Методическая разработка занятия «Ограниченность возможностей. Выбор»

0
0
Материал опубликован 26 January 2022

Ограниченность возможностей. Выбор.



I. Организационный момент. Проверка готовности к уроку.

Каким бы вы хотели видеть сегодня урок экономики?

Открывается запись на доске:

УРОК:

интересный

познавательный

развивающий

плодотворный

Поясните каждое понятие.

Чтобы получился урок таким, недостаточно действий одного учителя, необходима и ваша помощь. Какими должны быть на уроке ученики?

Запись на доске:

УЧЕНИКИ:

активные

думающие

работоспособные

внимательные

аккуратные

дисциплинированные

Сможете стать такими? В конце урока мы проанализируем, получился ли он таким, каким мы его хотели видеть.

II. Экономическая разминка. Отгадайте анаграммы.

РЫРЕСУС – РЕСУРСЫ

Что такое ресурсы? (Все необходимое для создания экономических благ.)

С какими видами ресурсов вы познакомились? (1. Природные – все виды природных богатств, которые использует человек в своей хозяйственной деятельности. 2. Экономические – т.е. созданные трудом человека. 3. Трудовые – все здоровые люди, обладающие знаниями, умениями и способностям к труду; к ним не относят детей и пенсионеров.)

Приведите примеры каждого вида ресурсов.

ТОТПИЕРБНО – ПОТРЕБНОСТИ

Что такое потребности? (Все, что необходимо человеку для жизни, все желания человека.)

Может человек удовлетворить все свои потребности? (Нет, потребностей у человека всегда больше, чем возможностей их удовлетворить.)

Сколько бы у нас ни было денег, нам все равно их не хватит, чтобы купить все, что мы захотим. Даже если сегодня вы получили все, что хотели, то завтра вы захотите что-то еще. Как только исполняется одно желание, тут же возникает другое. Давайте вспомним еще одно важное понятие. Предлагаю вам ситуацию: 3 человека у доски записывают экономические понятия, с которыми мы познакомились на прошлом уроке.

(У доски лежит только один кусочек мела.)

Вам не хватило мела. Какая проблема возникла? (Недостаток мела.)

Почему не все наши гости сидят за партами? (Не хватило парт.)

Какая проблема возникла? (Ограниченности ресурсов.) На доску вывешивается табличка: ОГРАНИЧЕННОСТЬ РЕСУРСОВ

Всё в мире имеет свой предел, всё ограничено. Также ограничены и ресурсы: природные, экономические, трудовые. С какими ситуациями ограниченности ресурсов вы сталкивались в школе, в классе, дома?

Хотели помыть столы 5 человек, а тряпочка оказалась всего одна.

Хотели порисовать на доске, а мела не хватило всем.

На уроке нужно было раскрасить фигуру красным цветом, а карандаша красного не нашли.

На каких уроках чаще всего возни кают такие ситуации?

Да, почти на всех: то карандаш сломался, то ручка не пишет, то нет бумаги определенного цвета и т.д. Это ограниченность каких ресурсов? (Экономических. Ресурсов всегда недостаточно для удовлетворения всех потребностей.)

III. Новое.

Чтобы определить тему нашего урока, я предлагаю вам следующую ситуацию. Мама вам дала на карманные расходы 15 руб. Вы после школы зашли в киоск и увидели, что там продается: шоколад, наклейки, чипсы, мороженое, книга, тетрадь, карандаш.

- Что бы вы купили? Почему?

Хотелось бы купить всё?

Почему не можете купить всё? (Ограничены деньги, экономические ресурсы.)

С какой проблемой вы столкнулись? Что вам придется сделать? (Столкнулись с проблемой выбора.)

Тема нашего урока «Выбор».

Сегодня мы познакомимся с проблемой выбора, ведь в жизни с ней часто приходится сталкиваться. Каждый делает свой выбор, потому что у нас разные желания и возможности. Мы выбираем всё время, иногда даже не отдавая себе в этом отчета.

И всякий раз оцениваем, что для нас лучше – то или это, и что мы при этом теряем или отдаем взамен. Например, занимаясь сейчас экономикой и приобретая полезные знания, вы теряете возможность погулять в это время на улице и отдохнуть; играя и получая удовольствие от игры, вы теряете возможность помочь маме и заслужить ее похвалу; поступая в музыкальную школу, вы теряете возможность учиться в художественной или спортивной. Как только вы выбираете что-то одно, вы тотчас же теряете возможность получить что-то другое. Правильно ли вы делаете свой выбор, больше ли приобретаете, чем теряете? Как сделать правильный выбор, как бороться с ограниченностью? Это очень важная проблема, которую и помогает решать наука экономика.

На уроке мы столкнемся с ситуацией, в которой придется сделать выбор. И даже будет возможность оценить, верный ли выбор вы сделали. Вспомните, сегодня вам уже приходилось делать выбор? (Что съесть на завтрак, что надеть и т.д.)

Всегда ли делать выбор легко? (Нет, так как приходится от чего то отказываться.)

Что такое выбор?

Запишите в тетради:

Выбор – удовлетворение одних потребностей и отказ от других.

Выбирая, нам приходится от чего-то отказываться. Всё в жизни имеет свою цену, и выбор тоже. Человек получает одно, отказавшись от другого. То, от чего человек отказался, будет ценой выбора. Например:

1. В буфете я хотела купить пирожное. Долго думала, трубочку или глазированное. Выбрала трубочку, отказалась от глазированного. Выбор – трубочка. Цена выбора – глазированное пирожное.

2. В воскресенье вечером я выбирала: или дочитать книгу, или посмотреть комедию по телевизору. Я решила почитать книгу, отказавшись от фильма. Выбор – книга. Цена выбора – фильм.

Каждый делает выбор по-своему. Какой выбор сделаете вы?

Ситуации.

Ученики у доски озвучивают ситуацию, предложенную на карточке.

1. Прозвенел звонок с урока. Перемена длится 15 минут. За это время тебе хотелось бы выпить в буфете стакан чаю с булочкой, да еще и побегать по школьному коридору. Но время ограничено.

2. Ты хорошо закончил четверть. Родители решили порадовать тебя. Предложили сходить в кино на интересный фильм или в кафе «Мороженое».

Вопросы:

Какой выбор ты сделаешь?

От чего придется отказаться?

Что будет ценой выбора?

Что такое выбор?

Что такое цена выбора?

Следующее задание для всего класса.

На парты раздаются листочки: на одной стороне изображена конфета, на другой – карандаш. Нужно раскрасить, вырезать и приклеить в тетрадь что-то одно. Учащиеся выполняют задание. В конце урока – проверка и обсуждение, какой вариант дети выбрали, верный ли сделали выбор.

Проблема выбора возникает не только из-за недостатка каких-то благ, но и из-за недостатка времени. Бывало ли, что и на улице хочется поиграть, и уроки нужно сделать, и дома помочь, и книжку почитать, и в кружок сходить, но времени на все не хватает?

Остановить время или увеличить количество часов в сутках нельзя. Но все вы, наверное, замечали, что один успевает сделать многое, а про другого говорят, что у него «время между пальцами протекает». Как вы думаете, почему?

Некоторые люди теряют время понапрасну. Например, как герой произведения Е. Шварца «Сказка о потерянном времени».

Чтение отрывка из сказки Е. Шварца «Сказка о потерянном времени».

Жил-был мальчик по имени Петя Зубов. Учился он в третьем классе четырнадцатой школы и всё время отставал и по русскому письменному, и по арифметике, и даже по пению. – Успею! – говорил он в конце первой четверти. – Во второй вас всех догоню. А приходила вторая – он надеялся на третью. Так он опаздывал да отставал, отставал да опаздывал и не тужил. Всё «успею» да «успею».

Что же случилось с этим мальчиком? (Он превратился в старика.)

Почему? (Человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет.)

Сказка закончилась благополучно, но в жизни всё бывает намного сложнее. Как вы экономите свое время?

Чтобы бороться с ограниченностью времени, люди научились правильно распределять его: придумали распорядок дня, расписание, режимы и многое другое, что позволяет им с большей пользой использовать время. А сколько разных механизмов, инструментов и машин изобретено людьми, чтобы сберечь свое время! Всем известный герой медвежонок Винни-Пух тоже решил экономить время и составил режим дня (на доске):

11:00 – 12:00 – подъем

12:00 – 13:00 – обед

13:00 – 15:00 – сон

15:00 – 16:00 – полдник

16:00 – 17:00 – игры с Пяточком

17:00 – 18:00 – игры с осликом Иа

18:00 – 19:00 – ужин

19:00 – 22:00 – поход в гости

22:00 – 23:00 – второй ужин

23:00 – 01:00 – просмотр телевизора

01:00 – 11:00 – сон

Винни-Пух точно выполнял этот режим, но времени ему все равно не хватало. Как вы думаете, почему?

В этом режиме нет по-настоящему интересных и полезных занятий. Измените этот режим дня так, чтобы он был насыщенным и полезным. Это будет ваше домашнее задание. Нам осталось проверить, получился ли урок таким, каким мы хотели его видеть. (Оценка урока детьми.)

На этом урок можно было бы и закончить, но я обещала, что вы узнаете, правильный ли вы сделали выбор. Встаньте, ученики, которые выбрали карандаш и отказались от конфеты. За активную работу на уроке я дарю вам карандаши. Кто отказался от карандаша и выбрал конфету? Вам в подарок конфеты.

Получили ли вы удовольствие от выбора?

Какова цена вашего выбора?

Нашим гостям я тоже предлагаю сделать выбор: конфеты шоколадные или карамель?

Учитель угощает гостей.

Всем желаю как можно чаще делать верный выбор.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.