Статья «Организация проектной деятельности обучающихся в объединении «Школа экологических знаний»»
Муниципальное казённое учреждение
дополнительного образования
«Центр развития творчества детей и юношества»
Каменского муниципального района
Воронежской области
Организация проектной деятельности
обучающихся в объединении
«Школа экологических знаний»
Подготовила: педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории Гребенникова О.С.
Каменка 2017 г.
По мере развития общества экология все больше приобретает социальное значение. Она стала наукой, которая должна помочь людям выжить, сделать их среду обитания приемлемой для существования. К сожалению, общество осознало это, когда стали видны отрицательные последствия потребительского отношения людей к природе, когда состояние среды обитания уже отрицательно сказалось на здоровье огромного количества людей. От проблемы «организм – среда» экология подошла к проблеме «человек – природа». Современная экологическая ситуация в мире требует изменения поведения человека. Поэтому в нашей стране появился ряд официальных документов, в которых подчеркивается необходимость формирования экологического образования. Разработан проект «Национальная стратегия в области экологического образования РФ». В «Концепции устойчивого развития России» выделен раздел «Экологическое образование, экологизация общественного сознания». В нем особо подчеркивается важность формирования всеми доступными средствами экологического мировоззрения граждан России, в первую очередь детей.
Исходя из опыта своей работы, считаю, что в реализации перспективных педагогических технологий особое место занимает проектно-исследовательская деятельность. Такой подход позволяет перевести обучающихся из слушателей в активных участников процесса обучения. Исследовательское поведение – один из важнейших источников получения ребёнком представлений о мире. Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное.
Работая с детьми младшего школьного возраста, заметила, что они тянутся к природе, но при этом не задумываются, не осознают взаимодействие отдельно взятого организма со средой его обитания и функционирование экосистемы. Именно поэтому главной задачей экологического образования и воспитания обучающихся на современном этапе, считаю гармоничное духовно-нравственное развитие личности обучающихся, формирование экологической культуры обучающихся на основе приобщения к природе как общечеловеческой ценности, чтобы в будущем детям были свойственны такие качества как духовность, умение творить красоту, стремление делать добро, самостоятельность и познавательная активность.
Метод проектов помогает решать эту задачу. Он развивает свободную творческую личность ребенка, развивает познавательные способности, творческое воображение и мышление. Меня заинтересовал этот метод, так как он основан на взаимодействии педагога и ребенка, цель достигается практической деятельностью: дети учатся наблюдать, экспериментировать, любить и беречь природу. Проектная деятельность способствует саморазвитию каждого ребенка.
В программе объединения «Школа экологических знаний» запланирована и ведётся работа над проектами «Жалобная книга Воронежской области» и «Мусор Земле не к лицу" на 2 году обучения.
Дети по природе своей исследователи и с большим интересом участвуют в проектной деятельности. Успех исследования во многом зависит от его организации. Очень важно научить детей наблюдать, сравнивать, задавать вопросы и выработать желание найти ответы. А, значит, нужно читать дополнительную литературу, учиться ставить эксперименты, обсуждать результаты, прислушиваться к чужому мнению.
Выполняя исследовательские проекты учу детей чётко планировать свои действия, эффективно сотрудничать в группах, самостоятельно находить и анализировать информацию, получать и применять знания по различным отраслям, приобретать умения и навыки практической работы, опыт решения реальных задач.
Исследовательский проект предполагает организацию работы обучающихся в соответствии с определёнными этапами:
I. Мотивационный этап:
• определение темы;
• постановка цели и задач, определение источников информации;
• выбор критериев оценки;
II. Информационно-аналитический этап:
• сбор и уточнение информации;
• решение промежуточных задач;
• выполнение проекта;
• защита проекта;
III. Рефлексивный этап:
• анализ выполнения проекта;
В рамках работы над проектом, проводим природоохранные акции «Мы не хотим такого мира, где всё так серо и уныло!», «Цвети, Земля!», «Кормушка на окне», выпускаем газету «На всех одна планета по имени Земля», проводим конкурс плакатов «Сохраним эту землю голубой и зеленой», конкурс рисунков «Прикоснись к природе сердцем», изготовили буклеты «Край, где берёзы шумят, край, где цветут воронцу», «Берегите природу!», «Памятник природы «Серебряные ключи».
Результаты работы над проектом таковы:
сформировано осознанно-правильное отношение к объектам и явлениям природы;
появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;
получены практические знания по охране природы;
Обучающиеся научились экспериментировать, анализировать, делать выводы.
Использование проектной деятельности в экологическом образовании и воспитании даёт важное преимущество. Метод проектов – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться реальным практическим результатом, оформленным нужным образом. В проектной деятельности дети являются не пассивными объектами формирования экологических знаний, а активными добытчиками. Такие знания эмоционально окрашены, лично значимы для ребёнка, а значит, и отношение, формируемое на их основе, носит более осознанный характер, оно глубже, индивидуальнее. Ребёнок участвуя и, в определённых моментах, организуя деятельность по изучению природы, усваивает бережное отношение к ней, применяет его не только в учебной деятельности, но и в повседневной жизни.
Таким образом, организация проектно-исследовательской деятельности становится одним из определяющих факторов развития склонностей детей, способностей и интересов, делает современное обучение личностно-ориентированным, учитывающим индивидуальные особенности детей.
Дети приходят к нам в дополнительное образование, что бы чему-то научиться. Проектно-исследовательская деятельность в образовательном процессе позволяет достичь максимального эффекта. Роль преподавателя – помочь детям в этом.
Литература:
2. Павлова И. М. Применение компьютерных технологий в проектной деятельности школьников.//Информатика и образование. - 2010 г.
3. Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. Т.1. М.; НИИ школьных технологий, 2006 г.
Трефилова Раиса Поликарповна