Методическая разработка занятия «Ограниченность возможностей. Выбор»
Ограниченность возможностей. Выбор.
I. Организационный момент. Проверка готовности к уроку.
– Каким бы вы хотели видеть сегодня урок экономики?
Открывается запись на доске:
УРОК:
интересный
познавательный
развивающий
плодотворный
– Поясните каждое понятие.
– Чтобы получился урок таким, недостаточно действий одного учителя, необходима и ваша помощь. Какими должны быть на уроке ученики?
Запись на доске:
УЧЕНИКИ:
активные
думающие
работоспособные
внимательные
аккуратные
дисциплинированные
– Сможете стать такими? В конце урока мы проанализируем, получился ли он таким, каким мы его хотели видеть.
II. Экономическая разминка. Отгадайте анаграммы.
РЫРЕСУС – РЕСУРСЫ
– Что такое ресурсы? (Все необходимое для создания экономических благ.)
– С какими видами ресурсов вы познакомились? (1. Природные – все виды природных богатств, которые использует человек в своей хозяйственной деятельности. 2. Экономические – т.е. созданные трудом человека. 3. Трудовые – все здоровые люди, обладающие знаниями, умениями и способностям к труду; к ним не относят детей и пенсионеров.)
– Приведите примеры каждого вида ресурсов.
ТОТПИЕРБНО – ПОТРЕБНОСТИ
– Что такое потребности? (Все, что необходимо человеку для жизни, все желания человека.)
– Может человек удовлетворить все свои потребности? (Нет, потребностей у человека всегда больше, чем возможностей их удовлетворить.)
– Сколько бы у нас ни было денег, нам все равно их не хватит, чтобы купить все, что мы захотим. Даже если сегодня вы получили все, что хотели, то завтра вы захотите что-то еще. Как только исполняется одно желание, тут же возникает другое. Давайте вспомним еще одно важное понятие. Предлагаю вам ситуацию: 3 человека у доски записывают экономические понятия, с которыми мы познакомились на прошлом уроке.
(У доски лежит только один кусочек мела.)
– Вам не хватило мела. Какая проблема возникла? (Недостаток мела.)
– Почему не все наши гости сидят за партами? (Не хватило парт.)
– Какая проблема возникла? (Ограниченности ресурсов.) На доску вывешивается табличка: ОГРАНИЧЕННОСТЬ РЕСУРСОВ
– Всё в мире имеет свой предел, всё ограничено. Также ограничены и ресурсы: природные, экономические, трудовые. С какими ситуациями ограниченности ресурсов вы сталкивались в школе, в классе, дома?
Хотели помыть столы 5 человек, а тряпочка оказалась всего одна.
Хотели порисовать на доске, а мела не хватило всем.
На уроке нужно было раскрасить фигуру красным цветом, а карандаша красного не нашли.
– На каких уроках чаще всего возни кают такие ситуации?
– Да, почти на всех: то карандаш сломался, то ручка не пишет, то нет бумаги определенного цвета и т.д. Это ограниченность каких ресурсов? (Экономических. Ресурсов всегда недостаточно для удовлетворения всех потребностей.)
III. Новое.
– Чтобы определить тему нашего урока, я предлагаю вам следующую ситуацию. Мама вам дала на карманные расходы 15 руб. Вы после школы зашли в киоск и увидели, что там продается: шоколад, наклейки, чипсы, мороженое, книга, тетрадь, карандаш.
- Что бы вы купили? Почему?
– Хотелось бы купить всё?
– Почему не можете купить всё? (Ограничены деньги, экономические ресурсы.)
– С какой проблемой вы столкнулись? Что вам придется сделать? (Столкнулись с проблемой выбора.)
– Тема нашего урока «Выбор».
Сегодня мы познакомимся с проблемой выбора, ведь в жизни с ней часто приходится сталкиваться. Каждый делает свой выбор, потому что у нас разные желания и возможности. Мы выбираем всё время, иногда даже не отдавая себе в этом отчета.
И всякий раз оцениваем, что для нас лучше – то или это, и что мы при этом теряем или отдаем взамен. Например, занимаясь сейчас экономикой и приобретая полезные знания, вы теряете возможность погулять в это время на улице и отдохнуть; играя и получая удовольствие от игры, вы теряете возможность помочь маме и заслужить ее похвалу; поступая в музыкальную школу, вы теряете возможность учиться в художественной или спортивной. Как только вы выбираете что-то одно, вы тотчас же теряете возможность получить что-то другое. Правильно ли вы делаете свой выбор, больше ли приобретаете, чем теряете? Как сделать правильный выбор, как бороться с ограниченностью? Это очень важная проблема, которую и помогает решать наука экономика.
На уроке мы столкнемся с ситуацией, в которой придется сделать выбор. И даже будет возможность оценить, верный ли выбор вы сделали. Вспомните, сегодня вам уже приходилось делать выбор? (Что съесть на завтрак, что надеть и т.д.)
– Всегда ли делать выбор легко? (Нет, так как приходится от чего то отказываться.)
– Что такое выбор?
– Запишите в тетради:
Выбор – удовлетворение одних потребностей и отказ от других.
Выбирая, нам приходится от чего-то отказываться. Всё в жизни имеет свою цену, и выбор тоже. Человек получает одно, отказавшись от другого. То, от чего человек отказался, будет ценой выбора. Например:
1. В буфете я хотела купить пирожное. Долго думала, трубочку или глазированное. Выбрала трубочку, отказалась от глазированного. Выбор – трубочка. Цена выбора – глазированное пирожное.
2. В воскресенье вечером я выбирала: или дочитать книгу, или посмотреть комедию по телевизору. Я решила почитать книгу, отказавшись от фильма. Выбор – книга. Цена выбора – фильм.
– Каждый делает выбор по-своему. Какой выбор сделаете вы?
Ситуации.
Ученики у доски озвучивают ситуацию, предложенную на карточке.
1. Прозвенел звонок с урока. Перемена длится 15 минут. За это время тебе хотелось бы выпить в буфете стакан чаю с булочкой, да еще и побегать по школьному коридору. Но время ограничено.
2. Ты хорошо закончил четверть. Родители решили порадовать тебя. Предложили сходить в кино на интересный фильм или в кафе «Мороженое».
Вопросы:
– Какой выбор ты сделаешь?
– От чего придется отказаться?
– Что будет ценой выбора?
– Что такое выбор?
– Что такое цена выбора?
Следующее задание для всего класса.
На парты раздаются листочки: на одной стороне изображена конфета, на другой – карандаш. Нужно раскрасить, вырезать и приклеить в тетрадь что-то одно. Учащиеся выполняют задание. В конце урока – проверка и обсуждение, какой вариант дети выбрали, верный ли сделали выбор.
– Проблема выбора возникает не только из-за недостатка каких-то благ, но и из-за недостатка времени. Бывало ли, что и на улице хочется поиграть, и уроки нужно сделать, и дома помочь, и книжку почитать, и в кружок сходить, но времени на все не хватает?
– Остановить время или увеличить количество часов в сутках нельзя. Но все вы, наверное, замечали, что один успевает сделать многое, а про другого говорят, что у него «время между пальцами протекает». Как вы думаете, почему?
– Некоторые люди теряют время понапрасну. Например, как герой произведения Е. Шварца «Сказка о потерянном времени».
Чтение отрывка из сказки Е. Шварца «Сказка о потерянном времени».
Жил-был мальчик по имени Петя Зубов. Учился он в третьем классе четырнадцатой школы и всё время отставал и по русскому письменному, и по арифметике, и даже по пению. – Успею! – говорил он в конце первой четверти. – Во второй вас всех догоню. А приходила вторая – он надеялся на третью. Так он опаздывал да отставал, отставал да опаздывал и не тужил. Всё «успею» да «успею».
– Что же случилось с этим мальчиком? (Он превратился в старика.)
– Почему? (Человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет.)
– Сказка закончилась благополучно, но в жизни всё бывает намного сложнее. Как вы экономите свое время?
– Чтобы бороться с ограниченностью времени, люди научились правильно распределять его: придумали распорядок дня, расписание, режимы и многое другое, что позволяет им с большей пользой использовать время. А сколько разных механизмов, инструментов и машин изобретено людьми, чтобы сберечь свое время! Всем известный герой медвежонок Винни-Пух тоже решил экономить время и составил режим дня (на доске):
11:00 – 12:00 – подъем
12:00 – 13:00 – обед
13:00 – 15:00 – сон
15:00 – 16:00 – полдник
16:00 – 17:00 – игры с Пяточком
17:00 – 18:00 – игры с осликом Иа
18:00 – 19:00 – ужин
19:00 – 22:00 – поход в гости
22:00 – 23:00 – второй ужин
23:00 – 01:00 – просмотр телевизора
01:00 – 11:00 – сон
– Винни-Пух точно выполнял этот режим, но времени ему все равно не хватало. Как вы думаете, почему?
– В этом режиме нет по-настоящему интересных и полезных занятий. Измените этот режим дня так, чтобы он был насыщенным и полезным. Это будет ваше домашнее задание. Нам осталось проверить, получился ли урок таким, каким мы хотели его видеть. (Оценка урока детьми.)
– На этом урок можно было бы и закончить, но я обещала, что вы узнаете, правильный ли вы сделали выбор. Встаньте, ученики, которые выбрали карандаш и отказались от конфеты. За активную работу на уроке я дарю вам карандаши. Кто отказался от карандаша и выбрал конфету? Вам в подарок конфеты.
– Получили ли вы удовольствие от выбора?
– Какова цена вашего выбора?
– Нашим гостям я тоже предлагаю сделать выбор: конфеты шоколадные или карамель?
Учитель угощает гостей.
– Всем желаю как можно чаще делать верный выбор.