Олимпиада по истории Великой Отечественной войны
Олимпиада по истории Великой Отечественной войны
Публикуемая разработка предназначена для преподавателей истории, а так же методистов средних специальных учебных заведений. Предполагаемая аудитория: студенты I курсов всех специальностей. Цель олимпиады: патриотическое воспитание молодёжи.
Автор: Ткаченко Лидия Евгеньевна, преподаватель высшей квалификационной категории
Место работы: филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Владивостокский государственный университет» в г. Артеме
Регион: Приморский край, г. Артем
Министерство образования и науки Российской Федерации
Филиал государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Владивостокский государственный университет экономики и сервиса» в г.Артеме
колледж
СОГЛАСОВАНО
Председатель ЦМК ООД_______ Л. Е. Ткаченко
«____»_______________2022
ОЛИМПИАДА
по истории Великой Отечественной войны
для учащихся всех специальностей I курса
Артем
2022
Пояснительная записка
Цель олимпиады: патриотическое воспитание молодёжи.
Основными задачами Олимпиады являются: − актуализация значимости Победы в Великой Отечественной войне, − стимулирование интереса учащихся к изучению истории Великой Отечественной войны;пропаганда подвига нашего народа в Великой Отечественной войне;
изучение истории родного края в годы Великой Отечественной войны;
развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
содействие формированию гражданского самосознания учащихся;
противодействие негативным тенденциям, направленным на пересмотр итогов Второй мировой войны и дискредитацию роли Советского народа в Великой Победе;
воспитание у молодёжи уважительного отношения к истории Отечества, ветеранам войны и труженикам тыла военных лет.
Вопросы и задания Олимпиады отражают курс истории Великой Отечественной войны в контексте Второй мировой войны.
Основополагающими при определении содержания заданий Олимпиады являются следующие положения:
− приоритетность рассмотрения истории Великой Отечественной войны с включением вопросов по проблематике «Великая Отечественная война в контексте Второй Мировой войны»;
− выделение темы истории Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. как наиболее важной в курсе истории XX века для реализации задач гражданского и патриотического воспитания.
Участникам Олимпиады представлены вопросы по следующим направлениям:ход боевых действий Второй мировой войны и Великой Отечественной войны;
сопротивление фашизму на оккупированных территориях;
преступления фашизма против человечества;
вклад тыла в разгром врага;
вооружение воюющих сторон;
искусство о войне;
люди и имена Великой Отечественной войны;
Великая Отечественная война в культуре.
Требования к выполнению заданий олимпиады представлены в таблице 1.
Таблица 1.
№ задания | Название задания | Требования к выполнению задания |
1. | Знаешь ли ты, что это? | Дописать предложение, указав значение термина |
2. | Тест | Указать верный вариант ответа |
3. | Хронология войны | Расставить события в правильном порядке |
4. | Исключить лишнее | Указать слово, выпадающее по смыслу из приведенного ряда |
5. | Их должен знать каждый | Установить соответствие между именем и биографической справкой исторического деятеля |
6. | Эссе на тему: «Если бы я был руководителем страны, то для сохранения мира я…» | Написать сочинение объемом 7 – 10 предложений, используя знания по истории Великой Отечественной войны |
Критерии оценивания правильных ответов представлены в таблице 2.
Таблица 2.
№ задания | Название задания | Баллы |
1. | Знаешь ли ты, что это? | 2 балла за каждый верный ответ |
2. | Тест | 1 балл за каждый верный ответ |
3. | Хронология войны | 3 балла |
4. | Исключить лишнее | 2 балла |
5. | Их должен знать каждый | 2 балла за каждый верный ответ |
6. | Эссе на тему: «Если бы я был руководителем страны, то для сохранения мира я…» | 10 баллов |
| ИТОГО | 53 балла |
1 вариант
Знаешь ли ты, что это? (2 балла за каждый верный ответ)
План молниеносной войны фашистской Германии против СССР – это __________________.
Военно-технические поставки СССР со стороны США -это ___________________.
Специальные кварталы в населенных пунктах для проживания еврейского населения и его уничтожения, созданные немецкими карателями - __________.
Немецкое кодовое название битвы на Курской дуге - ______________.
Тест (1 балл за каждый верный ответ)
Численность Красной армии к июню 1941 г. составляла:
А. 3,8 млн. человек
В. 4,5 млн. человек
С. 5,7 млн. человек
D. 6,6 млн. человек
2. Укажите верные хронологические рамки Второй мировой войны:
А. сентябрь 1939 - май 1945
В. сентябрь 1939 - сентябрь 1945
С. июнь 1941 - май 1945
D. июнь 1941 - сентябрь 1945
3. Укажите сражение, которое не относится к Великой Отечественной войне:
Брусиловский прорыв
Московская битва
Битва на Курской дуге
Сталинградская битва
4.Укажите периодизацию Сталинградской битвы:
17 июля 1942 – 2 февраля 1943
16 апреля – 8 мая 1945
5 июля – 23 августа 1943
30 сентября 1941 – 27 января 1944
5.Укажите, какие из нижеперечисленных государств были главными участниками антигитлеровской коалиции:
Великобритания
Китай
Франция
США
6.Человеческие потери СССР за годы Великой Отечественной войны составили:
А. 15 млн. человек
В. 18 млн. человек
С. 23 млн. человек
D. 27 млн. человек
7. Укажите название реки, на которой в 1945 г. встретились советские и американские солдаты:
А. Эльба
В. Рейн
С. Одер
D. Днепр
8. Укажите имя исторического деятеля, который руководил обороной Москвы в 1941 г. :
А. И. В. Сталин
В. Р. А. Малиновский
С. Г. К. Жуков
D. А. М. Василевский
9. Конструкторы А. В. Яковлев и А. Н. Туполев создали в годы войны новые модели:
А. Танков
В. Самолетов
С. Артиллерийских орудий
D. Стрелкового орудия
10. Укажите название международной конференции, которая не относится к периоду Великой Отечественной войны:
Потсдамская
Крымская (Ялтинская)
Тегеранская
Версальская
3.Хронология войны (3 балла)
Задание: определите верную последовательность событий войны
А) Сталинградская битва;
Б) разгром немецких войск под Москвой;
В) битва за Днепр;
Г) Крымская конференция
4. Исключить лишнее(2 балла)
Задание: исключите лишнее слово (слова)
Военные операции Великой Отечественной войны: «Барбаросса», «Багратион», «Уран», «Нептун»
Их должен знать каждый! (2 балла за каждый верный ответ)
Задание: установите соответствие между именем и биографической справкой исторического деятеля Великой Отечественной войны
З. Космодемьянская | А. Министр иностранных дел СССР в 1941 – 1949 г.г. Одним из первых сообщил советскому народу о начале войны м Германией |
И.В. Сталин | Б. Премьер-министр Великобритании, представлял свое государство в международных конференциях периода Второй мировой войны |
В. М. Молотов | В. Генерал Армии, Герой Советского Союза, прошел путь от рядового красноармейца до полководца. В Красной Армии за глаза называли «генерал от победы» |
К. К. Рокоссовский | Г. Подвиг этого лётчика положен в основу художественного произ- ведения советского писателя. Лишившись после ранения ног, этот пилот вернулся в строй и сбил ещё 11 вражеских самолётов |
А. М. Василевский | Д. Руководитель Государственного Комитета Обороны в годы войны |
А. П. Маресьев | Е. Летчик-ас, трижды герой Советского Союза. |
У. Черчилль | Ж. Выдающийся советский военачальник, Маршал Советского Союза, дважды Герой Советского Союза. Особо отличился во время Белорусской и Восточно-Прусской операции |
Н. Ф. Ватутин | З. Один из наиболее выдающихся полководцев Второй мировой войны. Командовал Историческим парадом Победы в Москве. |
И. Н. Кожедуб | И. «Вчеловеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Эти чеховские слова внесла в свою записную книжку героиня Великой Отечественной войны, комсомолка-партизанка. Ещё пионеркой она прочла о подвиге героини войны Татьяны Сололмахиной. Попав в руки фашистов, юная партизанка назвалась её именем. Казнили её 29 ноября 1941года |
10.И. Х. Баграмян | К. Советский военачальник, выдающийся полководец Второй мировой войны. Вершина полководческого искусства – беспрецедентная Манчжурская операция |
Напишите эссе на тему: «Если бы я был руководителем страны, то для сохранения мира я…»(10 баллов)
Объем эссе – 7-10 предложений. Приведение примеров из истории Великой Отечественной войны обязательно!
2 вариант
Знаешь ли ты, что это?(2 балла за каждый верный ответ)
1.В основе стратегического плана нападения Германии на СССР находилась идея «блицкриг», в переводе означающая ________________________________.
Вооруженные силы Германии, созданные в нарушение Версальского мирного договора - ____________________________________.
Народное название реактивных систем, находившихся на вооружении артиллерии Красной Армии - ____________________________.
Союз СССР, США и Великобритании с целью разгрома фашистской Германии и ее союзников – это ______________________________.
Тест (1 балл за каждый верный ответ)
Советско-германский договор о ненападении был подписан на срок:
А. 5 лет
В. 7 лет
С. 8 лет
D. 10 лет
Во Второй мировой войне участвовало ____ государств:
А. 30
В. 40
С. 50
D. 60
Укажите название немецкого военного плана, предусматривавшего молниеносную войну против СССР:
Ост
Тайфун
Цитадель
Барбаросса
Укажите периодизацию Великой Отечественной войны:
1941 - 1945
1940 - 1945
1939 - 1945
1942 - 1945
Укажите сражения Великой Отечественной, которые относятся к периоду коренного перелома:
Московская битва
Сталинградскаябитва
Курскаябитва
Берлинская операция
Кем был Рихард Зорге, получивший посмертно звание Героя Советского Союза?
Советский разведчик
Партизан
Маршал СССР
Летчик-испытатель
Укажите название органа власти в годы Великой Отечественной войны
Совет Министров
Государственный Комитет Обороны
Ставка Верховного командования
Совет народных комиссаров
Укажите верную расшифровку названия советского танка КВ:
Красная война
Красный воин
Красное вооружение
Клим Ворошилов
Укажите значения битвы за Москву:
Сорван стратегический план молниеносной войны Германии
Дана возможность советским войскам получить стратегическую инициативу
Повысился боевой дух немецких войск
Начался коренной перелом в ходе войны
Укажите государство, на территории которого был открыт второй фронт:
Венгрия
Польша
Норвегия
Франция
3.Хронология войны(3 балла)
Задание: определите верную последовательность событий войны
А) разгром японских войск в Манчжурии;
Б) битва на Курской дуге;
В) нападение Германии на СССР;
Г) битва за Смоленск;
Д) взятие Берлина.
4. Исключить лишнее (2 балла)
Задание: исключите лишнее слово (слова)
Советские главнокомандующие периода Великой Отечественной войны: Г.К.Жуков, А.М.Василевский, К.К Рокоссовский, С.А. Ковпак
Их должен знать каждый!(2 балла за каждый верный ответ)
Задание: установите соответствие между именем и биографической справкой исторического деятеля Великой Отечественной войны
С. К. Тимошенко | А. Президент США. Представлял свое государство на международных конференциях периода Второй мировой войны |
Г. К. Жуков | Б. В бою за деревню Чернушки 23февраля 1943 года рядовой солдат закрыл своим телом амбразуру вражеского дзота |
Б. М. Шапошников | В. Маршалл Советского Союза. Блестяще организовал и провел ряд военных операций, участвовал в битве за Москву, Курской битве, штурме Берлина. В народе получил прозвище «солдатский Маршал» |
В. Г. Зайцев | Г. Советский военачальник, Маршал бронетанковых войск, дважды Герой Советского Союза. Ему принадлежит честь первой победы советских бронетанковых войск |
Ф. Д. Рузвельт | Д. Маршал Советского Союза. Командующий Сталинградским фронтом с июля 1942 г. |
И. С. Конев | Е. Летчик-ас, первый трижды Герой Советского союза |
М. Е. Катуков | Ж. Маршал Советского Союза, четырежды герой Советского Союза. В народе получил прозвище «Маршал Победы» |
А. Матросов | З. Выдающийся советский военачальник, прославился во время боев за Москву в 1941 г. Его солдаты стояли насмерть против превосходящих сил противника |
А. И. Покрышкин | И. Снайпер Сталинградской битвы, Герой Советского Союза. Автор всемирно известных слов: «За Волгой для нас земли нет!» |
И. В. Панфилов | К. Маршал Советского Союза, великий военный стратег. Участвовал в разработке плана контрнаступления под Москвой, общего наступления Красной Армии |
Напишите эссе на тему: «Если бы я был руководителем страны, то для сохранения мира я…»(10 баллов)
Объем эссе – 7-10 предложений. Приведение примеров из истории Великой Отечественной войны обязательно!
Список использованных источников и литературы:
Артемов В.В. История: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования/ В. В. Артемов, Ю. Н. Лубченков. – 19-е изд.- М.: Издательский центр «Академия», 2019. – 448 с.
Мокроусова, Л. Г. История России : учебное пособие для среднего профессионального образования / Л. Г. Мокроусова, А. Н. Павлова. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 128 с. — (Профессиональное образование) // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/438194
Прядеин, В. С. История России в схемах, таблицах, терминах и тестах : учебное пособие для среднего профессионального образования / В. С. Прядеин ; под научной редакцией В. М. Кириллова. — Москва : Издательство Юрайт, 2019 ; Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та. — 198 с. — (Профессиональное образование). // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/441631