Методическая разработка тренингового занятия на тему: «Моя профессия, мой выбор»

11
0
Материал опубликован 19 January 2017 в группе
 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ТРЕНИНГОВОГО ЗАНЯТИЯ

НА ТЕМУ:

«МОЯ ПРОФЕССИЯ, МОЙ ВЫБОР»

АВТОР: кандидат педагогических наук, педагог-психолог высшей квалификационной категории

ГОНЧАРОВА ОЛЕСЯ ЛЕОНИДОВНА

Чтобы люди находили счастье в своей

работе необходимы три условия:

работа должна быть им по силам,

она не должна быть изнуряющей,

и ей должен сопутствовать успех.

Дж. Рескин

СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Цели занятия:

ориентация учащихся в мире профессий;

формирование позитивного отношения к выбору профессии.

Задачи занятия:

сформировать необходимые знания по тематике занятия;

выявить склонности, интересы, профессиональную направленность;

сформировать ориентацию на успешность в профессиональной деятельности;

сформировать позитивные ценности и установки относительно своего профессионального будущего;

сформировать умения применять полученные знания для самореализации в личностном и профессиональном плане;

способствовать развитию рефлексии.

Форма проведения занятия: групповая (12-15 чел.).

Целевая группа: учащиеся 8, 9, 10, 11 классов.

Приемы и методы работы: упражнения, мини-лекция по тематике занятия, презентация, психодиагностика, рефлексивная технология.

Необходимое оборудование: тренинговое пространство, стулья (по количеству участников), столы, бейджики, ручки, писчая бумага, раздаточный материал.

Материально-техническое оснащение занятия: компьютер, мультимедийный проектор.

Время проведения занятия: 1 час 30 минут.

Ход занятия

Упражнение «Давай, знакомиться!» (автор О.Л. Гончарова)

Цель: знакомство друг с другом, снятие напряжения, сплочение группы.

Инструкция: «Сейчас нам всем нужно познакомиться друг с другом. Наше знакомство будет организовано так: каждый из вас должен назвать свое имя, а затем – любую профессию, которая вам нравится. Знакомство начинает ведущий. Пока все представляются ведущий на бейджиках пишет имя и профессию».

Время проведения: 10 минут.

Мини-лекция «Из истории профессий».

Цель: формирование знаний по тематике занятия.

Профе́ссия (лат. professio – от profiteor – объявляю своим делом) – род трудовой деятельности человека, владеющего комплексом теоретических знаний и навыков, приобретённых в ходе специальной подготовки.

Как таковых профессий в доисторические времена (до начала создания оседлых поселений) не было. Люди занимались то охотой, то собирательством, и кочевали с места на место. Материально-технические условия для развития разделения труда отсутствовали.

Первые профессии начали появляться ещё в доцивилизационную эпоху, когда человек начал создавать оседлые поселения, заниматься сельским хозяйством, овладел гончарным и кузнечным делом. Один и тот же человек ввиду ограниченности своих сил не мог одновременно лепить горшки, выковывать металлические инструменты и заниматься выращиванием пищи, поэтому начал развиваться товарный обмен.

Новый виток развития профессионального деления людей возник с появлением централизованного государства. Правителям требовались воины для охраны своих владений и управляющие для управления ими. Так начали формироваться военные и управленческие профессии. Человечество окончательно встало на путь профессионального разделения труда.

С началом индустриализации появилось множество новых профессий, связанных с разработкой и обслуживанием машин: инженеры, рабочие на заводах, машинисты и т. п. Из-за возросших потребностей цивилизации в новых видах и больших количествах ресурсов также расширились списки добывающих профессий: появились шахтёры, нефтяники и др.

С развитием автоматизации потребность в тяжёлом ручном труде начала падать. Если раньше рабочие работали по 14-16 часов в сутки лишь для того, чтобы прокормить семью, то теперь они могут работать по 9 часов, а в самых развитых странах люди могут работать 3-4 дня в неделю или вообще жить на пособие. У людей появилось больше свободного времени, которое они начали тратить на потребление информации, поэтому в ответ на спрос появилось предложение  – начали развиваться средства массовой информации: телевидение, радио, а в конце XX века – и интернет. Также, несмотря на автоматизацию, по-прежнему осталась необходимость в людях, которые будут создавать новые средства автоматизированного производства: учёных и инженерах. А массовая компьютеризация потребовала больших количеств людей, способных обслуживать компьютеры и создавать и поддерживать их программное обеспечение. Так возник целый пласт профессий информационных работников, то есть работников, чья деятельность связана с переработкой и производством информации: программистов, учёных, инженеров и т. п.; благодаря СМИ получили сильное развитие творческие профессии: актеры, музыканты, художники, писатели и др. Таким образом, большое значение в профессиональном развитии теперь имеют не механические навыки, как в предыдущую, индустриальную, эпоху, а знания и творческое мышление. (По материалу ВИКИПЕДИЯ - СВОБОДНАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ)

Презентация "Мир профессий"

Время проведения: 10 минут.

Диагностика профессиональной направленности личности

Методика «Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО)

Е.А. Климова

Инструкция: «Предположим, что после соответствующего обучения Вы сможете выполнять любую работу. Но если бы Вам пришлось выбирать только из двух возможностей, что бы Вы предпочли? В каждой из 20 пар выберите только одну возможность».

1 а

Ухаживать за животными

или

1 б

Обслуживать машины, приборы

2 а

Помогать больным людям

или

2 б

Составлять таблицы, схемы, программы для вычислительных машин

3 а

Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, открыток

или

3 б

Следить за состоянием, развитием растений

4 а

Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл и т.п.)

или

4 б

Доводить товары до потребителя, рекламировать, продавать

5 а

Обслуживать научно-популярные книги, статьи

или

5 б

Обсуждать художественные книги, (или пьесы, концерты)

6 а

Выращивать молодняк (животных какой-нибудь породы)

или

6 б

Тренировать товарищей в выполнении каких-либо действий

7 а

Копировать рисунки, изображения

(или настраивать музыкальные инструменты)

 

инструменты

или

7 б

Управлять каким-либо транспортом

8 а

Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения

или

8 б

Художественно оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке концертов)

9 а

Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику, жилище и т.п.)

или

9 б

Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках

10 а

Лечить животных

или

10 б

Выполнять вычисления, расчеты

11 а

Выводить новые сорта растений

или

11 б

Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины, дома, одежда, продукты питания и т.п.)

12 а

Разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, разъяснять

или

12 б

Разбираться в чертежах, схемах, таблицах

13 а

Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности

или

13 б

Изучать простейшие организмы под микроскопом

14 а

Налаживать медицинское оборудование

или

14 б

Оказывать людям медицинскую помощь

15 а

Составлять точные описания наблюдаемых явлений, событий

или

15 б

Художественно описывать события (наблюдаемые или воображаемые)

16 а

Делать лабораторные анализы в больнице

или

16 б

Принимать, осматривать больных, беседовать с ними

17 а

Красить или расписывать стены помещения, изделия

или

17 б

Строить здания, машины, приборы

18 а

Организовывать походы в театр, экскурсии в музеи

или

18 б

Играть на сцене, принимать участие в концертах

19 а

Изготавливать по чертежам детали, изделия (машины, одежды и т.п.)

или

19 б

Делать чертежи, карты

20 а

Вести борьбу с болезнями растений

или

20 б

Работать на компьютере

Обработка и интерпретация результатов

1

2

3

4

5

1 а

1 б

2 а

2 б

3 а

3 б

4 а

4 б

5 а

5 б

6 а

 

6 б

 

7 а

 

7 б

8 а

 

8 б

 

9 а

 

9 б

 

10 а

   

10 б

 

11 а

11 б

12 а

12 б

13 а

13 б

14 а

14 б

15 а

15 б

16 а

 

16 б

 

17 а

 

17 б

18 а

 

18 б

 

19 а

 

19 б

 

20 а

   

20 б

 

Подсчитайте количество знаков «+» в каждом из пяти столбцов. Каждый из пяти столбцов соответствует определенному типу профессий. Нужно выбрать тот тип профессий, который получил максимальное количество знаков «+». Название типов профессий по столбцам:

«ЧЕЛОВЕК-ПРИРОДА» – все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством;

«ЧЕЛОВЕК-ТЕХНИКА» – все технические профессии;

«ЧЕЛОВЕК-ЧЕЛОВЕК» – все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением;

«ЧЕЛОВЕК-ЗНАК» – все профессии, связанные с расчетами, цифровыми и буквенными знаками, в том числе музыкальные специальности;

«ЧЕЛОВЕК-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ» – все творческие специальности.

Время проведения: 20 минут.

Методика Д. Голланда «Определение социальной направленности личности»

Инструкция: из двух профессий выберите одну, которая больше вам нравится.

1а Инженер-строитель 1б Инженер-конструктор
2а Портной 2б Санитарный врач
3а Повар 3б Наборщик в типографии
4а Фотограф 4б Зав. магазином

5а Чертежник 5б Дизайнер

6а Философ 6б Психиатр

7а Ученый-химик 7б Бухгалтер

8а Редактор научного журнала 8б Адвокат

9а Лингвист 9б Переводчик худ. литературы

10а Педиатр 10б Статистик

11а Организатор воспитательной работы 11б Председатель профсоюза

12а Спортивный врач 12б Журналист

13а Нотариус 13б Снабженец

14а Оператор ЭВМ 14б Карикатурист

15а Политический деятель 15б Писатель

16а Садовник 16б Метеоролог

17а Водитель 17б Медсестра (медбрат)

18а Инженер-электрик 18б Секретарь

19а Прораб 19б Художник по металлу

20а Биолог 20б Главный врач

21а Телеоператор 21б Режиссер

22а Гидролог 22б Ревизор

23а Зоолог 23б Фермер

24а Математик 24б Архитектор

25а Работник детской комнаты милиции 25б Счетовод

26а Учитель 26б Командир дружинников

27а Воспитатель 27б Художник по керамике

28а Экономист 28б Зав. отделом

29а Корректор 29б Критик

30а Завхоз 30б Дирижер

31а Радиоинженер 31б Специалист в обл. ядер. физики

32а Агроном 32б Председатель сельзхозкоопер.

33а Закройщик-модельер 33б Декоратор

34а Археолог 34б Эксперт

35а Работник музея 35б Консультант

36а Ученый 36б Актер

37а Логопед 37б Стенографист

38а Врач 38б Дипломат

39а Главный бухгалтер 39б Директор

40а Поэт 40б Психолог

41а Архивариус 41б Скульптор

42а Маляр 42б Телерепортер

Обработка и интерпретация результатов

За каждый ответ, соответствующий ключу начисляется 1 балл. Наибольшее число совпавших ответов по типу, соответствует этому типу.

Реалистический тип: 1а, 2а, 3а, 4а, 5а, 16а, 17а, 18а, 2la, 31а, 32а, 33а, 34а, 42а. Интеллектуальный тип: 1б, 6а, 7а, 8а, 9а, 16б, 20а, 22а, 23а, 24а, 31б, 35а, 36а, 37а.

Социальный тип: 2б, 6б, 10а, 11а, 12а, 17б, 20б, 25а, 26а, 27а, 34б, 35б, 38а, 40б. Конвенциальный тип: 3б, 7б, 10б,13а, 14а, 18б, 22б,25б, 28а, 29а, 33б, 37б, 39а, 41а.

Предприимчивый тип: 46, 86, 11б, 136,15а, 19а, 236, 26б, 286, 30а, 32б, 38б, 39б, 42б.

Артистичный тип: 5б, 9б, 12б,14б, 15б, 19б, 21б, 24б, 27б, 29б, 30б, 36б, 40а, 41б.

Реалистический тип. Несоциальный, ориентированный на настоящее, эмоционально стабильный, занимающийся конкретными объектами, отдает предпочтение занятиям, которые требуют моторной ловкости, конкретности. Развиты математические, невербальные способности. Рекомендуются следующие профессии: механик, электрик, инженер, агроном и т.п.

Интеллектуальный тип. Не социален, аналитичен, рационален, независим, оригинален, Преобладают теоретические ценности, любит решать задачи, требующие абстрактного мышления. Гармонично развиты вербальные и невербальные способности. Предпочитает научные профессии: биолог, астроном, математик, физик.

Социальный тип. Обладает социальными умениями, нуждается в контактах. Черты его характера: стремление поучать и воспитывать, психологический настрой на человека, гуманность, женственность. Представитель данного типа старается держаться в стороне от интеллектуальных проблем, активен, но часто зависим от мнения группы. Проблемы решает опираясь на эмоции, чувства, умение общаться. Обладает хорошими вербальными способностями. Рекомендуемые занятия: обучение и лечение (учитель, врач, психолог).

Конвенциальный тип. Предпочитает четко структурированную деятельность. Характер стереотипный, конкретный, практический. Не проявляет критичность, оригинальность; консервативен, зависим, ригиден. Организаторские способности развиты слабо, преобладают математические. Предпочтительны профессии, связанные с канцелярией и расчетом.

Предприимчивый тип. Избирает цели, достижение которых требует энергии, энтузиазма, импульсивности; любит приключения. Доминантен, любит признание, любит руководить. Ему не нравится практический труд, а также не по душе занятия, требующие интеллектуальных усилий, усидчивости. Хорошо решает задачи, связанные с руководством, статусом и властью; агрессивен, предприимчив, обладает хорошими вербальными способностями. Предпочтительны следующие виды деятельности: артистическая, журналистская, телеоператорская, административная, дипломатическая.

Артистический тип. Опирается на эмоции, воображение, интуицию, имеет сложные взгляды на жизнь. Независим в решениях, оригинален. Высоко развиты моторные и вербальные способности. Для представителей данного типа характерен высокий жизненный идеал с утверждением своего «Я». Не социален – в том смысле, что не придерживается общественных условностей. Предпочитает творческие занятия: музыка, рисование, литературное творчество.

Время проведения: 25 минут.

Упражнение «Как я вижу свое профессиональное будущее» (автор О.Л. Гончарова)

Цель: ориентация на успешность в профессиональной деятельности, установка позитивных ценностей относительно своего профессионального будущего.

Инструкция: «Закройте глаза и представьте, что вы перенеслись на несколько лет вперед. Вы уже получили образование, устроились на ту работу, которую хотели, и завтра ваш первый рабочий день. Опишите как вы планируете отработать ваш первый рабочий день. Поделитесь этим со всеми».

Время проведения: 15 минут.

Рефлексивная технология «Солнце и туча» (автор О.Л. Гончарова)

Цель: подведение итогов занятия, рефлексия.

Инструкция: « Если вам понравилось занятие нарисуйте солнце и напишите, чем вам понравилось занятие, если занятие вам не понравилось нарисуйте тучу и напишите, почему вам не понравилось занятие».

Подведение итогов. Анализ проведенного занятия. Рефлексия (обратная связь).

Время проведения: 10 минут.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Павлова Т.Л. Профориентация старшеклассников: диагностика и развитие профессиональной зрелости. М.: ТЦ Сфера, 2005. – 128 с.

2. Пряжников Н.С. Профориентация в школе и колледже: игры, упражнения, опросники: 8-11 классы, ПТУ и колледж. М.: ВАКО, 2008. – 288 с.

3. Фадеева Е.И., Ясюкевич М.В. Выбирая профессию, выбираем образ жизни. Учебно-методическое пособие. – М.: ЦГЛ, 2004. – 96 с.

 
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.