Олимпиадные задания по русскому языку для учащихся 5 – 10 классов

2
0
Материал опубликован 12 October 2017
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Специальная (коррекционная) школа-интернат обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и интеллектуальными нарушениями»

Согласовано: «Утверждаю»

на заседании МО директор МКОУ «Школа-интернат»

Г.В.Липашова

« »______2017г. ____________________________
 

Олимпиадные задания по русскому языку

для учащихся 5 – 10 классов

 

Составитель: Васильева Е.Н.,учитель-дефектолог

первой квалификационной категории

 

г.Мирный, 2017 год


 

СОДЕРЖАНИЕ:

I.Введение……………………………………………………………… с.3.

II.Условия участия……………………………………………………… с.4.

III.Задания для 5-6 класса………………………………………………с.5-10

IV.Задания для 7-8 класса………………………………………………с.11-16.

V.Задания для 9-10 класса…………………………………………… с.17-24.


Введение

«Русский язык – это выразительный и звучный язык, гибкий и мощный в своих оборотах и средствах, переимчивый и общежительный в своих отношениях к чужим языкам»

(А.С.Пушкин)

«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей Родины ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!» (И.С.Тургенев)

Особенностью программы по русскому языку в специальной коррекционной школе VIII вида является её концентричность. С каждым годом элементы содержания и виды деятельности изменяются: усложняются, добавляются новые, по мере изучения учебного материала, некоторые упрощаются. Поэтому материал и задания Олимпиады для 5-9 классов увеличивается и усложняется от класса к классу.

Ученикам 5-10 классов предлагаются нестандартные интересные задачи по русскому языку, которые они могут решить дома, в школе, самостоятельно, либо с помощью родителей, учителей, воспитателей. Оформить свои работы и сдать организационной комиссии. На решение задач отводится около недели.

 Условия участия

Олимпиада является внутришкольным мероприятием.

Цель олимпиады — дать школьникам возможность опробовать свои силы, проявить себя, подготовиться к другим испытаниям, конкурсам, олимпиадам, сдаче экзаменов и мониторингов. Проверка знаний, умений, навыков по русскому языку. Задачи. 1. Выявление лучших учеников школы по русскому языку среди обучающихся 5 -10 классов. 2. Коррекция и развитие познавательной деятельности учащихся на основе выполнения заданий олимпиады. 3. Воспитание самостоятельности при выполнении заданий и здорового чувства соревнования.

Ученикам предлагаются нестандартные интересные задачи по предмету «Русский язык». На решение задач отводится не больше недели..

  Участники олимпиады

В олимпиаде принимают участие школьники 5-10 классов. Для разных возрастных групп классов предлагаются разные варианты заданий.

Учителя и родители помогают своим подопечным принять участие в Олимпиаде

Проведение олимпиады

С первого дня (дня начала олимпиады) все участники получают задания для своих классов у организаторов Олимпиады и приступают к решению. Решения заданий оформляются на листах А-4.

Все учащиеся, сдавшие задания в срок, получают сертификат Участника.

После окончания Олимпиады жюри завершает свою работу и присуждает дипломы с указанием баллов.

  Подведение итогов

На основании информации об экспертной оценке для каждой параллели подводятся итоги и определяются дипломанты различных степеней. Кроме того, Организационный комитет оставляет за собой право выдать похвальные грамоты отдельным участникам, которые не стали победителями, а также авторам наиболее оригинальных решений.

Задания для 5-6 класса

Задача №1 (ДА – НЕТ)

Вам предстоит согласиться или не согласиться с теми утверждениями, которые вы прочтёте.

За каждый правильный ответ – 1 балл.

Максимальное количество баллов – 4.

1. В русском языке всегда написанные слова соответствуют их произношению. Чтобы показать произношение слова, используется особая запись, которая называется транскрипцией.

2. В русском языке есть разные слова, которые обозначают одно и то же: один и тот же предмет, один и тот же признак, одно и то же действие. Например, двумя разными словами бегемот, гиппопотам – называется одно и то же животное.

3. Морфема – это наименьшая значимая часть слова.

Русский язык богат морфемами, то есть приставками, суффиксами, корнями, окончаниями.

Морфемы как части слова изучаются в особом разделе науки о языке – морфемике.

4. Большинство существительных изменяется по падежам, то есть спрягается.

Отдельные группы существительных спрягаются в единственном числе одинаково, то есть имеют одинаковые окончания. По этому признаку в русском языке различаются три основных типа спряжения.

Спряжение существительных определяется по именительному падежу единственного числа. Это начальная форма имени существительного.

Задача №2 (Крылатые выражения)

Вам предстоит соотнести фразеологизмы с их значением.

В ответе напишите букву соответствующую числу.

За каждый правильный ответ – 1 балл.

Максимальное количество баллов – 7.

1. Заткнуть за пояс.

А. Большая часть.

2. И гроша ломаного (медного) не стоит.

Б. Ничтожно мало.

3. Изобретать велосипед.

В. Напряжённо думать, пытаясь найти решение какой-либо задачи, проблемы.

4. Капля в море.

Г. Оказаться лучшим, превзойти кого-либо.

5. Ломать голову.

Д. Создавать заново давно известное, предлагать устаревшие идеи как новые.

6. Львиная доля.

Е. В расчёте на счастливую случайность, наугад.

7. На авось.

Ж. Не имеет никакой ценности.

Задача №3 (Спрятавшиеся слова)

Во многих фамилиях известных отечественных и зарубежных писателей и поэтов «спрятались» слова, лексические значения которых представлены вашему вниманию.

В ответе следует написать «спрятавшееся» слово и фамилию писателя (поэта).

Например

Лексическое значение «спрятавшегося» слова: «орган обоняния, находящийся на лице у человека».

Ответ: нос – Носов.

Комментарий: рекомендуется использование любого издания словаря С.И. Ожегова (Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. д-ра филолог. наук проф. Н.Ю. Швецовой. – М.: Русский язык).

1. Башня с сигнальными огнями на берегу моря, на острове для указания пути судам.

2. Часть тела у птиц, насекомых, а также некоторых млекопитающих, используемая для полета.

3. Подарок, пожертвование; способность, талант.

4. Насекомое с жёсткими надкрыльями; ловкий человек, плут.

5. Основная общественная организация первобытнообщинного строя, объединённая кровным родством.

6. Оружие для метания стрел в виде гибкой дуги, стянутой тетивой.

7. Наступающее через определённые промежутки времени физиологическое состояние покоя и отдыха, при котором полностью или частично прекращается работа сознания.

8. Мастер по выделке глиняной посуды.

9. Железный заострённый толстый стержень, которым ломают, разбивают что-нибудь твёрдое.

10. Человек, который занимается рыбной ловлей как промыслом.

Задача №4 (Буквомиксер)

Используя приём анаграммы, сказочные герои придумали псевдонимы.

Вам предстоит соотнести автонимы (настоящие имена) с псевдонимами (вымышленными именами), найдя пару каждому из них.

За каждый правильный ответ – 1 балл.

Максимальное количество баллов – 10.

1. Буратино

А. Лококоб

2. Мальвина

Б. Алеймбра

3. Дюймовочка

В. Линьс

4. Колобок

Г. Отианбур

5. Бармалей

Д. Алишастр

6. Мойдодыр

Е. Иванальм

7. Нильс

Ж. Мокчайювод

8. Страшила

З. Урачебшка

9. Чебурашка

И. Отошкат

10. Тотошка

К. Дырдомой

Задача №5 (Сделай выбор)

Максимальное количество баллов – 5.

За каждый правильный ответ – 1 балл.

Выберите строку...

1. Все слова в которой называют официальные языки ООН:

А) английский, арабский, немецкий, русский;

Б) английский, арабский, русский, китайский;

В) испанский, итальянский, русский, французский;

Г) испанский, английский, арабский, корейский.

2. В которой назван День русского языка, отмечающийся в России с 2011 года (Указ Президента РФ), и который является днём рождения великого поэта:

А) 8 октября (день рождения М.И. Цветаевой);

Б) 22 октября (день рождения И.А. Бунина);

В) 6 июня (день рождения А.С. Пушкина);

Г) 28 ноября (день рождения А.А. Блока).

3. Все слова в которой называют летние виды спорта Олимпийских игр:

А) гольф, гребля академическая, фристайл, парусный спорт;

Б) конный спорт, художественная гимнастика, дзюдо, скелетон;

В) шорт-трек, биатлон, синхронное плавание, кёрлинг;

Г) тхэквондо, теннис, конный спорт, тяжёлая атлетика.

4. Все слова в которой называют музыкальные инструменты:

А) жалейка, варган, йоухикко, дутар;

Б) мелофон, патефон, микрофон, аккордеон;

В) виолончель, канифоль, арфа, балалайка;

Г) контрабас, зурна, тесситура, гусли.

5. Все слова в которой называют жанры кино:

А) комедия, драма, мелодрама, фантастика;

Б) джангл, детектив, аниме, фэнтези;

В) боевик, исторический фильм, вестерн, готика;

Г) приключенческий фильм, рококо, комедия, драма.

Задача №6 (Детский лепет)

Корней Иванович Чуковский, исследователь детской речи, автор книги «От двух до пяти», считал маленьких детей стихийными лингвистами.

В своей уникальной книге он собрал и проанализировал множество детских слов и выражений.

Вам предстоит соотнести слова, созданные детьми (либо же интерпретированные ими) и слова языка взрослых.

За каждый правильный ответ – 1 балл.

Максимальное количество баллов – 10.

1. Сердитки

А. Не проснулась

2. Ползук

Б Почтальон

3. Пузово

В. Ртуть

4. Почтаник

Г. Морщинки

5. Отмухиваюсь

Д. Кузов

6. Вертутия

Е. Жук

7. Не отсонилась

Ж. Отмахиваюсь от мух

8. Идёмить

З. В каком числе человек

9 Ухаживаешь

И. Идти

10. Всколькером

К. Уходишь

Задача №7 (Перевёртыши)

Фаине Раневской и Году российского кино посвящается

В этом задании зашифрованы фильмы (в том числе и мультипликационные), в которых играла (озвучивала) роли великая актриса Фаина Раневская (1896 – 1984). Вам предстоит их разгадать.

Для того, чтобы это сделать, нужно «перевернуть» название, то есть выявить значение, противоположное тому, которое приводится в задании.

Например, вам предлагается определить, какой фильм Эльдара Рязанова прячется под заголовком «Зверь отвсюду».

«Перевернув» смысловое значение названия, поймёте, что это фильм «Человек ниоткуда».

За каждый разгаданный фильм – 1 балл.

Максимальное количество баллов – 10.

1. «Осень»

2. «Найдёныш»

3. «Белоснежка»

4. «Ближе – гром»

5. «Внимание, внучка!»

6. «Моська и канат»

7. «Как помирилась Степанида Степановна со Степанидой Фроловной»

8. «Зверь на свободе»

9. «Роман-эпопея о крестьянине Лансате...»

10. «Старик и Энгельссон»

Задача №8 (Словарь русского языка С.И. Ожегова)

В каждом из восьми блоков представлены четыре лексические значения одного и того же слова (все слова взяты из «Словаря русского языка» С. И. Ожегова).

Одно из лексических значений взято со страниц «Словаря русского языка», остальные – придуманы.

Ваша задача: выбрать верное в каждом блоке и назвать его.

За каждый правильный выбор – 1 балл.

Максимальное количество баллов – 8.

1. Контаминация - это

А) Технический антракт во время спектакля театра оперы и балета.

Б) Величина, противоположная константе.

В) В языкознании возникновение нового выражения или формы путём объединения элементов двух выражений или форм, чем-то сходных.

Г) Свободный выход жидкости из трубы под напором.

2. Копыл - это

А) Короткий брусок в полозьях саней, служащий опорой для кузова.

Б) Ночной зверёк, живущий в конюшнях.

В) Ветеринарная служба в кавалерийских частях русской армии XIX века.

Г) Кузнечный инструмент для прошивки отверстия в горячем металле.

3. Коринка - это

А) Летняя рубаха русского крестьянина.

Б) Сушёный чёрный мелкий виноград.

В) Глиняная смесь для керамической посуды.

Г) Название ирги в Псковской области.

4. Портшез - это

А) Род легкового переносного кресла, в котором можно сидеть полулёжа.

Б) Морской торговый порт.

В) Мастер по пошиву женских сумочек.

Г) Пасхальный подарок незнакомому человеку.

5. Малескин - это

А) Ученик художника.

Б) Малёк севрюги.

В) Тип легкомоторного самолёта.

Г) Толстая хлопчатобумажная ткань.

6. Изоглосса - это

А) Редкая лесная ягода, встречающаяся жарким летом в сосновом бору.

Б) Линия, соединяющая на диалектологической карте места с одинаковыми языковыми явлениями.

В) Шанцевый инструмент шахтёра.

Г) Установление согласия после продолжительных переговоров.

7. Корунд - это

А) Природный волокнистый материал, сопутствующий добыче алмазов.

Б) Тип карандаша, применяемый в космонавтике.

В) Художественное стекло тёмно-зелёного цвета.

Г) Твёрдый минерал – кристаллический глинозём.

8. Жавель - это

А) Пастушья свирель.

Б) Болотная вода ржавого цвета.

В) Едкий хлористый раствор зеленовато-жёлтого цвета, употреблялся при белении тканей и стирке белья (иначе называется «жавелевая вода»).

Г) Название клюквы в Вологодской области.

Задания для 7-8 класса

Задача №1 (ДА – НЕТ)

Вам предстоит согласиться или не согласиться с теми утверждениями, которые вы прочтёте.

За каждый правильный ответ – 1 балл.

Максимальное количество баллов – 4.

1. Язык – средство передачи мыслей, знаний, чувств и т.д. Пользуясь языком, люди общаются между собой, то есть обмениваются информацией, мыслями, впечатлениями, чувствами; передают накопленный опыт в области науки, искусства, культуры и т.д.

2. Безударная гласная в корне слова на письме проверяется безударной же гласной в этом же корне. Изменение слова и подбор однокоренных слов – два способа проверки правильности написания безударных гласных в корне слова.

3. В глаголах, которые отвечают на вопросы что делать? что сделать?, пишется – ться (с буквой ь). В глаголах, которые отвечают на вопросы что делает (сделает)? что делают (сделают)? пишется – тся (без буквы ь).

4. После приставок на согласные пишется буква ы, если однокоренные слова без этих приставок начинаются со звука [и].

После приставок меж - и сверх- пишется буква и.

Задача №2 (Крылатые выражения)

Вам предстоит соотнести фразеологизмы с их значением.

В ответе напишите букву соответствующую числу.

За каждый правильный ответ – 1 балл.

Максимальное количество баллов – 7.

1. Звёзд с неба не хватает.

А. Перестать обращать особое внимание, усиленно заниматься чем-либо.

2. И нашим, и вашим.

Б. Возможность полноценного, полноправного существования.

3. Изливать душу.

В. Страстно, горячо, упорно, долго отстаивать свои взгляды в острых дискуссиях.

4. Как курица лапой.

Г. Одновременно двум противоположным сторонам.

5. Ломать копья.

Д. Рассказывать о сокровенных мыслях, чувствах.

6. Махнуть рукой.

Е. Неразборчиво, неряшливо, некрасиво.

7. Место под солнцем.

Ж. Обычный, ничем не выдающийся, средних способностей.

Задача №3 (Спрятавшиеся слова)

Во многих фамилиях известных отечественных и зарубежных писателей и поэтов «спрятались» слова, лексические значения которых представлены вашему вниманию.

В ответе следует написать «спрятавшееся» слово и фамилию писателя (поэта).

Например

Лексическое значение «спрятавшегося» слова: «орган обоняния, находящийся на лице у человека».

Ответ: нос – Носов.

Комментарий: рекомендуется использование любого издания словаря С.И. Ожегова (Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. д-ра филолог. наук проф. Н.Ю. Швецовой. – М.: Русский язык).

1. Башня с сигнальными огнями на берегу моря, на острове для указания пути судам.

2. Часть тела у птиц, насекомых, а также некоторых млекопитающих, используемая для полета.

3. Подарок, пожертвование; способность, талант.

4. Насекомое с жесткими надкрыльями; ловкий человек, плут.

5. Основная общественная организация первобытнообщинного строя, объединённая кровным родством.

6. Оружие для метания стрел в виде гибкой дуги, стянутой тетивой.

7. Наступающее через определённые промежутки времени физиологическое состояние покоя и отдыха, при котором полностью или частично прекращается работа сознания.

8. Мастер по выделке глиняной посуды.

9. Железный заострённый толстый стержень, которым ломают, разбивают что-нибудь твёрдое.

10. Человек, который занимается рыбной ловлей как промыслом.

Задача №4 (Буквомиксер)

Используя приём анаграммы, сказочные герои придумали псевдонимы.

Вам предстоит соотнести автонимы (настоящие имена) с псевдонимами (вымышленными именами), найдя пару каждому из них.

За каждый правильный ответ – 1 балл.

Максимальное количество баллов – 10.

1. Немо

А. Эйгр

2. Ассоль

Б. Незуагхнюм

3. Грэй

В. Омен

4. Мюнхгаузен

Г. Верлигул

5. Одиссей

Д. Сонларк

6. Гулливер

Е. Ипонокки

7. Карлсон

Ж. Цымир

8. Пиноккио

З. Аганпель

9. Паганель

И. Ольасс

10. Мцыри

К. Седойси

Задача №5 (Сделай выбор)

Максимальное количество баллов – 4.

За каждый правильный ответ – 1 балл.

Выберите строку...

1. Все слова в которой называют официальные языки ООН:

А) английский, арабский, немецкий, русский;

Б) английский, арабский, русский, китайский;

В) испанский, итальянский, русский, французский;

Г) испанский, английский, арабский, корейский.

2. В которой назван День русского языка, отмечающийся в России с 2011 года (Указ Президента РФ) и который является днём рождения великого поэта:

А) 8 октября (день рождения М.И. Цветаевой);

Б) 22 октября (день рождения И.А. Бунина);

В) 6 июня (день рождения А.С. Пушкина);

Г) 28 ноября (день рождения А.А. Блока).

3. Все слова в которой называют летние виды спорта Олимпийских игр:

А) гольф, гребля академическая, фристайл, парусный спорт;

Б) конный спорт, художественная гимнастика, дзюдо, скелетон;

В) шорт-трек, биатлон, синхронное плавание, кёрлинг;

Г) тхэквондо, теннис, конный спорт, тяжёлая атлетика.

4. Все слова в которой называют жанры живописи:

А) портрет, пейзаж, пастораль, пастель;

Б) натюрморт, анималистика, лессировка, историчексий жанр;

В) батальный жанр, анималистика, натюрморт, карикатура;

Г) фреска, граттаж, пуантилизм, натюрморт.

6

Задача №6 (Детский лепет)

Корней Иванович Чуковский, исследователь детской речи, автор книги «От двух до пяти», считал маленьких детей стихийными лингвистами.

В своей уникальной книге он собрал и проанализировал множество детских слов и выражений.

Вам предстоит соотнести слова, созданные детьми (либо же интерпретированные ими) и слова языка взрослых.

За каждый правильный ответ – 1 балл.

Максимальное количество баллов – 10.

1. Вихрахер

А. Пожарный

2. Вертилятор

Б. Графиня

3. Приудобился

В. Расстёгивать

4. Кувшиня

Г. Колыбельная

5. Баюльная

Д. Вентилятор

6. Отпугивать

Е. Парикмахер

7. Тушенник

Ж. Удобно устроился

8. Идёмить

З. В каком числе человек

9. Ухаживаешь

И. Идти

10. Всколькером

К. Уходишь

Задача №7 (Перевёрныши)

Фаине Раневской и Году российского кино посвящается

В этом задании зашифрованы фильмы (в том числе и мультипликационные), в которых играла (озвучивала) роли великая актриса Фаина Раневская (1896 – 1984). Вам предстоит их разгадать.

Для того, чтобы это сделать, нужно «перевернуть» название, то есть выявить значение, противоположное тому, которое приводится в задании.

Например, вам предлагается определить, какой фильм Эльдара Рязанова прячется под заголовком «Зверь отвсюду».

«Перевернув» смысловое значение названия, поймёте, что это фильм «Человек ниоткуда».

За каждый разгаданный фильм – 1 балл.

Максимальное количество баллов – 10.

1. «Осень»

2. «Найдёныш»

3. «Белоснежка»

4. «Ближе – гром»

5. «Внимание, внучка!»

6. «Моська и канат»

7. «Как помирилась Степанида Степановна со Степанидой Фроловной»

8. «Зверь на свободе»

9. «Роман-эпопея о крестьянине Лансате...»

10. «Старик и Энгельссон»

Задача №8 (Словарь русского языка С.И. Ожегова)

В каждом из восьми блоков представлены четыре лексические значения одного и того же слова (все слова взяты из «Словаря русского языка» С. И. Ожегова).

Одно из лексических значений взято со страниц «Словаря русского языка», остальные – придуманы.

Ваша задача: выбрать верное в каждом блоке и назвать его.

За каждый правильный выбор – 1 балл.

Максимальное количество баллов – 8.

1. Контаминация - это

А) Технический антракт во время спектакля театра оперы и балета.

Б) Величина, противоположная константе.

В) В языкознании возникновение нового выражения или формы путём объединения элементов двух выражений или форм, чем-то сходных.

Г) Свободный выход жидкости из трубы под напором.

2. Копыл - это

А) Короткий брусок в полозьях саней, служащий опорой для кузова.

Б) Ночной зверёк, живущий в конюшнях.

В) Ветеринарная служба в кавалерийских частях русской армии XIX века.

Г) Кузнечный инструмент для прошивки отверстия в горячем металле.

3. Коринка - это

А) Летняя рубаха русского крестьянина.

Б) Сушёный чёрный мелкий виноград.

В) Глиняная смесь для керамической посуды.

Г) Название ирги в Псковской области.

4. Портшез - это

А) Род легкового переносного кресла, в котором можно сидеть полулёжа.

Б) Морской торговый порт.

В) Мастер по пошиву женских сумочек.

Г) Пасхальный подарок незнакомому человеку.

5. Малескин - это

А) Ученик художника.

Б) Малёк севрюги.

В) Тип легкомоторного самолёта.

Г) Толстая хлопчатобумажная ткань.

6. Изоглосса - это

А) Редкая лесная ягода, встречающаяся жарким летом в сосновом бору.

Б) Линия, соединяющая на диалектологической карте места с одинаковыми языковыми явлениями.

В) Шанцевый инструмент шахтёра.

Г) Установление согласия после продолжительных переговоров.

7. Корунд - это

А) Природный волокнистый материал, сопутствующий добыче алмазов.

Б) Тип карандаша, применяемый в космонавтике.

В) Художественное стекло тёмно-зелёного цвета.

Г) Твёрдый минерал – кристаллический глинозём.

8. Жавель - это

А) Пастушья свирель.

Б) Болотная вода ржавого цвета.

В) Едкий хлористый раствор зеленовато-жёлтого цвета, употреблялся при белении тканей и стирке белья (иначе называется «жавелевая вода»).

Г) Название клюквы в Вологодской области.

Задания для 9-10 класса

Задача №1 (ДА – НЕТ)

Вам предстоит согласиться или не согласиться с теми утверждениями, которые вы прочтёте.

За каждый правильный ответ – 1 балл.

Максимальное количество баллов – 5.

1. Язык – средство передачи мыслей, знаний, чувств и т.д. Пользуясь языком, люди общаются между собой, то есть обмениваются информацией, мыслями, впечатлениями, чувствами; передают накопленный опыт в области науки, искусства, культуры и т.д.

2. Если обобщающее слово стоит впереди однородных членов, то перед однородными членами ставится тире.

Если обобщающее слово стоит после однородных членов, то перед ним ставится двоеточие.

3. Никогда не разделяются запятой фразеологические обороты с повторяющимися союзами и... и, ни... ни.

4. В сложном предложении знаки препинания выполняют три различные функции: разделяют, выделяют и определяют простые предложения в составе сложного. Соответственно существуют разделительные, выделительные и определительные знаки препинания.

Задача №2 (Крылатые выражения)

Вам предстоит соотнести фразеологизмы с их значением.

В ответе напишите число и соответствующую этому числу букву.

За каждый правильный ответ – 1 балл.

Максимальное количество баллов – 7.

1. Звонить (раззвонить, трезвонить) во все колокола.

А. Не делать ни малейшего усилия, ничего не предпринимать.

2. И пальцем не шевелить (не пошевелить, не шевельнуть).

Б. Почувствовать полное облегчение.

3. Избиение младенцев.

В. В сложном положении, из которого трудно найти выход.

4. Как гора с плеч.

Г. Распекать, не сдерживая чувства крайнего раздражения, негодования, гнева.

5. Ломовая лошадь.

Д. Повсюду объявлять о чём-либо, распространять какие-либо сведения, известия.

6. Между Сциллой и Харибдой.

Е. Лёгкая победа или расправа над более слабым противником.

7. Метать громы и молнии.

Ж. Много и тяжело работающий.

Задача №3 (Спрятавшиеся слова)

Во многих фамилиях известных отечественных и зарубежных писателей и поэтов «спрятались» слова, лексические значения которых представлены вашему вниманию.

В ответе следует написать «спрятавшееся» слово и фамилию писателя (поэта).

Например

Лексическое значение «спрятавшегося» слова: «орган обоняния, находящийся на лице у человека».

Ответ: нос – Носов.

Комментарий: рекомендуется использование любого издания словаря С.И. Ожегова (Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. д-ра филолог. наук проф. Н.Ю. Швецовой. – М.: Русский язык).

1. Башня с сигнальными огнями на берегу моря, на острове для указания пути судам.

2. Орган летания у птиц, насекомых, а также некоторых млекопитающих.

3. Подарок, пожертвование; способность, талант.

4. Насекомое с жесткими надкрыльями; ловкий человек, плут.

5. Основная общественная организация первобытнообщинного строя, объединённая кровным родством.

6. Оружие для метания стрел в виде гибкой дуги, стянутой тетивой.

7. Наступающее через определённые промежутки времени физиологическое состояние покоя и отдыха, при котором полностью или частично прекращается работа сознания.

8. Мастер по выделке глиняной посуды.

9. Железный заострённый толстый стержень, которым ломают, разбивают что-нибудь твёрдое.

10. Человек, который занимается рыбной ловлей как промыслом.

Задача №4 (Буквомиксер)

Используя приём анаграммы, сказочные герои придумали псевдонимы.

Вам предстоит соотнести автонимы (настоящие имена) с псевдонимами (вымышленными именами), найдя пару каждому из них.

За каждый правильный ответ – 1 балл.

Максимальное количество баллов – 10.

1. Мюнхгаузен

А. Гониен

2. Маугли

Б. Мираса

3. Онегин

В. Сонларк

4. Печорин

Г. Кейвш

5. Паганель

Д. Незуагхнюм

6. Карлсон

Е. Седойси

7. Швейк

Ж. Верлигул

8. Гулливер

З. Аганпель

9. Арамис

И. Норечип

10. Одиссей

К. Лигаум

Задача №5 (Сделай выбор)

Максимальное количество баллов – 5.

За каждый правильный ответ – 1 балл.

Выберите строку...

1. Все слова в которой называют официальные языки ООН:

А) английский, арабский, немецкий, русский;

Б) английский, арабский, русский, китайский;

В) испанский, итальянский, русский, французский;

Г) испанский, английский, арабский, корейский.

2. В которой назван День русского языка, отмечающийся в России с 2011 года (Указ Президента РФ) и который является днём рождения великого поэта:

А) 8 октября (день рождения М.И. Цветаевой);

Б) 22 октября (день рождения И.А. Бунина);

В) 6 июня (день рождения А.С. Пушкина);

Г) 28 ноября (день рождения А.А. Блока).

3. Все слова в которой называют летние виды спорта Олимпийских игр:

А) гольф, гребля академическая, фристайл, парусный спорт;

Б) конный спорт, художественная гимнастика, дзюдо, скелетон;

В) шорт-трек, биатлон, синхронное плавание, кёрлинг;

Г) тхэквондо, теннис, конный спорт, тяжёлая атлетика.

4. Все слова в которой называют названия архитектурных стилей:

А) ампир, джангл, рококо, готика;

Б) барокко, дэтграйнд, классицизм, модерн;

В) рококо, барокко, неомодерн, готика;

Г) техно, дэтграйнд, рококо, барокко.

5. Все слова в которой называют жанры живописи:

А) батальный жанр, анималистика, натюрморт, карикатура;

Б) портрет, пейзаж, пастораль, пастель;

В) натюрморт, анималистика, лессировка, историчексий жанр;

Г) фреска, граттаж, пуантилизм, натюрморт.

Задача №6 (Шифровка)

Олимпийцам и паралимпийцам посвящается

В качестве эксперимента дети, отдыхающие в лагере, зашифровывали программу Летних Олимпийских игр 2016 в Рио-де-Жанейро.

Вместо букв они писали числа.

Вам предстоит расшифровать названия летних видов спорта, вспомнив порядок букв в алфавите (например, буква Д в алфавите 5-я, а буква Ч 25-я).

В некоторых словах детьми были допущены ошибки (включая пропуски букв, дописывание лишних), вам же нужно написать абсолютно правильно.

За каждый правильный ответ (если одно из слов написано верно, а второе или третье неверно, балл не засчитывается) – 1 балл.

Максимальное количество баллов – 10.

1. 2, 16, 5, 14, 10, 15, 20, 16, 15

2. 2, 1, 19, 12, 6, 5, 2, 16, 13

3. 3, 6, 13, 1, 19, 17, 16, 18, 20

4. 2, 1, 18, 30, 2, 1 // 3, 16, 13, 30, 15, 1, 33

5. 4, 1, 15, 20, 2, 16, 13

6. 4, 18, 6, 2, 13, 33 // 15, 1 // 2, 16, 11, 5, 1, 18, 12, 1, 23 // 10 // 12, 16, 15, 15, 16, 31

7. 17, 18, 29, 26, 12, 10 // 15, 1 // 2, 16, 20, 21, 20, 6

8. 19, 10, 15, 23, 18, 16, 15, 16, 6 // 17, 13, 1, 3, 1, 15, 30, 6

9. 22, 21, 5, 2, 16, 13

10. 23, 1, 12, 6, 11 // 15, 1 // 20, 18, 1, 3, 6

Задача №7 (Детский лепет)

Корней Иванович Чуковский, исследователь детской речи, автор книги «От двух до пяти», считал маленьких детей стихийными лингвистами.

В своей уникальной книге он собрал и проанализировал множество детских слов и выражений.

Вам предстоит соотнести слова, созданные детьми (либо же интерпретированные ими) и слова языка взрослых.

За каждый правильный ответ – 1 балл.

Максимальное количество баллов – 10.

1. Вихрахер

А. Пожарный

2. Вертилятор

Б. Графиня

3. Приудобился

В. Расстёгивать

4. Кувшиня

Г. Колыбельная

5. Баюльная

Д. Вентилятор

6. Отпугивать

Е. Парикмахер

7. Тушенник

Ж. Удобно устроился

8. Идёмить

З. В каком числе человек

9. Ухаживаешь

И. Идти

10. Всколькером

К. Уходишь

Задача №8 (Перевёртыши)

Фаине Раневской и Году российского кино посвящается

В этом задании зашифрованы фильмы (в том числе и мультипликационные), в которых играла (озвучивала) роли великая актриса Фаина Раневская (1896 – 1984). Вам предстоит их разгадать.

Для того, чтобы это сделать, нужно «перевернуть» название, то есть выявить значение, противоположное тому, которое приводится в задании.

Например, вам предлагается определить, какой фильм Эльдара Рязанова прячется под заголовком «Зверь отвсюду».

«Перевернув» смысловое значение названия, поймёте, что это фильм «Человек ниоткуда».

За каждый разгаданный фильм – 1 балл.

Максимальное количество баллов – 10.

1. «Осень»

2. «Найдёныш»

3. «Белоснежка»

4. «Ближе – гром»

5. «Внимание, внучка!»

6. «Моська и канат»

7. «Как помирилась Степанида Степановна со Степанидой Фроловной»

8. «Зверь на свободе»

9. «Роман-эпопея о крестьянине Лансате...»

10. «Старик и Энгельссон»

Задача №9 (Словарь русского языка С.И. Ожегова)

В каждом из восьми блоков представлены четыре лексические значения одного и того же слова (все слова взяты из «Словаря русского языка» С. И. Ожегова).

Одно из лексических значений взято со страниц «Словаря русского языка», остальные – придуманы.

Ваша задача: выбрать верное в каждом блоке и назвать его.

За каждый правильный выбор – 1 балл.

Максимальное количество баллов – 8.

1. Контаминация - это

А) Технический антракт во время спектакля театра оперы и балета.

Б) Величина, противоположная константе.

В) В языкознании возникновение нового выражения или формы путём объединения элементов двух выражений или форм, чем-то сходных.

Г) Свободный выход жидкости из трубы под напором.

2. Копыл - это

А) Короткий брусок в полозьях саней, служащий опорой для кузова.

Б) Ночной зверёк, живущий в конюшнях.

В) Ветеринарная служба в кавалерийских частях русской армии XIX века.

Г) Кузнечный инструмент для прошивки отверстия в горячем металле.

3. Коринка - это

А) Летняя рубаха русского крестьянина.

Б) Сушёный чёрный мелкий виноград.

В) Глиняная смесь для керамической посуды.

Г) Название ирги в Псковской области.

4. Портшез - это

А) Род легкового переносного кресла, в котором можно сидеть полулёжа.

Б) Морской торговый порт.

В) Мастер по пошиву женских сумочек.

Г) Пасхальный подарок незнакомому человеку.

5. Малескин - это

А) Ученик художника.

Б) Малёк севрюги.

В) Тип легкомоторного самолёта.

Г) Толстая хлопчатобумажная ткань.

6. Изоглосса - это

А) Редкая лесная ягода, встречающаяся жарким летом в сосновом бору.

Б) Линия, соединяющая на диалектологической карте места с одинаковыми языковыми явлениями.

В) Шанцевый инструмент шахтёра.

Г) Установление согласия после продолжительных переговоров.

7. Корунд - это

А) Природный волокнистый материал, сопутствующий добыче алмазов.

Б) Тип карандаша, применяемый в космонавтике.

В) Художественное стекло тёмно-зелёного цвета.

Г) Твёрдый минерал – кристаллический глинозём.

8. Жавель - это

А) Пастушья свирель.

Б) Болотная вода ржавого цвета.

В) Едкий хлористый раствор зеленовато-жёлтого цвета, употреблялся при белении тканей и стирке белья (иначе называется «жавелевая вода»).

Г) Название клюквы в Вологодской области.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.