12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Борох Марина Валерьевна23
Работаю в школе учителем начальных классов. Очень люблю свою профессию!
Россия, Московская обл., Балашиха
1

Статья на тему «Формирование экологической культуры учащихся начальной школы»

Борох Марина Валерьевна,

учитель начальных классов

МАОУ СОШ№26 Г.о. Балашиха

Формирование экологической культуры учащихся начальной школы.

Охрана природы – одна из важнейших обязанностей каждого жителя нашей страны. Вот почему формирование личности современного человека включает в себя воспитание в нем бережного отношения к природе. Этого можно добиться путем формирования у каждого человека экологической культуры. Понятие «экологическая культура» состоит из взаимосвязанных элементов: экологических знаний, чувств, экологически оправданного поведения, экологического мышления и сознания. Основа проявления экологической культуры – деятельность человека, стремящегося осознать свое влияние на природу, разумность использования ее богатств и способов улучшения окружающей природной среды.

Экологические проблемы призваны решаться средствами образования, что отражено в содержании Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (ФГОС) нового поколения. Основной смысл разработки образовательных стандартов второго поколения заключается в создании условий для решения стратегической задачи развития российского образования – повышение качества образования, достижений новых образовательных результатов. Экологическая культура обозначена как один из важнейших образовательных результатов. Каждый выпускник должен владеть экологической компетентностью. От педагогов требуется понимание особенностей экологического образования в условиях глобализации экологических проблем, его современной концепции, целей, места в системе общего образования, подходов к отбору содержания и методическому сопровождению. Экологическое образование опирается на системно – деятельностный и культурно – исторический подходы и включает в себя основные положения программы развития и формирования универсальных учебных действий, программы духовно – нравственного воспитания, социализации, формирования ценности здоровья и здорового образа жизни.

В соответствии с ФГОС экологическая культура – одна из ценностно – смысловых установок, проявляющаяся в таких личностных универсальных учебных действиях, как:

- умение соотносить свои поступки по отношению к природе с принятыми этическими принципами, знаниями моральных норм экологического содержания;

-ориентация в социальных ролях (роль защитника, хранителя или разрушителя природы);

- способность принимать и осознавать природу как одну из базовых ценностей наравне с такими, как «родина», «добро», «мир».

Согласно ФГОС в начальной и основной школе экологическое образование реализуется как экологическая составляющая базовых учебных предметов, так и как одно из направлений Программы духовно – нравственного развития и воспитания, а также во внеурочной деятельности.

Существует множество различных технологий, при помощи которых можно повысить эффективность экологического образования и воспитания. Задача педагога - найти оптимальное сочетание технологий, форм и методов работы, которые помогут сформировать экологическое системное мышление, ответственное отношение к природе, экологическую культуру, мировоззрение младших школьников. Один из важнейших принципов экологического образования – непрерывность, когда классно – урочные методы образования сочетаются с внеурочной деятельностью учащихся, в том числе и в природной среде, когда теория подкрепляется практикой.

Успешность экологического образования на начальном этапе обучения во многом определяется возможностями использования в учебных целях природного окружения. В накоплении и обобщении знаний велика роль наблюдений, специально организованных экскурсий, общение их участников с лесниками, старожилами, людьми, чьи профессии связаны с экологией. Пополняя свои знания, ученики приходят к выводу о необходимости охраны местных богатств и разумному их использованию. В своей работе определила основные пути реализации экологического образования младших школьников:

- включение экологических сведений в содержание различных дисциплин (русский язык, математика, литературное чтение, окружающий мир, др.);

- сбор литературы экологической направленности;

- проведение внеклассной работы по экологии (бесед, праздников экологической направленности, выпуск экологических газет, бюллетеней, обращений по охране природы родного края).

Использую такие средства и пути экологического образования младших школьников в процессе ознакомления с растениями и животными: ежедневные наблюдения за растениями и животными в уголке природы, постоянное обращение к личному опыту ребенка, применение игровых приемов, повторные наблюдения за объектами, использование приема сравнения во время беседы, применение пословиц и поговорок, загадок по теме, опытническая деятельность под руководством учителя (1 класс), формирование экологических понятий, использование поисковых ситуаций для развития желания сравнивать, выделять отличия, происходящие изменения.

Также младшим школьникам предлагается сбор материала о растениях и животных родного края (наблюдение их в природе), анализ сезонных изменений. Собранный материал мы используем в оформлении стенгазет, уголков природы, для создания классных альбомов на разные темы об окружающем мире (2 класс).

Большое внимание на уроках уделяю индивидуальной работе, которая связана с приобщением учащихся к чтению специальной литературы о взаимосвязях общества с природой. Это помогает учащимся в подготовке докладов, сообщений, обзора прочитанных книг и является стимулом для углубленного изучения природы, побуждением к активной практической деятельности по ее охране (3 – 4 классы).

Поскольку экологическое образование является целенаправленным, организованным, планомерным и систематически осуществляемым процессом овладения экологическими знаниями, умениями и навыками, основой деятельностного подхода может стать организация исследований и проектирования в школе, имитационная игра.

Проектная деятельность – один из методов, направленный на выработку самостоятельных исследовательских умений, способствующий развитию творческих способностей и логического мышления, объединяющий знания, полученные в ходе учебного процесса и приобщающий к конкретным жизненно важным проблемам. Именно учитель стимулирует самостоятельную активность учащихся, их сообразительность, изобретательность, повышает мотивацию учащихся, поддерживая, поощряя, направляя их по пути достижения целей, организуя доступ к информационным ресурсам, дает четкий анализ выполнения проекта.

Включать школьников в проектно - исследовательскую деятельность следует постепенно, начиная с 1 класса, где мы проводим много коллективных проектов: «Звериная азбука», « Азбука моря», «Цветочная азбука» ( после изучения алфавита). Во 2 классе имеем уже самостоятельные проекты экологической направленности: «А прочно ли куриное яйцо?», «Почему цветы пахнут?», «Почему в море соленая вода?», «Может ли кошка предсказывать погоду?», «Как зимуют птицы?», др. Учитель на всех этапах выступает как помощник, обеспечивает деятельность школьника: мотивирует, консультирует, помогает, наблюдает. Главное для учителя – увлечь и « заразить» детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребенка. Эта работа становится для многих родителей интересным и захватывающим делом. Они, вместе с детьми делают фотографии, выполняют несложные исследования по наблюдению за выращиванием растений, погодными явлениями, помогают подбирать информацию для теоретического обоснования проектов, помогают ребенку готовить защиту своей работы.

В 3 - 4 классах учащиеся с большим интересом выполняют довольно сложные проекты на такие темы « Были о пыли», « Люди и мусор. Кто кого?», «Живые кондиционеры», « Изготовление бумаги из вторсырья», « Вторая жизнь. Использование вторсырья для изготовления новых вещей», др. Участвуют в социологических опросах, экологических акциях «Зеленая елочка – живая иголочка» (изготовление плаката «Сохраним елку -красавицу наших лесов»), «Сдай батарейку – спаси планету», «Через добрые дела можно стать юным экологом», «Земля – наш дом» к Дню Земли и др.

Исследовательская деятельность способствует развитию самостоятельной работы по изучению выбранного объекта или проблемы. Организуя учебно – исследовательскую деятельность младших школьников, необходимо следовать методическим требованиям. Поставленная проблема и обозначенная тема должны быть актуальными для ребенка.

Имитационная игра « Я – эколог», где учащиеся выступают в роли экологов, решают экологические задачи, используя свой жизненный опыт, предметные и метапредметные умения, предоставляет возможность учащимся совершенствовать свою экологическую ориентацию.

В работе по формированию знаний учащихся о правилах поведения в природе широко используется метод творческих заданий. Дети получают задания по группам с учетом творческих способностей:

- составить рассказы по картинкам;

- написать сочинение « Мой любимый цветок», «Письмо самому лучшему другу в природе»;

- нарисовать плакат об охране природы, о правилах поведения в природе;

- создание экологической книги;

- ролевая игра « Я – эколог»;

- придумать памятки – инструкции «Как вести себя в природе», «Как собирать лекарственные травы», «Редкие и исчезающие растения и животные нашей местности», «Вода – бесценный дар природы»;

- придумать листовки на острые экологические темы дня: « Река в опасности!», «Человеку нужен чистый воздух!» и т. д.;

- придумать экологические сказки;

- создание экологических костюмов для сказок.

Такая работа дает очень хорошие результаты. И дело не в том, что она способствует всестороннему интеллектуальному развитию учащихся, их моральному росту, самоутверждению, но, главное, она способствует формированию экологического мировоззрения. При этом они не только сами начинают уважительно, бережно относиться к природе, но и не позволяют другим причинять ей вред. Мы должны выпускать в жизнь детей, для которых соблюдение требований, связанных с отношением к природе, предполагает не страх за возможное осуждение со стороны окружающих и наказание, а является внутренней потребностью, моральными принципами, мировоззрением. Очень важно научить школьников осознавать экологические проблемы, ответственно относиться к окружающей природе и ее богатствам в течение жизни.

Список литературы:

1. Низова С.В., Харчевникова Е.Л. Внеурочная деятельность школьников в контексте ФГОС второго поколения.- Владимир, ВИПКРО, 2010 г.

2. Виноградова Н.Ф. Экологическое воспитание младших школьников: Проблемы и перспективы/ М.,Просвещение.1990 г.

3. Цветкова И.В. Экология для начальной школы: игры и проекты. Ярославль. 1997 г.

4. Игнатова В.А. Экологическая культура. Тобольск. 2000 г.

5. Симонова Л.П. Экологическое образование в начальной школе. М. Академия. 2000 г.


 

 


 


 


 


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.