Тип проекта • Исследовательский, творческий, познавательный • Групповой, с привлечением родителей • Краткосрочный Участники проекта Дети средней группы, воспитатели группы, родители. Актуальность проекта Ребенок является первооткрывателем всего того, что его окружает. Он может усвоить все прочно и надолго, если ему расскажут, покажут и если он попробует сам сделать. Цель проекта Формирование экологической культуры у детей и родителей, создание условий для познавательного развития детей через проектно – исследовательскую деятельность. Задачи проекта Продолжить знакомить детей с особенностями выращивания культурных растений( укроп, огурцы, помидоры, цветы, овес) Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги и почвы для роста растений. Формировать у детей знания о росте и потребности растений (тепло, влага, свет). Формировать умения наблюдать, ухаживать за огородными культурами. Развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию. Воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям. Развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений ( полив, взрыхление, прополка сорняков) Развивать познавательные и творческие способности. Этапы проекта Проект реализуется в три этапа – подготовительный, основной, заключительный. Предполагаемый результат проекта • Дети научатся сажать и ухаживать за культурными огородными растениями. Познакомятся с условиями их содержания. • Дети узнают особенности строения растения, узнают много интересного из жизни растений. • Опытным путем дети исследуют условия необходимые для роста культурных растений. • Дети научаться вести наблюдения. • Воспитатель продолжает осваивать метод проектирования, который позволяет эффективно развивать познавательно-исследовательское и творческое мышление дошкольников. Формы реализации проекта Формы работы с детьми: наблюдения, эксперименты, организованная деятельность, беседы с рассматриванием картинок, чтение художественной литературы, продуктивная деятельность, тематические прогулки. Формы работы с родителями: Индивидуальные беседы, рекомендации, наглядные информационные материалы, выполнение творческих заданий, конкурсы. Этапы реализации проекта 1. Подготовительный • определение темы; • выявить цели и определить задачи; • подборка материала (литература, наглядный материал, дидактические игры, муляжи овощей, семена для посадки); • беседы с детьми «Что такое огород и что на нём растёт»; «Что такое «Огород на окне»; «Какие растения можно вырастить на подоконнике»; • работа с родителями – ознакомить с предстоящим проектом, сбор необходимого материала для создания огорода; • подготовка семян. Оформтение альбома" Коллекция семян овощей и фруктов" Срок реализации: 12- 30 марта 2018г. Ответственные за выполнение: воспитатели, родители. 2. Основной Содержание деятельности воспитателя и детей: • рассматривание и сравнение семян (помидор, морковь, огурец, перец, кабачок, горох, фасоль, баклажан, редис); Рассматривание цветочных семян через лупу. Вывод: форма семян у разных растений разное. • посадка: лук (коллективно) • посев: цветочных семян; • исследовательская и практическая деятельность по изучению особенностей выращивания культурных насаждений: - подготовка почвы; - знакомство с моделью трудового процесса; - посадка; - установка на светлое место; - полив; - оформление огорода на окне; - наблюдение за первыми всходами и дальнейшим развитием; - знакомство с моделью строения растения; Наблюдения :" Растут ли наши растения?" Продолжат учить детей замечать изменения в росте и развитии растений.; - отражение результата в художественно - творческой деятельности; - чтение детской литературы про овощи; - отгадывание загадок про овощи; - дидактические игры: «Что сначала, а что потом?», «Собери из частей целое», «Чудесный мешочек» и др. Работа с родителями • беседы с родителями: «Для чего нужен «огород на окне»? • помощь родителей в оформлении «мини – огорода»; • Предложить родителям продолжать работу по ознакомлению с овощами с мая по август. Памятка для родителей «Лук от всех недуг»; . 3. Заключительный Содержание деятельности воспитателя и детей: • анализ полученных результатов; • презентация проекта «Огород на окне». Работа с детьми 1. «Земля – какая она». Цель: выявить свойства земли (имеет вес, черного цвета, сыпучая); «Семена растений отличаются друг от друга» Цель: выявить внешние отличия луковиц лука и чеснока друг от друга. 2. Посадка овощных культур. «Вода и растения» Цель: Выявить насколько вода необходима для роста растений 3. Отгадывание загадок про овощи и фрукты. 4. Чтение стихотворения С. В. Михалкова «Овощи» 5. Беседа "Овощи, фрукты, полезные продукты" Цель: научить детей выбирать продукты, полезные для здоровья, вызвать стремление к здоровому питанию. 6. Совместный с детьми уход за рассадой: полив, рыхление. 7. Лепка «Овощи: огурцы и помидоры» Цель: учить передавать форму овощей, развивать речь. 8. Сюжетно-ролевая игра «Овощной магазин» Цель: закрепить знания детей об обобщающем понятии «магазин», а также знания об овощах и фруктах. 9. Д/И «Найди по описанию» Цель: развивать память, внимание; формировать умение при отгадывании не перебивать товарищей, не выкрикивать, внимательно выслушивать педагога. 10.Д/И «Четвертый лишний» Цель: развивать умение классифицировать предметы по существенному признаку. Цель: учить детей согласовывать действия с текстом игры; закреплять названия овощей. Используется метод беседы. Материал. Карточки с изображением овощей, садово-огородного инвентаря, природных явлений. Игровой персонаж – пугало, от имени которого педагог задаёт вопросы детям. -Покажи и назови овощи. Какие из них ты любишь? -Какие не любишь, почему? -Как ты думаешь, овощи полезны для человека? Почему? -Хочешь ли ты сам вырастить овощи? -Как ты думаешь, что тебе для этого потребуется? Выложи карточки. -Какой водой и как нужно поливать овощи? -Как ты думаешь, а сами овощи любят витамины (подкормку)? -Что может произойти с овощными растениями, если не ухаживать за ними? По реализации проекта были получены следующие результаты: 1. Дети познакомились с дикорастущими и культурными растениями. 2.У детей формируется интерес к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях. 3. в результате практической и опытнической деятельности дети получили необходимые условия для роста растений.. 4. Наблюдения за растениями были зафиксированы в дневнике наблюдений 5. Родители приняли активное участие в проекте" Огород на окне". ЗАГАДКИ ПРО ОВОЩИ Круглое, румяное, Я расту на ветке. Любят меня взрослые И малые детки. (Яблоко) Бусы красные висят Из кустов на нас глядят. Очень любят бусы эти Дети, птицы и медведи. (Малина) Длинноножка хвалится – Я ли не красавица, В сама – то косточка, Да красненькая косточка. (Вишня) Он большой, как мяч футбольный, Если спелый - все довольны. Так приятен он на вкус! Что это за шар? (Арбуз) Золотистый и полезный, Витаминный, хотя, резкий. Горький вкус имеет он Обжигает… не лимон. (Лук) Внизу красно, вверху зелено, В землю вросло. (Свекла) Маленький и горький, луков брат. (Чеснок) Фиолетовый кафтан Носит овощ … (Баклажан)На грядочке зелёные, А в баночке солёные. (Огурцы) Дом зеленый тесноват: Узкий длинный, гладкий. В доме рядышком сидят Круглые ребятки. Осенью пришла беда - Треснул домик гладкий, Поскакали кто куда Круглые ребятки. (Горох) Это вовсе не игрушка - Ароматная… (Петрушка) Над землей трава, Под землей бордовая голова. (Свекла) В огороде хоть росла, Знает ноты соль и фа. (Фасоль) Маленький и горький, луку - брат. (Чеснок) Само с кулачок, красный бочок, Потрогаешь - гладко, откусишь - сладко. (Яблоко) В огороде – жёлтый мяч. Только не бежит он вскачь. Он как полная луна, Вкусные в нём семена. (Тыква) В зелёной палатке Колобки спят сладко. Много круглых крошек. Что это? (Горошек) Круглый бок, желтый бок, Сидит на грядке колобок. Врос в землю крепко. Что же это? (Репка) Красна девица сидит в темнице, А коса на улице. (Морковь) В земле сидит дед, Во сто шуб одет. Кто его раздевает, Тот слёзы проливает. (Лук) На стебле зелёный крюк, А на нём висит сундук. В сундуке восемь ребят Молча рядышком сидят. (Горох) Сто одежек - Все без застежек. (Капуста) Уродилась я на славу, Голова бела, кудрява. Кто любит щи - Меня в них ищи. (Капуста) Она прячется от солнца Под кустом в глубокой норке, Бурая – не мишка, В норке - но не мышка. (Картошка) Запеканки, драники, Оладьи и пюре, Зразы и вареники, Печёнки в кожуре, И отличную окрошку Можно сделать из... (Картошки) За кудрявый хохолок Лису из норки поволок. На ощупь - очень гладкая, На вкус - как сахар сладкая. (Морковь) Как на нашей грядке Выросли загадки Сочные да крупные, Вот такие круглые. Летом зеленеют, К осени краснеют. (Помидоры) С.Михалков « ОВОЩИ» Хозяйка однажды с базара пришла, Хозяйка с базара дой принесла: Картошку, Капусту, Морковку, Горох, Петрушку и свеклу. Ох!... Вот овощи спор завели на столе - Кто лучше, вкусней и нужней на земле: Картошка? Капуста? Морковка? Горох? Петрушка иль свекла? Ох!... Хозяйка тем временем ножик взяла И ножиком этим крошить начала: Картошку, Капусту, Морковку, Горох, Петрушку и свеклу. Ох!... Накрытые крышкою, в душном горшке Кипели, кипели в крутом кипятке: Картошка, Капуста, Морковка, Горох, Петрушка и свекла. Ох!... И суп овощной оказался не плох! Ожидаемые результаты: По реализации проекта «Огород на окне» будут получены следующие результаты: 1. Дети получат знания о том, что растения живые, их поливали, сажали, выращивали из семян. 2. С помощью исследовательской работы дети выявили многообразие и разнообразие посевного материала. 3. В группе был создан огород на окне. 4. Дети вели наблюдения за растениями на окне и записывали в дневник наблюдений вместе с воспитателем. 5. Дети принимали участие в практической деятельности по выращиванию культурно – огородных растений на окне. 6. Дети научились, и стали более уважительно относиться к труду. 7. Все участники проекта (дети, воспитатель, и родители) получили положительные эмоции от полученных результатов.) |