Методическая разработка занятия «Лидерство»

0
0
Материал опубликован 23 October 2018 в группе

Методическая разработка занятия

Лидерство

Майкова Карина Владимировна

методист МБОУДО «Центр развития творчества детей и юношества

«Созвездие» г. Калуги

Аннотация

В настоящее время в стране все актуальнее становится проблема активизации детского общественного движения. Особое значение в связи с этим имеют молодые люди, выполняющих роль лидера. Многие современные подростки осознают необходимость развития в себе лидерских качеств и организаторских способностей, но не совсем понимают, как именно этого можно достигнуть. Решению этой проблемы служат занятия подготовки юных лидеров, помощников педагогов, организаторов детского движения. Методическая разработка будет интересна заместителям директора по воспитательной работе, старшим вожатым, педагогам-организаторам, педагогам дополнительного образования, а также учителям, интересующимся организацией общественного детского движения.

Пояснительная записка

Проблема создания, развития и успешной деятельности детских общественных объединений не может быть положительно решена при отсутствии подготовленных вожаков детского движения. Необходима грамотная, систематическая работа с будущими лидерами: целенаправленно скомплектованный и подготовленный актив сможет в дальнейшем стать резервом организаторов детских общественных объединений, вожатых пришкольных и стационарных лагерей. Умение вести за собой, работать в коллективе, креативные качества личности помогут ребятам быть конкурентно способными в жизни.

В мае 2018 года была произведена диагностика актива школьных детских организаций, которая позволила в процессе заполнения теста Рокича оценить сформированность ценностных ориентиров. Анализ данного тестирования показал, что наиболее важными были признаны следующие ценности:

Верные друзья

Здоровье

Любовь

Свобода

Развитие

Интересная работа

Общественное признание.

Хочется отметить, что данные ценности были выбраны из 20 предложенных. На первое место 42 % участников тестирования поставили ценность «Верные друзья». Можно сделать вывод, что совместная деятельность в общественной детской организации укрепляет дружбу между детьми. А ценностные ориентиры, выбранные детьми, отвечают цели программе объединения: способствовать формированию творческой, гуманной личности с активной лидерской позицией, умеющей реализовать свои способности в коллективе в процессе организации досуговой деятельности.

Представленное занятие является частью вводного курса, ориентирует детей и подростков на дальнейшее расширение и конкретизацию темы лидерства. Обучающиеся получают представление о качествах, необходимых лидеру, определяют свои сильные и слабые стороны, намечают путь саморазвития.

Цель занятия: развитие социальной активности подростков, ориентирование их на активную организаторскую деятельность.

Задачи:

- дать необходимые знания по тематике занятия;

- развить качества личности необходимые лидеру;

- сформировать умение работать сплоченно в команде, прислушиваться к мнению других, принимать решение.

- воспитать чувство коллективизма, добропорядочного отношения к членам группы.

Категория участников: группа 12 -15 человек 10-13 лет.

Материально-техническое обеспечение:

1) столы и стулья для каждой команды;

2) видео техника;

3) канцтовары: ручки, листы белые (А 4);

4) раздаточный материал: тесты, упражнения на каждого участника.

Ход занятия

Занятие состоит из двух блоков: теоретического (10 мин.), практического (35 мин.).

Теоретический блок. (Приложение 1)

Данный блок включает в себя теоретический материал, представленный в форме беседы с использованием презентации. Материал раскрывает следующие понятия:

Практический блок. (Приложение 2)

  1. Лидер - человек, имеющий высокий авторитет среди коллег, друзей, товарищей и других в силу своих личностных, духовных, организаторских, профессиональных и иных качеств, выделяющих его среди остальных людей.

    Лидерство - способность влиять на других людей таким образом, чтобы они работали на достижение целей деятельности.

    Самые важные лидерские качества: компетентность, ответственность, активность, инициативность, общительность, сообразительность, настойчивость, самообладание, способность управлять, работоспособность, творческий подход к деятельности, самостоятельность, организованность, актерские данные.

    Типы лидерства (по направленности деятельности, по отношению к общественным нормам, по сфере деятельности, по характеру деятельности, по функциям, реализуемым лидером).

    Четыре основных стиля лидерства (по А. Н. Лутошкину).

Включает в себя диагностику индивидуальных лидерских качеств, упражнения, игры на выявления лидеров, на выявление способности организовать себя, методику самооценки лидерских способностей. С этой целью на данном этапе группа разбивается на команды, равные по количеству участников. Каждая команда выбирает себе название. Проведение игр предполагает одновременное начало выполнения заданий командами. Выигравшей считается та, которая быстрее и точнее выполнит задание.

Педагог предлагает условия: «Сейчас команды будут выполнять задания после того, как я скомандую «Начали!».

Первое задание. «Сейчас каждая команда должна сказать хором какое-нибудь одно слово. «Начали!».

Для выполнения первого задания необходимо всем членам команды как-то договориться. Именно эти функции берёт на себя человек, стремящийся к лидерству.

Второе задание. «Сейчас первая, вторая и т.д. команды быстро встанет. «Начали!».

При выполнении второго задания педагог быстро и четко дает команду для того, чтобы члены группы не успели ничего обсудить, но постарались дружно выполнить.

Третье задание. «Сейчас все команды летят в космическом корабле на Марс, но для того, чтобы полететь, нам нужно как можно быстрее организовать экипажи. В экипаж входят: капитан, штурман, пассажиры и «заяц». Итак, кто быстрее?!»

Обычно в третьем задании функции организатора опять же берёт на себя лидер, но распределение ролей часто происходит таким образом, что лидер выбирает себе роль «зайца». Это можно объяснить его желанием передать ответственность командира на плечи кого-нибудь другого.

Задание четвёртое. «Мы прилетели на Марс, и нам нужно как-нибудь разместиться в марсианской гостинице, а в ней только трёхместный номер, два двухместных номера и один одноместный. Вам необходимо как можно быстрее распределиться, кто в каком номере будет жить. «Начали!».

В четвертом задании у группы только 2 пары ножниц. С их помощью необходимо вырезать 20 снежинок. Кто – то из детей должен взять на себя роль лидера – организатора.

Задание пятое. «Необходимо сделать марсианам подарки. Заодно расскажем о нашей зиме. Необходимо вырезать 20 снежинок. «Начали!».

Пятое задание показывает расстановку в группе. Кто-то должен расставить всех так, как считает нужным.

Проведя эту игру, вы можете увидеть наличие и состав микрогрупп в вашем коллективе. Одноместные номера обычно достаются либо скрытым, невыявленным лидерам, либо «отверженным». Предложенное количество номеров и комнат в них составлено для команды, состоящей из 8 участников. Если в команде больше или меньше участников, то определите количество номеров и комнат сами, но с тем условием, чтобы были трёхместные, двухместные и один одноместный номер.

В заключении педагог подводит итоги: ребятам предлагается заполнить таблицу ранжирования самых важных лидерских качеств (приложение 3), которые они выбирают, ориентируясь на себя, а также проводит рефлексию по итогам выбранных качеств.

Список литературы

Горелов И.Н. Умеете ли вы общаться? М., 1991.

Игра – обучение, тренинг, досуг/под редакцией Петрусинского// В 4 книгах. – М.: Новая школа, 1994

Лучина Т., Солошенко И. Организация работы по формированию коммуникативной культуры подростков./Воспитание школьников/ №2, 2006 – с.20-23

Кадзасов А.В., Медведев Н.А., Суслов П.А., Финажина С.Ю. Свети всегда! В помощь активу детской организации – Калужский областной комитет РСМ. – Калуга, 2000.

Смекалова Е.М.. Школа лидерства. Методические рекомендации. - М.: Творческий центр, 2006.

Тимонин А.И., Тимонина Л.И. Школа лидера. – Нижний Новгород: Педагогические технологии, 2008.

Приложение 1

Лидером дано стать тому, кто осознал свою миссию и

готов жертвовать собой ради коллектива,

из которого вышел.

Ким У. Джунг

Лидер - человек, имеющий высокий авторитет среди коллег, друзей, товарищей и других в силу своих личностных, духовных, организаторских, профессиональных и иных качеств, выделяющих его среди остальных людей.

Лидерство - способность влиять на других людей таким образом, чтобы они работали на достижение целей деятельности.

Приведем перечень самых важных лидерских качеств:

Компетентность - знание того дела, в котором человек проявляет себя как лидер.

Ответственность - необходимость, обязанность отвечать за свои поступки, сильно развитое чувство долга.

Активность - умение действовать энергично, напористо;

Инициативность - творческое проявление активности, выдвижение идей, предложений.

Общительность - открытость для других, готовность общаться, потребность иметь контакты с людьми.

Сообразительность - способность доходить до сущности явлений, видеть их причины и следствия, определять главное.

Настойчивость - проявление силы воли, упорства, умение доводить дело до конца.

Самообладание - способность контролировать свои чувства, свое поведение в сложных ситуациях.

Способность управлять собой - способность в полной мере использовать свое время и энергию, умение преодолевать трудности, заботиться о накоплении сил.

Работоспособность - выносливость, способность выполнять напряженную работу.

Творческий подход к деятельности - поиск нестандартных подходов к решению управленческих проблем. Умение генерировать идеи. Стремление к нововведениям.

Наблюдательность - умение видеть, подмечать главное и детали.

Самостоятельность - независимость в суждениях, личная инициатива, решительность в поступках, умение брать ответственность на себя.

Организованность - способность планировать свою деятельность, проявлять последовательность, собранность.

Воспитанность - знание правил этикета, норм морали, умение вести себя в различных ситуациях.

Актерские данные.

Типы лидерства

Лидер может быть формальным, то есть на него официально возложены коллективом определенные полномочия, выбранный на должность человек; и неформальным, то есть ведущим за собой в силу личных особенностей и убеждений без официального назначения или выбора на роль лидера.

По направленности деятельности лидер может быть созидателем, действующим в интересах дела, в интересах организации и всех ее членов, которых он ведет за собой, и разрушителем - дезорганизатором, действующим в своих личных интересах, на первом плане е него не дело и люди, а собственное эгоистическое желание показать себя, используя для этого дело и окружающих, зачастую во вред делу и людям.

По отношению к общественным нормам лидер может быть социальным лидером, деятельность которого протекает в рамках морали и права, и асоциальным, организующим группу на нарушение правовых и моральных норм.

По сфере деятельности лидер может быть деловым, решающим стоящие перед группой задачи и эмоциональным, действующим в основном в сфере межличностного общения.

По характеру деятельности лидер может быть универсальным, то есть проявляющим лидерские качества в любой обстановке, - и ситуативным, эффективно действующим только в определенной деятельности или ситуации.

По функциям, реализуемым лидером, он может быть вдохновителем, инициатором - выделяется в деятельности на этапе выдвижения идей, в поиске новых сфер деятельности; организатором, в этом случае он умело организует деятельность; эрудитом, умельцем - выделяется как наиболее подготовленный в определенном виде деятельности; генератором эмоционального настроя.

А. Н. Лутошкин выделил четыре основных стиля лидерства:

«Разящие стрелы». Лидер единолично принимает решение, настойчиво добивается его выполнения. И летят его приказы, указания, требования к участникам дела. Он торопится, так как задач много и все их надо выполнить. Рядом другие люди, их тоже можно включить в дело. Но он то ли не доверят им, то ли считает, что самому действовать надежнее - если промахнешься, то и отвечать только за себя.

«Плывущий плот». Он плывет по течению. Его-то вынесет на середину, и он горделиво покачивается у всех на виду, то занесет в тихую заводь, и он стоит спокойно и ждет порыва ветра, чтобы плыть дальше.

«Снующий челнок». Бывает порой трудно действовать там, где люди не могут договориться между собой, отказываются работать вместе. Вот и мечется он от одного к другому, пытаясь примирить их, сам не вступая в конфликт. А это бывает нелегко: приходится выкручиваться, приспосабливаться, уговаривать. Он стремится к компромиссу на любой основе, лишь бы приглушить конфликт и остаться удобным для всех.

«Возвращающийся бумеранг». Прежде чем принять важное решение, пускает свое предложение, свой вариант плана дела по кругу. Не секрет, что один человек имеет меньше шансов найти правильный ответ и больше шансов сделать ошибку, чем целый коллектив. Выслушав мнения участников, он принимает решение и начинает действовать. Однако не забывает советоваться и в процессе работы, обсуждая итоги, оценивая вклад каждого в общее дело.

Приложение 2

Лидер ли ты?

(Методика самооценки лидерских качеств)

Инструкция: если ты полностью согласен с приведенным утверждением, то рядом с номером вопроса поставь цифру «4»; если скорее согласен, чем не согласен - «3»; если трудно сказать - «2»; скорее не согласен, чем согласен - «1»; полностью не согласен - «О».

Не теряюсь и не сдаюсь в трудных ситуациях.

Мои действия направлены на достижение понятной мне цели.

Я знаю, как преодолевать трудности.

Люблю искать и пробовать.

Я легко могу убедить в чем-либо моих товарищей.

Я знаю, как вовлечь моих товарищей в общее дело.

Мне не трудно добиться того, чтобы все хорошо работали.

Все знакомые относятся ко мне хорошо.

Я умею распределять свои силы в учебе и труде.

Я могу четко ответить на вопрос, чего хочу от жизни.

Я хорошо планирую свое время и работу.

Я легко увлекаюсь новым делом.

Мне легко установить нормальные отношения с товарищами.

Организуя товарищей, стараюсь заинтересовать их.

Ни один человек не является для меня загадкой.

Считаю важным, чтобы те, кого я организую, были дружными.

Если у меня плохое настроение, я могу не показывать это окружающим.

Для меня важно достижение цели.

Я регулярно оцениваю свою работу и свои успехи.

Я готов рисковать, чтобы испытать новое.

Первое впечатление, которое я произвожу, обычно хорошее.

У меня всегда все получается.

Хорошо чувствую настроение своих товарищей.

Я умею поднимать настроение в группе своих товарищей.

Я могу заставить себя утром делать зарядку, даже если мне этого не хочется.

Я обычно достигаю того, к чему стремлюсь.

Не существует проблемы, которую я не могу решить.

Принимая решения, перебираю различные варианты.

Я умею заставить любого человека делать то, что я считаю нужным.

Умею правильно подобрать людей для организации какого-либо дела.

В отношениях с людьми я достигаю взаимопонимания.

Стремлюсь к тому, чтобы меня понимали.

Если в моей работе встречаются трудности, то я не опускаю руки.

Я никогда не испытываю чувства неуверенности в себе.

Я стремлюсь решать все проблемы поэтапно, не сразу.

Я никогда не поступал так, как другие.

Нет человека, который устоял бы перед моим обаянием.

При организации дел я учитываю мнение товарищей.

Я нахожу выход в сложных ситуациях.

Считаю, что товарищи, делая общее дело, должны доверять друг другу.

Никто и никогда не испортит мне настроения.

Мне не интересно заниматься однообразным, рутинным делом.

Мои идей охотно воспринимаются моими товарищами.

Я умею контролировать работу моих товарищей.

Я умею находить общий язык с людьми.

Мне легко удается сплотить моих товарищей вокруг какого-нибудь дела.

Ключ

Сосчитай сумму баллов по каждой строке:

1) Умение управлять собой (№ вопроса, 1, 9, 17, 25, 33).

2) Осознание цели (знаю что хочу) (№ 2, 10, 18, 26, 42).

Умение решать проблемы (№ 3, 11, 19, 35, 43),

Наличие творческого подхода (№ 4, 12, 20, 28, 44).

Влияние на окружающих (№ 5, 13, 21, 37, 45).

Знание правил организаторской работы (№ 6, 14, 30, 38, 46).

Организаторские способности (№ 7, 23, 31, 39, 47).

Умение работать с группой (№; 16, 24, 32, 40, 48).

Шкала искренности (№> 8, 15, 22, 27, 29, 34, 36, 41).

Интерпретация: если сумма в каждой строке 1-9, меньше 10 - качество

развито слабо, его нужно совершенствовать; если больше 10 - качество развито средне; от 15 и более - развито сильно. По шкале искренности: если сумма больше 10 - тест недействителен.

Приложение 3

Задание: размести по степени важности.

п/п

Важные лидерские качества

по степени важности

 

Ответственность

 

 

Активность

 

 

Инициативность

 

 

Общительность

 

 

Сообразительность

 

 

Настойчивость

 

 

Самообладание

 

 

Способность управлять собой

 

 

Работоспособность

 

 

Творческий подход к деятельности

 

 

Наблюдательность

 

 

Самостоятельность

 

 

Организованность

 

 

Воспитанность

 

 

Актерские данные.

 

 

Компетентность

 
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.