Окружающий мир как основная платформа формирования экологических знаний обучающихся в начальной школе
ГБОУ ЛНР «Распасеевский УВК"
Выступление на заседании методического объединения учителей начальных классов
на тему:
«Учебный курс «Окружающий мир» как основная платформа для формирования и развития экологических знаний обучающихся в начальной школе»
Подготовила
учитель начальных классов:
Пустынник Юлия Александровна
Троицкое,
2024
В современном динамично развивающемся и быстро изменяющемся обществе с расширением зоны влияния новых информационных технологий на науку и жизнь человека возникла проблема – воспитание экологически грамотного и знающего реалии человека. Чтобы стать образованной, грамотной и культурной личностью в будущем, ребенок должен развиваться разносторонне: как часть природы, как член семьи, как гражданин, и в целом, как житель планеты Земля. Основной целью формирования и развития экологических знаний и воспитания обучающихся является формирование непосредственно экологически культурной личности, которая подразумевает наличие у нее определенного уровня знаний и убеждений, подготовку к практической деятельности, которая согласуется с требованиями ответственного грамотного и бережного отношения к природе и окружающему миру.
Именно в начальной школе закладываются основы базовых экологических знаний. Развитие в таком контексте экологической культуры младших школьников особенно активно происходит на занятиях учебного курса «Окружающий мир». В нём объединились такие общеобразовательные области, как «Естествознание» и «Обществознание». Детям предоставляется в обобщенном виде культурный опыт человечества, система его отношений с природой и обществом. На этой основе у них формируется понимание общечеловеческих ценностей.
В данном контексте к общечеловеческим ценностям ФГОС относит экологические знания и культуру.
В чем же заключается смысл понятий «экологические знания» и «экологическая культура»? В широком смысле этих понятий – это способность обучающихся пользоваться своими экологическими знаниями и умениями в практической деятельности. Сущность их состоит во взаимодействии человека с окружающей его средой, который обеспечивает сохранение и преумножение природы и её богатств. Выражается оно в виде теоретических знаний и способов практической деятельности в окружающей среде и обществе в целом. Под развитием экологических знаний и культуры понимается развитие высокой культуры всех видов человеческой деятельности, которые могут быть связаны с познанием, преобразованием и освоением природы.
В основной образовательной программе начального общего образования соответствии с ФГОС определены приоритетные виды деятельности и формы занятий с обучающимися: знакомство с особенностями природы своей Родины; усвоение элементарных представлений о традициях и нормах экологической этики по отношению к природе России, об экологически грамотном взаимодействии человека с природой; получение первоначального опыта участия в природоохранной деятельности; проявление заботы о растениях и животных.
Чтобы младший школьник стал экологически образованной и культурной личностью, он должен иметь определенные экологические знания, как по основным учебным предметам так и по курсам внеурочной деятельности, то есть:
- иметь правильное определение и характеристику терминов и понятий, широко используемых в современной экологии: экология, биосфера, природопользование, природные ресурсы и т.д.;
- знать: организации, движения и общества, которые занимаются природоохранной деятельностью: Всемирный фонд дикой природы, Гринпис, Всероссийское общество охраны природы (ВООП), Международный союз охраны природы в России (МСОП) и др.;
- природу России и своего родного края, а именно: местные природные условия, природные особенности, реки и водоемы, ландшафты, климат, типичные растения, животные;
- уметь различать и определять охраняемые природные объекты и т.д.
Экологически образованная личность должна обладать экологическим мышлением, то есть уметь правильно анализировать и устанавливать причинно-следственные связи проблем и прогнозировать последствия человеческой деятельности.
Формирование таких умений можно начинать с простых вопросов: Что будет, если мы начнем рвать цветы и ловить бабочек? Почему в лесу нужно соблюдать тишину? и т.п. Такие проблемные ситуации помогают при переходе от простых уроков к практической деятельности.
Для наиболее лучшего запоминания учебного материала необходимо обращать внимание на наглядный материал (пособия, макеты, картины). С этой целью можно, а иногда и нужно организовывать на уроках игровую деятельность. Например, для развития интереса у младших школьников можно использовать игры - путешествия («Путешествие по моей Родине»), дидактические игры («Самый красивый уголок нашей страны», «Соблюдай правила в лесу», «Каким я вижу мир, в котором я живу?») и т.д. Важно проводить различные занимательные упражнения по темам. Это могут быть своеобразные загадки, ребусы, КВН, кроссворды, викторины, квесты и др. Вышеназванные виды творческой деятельности позволяют младшему школьнику преобразовывать образы окружающего его мира, повышают активность его на уроках.
Уроки - экскурсии, особенно экологические, играют важную роль на уроках курса «Окружающий мир» так как – это групповое посещение природных комплексов или учреждений культуры в образовательных целях. Они позволяют организовать с детьми интересную работу, которая не только расширяет кругозор обучающихся, но и развивает и воспитывает их.
Главным средством формирования и развития экологических знаний, на мой взгляд, считаются игры (дидактические игры, игры-путешествия, ролевые игры).
Среди нетрадиционных форм особое место занимают уроки – праздники, тематические уроки («Праздник леса», «Карнавал зверей», «Берегите природу» и др.), экологические недели, участие в различных природоохранных и экологических акциях. Такие мероприятия направлены на всестороннее развитие младших школьников, при этом они будут развивать их высокую активность на уроках, ответственность за бережное отношение к окружающей среде.
На уроках учебного курса «Окружающий мир» можно использовать сочинение как вид творческой деятельности и самостоятельное изложение обучающихся своих мыслей, чувств, суждений, с целью сообщить об этом другим. Например, сочинение «Письмо зеленому другу».
Таким образом, становится понятно, что средства для формирования и развития экологических знаний младших школьников разнообразны, и являются эффективными на уроках курса «Окружающий мир». Они учат детей творчески мыслить и оценивать свои действия, перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческих действий.
Экологическая обстановка и экологические проблемы, которые сейчас так остро стоят перед современным миром, ставят перед человечеством важную задачу – сохранить гармонию в природе и спасти её, научив будущее поколение заботиться о ней.
Актуальность данной проблемы, по моему мнению, состоит в том, что сейчас существует необходимость в условиях современных требований ФГОС НОО искать и подбирать новые, эффективные методы для формирования и развития у детей экологических знаний и понятий.
Психологические особенности детей младшего школьного возраста позволяют сделать процесс формирования и развития экологических знаний наиболее успешным, т.к. дети любознательны, восприимчивы, легко поддаются педагогическому влиянию, ярко и эмоционально откликаются на положительные раздражители.
Так как в начальной школе у обучающихся ведущей деятельностью является – учение, то урок наиболее полно способствует экологическому воспитанию младших школьников.
В заключение своего выступления хочу сделать следующий ряд выводов:
- экологическая обстановка в современном мире требует, чтобы процесс формирования экологических знаний начался как можно раньше, то есть уже с начальной школы;
- экологическое воспитание – одно из важнейших направлений в работе каждого образовательного заведения;
- для успешного процесса экологического воспитания необходима программа, которая в полной мере обеспечит организацию познавательной, творческой, практической деятельности обучающихся и даст понимания того, что в мире существуют определённые связи, что всё взаимосвязано и влияет друг на друга;
- на любом уроке в полной мере можно осуществить процесс формирования экологических знаний, важно учитывать возрастные особенности детей, а также необходимо подбирать методы и средства, которые в полной мере будут способствовать экологическому воспитанию.
Приложение № 1
Маршрутный лист урока
Предмет: Окружающий мир
Тема. Красота любимого села
Цели урока: показать на конкретных примерах красоту сельской жизни в старину и в наши дни.
Этапы урока | Содержание |
Организационный этап | |
Актуализация опорных знаний | А) На доске: КРАСОТА ЛЮБИМОГО СЕЛА - Что называют селом? - В каком населенном пункте мы живем? - Как называют жителей нашего села? Б) Работа с тетрадью - Какую заметку о нашем земляке вы нашли, который сделал доброе дело для нашего села? - Какое село вы нашли в нашей области? - Как называют населенный пункт, в котором есть крестьянское селение? (село) - Как называют жителей одного села? (односельчане) - Какую заметку вы нашли о жителе села? В) Тест - Вспомним отличие города от села. (1 ученик у доски) Проверка сигнальными карточками (правильный ответ -зеленый цвет, неправильный - красный). 1. Какой это населенный пункт? В нем немного улиц и высоких домов, мало магазинов? А) город Б) село 2. Что является признаком села? А) Большие многоэтажные дома Б) Много улиц, есть фабрики и заводы В) Мало улиц, есть ферма, скотный двор Г) По улицам движутся автобусы и троллейбусы. |
Усвоение новых знаний и способов действий. | Работа по теме с использованием учебника. - Что видите на фотографиях. -Почему вы решили? (Мало высоких домов, просёлочные дороги дороги, мало двигаются машины на дороге, простое освещение улиц вечером) - Назовите соседние сёло и те, которые вы знаете. (Дети повторяют вслух). - Где расположено наше село? - Что значит равнина? (Ровная, без высоких возвышений на земной поверхности) - Что значит холм? (Округлая возвышенность с пологими склонами). - Сравним ваши высказывания с выводом из учебника стр.9. - Как вы думаете, о чем говорят эти слова? Работа с электронным диском. - Как появились сёла? - Где строились сёла? (У рек, защищали от пожара, строили пожарные каланчи-высокие башни) - Как наше село получило свое название? |
Закрепление знаний и способов действий | Работа с учебником. стр.10 - Сравните изображения. (Село старинное и современное) - Назовите примеры сельской жизни в прошлом и настоящем. (Прошлое - серое здание, кони, карета, нет дороги; настоящее – цветное, машины, фонари, асфальтированная дорога, разметки на дороге, современные дома) - Аня и Ваня в каком времени находятся? Почему? (Одежда – фрак, цилиндр, платок-бант, пышное длинное платье, рукава фонариком, веер, шляпка) - Находясь в прошлом, на каком транспорте поедут наши герои? В настоящем? Рабочая тетрадь стр.8-9 |
Рефлексия | - Почему село словно человек? (Растет, развивается, становится лучше) - Что общего есть у села и человека? (День рождение, изменяется со временем, меняется архитектура) - Прочитаем вывод стр.11. - Что узнали интересного? - Какие цели мы ставили перед изучением нового материала? (Умение видеть села, видеть отличие сёл, находить информацию из учебника, запомнить название соседних сёл) - Достигли мы цели? - Что узнали о родном селе? - Оцените свою работу на уроке. Я очень хорошо работал. (зеленый кружок) Не очень. (желтый) Не работал. (красный) |
Приложение № 2
Маршрутный лист урока
Предмет: Окружающий мир
Тема. Природа в селе.
Цели урока: показать, что природа в селе – источник красоты, здоровья и хорошего настроения.
Этапы урока | Содержание |
Организационный этап | Здравствуйте, ребята! Вот и прозвенел звонок, начинается урок! |
Актуализация опорных знаний | - В каком селе мы живём? Какая река или пруд находится рядом у нас? -Какие достопримечательности (красивые места) в нашем селе вы знаете? - Что украшает наше село, кроме зданий, памятника? (деревья, цветы), как назвать их одним словом? (природа) -Значит, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? («О природе в селе») (на доске) - Какую цель мы перед собой поставим? Чему мы должны научиться? (научится называть достопримечательности родного села, связанные с природой; научится ценить природу родного края). |
Усвоение новых знаний и способов действий. | - Рассмотрите фотографии на доске. - Представьте, что вы оказались в этих городах. - Что вы можете сказать о первой фотографии? (много машин, грязные улицы, воздух тяжелый) - Что вы можете сказать о второй фотографии? (много людей, чистые улицы, много деревьев, воздух чище) - Какое настроение у вас, когда смотрите на эти фотографии? -Молодцы! Откройте пожалуйста учебник на странице 16. Рассмотрите фотографии и ответьте на вопрос: - Для чего нужна природа в селе? (природа в селе нужна для красоты, для того, чтобы воздух был чище, для того, чтобы жизнь там была лучше) - Продолжите предложение: «Природа в селе – источник…»? (красоты, здоровья, хорошего настроения) -Сейчас я предлагаю вам разгадать ребусы, и вы узнаете с какими словами мы сегодня познакомимся на уроке. (парк, улица, роща, сад) Молодцы! - И начнем наше путешествие с рощи. -Роща – это небольшой лиственный лес. -Сквер— небольшая общественная и озелененная территория в селе. -Парк — предназначенная для отдыха открытая озеленённая территория с аллеями и цветниками. - Переверните страницу в учебнике на 18. Давайте обсудим, что здесь изображено. - Посмотрите, как может быть красиво в селе, если люди очень постараются. - Что объединяет эти фотографии? (необычные зеленые украшения) - Расскажите, что именно на них изображено? (Клумбы, деревянная мельница, зеленая лошадь) - Посмотрите на доску, какие есть зеленые украшения в нашем селе. |
Закрепление знаний и способов действий | - Ребята, а сейчас мы проверим какие природные достопримечательности вы знаете? (памятник, парк, детская площадка, сад). - Откройте рабочую тетрадь на стр.8 №1. (раскрасить кружочки цветным карандашом любого цвета тех достопримечательностей, которые есть в нашем селе). Групповая работа. - Разделимся на группы, каждая будет выполнять задание на карточке. Вам необходимо будет дополнить природными объектами село на картинке, используя цветные карандаши. -Проверяем. Что вы нарисовали в вашем селе? -Молодцы! Вы отлично справились с заданием. Тогда вы с легкостью ответите на мой вопрос: -Что нужно делать, что бы наше село было чистым, красивым? (нельзя сорить, ломать, нужно сажать цветы, деревья) |
Рефлексия | - Что интересного узнали на уроке? - Что нужно обязательно запомнить? - Какое задание понравилось больше всего? - Что вызывало затруднение? - Все сегодня работали очень хорошо, умницы, но мне бы хотелось выделить… Вы были очень активными, молодцы! |
Приложение № 3
Маршрутный лист урока
Предмет: Окружающий мир
Тема. Что растёт в селе.
Цели урока: знакомство с растениями, которые наиболее часто используются для сельского озеленения, знакомство с отличительными особенностями хвойных и лиственных растений.
Этапы урока | Содержание |
Организационный этап | Здравствуйте, ребята. Мы продолжаем наше путешествие в стране Огородия. |
Актуализация опорных знаний | - Ребята давайте с вами вспомним, что такое природа? (Природа – это внешний мир, в котором мы живем, природа первична, она не может быть создана человеком и мы должны воспринимать ее как данность.) - Приведите примеры природы. (Деревья, кустарники, реки…) - На какие группы делится природа? (Живая и не живая) - Назовите признаки живой природы. (Рождение (размножение), дыхание, рост, питание, размножение, умирание (смерть)) - Назовите объекты живой природы. (Например: ель, лягушка, карась, ландыш, кактус, подосиновик, комар, роза) - Какие группы выделяют в живой природе? (растения и животные) - На какие группы делятся растения? (деревья, кустарники, травы) - В чём их отличие? 1) высотой ствола, у дерева 1 ствол и твердая древесина 2) кустарники имеют несколько стволов и более мягкую древесину 3) травы соответственно ствола не имеют у них стебель) - на какие группы делятся деревья? (хвойные и лиственные) - Ну а теперь ребята давайте поработаем в парах. У вас на столах лежат карточки с изображением деревьев. Подумайте, что необходимо с ними сделать? (разделить на группы) - Делите на группы. - Почему вы так разделили? - Назовите деревья, которые имеют иголки (хвою) видоизменённые листья. - Как назовём эту группу деревьев? (хвойные) - А теперь опишите существенные признаки лиственных пород деревьев. (Наличие листьев) - Где мы можем встретить эти деревья? (Например: в лесу, на улице…) - А в нашем селе растут хвойные и лиственные деревья? (да) - И какая же тема нашего сегодняшнего урока? (Что растет в селе). |
Усвоение новых знаний и способов действий. | Сегодня мы с вами продолжим говорить о природе в нашем селе и посмотрим, какие же растения в нем можно встретить. - Как вы думаете, почему не все растения можно сажать в селе? - Ребята, а вы видели, какие большие могут быть деревья? (многие растения быстро размножаются и вырастают высокими, при сильном ветре могут повредить провода) - А корни деревьев могут навредить селу? (некоторые растения могут испортить корнями дома и асфальт) - Как вы думаете, может ли нам помешать крона деревьев? (а некоторые растения имеют слишком густую крону, и затеняет все вокруг.) - А как вы думаете, зачем вообще в сёлах нужно высаживать растения? (Это необходимо для того что бы во первых - это эстетически красиво, во вторых – это помогает предотвращать шум и поглощать пыль, в третьих - растения очищают воздух, выделяя в атмосферу кислород) Ребята откройте учебники на странице 20-21. На этих страницах вы видите растения, которые часто сажают в селе, найдите среди них: - деревья - кустарники - Вспомните, чем отличаются дикорастущие и культурные растения? Среди деревьев есть лиственные и хвойные. Найдите их на рисунках. У лиственных деревьев листья в виде пластинок, а у хвойных – в виде иголок. (хвоинок) (лиственные – липа, рябина, тополь, черёмуха, хвойные – сосны и ели) - Хорошо вы все молодцы. - А теперь давайте разгадаем с вами загадки и узнаем, какие ещё растения могут встретиться в нашем селе! - Какие это растения? (это лиственные культурные растения) - Какие из них встречаются в нашем селе? (все эти растения встречаются в селе) - Хорошо молодцы! - Давайте продолжим. 1. Дерево спокойное, высокое да хвойное, Лапы вразлёт – зеленеет круглый год. (сосна) - Ребята, как вы думаете чем отличается ель от сосны? - А какие это деревья? (хвойные) - Какие из них вы встречали в селее? (ели) - Замечательно. - Ребята, а какие деревья и кустарники встречаются вам по дороге в школу? (ответы детей) |
Закрепление знаний и способов действий | - А теперь откройте рабочую тетрадь на странице 12, выполняем упражнение №1. Узнайте деревья и кустарники по веточкам. Впишите номера в кружочек. - Давайте проверим. - А теперь отметьте деревья и кустарники, которые растут у нас в селе. (закрасьте кружочки) - Давайте проверим. Какие из этих растений вы встречали в нашем селе? (все) - А теперь посмотрите на страницу 13 №2. На столах у вас лежат картинки с изображением веточек лиственного и хвойного дерева. (Даю время посмотреть, проанализировать наглядность) - Давайте сравним их. - Чем они похожи? (что у них общего) - Чем они различаются? - Зарисуйте эти веточки у себя в пустых ячейках. Дидактическая игра. Сейчас мы будем с вами распределять деревья на 2 группы. 1 группа – это те деревья, которые можно встретить в нашем селе, а 2 группа – это те деревья, которые нельзя встретить в нашем селе. - Будьте внимательны! - Вы готовы? (да) - Хорошо, начинаем. - Ель (1), пальма (2), клён (1), тополь (1), жасмин (1), баобаб (2), сосна (2), сирень (1), кедр (2), ива (2), липа (1), кипарис (2) |
Рефлексия | О чём же мы сегодня с вами беседовали на уроке? (о растениях нашего села) -Что нового узнали? (какие растения мы можем встретить в нашем селе) - Так зачем же растения высаживают в населённых пунктах? Похлопайте те ребята, которые думают, что они сегодня на уроке очень активно работали и поняли новый материал, а теперь потопайте те, кто не совсем активно работал. Самое главное - помните, какие растения растут в нашем селе, и не забывайте ухаживать за ними, ведь они часть природы! |
Список использованной литературы:
Барковская, О.М. Содержание, цель и задачи программы начального экологического воспитания [Текст] / О.М. Барковская. – М.: Изд-во «Просвещение», 2018. – 33 с.
Бобылева, Л.Д. Повышение эффективности экологического воспитания. [Текст] / Л.Д. Бобылева. – М.: Изд-во «Просвещение», 2008. – 217 с.
Виноградова, Н.Ф. Окружающий мир: рабочая программа: 1-4 классы [Текст] / Н.Ф. Виноградова. – М.: Вентана-Граф, 2022. – 36 с.
Волкова, В.И. Экологическое образование через уроки природоведения [Текст] / В.И. Волкова. – М.: Изд-во «Просвещение», 2020. – 213 с.
Волынчикова, Е.А. Деятельностный подход в формировании патриотизма и гражданственности у младших школьников [Текст] / Е.А. Волынчикова. – М.: Изд-во «Просвещение», 2008. – 325 с.
Симонова, Л.П. Экологическое образование в начальной школе [Текст] / Л.П. Симонова. – М.: Изд.центр «Академия», 2010. – 321 с.
Основная образовательная программа начального общего образования, 2021.