Формирование ценностных экологических ориентаций обучающихся начальной школы
Формирование ценностных экологических ориентаций обучающихся начальной школы.
Человек бесчеловечный?
Даже и не верится.
Крокодил бескрокодильный
Пусть уж лучше встретится.
Он невинный, безобидный -
Крокодил бескрокодильный.
Но опасный бессердечный
Человек бесчеловечный.
Э.Мошковская
От правильного построения взаимоотношений человека с природой зависит благополучие самого человека. Успешное решение нравственно-экологических проблем во многом зависит от того, насколько быстро произойдет «ликвидация экологической неграмотности» людей. Чтобы не получить людей бесчеловечных, о которых ведет речь Эмма Мошковская в детском стихотворении с детских лет ребенку надо внушать, что любить природу, значит творить добро.
Ценностные ориентации, входящие в структуру личности, выступают в форме поведения, направленности, мотивов, принципов, потребностей - составных элементов деятельности. Вместе с тем, ценностные ориентации становятся стержнем личности, обеспечивают ее устойчивость, являются фактором ее развития.
Начало становления ценностных ориентации начинается в дошкольном возрасте, но следующим ответственным периодом их формирования является начало обучения в школе, т.е. младший школьный возраст. От ценностной основы, заложенной в младших классах, зависит, как будет происходить дальнейшее формирование и развитие личности ребенка в подростковом и юношеском возрасте.
Мировым сообществом XXI век был обозначен «столетием окружающей среды». Поэтому сейчас должна прогрессировать роль школы в формировании экологических ценностей, ответственного отношения молодого поколения за сохранение природы. В качестве главной цели экологического образования определяется формирование экологических ценностных ориентаций личности.
Современный ребенок находится в беспредельном информационном и огромном социальном пространстве, не имеющем четких внешних и внутренних границ. На него воздействуют потоки информации, получаемой благодаря интернету, телевидению, компьютерным играм, кино. Все мы с вами согласны, что ребенок развивается в любое время – будь это игра или учеба, встречи или экскурсии, кружки или спортивные мероприятия.
На пути формирования ценностных ориентаций, необходимых для гармоничного развития личности младших школьников в наши дни и возникла потребность разработать новые требования к системе образования и закрепить их в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования второго поколения (ФГОС НОО), утвержденным Министерством образования и науки РФ в октябре 2009г. В рамках стандарта была разработана Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Согласно Концепции четко определены понятия социализации, базовых национальных ценностей и идеалов и т.д. В числе всех перечисленных ценностей не может быть не отражена ценность экологического образования.
На неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу экологических представлений ежедневно обрушивается большое количество негативной информации. Школа должна сформировать устойчивые нравственные свойства личности, способной ориентироваться в окружающем мире и жить по нормам и законам морали и нравственности в реально представляемых условиях.
Младший школьный возраст создает дополнительные возможности эффективного развития ценностных ориентации, т.к. характеризуется такими возрастными особенностями, как повышенная эмоциональность, впечатлительность к внешним воздействиям, обращенность к миру позитивных ценностей, которые проявляются во всех видах деятельности: учебной, игровой, коммуникативной, трудовой и т.д.
У многих младших школьников сформированы неправильные представления о взаимосвязях в природе, о ее единстве. Например, на вопрос: «Существуют ли в природе вредные насекомые?» большинство отвечает утвердительно, называя комаров, гусениц и т.п. Неразвитость гуманистических и эстетических чувств к ней, является основными причинами формирования у младших школьников отрицательных привычек поведения по отношению к природному окружению.
Поэтому в начальных классах мы практикуем такие форму работы как:
Час размышлений – направлен на выявление правильности усвоения школьниками понятия «бережное отношение», понимания его смысла на основе рисунков. Учащимся для обсуждения предлагаются вопросы: «Как вы представляете бережное отношение, заботу, по отношению к окружающей среде?», «Какого цвета, по-вашему, доброта?», «С каким овощем, фруктом или блюдом ассоциируется бережное отношение». При этом ребята свои мысли и образы должны представить в рисунках. Далее проводим выставку рисунков с кратким защитным словом.
Вывод: от доброты люди испытывают только радостные и светлые чувства, которые можно получить в ответ на добрый поступок. (Выставка детских рисунков)
Для формирования доброжелательных отношений к различным природным объектом целесообразно проводить тренинговые упражнения. Например «Волшебные очки». Учитель объясняет, что у него есть волшебные очки, в которых можно разглядеть только хорошее, полезное, что есть в объекте (животном, растении), что, иногда, прячется от всех. Дети по очереди надевают волшебные очки и называют достоинства, полезные свойства, качества названного учителем объекта природы.
Ежегодно весной мы с ребятами проводим классный час на тему «Если ты пришел в гости …» Обсуждаем (повторяем) правила поведения в гостях и плавно подвожу обучающихся к тому, что во время загородных прогулок вы тоже бываете в гостях; у поля, у леса, у луга. Важно и там соблюдать правила вежливости и поведения, чтобы не обидеть хозяев, чтобы им было приятно встретить вас в следующий раз. По ходу проведения классного часа ребята сочиняют стихотворные или прозаические правила поведения в гостях. Вот, например, что получилось:
Не уносите из леса ежей!
Родные просторы для них милей!
Ты думаешь, что ерунда –
Что не вернется ежик туда?
Твоя квартира для ежика плен,
В неволе жить он не сможет совсем!
Использование приведенных выше форм, методов, направленных на формирование бережного отношения к природе, несомненно углубляют и расширяют экологические знания обучающихся, полученные на уроках окружающего мира, других предметов, где учителя умело показывают межпредметные взаимосвязи. А также способствуют развитию у младших школьников гуманистических и эстетических чувств к природе, формируют способность сопереживать всему живому ,в целом повышают экологическую культуру обучающихся.
https://revolution.allbest.ru/pedagogics/00564445_0.html
https://science-education.ru/ru/article/view?id=20540
Пролубщикова Наталья Владимировна
Потамошнева Наталья Алексеевна