Охрана природы родного края
Открыть способ … Вовлечь учащихся в образовательную (коммуникативную, исследовательскую, проектную, рефлексивно – оценочную, организационно – деятельностную, нравственно – оценочную и т.п.) ситуацию … Овладеть теоретическим знанием в области … и способами его прикладного использования | Создать условия для ознакомления о особо охраняемыми территориями Нижегородской области. |
Обобщенные цели учебного занятия - планируемые результаты | |||||||
Цель Уровень | Базовый («обучающийся научится») | Повышенный («обучающийся получит возможность научиться») | |||||
Цель – предмет (предметный результат) | Обучающиеся научатся отличать заповедники, заказники и памятники природы, находить и показывать их на карте. | Обучающиеся получат возможность научиться использовать географические знания в повседневной жизни. | |||||
Цель – способ (метапредметный результат) | Обучающиеся научатся самостоятельно ставить цель и задачу, планировать ее реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение, извлекать информацию из различных источников знаний, вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение и передачу. | Обучающиеся получат возможность научиться устанавливать строить логическую цепь рассуждений, доказательств, сравнений, моделировать географические явления и ситуации. | |||||
Цель – ценность (личностный результат) | Обучающиеся убедятся в том, что к процессу обучения необходимо ответственное отношение, убедятся в важности умения ясно, грамотно излагать свои мысли, аргументированно доказывать свою точку зрения. | Обучающиеся получат возможность для формирования умения взаимодействовать с одноклассниками, работать в малых группах с выполнением различных социальных ролей, получат возможность научиться достигать положительного результата в учебной деятельности, формировать чувства успеха. | |||||
Исходное состояние обучающихся: |
| | |||||
| Формы оценки планируемых результатов | Предметный результат | Метапредметный результат | Личностный результат | | ||
| Решение проблемных ситуаций | Составление таблицы | Объективная самооценка | | |||
| Комментарии учителя к учебному занятию или уроку | | | | |
Учебно – информационное и техническое обеспечение учебного занятия | ||||||
Учебно – информационное обеспечение | Основная литература | Дополнительная литература | Интернет – ресурсы | ЭОРы | | |
В.В. Николина География. Природа и люди 6 класс | Настенная карта Нижегородской области, атласы и контурные карты по Нижегородской области | http://gorodn.tv/priroda-nizhny-novgorod.html?start=30 | Собственная презентация к уроку | | ||
Техническое обеспечение | Мультимедийный проектор, экран, ПК, наличие локальной сети с выходом в Интернет | |
Сценарий проведения учебного занятия | |||||||||||
Этап урока или другой формы УВП | Подэтап урока или другой формы УВП | Действия учителя (педагога) | Действия обучающихся (примерные версии ответов) | ||||||||
1. Мотивационно ориентировочный | 1.1. Вхождение в контакт | Приветствие. Проверка присутствующих, готовность к уроку. Наличие атласов, контурных карт, отмечает отсутствующих. | Готовность к учебной деятельности, к восприятию материала, к деловому сотрудничеству. | ||||||||
1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся | Контроль усвоенного на предыдущем уроке Тест по теме «Природные зоны Нижегородской области» (Слайд 1) Предлагаю обменяться листочками с соседом по парте для проверки задания. (Правильные ответы на слайде 2) | Дети отвечают, ответы записывают на листочках Проверяют работу своего соседа по парте, находят ошибки и ставят оценку. | |||||||||
1.3. Создание проблемной ситуации | Что нам даёт природа? Беседа с учащимися (Слайд 3) Объясните, к каким изменениям в природе может привести деятельность человека и что нужно сделать чтобы сохранить природу. (Слайд 4 «Загрязнение природы») | Отвечают на вопросы учителя: Мы постоянно дышим, пользуемся пресной питьевой водой, недра Земли дают нам полезные ископаемые, человек занимается различными видами промысла – занимается охотой, рыболовством, собирает лекарственные растения, грибы, ягоды. Человек является частью природы, и жить без неё просто не может. Природа не безгранична. На протяжении многих десятков лет люди исчерпали многие недра, уничтожили леса, отходами промышленных предприятий загрязняют природу. Нужно охранять природу, правильно в ней вести. | |||||||||
2. Операционно – исполнительский | 2.1. Целеполагание и планирование | Сегодня мы поговорим о красоте природы нашего края и подумаем о том, что может сделать каждый из нас, чтобы сохранить красоту и богатства нашей малой Родины. Подводит учащихся к формулировке темы и основополагающей идеи урока. Видео «Природа», муз сопровождение, стихи о природе. | В ходе беседы, определяют тему, цель и задачи дальнейшей учебной деятельности Заранее подготовленные дети читают стихи | ||||||||
2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации | (Слайд 5 «Охрана природы Нижегородской области») Сегодня на уроке мы узнаем, как в нашей Нижегородской области охраняют природу, и какие созданы охраняемые природные комплексы. На территории Нижегородской области в настоящее время создан 1 заповедник – Керженский, 18 заказников и более 300 памятников природы. Дома вы должны были подготовить информацию к уроку. Вопросы учащимся: -Что означает слово «заповедник»? -Что запрещается делать в заповеднике? (Слайд 6 «Керженский заповедник») Чем заповедники отличаются от заказников? (Слайд 7 «Пустынский заказник») (Слайд 8 «Ичалковский заказник») Зачем создаются памятники природы? (Слайд 9 «Озеро Светлояр») | ЗАПОВЕДНИКИ – территории, на которых охраняются все виды животных, растений, их посещение возможно при наличии специального разрешения. Разводить костры, засорять мусором или бытовыми отходами, шуметь или кричать, вести отстрел животных или производить сбор лекарственных растений категорически запрещено. С целью охраны отдельных видов растений и животных на территории нашей области созданы 18 заказников. (ЗАКАЗНИКИ – территории, на которых охраняются отдельные виды животных или растений, их можно посещать. Запрещается разводить костры, засорять мусором или бытовыми отходами, шуметь, кричать, отстреливать животных, взятых под охрану, или собирать охраняемые растения). ПАМЯТНИКИ ПРИРОДЫ – категория природных объектов, взятых под охрану государством или местными органами власти. К ним относятся необычные деревья, исторически ценные деревья, объекты, связанные с важнейшими историческими событиями, жизнью замечательных людей или известные из произведений искусства и литературы, водопады, озёра, родники, участки рек, пещеры, скалы, валуны, интересные геологические обнажения, болота, и места обитания редких видов животных, парки, аллеи, рощи. | |||||||||
2.3. Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа | (Слайд 10 «Красная книга Нижегородской области») 28 мая 2004 издана Красная книга Нижегородской области, в которую включены Редкие и исчезающие виды животных и растений, находящиеся под охраной государства. Из карты «Особо охраняемые территории Нижегородской области» атласов выпишите редких и исчезающих видов растений и животных (делятся на 4 группы) | Работают в группах с картой «Особо охраняемые территории Нижегородской области», заполняют таблицу:
Каждая группа, заполнив таблицу по одному, отчитывается перед классом. | |||||||||
2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий | «Рыбе — вода, птице — воздух, зверю — лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу — значит охранять родину». На контурные карты Нижегородской области нанести примеры особо охраняемых территорий. | Дети работают на контурных картах, условными знаками наносят примеры: Квадрат- заповедник Овал-заказник Треугольник-памятник природы | |||||||||
3. Рефлексивно – оценочный | 3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий | «Многие из нас любуются природой, но не многие принимают ее к сердцу, — писал М. М. Пришвин, — и даже тем, кто к сердцу принимает, не часто удается так сойтись с природой, чтобы почувствовать в ней свою собственную душу». Учитель: «…почувствовать свою душу…» Смогли ли мы приблизится к этой цели, узнаем, ответив на вопросы. (Слайд 11 «Ответим на вопросы») Консультирует учащихся по ходу выполнения работы, наблюдает за ходом работы Демонстрирует правильные ответы. (Слайд12) | Отвечают на вопросы, Учащиеся проводится взаимопроверку, Заполняют оценочные листы за работу на уроке. | ||||||||
3.2. Ситуация оценки образовательных результатов | Подведение итогов урока с фиксацией уровня выполненных работ. Напоминает тему урока. Предлагает учащимся сформулировать ответы на вопросы: -Что нового вы узнали на уроке? -Для чего нам нужны знания по данной теме? -Где мы можем применить полученные знания? Дает оценку деятельности учащихся на уроке, выставляет отметки. Предлагает учащимся оценить урок (Смайлики) | Отмечают успехи и неудачи. Делятся личными впечатлениями о ходе занятия. Выясняют, достигли ли цели, поставленной в начале урока Учащиеся сдают оценочные листы, на которых делают отметку об оценке урока (Смайлики). |