями почвы, растительного мира Сибири; развивать познавательные способности; организовывать исследовательскую деятельность(в процессе создания экспериментальных ситуаций); воспитывать бережное отношение е природе родного края; развивать и совершенствовать знания и трудовые навыки по уходу за растениями огорода и цветника, мини - теплицы на окне. В процессе разнообразной экспериментальной деятельности формируется гуманная, социально активная, творческая личность, способная понимать и любить окружающий мир, природу, бережно к ней относиться. Дошкольники начинают понимать, что все в природе взаимосвязано, живые организмы зависят от среды обитания, а человек – это неотъемлемая часть природы.
Для организации работы необходимо соблюдать ряд требований, в соответствии с которыми осуществляется детская познавательная деятельность:
Игры и опыты подбираются с учетом развития детей в соответствии с возрастом.
Содержание игр и экспериментов должно давать ребенку возможность применять на практике уже имеющиеся экологические знания и стимулировать их к усвоению новых.
Обязательным условием формирования экологических представлений воспитанников является взаимодействие с их родителями.
Активно ухаживая за культурами, произрастающими на окне, в мини – теплице, дети приобретают первоначальные умения, позволяющие им участвовать в посильной практической и трудовой деятельности.
Наиболее эффективными формами и методами работы, направленными на формирование познавательного интереса к явлениям и событиям в природе, являются следующие.
Дежурство в уголке природы: уход за огородом на окне, мини – теплицей (дети ежедневно осматривают огород на окне, определяют, какому растению и какая помощь нужна: полить, взрыхлить, подвязать и т.д.).
Детское экспериментирование – практическая познавательная деятельность с объектами природы (наблюдения, высказывания) на темы «Спросим мнения самого растения», «Что растет на солнышке, что в тени», «Почему в теплице все растет быстрее?»
Игры с правилами – дидактические: лото, домино, пазлы, словесные «Овощи - фрукты», «Вершки и корешки», «Части растения»; сюжетно – подвижные: «Огуречик - огуречик», «Кролик и капуста».
Предметные игры – игры с различным природным материалом (листья, овощи, цветы, семена, камни, сухие плоды), в которых формируются представления о различных свойствах и качествах (в том числе о цвете, величине) растений. «Минутки общения с природой» – наблюдения, оценочные суждения.
Наблюдение – самостоятельная познавательная деятельность; обеспечивает получение информации о природе и деятельности людей в природе «Растения - барометры», «В тепличке и на грядке», «Зеленая аптека» и т.д.
Практическая деятельность по созданию или поддержанию условий для живых объектов в теплице, в огороде на окне («Помогаем огурцам подняться на плетень», «Опыляем помидоры», «Прореживаем морковку»).
Речевая деятельность: сообщения, беседы, диалоги, обмен информацией, впечатлениями, уточнение представлений о природе с помощью слова: «Сочиняем сказки об огородных культурах», «Сказки о жителях страны теплички», «Придумай загадку о растениях огорода и теплички»; часы и минутки речевого творчества «Разговор овощей по телефону», «Что растение может рассказать о себе?»
Творческие игры: сюжетно – ролевые, театрализованные, строительные, отражающие различные события в природе или природосозидающую деятельность взрослых («Огородники», «Овощной магазин», «Строим тепличку для растений»).
Детская продуктивная художественно – творческая деятельность: конкурс рисунков «Овощное царство»; выставка поделок из природного и бросового материала «Цветы Сибири», «Загадки с грядки»; концерт «Споем песенки про овощи», «Загадай загадку и нарисуй отгадку!»; пластические этюды «Синьор помидор», «Чиполлино».
Использование природных традиций: народные праздники (Праздник урожая), приметы, игры, сказки.
Просмотр картин, книг, видеофильмов природоведческого содержания – деятельность, способствующая получению новых и уточнению имеющихся представлений о природе.
Экспериментальная и игровая деятельность экологического направления
помогает ребенку увидеть неповторимость и целостность не только определенного живого организма, но и всей экосистемы, осознать невозможность их нарушения. В процессе мероприятий экологические представления обогащаются практическим опытом, расширяется кругозор, углубляются положительные чувства и эмоции по отношению ко всему живому, приобретается чувство уверенности в своих действиях и причастности к окружающему миру.
Так формируется экологическая культура личности, направленная на гармонизацию отношений человека с природой. В этом и заключается главный смысл и основная задача экологического воспитания дошкольников. Экологическое воспитание предусматривает также формирование умений сажать семена, пропалывать и прореживать растения, рыхлить землю и окучивать посадки и т.д.
Для организации теплички на окне необходимо соблюдать некоторые правила. Используются сосуды различной формы с достаточно широким горлом и устойчивым дном. Все сосуды должны быть выполнены из прозрачного стекла, так как оно пропускает больше света, чем темное. Стеклянные теплички дают возможность наблюдать за ростом и развитием корневой системы, стебля, листьев. В процессе наблюдений у детей формируются представления о том, что растения живые, получают из земли питательные вещества, при уходе за ними следует учитывать их способности на разных роста и развития (для появившихся ростков растений дополнительно нужны свет, земля, пространство). Для работы в теплицах используется разнообразный инвентарь, который можно изготовить самостоятельно или вместе с родителями. Инструменты для посадки семян должны быть с длинными ручками. Опускать семена можно в почву с помощью двух чайных ложек, зажатых посередине. Землю удобно обрабатывать палочкой для рыхления. Для полива используются лейки с длинным носиком или воронки с трубочкой на конце.