Опыт работы «Подготовка детей к школе»
«Подготовка детей к школе
на основе
игрового материала».
Поднозова Наталья
Александровна
«Ребенок не готовиться стать школьником.
Он просто растёт, играет, развивается».
Л. Л. Тимофеева.
«…основные недостатки в подготовке к
обучению в школе состоят в том, что
часто знания и представления детей
разрозненны, бессистемны, затруднен их
перенос в другие условия; недостаточно
сформированы у детей учебные навыки,
волевые усилия и действия, общественно-
значимые мотивы обучения».
Г.Г. Петроченко
Введение.
Проблема готовности ребенка к школе существовала всегда, и понимание её постоянно уточняется и конкретизируется. Так, если в начале внимание ученых и педагогов - практиков было сосредоточено на том, какие именно знания и навыки необходимо формировать у дошкольников, то сейчас на первое место выдвинут вопрос о том, какие условия нужно создать, для того чтобы обеспечить эффективное поступательное развитие у ребенка качеств школьной зрелости.
К старшему дошкольному возрасту, дети приобретают определенный кругозор, запас конкретных знаний, перед ними встает проблема адаптации к условиям школьной жизни. А если учесть современные требования программ начального обучения, то становится ясным, что необходима организация качественно новой подготовки детей к школе.
Однако многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения. Гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять. Поэтому ведущей целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника качеств необходимых для овладения учебной деятельностью - любознательности, инициативности, самостоятельности, производительности, творческого самовыражения. Важно помнить, что в первом классе для ребенка самое главное – научиться учиться, а не получить конкретные знания и умения. Далеко не каждая семья может самостоятельно полноценно подготовить ребенка к посещению школы.
Переход от дошкольного детства к школьному, как указывала Л.И. Божович (1968), характеризуется решительным изменением места ребенка в системе доступных ему отношений и всего образа его жизни. При этом следует подчеркнуть, что положение школьника создает особую моральную направленность личности ребенка. Для него учение не просто деятельность по усвоению знаний и не только способ подготовки себя к будущему, оно осознается и переживается ребенком как его собственная трудовая обязанность, как его участие в повседневной жизни окружающих людей. Поэтому то, как будет справляться маленький школьник со своими школьными обязанностями, успех или неуспех в учебных делах, имеет для него острую аффективную окраску. Следовательно, вопросы школьного обучения — это не только вопросы образования, интеллектуального развития ребенка, но и формирования его личности, вопросы воспитания.
В связи с этим остро стоит проблема готовности ребенка к школьному обучению. Длительное время считалось, что критерием готовности ребенка к обучению является уровень его умственного развития. Л.С. Выготский одним из первых сформулировал мысль о том, что готовность к школьному обучению заключается не столько в количественном запасе представлений, сколько в уровне развития познавательных процессов. По мнению Л.С. Выготского, быть готовым к школьному обучению — значит, прежде всего, обобщать и дифференцировать в соответствующих категориях предметы и явления окружающего мира.
Концепции готовности к школьному обучению как комплексу качеств, образующих умение учиться, придерживались А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина, АА. Люблинская. Они включают в понятие готовности к обучению понимание ребенком смысла учебных задач, их отличие от практических, осознание способов выполнения действия, навыки самоконтроля и самооценки, развитие волевых качеств, умение наблюдать, слушать, запоминать, добиваться решения поставленных задач.
Выделяют три основные линии, по которым должна вестись подготовка к школе:
Во-первых, это общее развитие. К тому времени, когда ребенок станет школьником, его общее развитие должно достичь определенного уровня. Речь идет в первую очередь о развитии памяти, внимания и особенно интеллекта. И здесь нас интересует как имеющийся у него запас знаний и представлений, так и умение, как говорят психологи, действовать во внутреннем плане, или, иными словами, производить некоторые действия в уме;
Во-вторых, это воспитание умения произвольно управлять собой. У ребенка дошкольного возраста яркое восприятие, легко переключаемое внимание и хорошая память, но произвольно управлять ими он еще как следует не умеет. Он может надолго и в деталях запомнить какое-то событие или разговор взрослых, возможно, не предназначавшийся для его ушей, если он чем-то привлек его внимание. Но сосредоточиться сколько-нибудь длительное время на том, что не вызывает у него непосредственного интереса, ему трудно. А между тем это умение совершенно необходимо выработать к моменту поступления в школу. Равно как и умение более широкого плана — делать не только то, что тебе хочется, но и то, что надо, хотя, может быть, и не совсем хочется или даже совсем не хочется;
В-третьих, формирование мотивов, побуждающих к учению. Имеется в виду не тот естественный интерес, который проявляют дошкольники к школе. Речь идет о воспитании действительной и глубокой мотивации, которая сможет стать побудительной причиной их стремления к приобретению знаний.
Все эти три линии одинаково важны, и ни одну из них нельзя упускать из виду, чтобы учеба ребенка не захромала с самого начала.
Можно выделять отдельные стороны готовности к школе:
Физическую,
интеллектуальную,
эмоционально-волевую,
личностную,
социально-психологическую.
Физическая готовность - это общее физическое развитие: нормальный вес, рост, объем груди, мышечный тонус, пропорции, кожный покров и прочие показатели, соответствующие нормам физического развития мальчиков и девочек 6—7-летнего возраста в стране. Состояние зрения, слуха, моторики (особенно мелких движений кистей рук и пальцев). Состояние нервной системы ребенка: степень ее возбудимости и уравновешенности, силы и подвижности. Общее состояние здоровья.
Интеллектуальная готовность - включают не только словарный запас, кругозор, специальные умения, но и уровень развития познавательных процессов; их ориентированность на зону ближайшего развития, высшие формы наглядно-образного мышления; умение выделять учебную задачу, превращать ее в самостоятельную цель деятельности.
Личностная и социально-психологическая готовность - это сформированность новой социальной позиции («внутренняя позиция школьника»); формирование группы нравственных качеств, необходимых для учения; формирование произвольности поведения, качеств общения со сверстниками и взрослыми.
Эмоционально-волевая готовность – это сформированность умения ребенка ставить цель, принимать решение, намечать план действия, прилагать усилия к его реализации, преодолевать препятствия. У ребенка формируется произвольность психических процессов.
В связи с этим я начала углубленно изучать тему «Подготовка детей к школе». Искала и подбирала оптимально доступные технологии и методики, обеспечивающие наибольшую интеграцию познавательной и двигательной деятельности детей дошкольного возраста.
Целью моей работы стало:
- формирование у детей мотивов учения и положительного отношения к школе, всесторонняя и планомерная подготовка детей к обучению в школе.
Работу по данной теме я направила на решение следующих задач:
- формирование познавательного интереса, желания узнавать новое;
- развитие логики - анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация;
- развитие фантазии и творческих способностей;
- развитие речи - умение излагать свои мысли, строить простейшие умозаключения;
- развитие памяти и внимания;
- развитие умения устанавливать отношения со сверстниками и взрослыми, формировать положительную самооценку.
Занятия по подготовке к школе для детей 5-6 лет проводила в свободной форме с использованием игрового занимательного материала и с учётом возрастных возможностей детей. Дети сидят за столами лишь недолгое время, необходимое на выполнение какого-либо конкретного задания, что с одной стороны приучает их к дисциплине, с другой – не утомляет. Занятия включают в себя динамические переменки, что позволяет переключать активность детей, а также осуществляются на основе привычных для ребенка видов деятельности: игры, рисования, конструирования и др.
Нет никакого сомнения, что правильно организованные обычные для детей виды деятельности и являются оптимальным полем для их развития и воспитания. Поэтому, в своей работе надо стремиться не к расширению списка разных по содержанию и форме занятий, а к тому, чтобы их наибольшее число было использовано наилучшим образом.
К концу дошкольного возраста у большинства детей формируется учебный мотив, а это позволяет им легко включиться в школьную жизнь.
Готовность детей к школе и жизни и есть главный результат работы воспитателя дошкольного учреждения.
Роль занятий в работе с детьми
по подготовке детей к школе.
Основной целью работы по подготовке детей к школе является формирование у детей знаний и умений предусмотренных «Программой воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой. Но наряду с этим очень важно воспитать в ребенке любознательность, умение сравнивать, сопоставлять, анализировать, потребность в самостоятельном поиске ответов на поставленные вопросы. Ребенок, у которого не достаточно сформирован интерес к знаниям, не сможет активно работать на уроке, мобилизовать усилия, волю для выполнения заданий, овладевать знаниями, достигать положительных результатов в учении. Таким образом, задачи умственного воспитания ребенка должны решаться в тесной связи с задачами воспитания нравственно-волевых качеств личности: настойчивости, старательности, ответственности, стремления достигать качественного результата.
В качестве основных показателей готовности к школе рассматривается сформированность предпосылок учебной деятельности:
общеучебных умений и навыков,
учебной мотивации,
произвольного поведения.
Развивающая работа по каждому из соответствующих направлений, вплетена во все виды деятельности воспитателя.
С учетом различных подходов к организации процесса воспитания детей при формировании любого умения я придерживаюсь следующей последовательности:
Знакомство детей с новым действием: презентация, демонстрация, наблюдение, моделирование детьми действия в соответствии с целевой установкой.
Освоение детьми действия: путём подражания, через выявление составляющих действия и их назначения, создание собственной модели действия.
Первые опыты осуществления ребенком действия, подлежащие тщательному контролю со стороны педагога.
Освоения детьми методов контроля за выполнением данного действия: по результатам или по ходу его выполнения в зависимости от степени осознанности действия ребенком.
Создание ситуаций, при которых ребенку приходилось бы выполнять действия сначала в речевой форме и лишь затем – в практической.
Организация игровой, учебной, практической, творческой положительно мотивированной деятельности детей позволяющей «тренировать» определенное умение.
Возрастание доли самостоятельности детей при выполнении действия, его усложнение.
Организация выполнения детьми действий, требующих применения освоенного умения.
Представление об общих закономерностях и конкретных путях формирования обобщенных учебных умений – необходимое условие грамотного построения каждодневной работы с детьми.
Основной формой работы по подготовке детей к школе являются занятия – форма, наиболее целесообразная и руководимая педагогом, на занятии определяются задачи, подбираются методы и приёмы, идёт усвоение детьми определённого объёма знаний, умений и навыков. Занятия предусматривают освоение содержания программы всеми детьми, поэтому являются основной формой обучения старших дошкольников, помогают преодолевать стихийность, решать задачи разного вида планомерно, в определенной системе и последовательности.
Подготовка детей к занятию, когда их внимание переключается от самостоятельной деятельности к учебной, имеет очень большое значение. Её следует осуществлять так, чтобы не вызвать у ребенка огорчения из-за прерванной игры, заинтересовать содержанием предстоящего занятия. Поэтому, перед началом занятия, я собираю детей около себя, чтобы дать им возможность сосредоточиться на предстоящей деятельности.
При организации занятий с детьми старшего дошкольного возраста я соблюдаю ряд требований:
занятия должны носить развивающий характер,
обеспечивать максимальную активность и самостоятельность процесса познания;
на занятии нельзя применять школьные технологии;
занятия следует проводить в определенной системе и связывать с повседневной жизнью детей;
необходимо включать в образовательный процесс интегрированные занятия.
. Особенностью моей работы является использование интерактивной формы обучения, предполагающей обратную связь с ребёнком. Эта форма работы представляет собой такой подбор «развивающих игр», упражнений и других видов продуктивной деятельности, который способствует обучению ребёнка на высоко позитивном эмоциональном уровне. Очень важным для меня является подготовка к каждому занятию. Необходимо заранее подбирать наглядный, дидактический и прочий необходимый материал, без которого невозможно активизировать мышление детей и поддерживать их интерес и внимание на протяжении всего занятия. На многих познавательных занятиях предусматривается использование поисковых вопросов, водятся игровые ситуации, сказочные персонажи, сюрпризные моменты. Многие занятия носят интегрированный характер и включают в себя подготовку к обучению грамоте, математику, постановку руки, упражнения, способствующие комплексному развитию познавательных процессов ребёнка. Интеграция содержания различных областей знаний позволяет сделать процесс обучения осмысленным, интересным для детей и более эффективным.
Эффективность работы определяется во многом систематичностью использования упражнений направленных на становление конкретных навыков.
Активизация мышления детей на занятии достигается путем отбора соответствующего содержания, методов и приемов, форм организации учебной деятельности. Моя задача - вызвать у детей интерес к занятию, создать у них состояние увлеченности, умственного напряжения, направить усилия на осознанное освоение знаний, умений, навыков.
Интерес детей к занятию связан с тем, понимают ли они, зачем нужны те или иные знания, видят ли возможность их применить. Поэтому я должна заинтересовать детей содержанием занятия, связать его с практической деятельностью.
На занятиях я учитываю, как дети усваивают программный материал, выполняют задания; проверяю быстроту и рациональность их действий, наличие различных умений и, наконец, определяю у них способность соблюдать правильное поведение, следит за тем, внимательно ли они слушают объяснение. Таким образом, перед старшим дошкольником выдвигается задача приложения волевых усилий. Необходимо конкретизировать способы ее реализации при планировании содержания занятий, сделать предметом совместного с детьми обсуждения. Индивидуальный подход в формировании нравственно-волевых качеств осуществляется в процессе всего воспитательного процесса и методика его в различных видах деятельности имеет много общего. Однако, определяется некоторая специфика путей индивидуального подхода к детям в быту, игре, труде, учебной деятельности. Например, на занятиях по конструированию дети должны осознать, что для того, чтобы игрушка была красивой, аккуратной, нужно постараться очень точно складывать бумагу, ровно смазывать сгибы клеем. На занятиях по родному языку, также опираясь на его программное содержание, я стараюсь находит другие убедительные доводы, побуждающие детей к напряжению мысли, активной деятельности, преодолению трудностей.
На каждом занятии стараюсь поддерживать необходимую познавательную активность детей, чтобы активность детей не носила репродуктивный, воспроизводящий характер (педагог показал, объяснил - ребенок повторил). Добиваюсь того, чтобы дети задавали встречные вопросы. В результате такого подхода познавательные интересы и активность детей постепенно возрастают. После занятий дети пытаются продолжить разговор на данную тему, используют полученные знания и умения в практической деятельности.
Показателем активной мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста на занятиях является наличие интереса к учебной задаче и процессу ее решения, способность относительно долго проявлять интерес к проблеме, самостоятельно применять найденные способы ее решения в практической деятельности, а также умения:
проявлять самостоятельность в процессе поиска решения, проводить при этом разнообразные мыслительные операции: анализировать, сравнивать и т. д.;
задавать вопросы по содержанию осваиваемой темы;
замечать ошибки у себя и сверстников и исправлять их;
выдвигать новую познавательную задачу.
Сообщение детям новых знаний, формирование более сложных умений позволяет мне подчеркивать значение занятий для развития познавательных интересов. Каждый вид занятий определенным образом влияет на развитие личности ребенка.
Деятельность ребенка принимает форму учения, учебной деятельности тогда, когда приобретение знаний становится осознаваемой целью его активности, когда он начинает понимать, что выполняет те или иные действия для того, чтобы научиться чему-то новому.
Следует помнить, что систематические занятия не только дают ребенку новые знания, приобщают к разным видам деятельности, совершенствуют восприятие и мышление, но и облегчают переход к роли школьника, планомерному и обязательному обучению. У дошкольника вырабатывается привычка заниматься в определенное время, содержать в порядке рабочее место, выполнять требования взрослых, что в дальнейшем поможет ему правильно организовать и свою учебную деятельность. Таким образом, занятия несут не только обучающий и развивающий смысл, но имеют также важное воспитательное значение.
Формирование познавательного интереса у детей,
желание узнавать новое.
Дети - пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от рождения. Формирование у дошкольников познавательного интереса является одной из важнейших задач обучения ребенка в детском саду.
Познавательный интерес - ведущий мотив учебной деятельности, направляющий личность на овладение знаниями и способами познания. Как показали исследования (А.П. Архипова, Н.А. Беляева, Л.И. Божович и др.), подлинный познавательный интерес является основой учебной деятельности, так как:
интерес способствует формированию глубоких и прочных знаний;
развивает и повышает качество мыслительной деятельности, активность в учении,
благоприятствует формированию способностей;
создает более благоприятный эмоциональный фон для протекания всех
психических процессов.
Интерес во всех его видах и на всех этапах развития характеризуется тремя обязательными моментами:
1) положительной эмоцией по отношению к деятельности;
2) наличием познавательной стороны этой эмоции, т. е. тем, что мы называем радостью познания;
3) наличием непосредственного мотива, идущего от самой деятельности, т. е. деятельность сама по себе привлекает и побуждает заниматься ею независимо от других мотивов (побуждений).
Вот от этих трех условий и зависит появление интереса, в том числе интереса к учебе. Итак, если познавательная потребность у ребенка не развита, то познание нового никогда не будет приносить ему радости. А без радости познания не появится и интереса.
И здесь я для себя наметила три линии возможной работы.
Первая из них — поддержка возникающего у ребенка желания задавать вопросы. Поддержка тем, что ребенок всегда встречает благожелательное отношение к ним и готовность старших разъяснить то, о чем ребенок спрашивает.
Вторая линия состоит в том, чтобы стимулировать проявление познавательного интереса. Отчасти это достигается благожелательным отношением к его вопросам. Отчасти — раскрытием нового в обыденных вещах. Немалое место принадлежит рассказам взрослых. Очень важно при этом понимать, какая тема может заинтересовать ребенка, а какая нет. Понять это можно по вопросам, возникающим у ребенка, по отдельным проскакивающим в речи фразам и т. п. Но самое главное — это частые пробы. Если интерес есть, хотя бы небольшой, то соответствующую тему можно пускать в дело. Если нет — лучше от данной темы отказаться и поискать другую тему.
Третья линия поддержания познавательной потребности у ребенка заключается в использовании для этого игры. Существует широко известная закономерность, которая состоит в том, что полученные новые сведения ребенок осваивает в игре. Без этого они либо просто забываются, либо не могут быть использованы и в лучшем случае могут пригодиться для ответов на вопросы взрослых.
Момент последующего включения того нового, что узнает ребенок, в игру или практическое действие очень важен — и не только в плане освоения и закрепления нового знания. Важен он и в плане поддержания активного интереса ко всему новому. Без этого узнавать новое ребенку неинтересно.
В процессе общения с взрослыми и сверстниками ребенок получает
разнообразные сведения, среди которых выделяют две категории знаний и умений.
Первая предусматривает знания и умения, которыми дети могут овладеть вне организованного обучения, в повседневном общении. Моя задача: помочь детям систематизировать знания и умения первой категории, развить познавательный интерес, научить детей получать информацию в общении с другими источниками (книги, диафильмы, журналы и т. п.).
Вторая категория включает знания и умения, подлежащие усвоению детьми на занятиях. Они более сложны по содержанию и структуре и являются систематизированными. На занятиях я учитываю, как дети усваивают программный материал, выполняют задания; проверяю быстроту и рациональность их действий, наличие различных умений и, наконец, определяю у них способность соблюдать правильное поведение, слежу за тем, внимательно ли они слушают объяснение.
Не маловажно в моей работе и то, что дети удовлетворяют свою любознательность в процессе активной познавательно-исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования. Ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно – следственными, родо-видовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира.
Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Моя задача – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать. Старший дошкольник интересуется явлениями живой и неживой природы, проявляет инициативу, которая обнаруживается в наблюдении, в стремлении разузнать, подойти, потрогать. Результатом познавательной деятельности независимо от того, в какой форме познания она осуществилась, являются знания. Дети в этом возрасте уже способны систематизировать и группировать объекты живой и неживой природы, как по внешним признакам, так и по признакам среды обитания. Изменения объектов, переход вещества из одного состояния в другое (снега и льда - в воду; воды - в лед и т.п.); такие явления природы, как снегопад, метель, гроза, град, иней, туман, вызывают у детей этого возраста особый интерес. Дети постепенно начинают понимать, что состояние, развитие и изменения в живой и неживой природе во многом зависят от отношения к ним человека.
В своей группе я провожу эксперименты с растениями; с объектами неживой природы; с продуктами, с самим человеком. Опыты мы проводим в групповой комнате, на участке, на огороде. Иногда опыты бывают и не запланированные, а как бы в ответ на детский вопрос. Опыты бывают кратковременными и длительными, однократными и многократными, эпизодическими и систематическими. Приведу примеры некоторых из них:
может ли растение дышать
нужен ли корешкам воздух
в тепле и в холоде
вершки – корешки
зачем человеку руки
сколькими способами может передвигаться человек.
Предлагая детям поставить опыт, я сообщаю им цель или задачу, которая должна быть решена, даю время на обдумывание, и затем привлекает детей к обсуждению методики и хода эксперимента. Нежелательно заранее предсказывать конечный результат: у детей теряется ценное ощущение первооткрывателей.
“Умное” детство закладывает хороший фундамент интеллектуальной деятельности личности. Современные психологи (А. А. Венгер, С. П. Проскура и др.) считают, что 80% интеллекта формируется до 8 лет. Такое положение выдвигает высокие требования к организации воспитания и обучения старших дошкольников.
Познавательные задачи соединяются с задачами формирования нравственно- волевых качеств и решение их осуществляется в тесной взаимосвязи: познавательный интерес побуждает ребенка к активности, способствует развитию любознательности, а умение проявлять настойчивость, прилежание, оказывает влияние на качество деятельности, в результате чего дошкольники достаточно прочно усваивают учебный материал.
Сообщение детям новых знаний, формирование более сложных умений позволяет мне подчеркивать значение занятий для развития познавательных интересов. Каждый вид занятий определенным образом влияет на развитие личности ребенка.
Главной задачей любого занятия является формирование у ребенка определенных знаний и умений на основе включения его в активную учебную деятельность. В процессе решения этой задачи я использую разнообразные методы и приемы: объяснение, показ, вопросы и др. Только правильное их использование позволяет эффективно решать задачи обучения и воспитания одновременно.
Организуя интеллектуально-практическую деятельность, воспитатель должен помнить, что знания и умения усвоенные без желания и интереса, обычно не становятся активным достоянием ребенка, а развивают мыслительную активность детей ситуации поиска и исправления ошибок, выбор правильного решения из нескольких вариантов, доказательства, дискуссии, чаще всего это происходит во время сюжетно-ролевой игры, дидактической игры.
Значение этих игр в подготовке к школе трудно переоценить. Сюжетно- ролевые игры оказывают широкое общеразвивающее влияние на личность будущего школьника, а игры с правилами, дидактические, непосредственно связаны с предстоящей учебной деятельностью и поведением учащихся. В играх происходит своеобразное моделирование, проигрывание ребенком ситуаций и действий, в значительной степени приближенных к будущей учебной деятельности. В игре происходит непосредственная подготовка ребенка к переходу на новую ступень обучения — поступлению в школу.
Развитие логического мышления
у старших дошкольников.
Большинство родителей уверены, что гораздо важнее научить ребенка считать, писать, читать и никаких проблем с учебой не будет. Но иногда случается так, что читающий, пишущий и считающий ребенок, придя в школу, постепенно снижает свою успеваемость. В чем же причина? Оказывается он не может рассуждать, анализировать, сравнивать, классифицировать, делать выводы, т.е. у него не развито логическое мышление.
Логическое мышление – это умение оперировать абстрактными понятиями, это управляемое мышление, это мышление путём рассуждений, это строгое следование законам неумолимой логики, это безукоризненное построение причинно-следственных связей.
Развитие мышления происходит в три этапа:
1. Наглядно-действенное – ребенок мыслит через действие.
2. Наглядно-образное - ребенок мыслит при помощи образов.
3. Словесно-логическое - ребенок мыслит в уме.
Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет даваться учеба - решение задач, выполнение упражнений потребуют больших затрат времени и сил. В результате может пострадать здоровье ребенка, ослабнет, а то и вовсе угаснет интерес к учению. В школе им понадобятся умения сравнивать, анализировать, конкретизировать, обобщать. Поэтому необходимо научить ребенка решать проблемные ситуации, делать определенные выводы, приходить к логическому заключению. Решение логических задач (пример: «Дружили три девочки: Люся, Оксана, Лена. Люся выше Оксаны, а Оксана выше Лены. Кто из девочек самая высокая? Кто самая низкая?») развивает способность выделять существенное, самостоятельно подходить к обобщениям.
Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение.
В своей работе со старшими дошкольниками я использую простые логические упражнения и задачи с целью развития у них умения осуществлять последовательные действия: анализировать, сравнивать, обобщать по признаку, целенаправленно думать.
Логические игры математического содержания помогают мне воспитывать у детей познавательный интерес, способность к творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами проблемности, характерными для каждой занимательной задачи, всегда вызывает интерес у детей.
Развитию логического мышления, смекалки и сообразительности способствуют задания на поиск недостающих в ряду фигур, задания на поиск признака отличия одной группы предметов от другой, задания на продолжение логического ряда:
- разложи большие книги в одну сторону, маленькие в другую;
- сравни чем заварочный чайник отличается от электрического;
- какие предметы на кухне мы можем объединить вместе и почему?
Развитие логики ребёнка дошкольного возраста зависит от создания условий, стимулирующих его практическую, игровую и познавательную деятельность.
В связи с этим в группе создан математический уголок, где располагаются пособия для самостоятельной и совместной деятельности. В нём представлены:
- различные дидактические игры,
- занимательный материал: ребусы, лабиринты, головоломки;
- модели дней недели, частей суток.
Среди дидактических игр, прежде всего, подобрала игры на сравнение предметов по различным свойствам (цвету, форме, размеру, материалу, функции), группировку по свойствам, на воссоздание целого из частей («Танграм», пазлы), на сериацию по различным свойствам, игры на счет. Важно, чтобы у ребенка всегда была возможность выбора игры, а для этого набор игр должен быть достаточно разнообразным и постоянно меняться (смена примерно 1 раз в 2 месяца).
Игры со счетными палочками помогают развивать не только тонкие движения рук и пространственные представления, но и творческое воображение. Во время этих игр можно развивать представления ребенка о форме, количестве, цвете.
Прежде ребёнка нужно научить выделять внешние свойства предметов, потом – внутренние: их функциональное назначение, родовую принадлежность. Для этого сначала я учу детей классифицировать предметы, потом их изображения, а затем уже словесные обозначения. Важно, чтобы они умели проводить классификацию одних и тех же объектов по-разному, на основе различных критериев. Поэтому для развития всех мыслительных операций я провожу такие игры, как:
Отгадай-ка;
Магазин;
Отвечай поскорей;
Назови три предмета;
Сложи фигуры;
Что лишнее и почему и др.
Одним из условий развития логики является формирование речи как средства общения. Для того, чтобы слово стало употребляться как самостоятельное средство мышления, позволяющее решать умственные задачи без использования образов, ребёнок должен усвоить выработанные человеком понятия, т.е. знания об общих и существенных признаках предметов и явлений окружающей действительности, закрепленные в словах. В связи с этим я подобрала такие словесные игры как:
Скажи наоборот;
Назови одним словом;
Часть – целое;
Логические концовки;
Сравни.
В ходе занятий используются следующие игровые приемы:
1. Игровая мотивация, побуждение к действию (в том числе мыслительной деятельности);
2. Пальчиковая гимнастика (стимулирующая активность мозга, кроме того – являющаяся прекрасным речевым материалом). Каждую неделю разучивается новая игра.
3. Элементы драматизации – для повышения интереса детей к подаваемому педагогом материалу, создание эмоционального фона занятия.
4. Метод предварительной ошибки – так же эффективен, особенно при закреплении материала. Пример: Хрюше дается задание – построить квадрат. Он строит фигуру из 3х палочек. Дети сразу же замечают ошибку.
Развитие логического мышления детей – процесс длительный и весьма трудоемкий; уровень мышления каждого очень специфичен. Для дифференцированного подхода к каждому ребёнку я распределяю детей на группы. Такое разделение помогает ориентироваться в подборе занимательного материала и задач, предупреждает возможные перегрузки «слабых» детей, потерю интереса (ввиду отсутствия усложнений) – у «сильных» детей. Детям, справляющимся с логическими задачами на среднем уровне, я предлагаю варианты подобных задач, а так же подключаю к играм соревновательного характера.
Особый подход необходим к «слабым» детям. Учитывая их психические и физические особенности, я стараюсь внушить им уверенность в себе, подвести к самостоятельному решению простых задач. В случае быстрого утомления, вид деятельности сменяется. С родителями ведется широкая консультационная работа. Особую роль играют «сильные» дети: отлично справившись с конкретной задачей они, по моей просьбе (или самостоятельно) «подключаются» к тем, кто испытывает серьезные трудности.
Такая форма взаимодействия педагога и воспитанников очень эффективна. Она помогает сплотить коллектив, дает возможность самоутвердиться успевающим детям и почувствовать уверенность в своих силах – более слабым.
Участие родителей является неотъемлемым условием успешной работы. Взаимодействие с родителями по развитию у детей логического мышления осуществляется в разных формах:
- Рекомендации в ширмах и папках-передвижках;
- Проведение бесед;
- Организация совместных мероприятий.
- Консультация о подборе развивающих игр для ребенка
- Индивидуальные беседы с рекомендациями по каждому конкретному ребенку;
- Собрания с показом фрагментов занятий (цель – обратить внимание родителей на коммуникативную, речевую и мыслительную стороны развития их ребенка
- Совместные игры – занятия с детьми и родителями (во второй половине дня);
- Совместный выбор и приобретение развивающих игр для группы;
- Подбор и демонстрация специальной литературы, направленной на развитие логического мышления;
- Разъяснительная и образовательная работа.
Родители очень отзывчивы, готовы придти на помощь в любу минуту. Часто приносят интересную детскую литературу энциклопедического характера, а так же некоторые игры (настольно – печатные, развивающие), тем самым вносят элемент нового и пока еще неизведанного в игровую деятельность детей.
Поскольку развитие логического мышления и других познавательных процессов у дошкольников вызывает интерес и у других педагогов, я подготовила для них консультации:
- «Что такое логическое мышление. Законы логического мышления»,
- «Значение занимательного материала для развития логического мышления дошкольников».
Углубленная и творческая работа по развитию логического мышления у дошкольников способствовала:
Развитию логических приёмов умственных действий: сравнения, обобщения, анализа, классификации, систематизации;
Умению выдвигать гипотезы и делать простые умозаключения;
Проявлению инициативы, находчивости, сообразительности.
Развитие фантазии и творческих способностей.
Творчество рассматривается учеными как человеческая деятельность высшего уровня по познанию и преобразованию окружающего природного и социального мира. В процессе творческой деятельности, что особенно важно, изменяется и сам человек (формы и способы его мышления, личностные качества); он становится творческой личностью.
Отечественные психологи и педагоги (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов и др.) доказали, что творческие возможности детей проявляются уже в дошкольном возрасте и развитие их происходит при овладении общественно выработанными средствами деятельности в процессе специально организованного обучения. Так, В.В. Давыдов в послесловии к книге Л.С. Выготского «Воображение и творчество в детском возрасте» указывает на то, что творчество является постоянным спутником детского развития.
Детское творчество, которое рассматривается как процесс, приводящий к созданию субъективно нового продукта, изучается, как правило, в русле исследования именно той деятельности, в которой оно формируется. Отсюда вытекают и специфические показатели развития творчества (музыкальное, изобразительное, литературное и т.п.), связанные, прежде всего с анализом продукта деятельности.
С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей, так как в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. И родители, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности.
Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей. Условием успешного развития творческих способностей является тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе. Взрослые должны создать безопасную психологическую базу для возвращения ребенка из творческого поиска и собственных открытий. Важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству проявлять сочувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям несвойственным в реальной жизни. Нужно исключить из обихода замечания и осуждения.
Но не все дети могут открыть дорогу к созиданию, и надолго сохранить творческую активность. Педагогическая практика доказывает что, если подобрать соответствующие методы обучения, то даже дошкольники, не теряя своеобразия творчества, создают произведения более высокого уровня, чем их необученные самовыражающиеся сверстники. Не случайно сейчас так популярны детские кружки и студии, музыкальные школы и школы искусств.
Воспитание творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели.
Одним из направлений по развитию творческого мышления в дошкольном возрасте является формирование ассоциативности, диалектичности и системности мышления. Так как развитие именно этих качеств делает мышление гибким, оригинальным и продуктивным.
Ассоциативность – это способность видеть связь и сходные черты в предметах и явлениях, на первый взгляд не сопоставимых. Благодаря развитию ассоциативности мышление становится гибким и оригинальным.
Ассоциативность очень легко приобретается дошкольниками в ролевых играх. Так же существуют специальные игры, способствующие развитию этого качества.
Диалектичность – это способность видеть в любых системах противоречия, мешающие их развитию, умение устранять эти противоречия, решать проблемы.
И еще одно качество, формирующее творческое мышление - это системность. Системность – это способность видеть предмет или явление как целостную систему, воспринимать любой предмет, любую проблему всесторонне, во всём многообразии связей; способность видеть единство взаимосвязей в явлениях и законах развития. Системное мышление позволяет видеть огромное количество свойств предметов, улавливать взаимосвязи на уровне частей системы и взаимосвязи с другими системами.
Вторым направлением формирования творческих способностей дошкольников является развитие воображения.
Воображение - это умение конструировать в уме из элементов жизненного опыта (впечатлений, представлений, знаний, переживаний) посредством новых их сочетаний и соотношений что-либо новое, выходящее за пределы ранее воспринятого.
Воображение является основой всякой творческой деятельности. Оно помогает человеку освободиться от инерции мышления, преобразует представление памяти, тем самым, обеспечивая создание заведомо нового. Все, что окружает нас и что сделано руками человека, весь мир культуры, в отличие от мира природы – все это является продуктом творческого воображения.
Продуктивное творческое воображение характеризуется не только такими особенностями как оригинальность и богатство продуцируемых образов. Одним из важнейших свойств такого воображения является умение направлять представления в нужную сторону, подчинять их определённым целям. Неумение управлять идеями, подчинять их своей цели, приводит к тому, что самые лучшие замыслы и намерения гибнут, не находя воплощения. Поэтому важнейшая линия в развитии воображения дошкольника - это развитие направленности воображения.
Детям своей группы я помогаю научиться не просто отрывочно фантазировать, а реализовывать свои замыслы, создавать пусть небольшие, но законченные произведения. С этой целью я организовываю ролевые игры в ходе которых влияю на выполнение ребенком всей цепочки игровых действий. Устраиваю коллективное сочинение сказки: каждый из играющих говорит по несколько предложений, а я направляю развитие сюжета, помогая детям завершить задуманное.
Аппликация как вид изобразительной деятельности тоже является средством развития творческих способностей детей и позволяет создавать продукт творческой деятельности. Такая форма фиксации продуктов творчества помогает ребенку направлять своё воображение на создание законченных и оригинальных произведений.
Развитие творческих способностей каждого ребенка средствами нетрадиционных техник рисования, помогает реализовать себя, уметь соединять в одном рисунке различные материалы для получения выразительного образа. Приведу некоторые техники рисования, которые я использую в своей работе:
Рисование пальцем
Рисование печаткой
Составление рисунка из отдельных частей
Рисование верёвочкой
Дорисовывание незаконченных рисунков
Кляксография
Монотипия.
Таким образом, дошкольный возраст предоставляет возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.
Развитие речи детей.
Основой для обучения грамоте является общеречевое развитие детей. Поэтому при подготовке к обучению грамоте важен весь процесс речевого развития детей в детском саду: развитие связной речи, словаря, грамматической стороны речи, воспитание звуковой культуры речи. Исследования и опыт работы учителей показали, что дети с хорошо развитой речью успешно овладевают грамотой и всеми другими учебными предметами. А дети, не умеющие последовательно и ясно излагать свои мысли, объяснять то или иное явление, будут испытывать серьезные трудности в школе. Для того чтобы их избежать, важно развивать речемыслительные способности ребенка, учить его правильно и понятно говорить. Поэтому необходимо как можно больше общаться с ребенком, поощрять его рассказы, выполнять различные упражнения, которые призваны сформировать речемыслительную деятельность ребенка,
Показателями определенного уровня осознания речи и готовности к обучению грамоте являются следующие умения:
сосредоточивать свое внимание на вербальной задаче;
произвольно и преднамеренно строить свои высказывания;
выбирать наиболее подходящие языковые средства для выполнения вербальной задачи;
размышлять о возможных вариантах ее решения;
оценивать выполнение вербальной задачи.
Формирование речевых умений и навыков и осознания явлений языка и речи — взаимосвязанные стороны единого процесса речевого развития. С одной стороны, совершенствование речевых умений и навыков составляет условие последующего осознания явлений языка, с другой — сознательное оперирование языком, его элементами не изолировано от развития практических умений и навыков. Целенаправленная подготовка к обучению грамоте, формирование элементарных знаний о речи повышают уровень ее произвольности и осознания, что, в свою очередь, оказывает влияние на общее речевое развитие, повышение речевой культуры детей'. Таким образом, необходима двусторонняя связь между процессом развития речи в детском саду и подготовкой к обучению грамоте.
Родителям также необходимо вовремя проверить своего ребенка у логопеда. Своевременно начатые занятия помогут малышу исправить дефекты речи и избежать такого неприятного влияния заикания, шепелявости и картавости, как возникновение или усиление стеснительности, боязнь быть осмеянным или непонятым. Кроме того, дефекты речи тормозят формирование навыка письма по слуху и затрудняют овладение грамотой.
Для подготовки детей к обучению грамоте необходимо развить фонематическое восприятие. Для этого я работаю над развитием таких навыков, как :
различение на слух звуков речи,
овладение навыками звукового анализа слова,
определение порядка звуков в словах,
деление слов на слоги,
деление предложений на слова.
Для закрепления данных умений я разучиваю с детьми различные чистоговорки, скороговори, считалки; провожу различные дидактические игры: «Стройка», «Заблудились в лесу», «Найди заданный звук», «Запрещенный звук», «Большой и маленький» и другие.
На занятиях по развитию речи знакомимся с детьми с гласными и согласными звуками; твердыми и мягкими, глухими и звонкими согласными звуками на основе игрового материала.
Опираясь на имеющиеся знания детей о слове, на формирующиеся у них умения держать в памяти указания воспитателя и осмысленно их решать, а также учитывая большой интерес и обостренное внимание к слову, я создаю ситуацию затруднения, ситуацию поиска в работе с детьми со звучащим словом.
На всех этапах обучения (начального и последующих) детям предлагаю различные логические упражнения, заставляющие размышлять по поводу изучаемого (при рассматривании предмета, картины, игрушки; прослушивания художественных текстов, наблюдения во время прогулок). Задания, предлагаемые детям во время выполнения логических упражнений, разнообразны:
- назовите звонкие (громкие, тихие) слова. Почему они звучат звонко, громко, тихо? (Звуки з, р, л.);
- вспомните слова, оканчивающиеся на -ок (молоток, песок, лужок, промок, звонок, грибок, лесок, платок, каток, Дружок);
- назовите два слова с одинаковым последним звуком (сом — дом; сани — гуси; помидор — шар);
- обратите внимание на предметы, окружающие нас. Названия каких из них начинаются со звука к? (Калитка, кубики, куст.);
- назовите слова, в которых не было бы звука а (цветок, стол, дом, лист);
- придумайте заглавие к рассказу Н. Носова «Живая шляпа», состоящее из двух слов («Котенок озорничает», «Шляпа-попрыгунья»), из трех слов («Шляпа показывает фокусы»), из четырех слов («Как мальчики шляпы испугались»), из одного слова («Озорник», «Котенок», «Фокусник»). Чье название самое удачное?
Чтобы выполнить такие задания, ребенок должен проделать активную мыслительную работу, правильно употреблять слова, отобрав из них наиболее точные. Задания должны быть посильны детям, в то же время слишком легкие задачи снижают интерес детей к ним.
Также на занятиях использую рифмованные и стихотворные строчки. Соотношение звуков в словах, умение сравнивать оттенки звучания, сопоставление слов, сходных пo звучанию, постепенно развивают у детей тонкое восприятие слова.
Сначала детям даются слова с определенным чередованием ударных и безударных слогов: трехсложные (ворона, сорока, солнышко, Иванушка) и двусложные (жарко). Дети привыкают к основным ритмам слов, интуитивно чувствуя ритмику и звучание слова.
Затем знакомлю детей с созвучиями в коротких словах: мал — мял, рак — лак, кот — рот; закрепляю некоторые окончания (Анна — ванна, кузнец — молодец).
Бросаю ребенку мяч и произношу слово свечка. Поймавший мяч отвечает словом, созвучным с названным (печка, овечка, речка, сечка). Каждому ребенку предлагается картинка, к названию которой он должен подобрать рифму: птичка — синичка (спичка, невеличка...); кузнец — молодец (скворец); калачи — горячи; сорока — белобока; зайка — побегайка и т. п.
Рифмованные стихотворные строчки свидетельствуют о хорошем различении старшим дошкольником звуковой и смысловой стороны речи.
В свободное от занятий время использую много занимательного грамматического материала (ребусы, шарады, метаграммы, анаграммы и т. п.) — новая форма речевой работы с дошкольниками. Вся предыдущая педагогическая работа по воспитанию интереса к звучащему слову служит хорошей основой для введения в активную словесную деятельность ребенка такого познавательного элемента, как простейшее ознакомление с грамматикой.
У детей старшего дошкольного возраста возрастает словарный запас. Детям теперь доступен не только рассказ, но и объяснение и анализ. Моя задача состоит в том, чтобы научить детей свободно описывать картинку, игрушку, предмет. Научить давать характеристику различным явлениям, уметь передавать содержание сказки, фильма, составлять рассказ по серии сюжетных картинок. Для проведения этой работы я использую графические схемы для пересказывания текста, мнемотаблицы, схемы для составления описательных рассказов, различный наглядный материал.
Для расширения словарного запаса провожу такие упражнения, как:
назови одним словом
подбери слова близкие по смыслу
назови признаки предмета
продолжи ряд
назови какого цвета
подбери подходящее слово обозначающее действие
договори предложение.
Перед школой важно научить говорить ребенка грамотно: употреблять в своей речи союзы, составлять сложные предложения, правильно образовывать и изменять слова по падежам, числам, родам, временам. Овладение правильным грамматическим строем речи – очень важный показатель не только речевого, но и общего развития ребенка.
Всему этому способствуют такие упражнения, как:
как сказать если предметов много
есть (ложка) – нет (ложки)
что где лежит
маленький – большой
как зовут детенышей
назови, чьё (лапы – кошачьи)
Речь во всем своём многообразии, является необходимым компонентом общения. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благополучной ситуации, способствующий возникновению желания активно участвовать в речевом общении.
Качество речи – показатель уровня интеллектуального и эмоционального развития ребенка.
Развитие памяти и внимания.
Будущему школьнику очень важно обладать достаточно развитым вниманием. Внимание – это проявление избирательной направленности сознания. То есть, ребенок видит и слышит что-то и на какое- то время сосредотачивается на данном предмете, явлении. От уровня развития внимания зависит усвоение материала школьной программы.
Для успешного обучения в школе детям необходимо понимать учебную задачу, т. е. тот способ деятельности, который предлагает учитель. Для этого необходимо, чтобы у детей было развито произвольное внимание, умение планировать и контролировать свою деятельность, умение концентрироваться, сосредоточивать свое внимание на конкретном предмете.
Занимаясь с детьми своей группы, я стараюсь развивать различные характеристики внимания, такие как объём, устойчивость, концентрация, переключение, распределение.
Так же, не мало важным для хорошей учебы в школе является и развитие у ребенка памяти. Память – это способность воспринимать, сохранять и воспроизводить информацию. В зависимости от длительности сохранения полученной информации память бывает кратковременной и долговременной. Можно выделить несколько видов памяти в зависимости от того, какие ощущения являются ведущими: зрительная, слуховая, тактильная, обонятельная, осязательная.
Какой же уровень памяти и внимания должен быть у детей старшего дошкольного возраста:
ВНИМАНИЕ
ребенок должен:
- выполнять задание, не отвлекаясь около 15 минут;
- находить 5-6 отличий между предметами;
- удерживать в поле зрения 8-10 предметов;
- выполнять самостоятельно задания по предложенному образцу;
- копировать в точности узор или движение;
- уметь находить одинаковые предметы.
ПАМЯТЬ
ребенок должен:
- уметь запоминать не менее 7-8 предложенных предметов или названных слов;
- уметь запоминать и рассказывать стихотворения, потешки, загадки;
- пересказывать близко к тексту рассказы или сказки;
- запоминать и повторять фразы, состоящие из 7-8 слов;
- рассказывать по памяти содержание сюжетной картинки;
- запоминать ряды цифр (от 4 до 6) зрительно и на слух;
- рассказывать о событиях своей жизни, вспоминая подробности.
Особенностью обучения в начальный период является то, что большая часть информации, получаемая первоклассниками в вербальной форме от учителя, внешне не имеет логической связи, представляет собой перечисление последовательности операций, которые нужно выполнить для решения той или иной задачи. Установлено, что одной из причин неудовлетворительного усвоения грамоты является неправильное или неточное вербальное воспроизведение детьми правил.
Способность запоминания несвязанного вербального материала отражает функциональное состояние коры головного мозга. Поэтому уровень развития вербальной механической памяти является одним из важнейших показателей готовности к учению.
В своей работе я использую различные упражнения, которые помогают мне развивать у детей внимание и память. Все упражнения и занятия проводятся в игровой форме. Игра - естественная стихия ребенка, и именно в игре дошколенок лучше усваивает информацию.
Упражнения на развитие внимания.
1 Самое первое из них - упражнение на нахождение отличий. Возьмём, например, двух игрушечных зайцев или кукол и прошу ребенка, чтобы он нашел как можно больше отличий между ними (размер, цвет, одежда). Также можно находить различия в количестве, форме, длине и ширине различных предметов. В качестве наглядного материала подойдут картинки из детских журналов или любые предметы быта.
2 Для выполнения другого упражнения возьмём группу предметов, попросим ребенка взглянуть на них и отвернуться к стене, а сами в это время один из предметов уберём или переставим. От ребенка требуется вычислить какие именно изменения были вами произведены.
3 Использование различных дорожек, лабиринтов.
4 Игра поставь заплатку
5 Игра на концентрацию внимания «Чего не хватает»
6 Игра на переключение внимания «живое – неживое», «Звери, птицы, рыбы».
7 Различные узоры, тексты с буквами на нахождение заданных букв.
Для развития памяти великолепно подходят упражнения на описание предметов. Для этого даю ребенку короткое время повертеть в руках какой-нибудь предмет, а потом прячу его. Ребенок должен описать спрятанный предмет как можно более точно.
Еще одно упражнение на развитие памяти состоит в следующем. Пусть ребенок посмотрит на какую-нибудь картинку, которую вы затем спрячете среди других картинок на ту же тему. Задача ребенка - отыскать ту картинку, которую ему показывали первоначально.
Для развития зрительной памяти использую упражнения «Нарисуй фигуру», «Сложи фигуру».
Для тренировки слуховой памяти прошу ребенка запомнить 10 слов, послушать и запомнить фразу.
Для развития смысловой памяти прошу детей назвать пару предмету, продолжить начатый мной рассказ, запомнить рисунок, повторить фразы, запомнить цифры или ряд букв.
Самое главное в моей работе, помнить: не перегружать память непонятной для ребенка информацией, слишком сложными текстами, недоступным возрасту ребенка заданиями. Все хорошо в своё время.
Нарушить естественный баланс эмоционально-психологического состояния ребенка очень легко, а восстановить – совсем не просто. Поэтому необходимо беречь будущих учеников, они должны быть бодры, здоровы и веселы.
Умение устанавливать отношения со сверстниками и взрослыми, формировать положительную самооценку.
Время преддошкольного развития является самым благоприятным для того, чтобы привить ребенку необходимые личностные свойства, которые в дальнейшей жизни сослужат ему хорошую службу. Это объясняется тем, что возраст пяти-семи лет характеризует тот период, в котором при благоприятных условиях воспитания ребенок из дошкольника превращается в школьника. В это время обычно происходит обобщение всего того, что ребенок уже усвоил за свою недолгую жизнь. Именно в это время его можно приучить к условиям систематического обучения, сформировать умение учиться. При этом важно не только овладение ребенком определенными навыками общения, которые сами по себе необходимы для вхождения малыша в новый коллектив, но также нужно сформировать такую сторону мышления маленького человечка, как способность к рассуждению, к обдумыванию какого-либо вопроса или познавательной задачи.
Эти способности усиливаются в творческом общении с другими людьми, в результате чего ребенок учится не только самостоятельно рассуждать и высказывать свое собственное мнение. Он также привыкает с уважением относиться к мнению другого человека, а способность к проявлению уважения к чужому мнению оставалась актуальной во все времена. Следовательно, это умение является исключительно важным для вхождения маленького человечка в современное общество.
Важно также и то, чтобы в процессе дошкольного воспитания дети уже научились правильно себя вести, не нарушать порядок и не мешать окружающим. Потому что тем детям, которым только в школе впервые приходится постигать смысл слов "надо" и "нельзя", на первых порах придется очень нелегко.
Не менее важным условием успешного старта школьной жизни является умение жить в коллективе, считаться с интересами окружающих людей.
Если ребенок ссорится по пустякам, не умеет правильно оценить свое поведение с позиций, что хорошо, а что плохо, ему будет трудно привыкнуть к жизни в школьном коллективе.
Коллективные игры позволят детям научиться терпимо относиться к другим, уважать чужое мнение. Хорошо также проигрывать с детьми разнообразные конфликтные ситуации. Это развивает в них терпимость, учит сдержанно и спокойно реагировать на конфликт.
Для этого с детьми своей группы я провожу ролевые игры, в которых ребенок выполняет роль учителя, а взрослые - нерадивых учеников. При этом "учитель" просит выполнить различные задания, а "ученики" отказываются их выполнять. Важно относиться к этой игре с юмором и научить ребенка сглаживать острые углы в общении. Кроме того, подобные игры позволяют детям посмотреть на собственное поведение как бы со стороны, более критичным взглядом. Примерив на себя роль учителя, ребенок несколько по-иному воспринимает и собственное поведение, меньше проявляет непослушания по отношению к учителю, воспитателю или родителям.
У некоторых детей проявляется выраженное агрессивное поведение, которое вызывает проблемы как у него самого, так и у группы в целом и, естественно, у родителей. Агрессия обусловлена несколькими причинами. Она может быть попыткой привлечь к себе внимание, заявить о своем существовании, проявить интерес к другому ребенку, не учитывая при этом эффекта подобной активности. Агрессивно ребенок реагирует на неудовлетворение его потребностей (фрустрацию), так проявляется его гнев. При этом агрессия может направляться на «обидчика» или же на самого себя, это уже самоагрессия. Агрессия является также врожденным проявлением, одним из влечений. С одной стороны, у человека есть влечение к созиданию, построению отношений, любви, а с другой – к разрушению, разрыву связей, враждебность. Сила этих влечений индивидуальна. Социализация человеческого детеныша заключается к «приручении» этих влечений, к научению ребенка выражать их приемлемыми в обществе способами. Другое проявление агрессии – садизм, в этом случае ребенок получает удовольствие, причиняя боль, заставляя страдать. Это проявление является естественным этапом развития, но у некоторых детей происходит фиксация на этом способе получения удовольствия, построения отношений по принципу сильный-слабый, мучитель-жертва, а не на основе взаимоуважения и партнерства.
Пассивность – оборотная сторона агрессии. В этом случае ребенок боится проявить малейшую агрессию, а это приводит к отказу от соперничества, достижения целей, самоутверждения в коллективе.
Непонимание, непризнавание правил и ограничений является важной проблемой, прежде всего, для группы в целом, сам же ребенок может воспринимать критику в свой адрес как просто отвержение и агрессию со стороны других. У него нет представления о желаниях другого, его границах, мир он воспринимает как инструмент и источник для получения удовольствия. Основной его задачей является навязать свою волю другим, но другие, чаще всего, не слишком желают играть в эту игру и отвергают такого ребенка. Отсюда неизбежность разочарований, обид.
Если перед школой ребенок посещал детский сад, ему будет очевидно легче адаптироваться к школе. Тем не менее, начало обучения в школе ставит ряд совершенно новых задач перед ребенком и его родителями. Ребенок начинает входить во взрослую жизнь, привыкает быть самостоятельным, брать ответственность на себя, находит свое место в коллективе, проявляет свои способности и таланты. В его жизни появляются новые авторитеты, он постепенно расширяет круг значимых для него личностей, сравнивает ценности своей семьи с таковыми в семьях своих сверстников.
Эмоционально-психологические особенности ребенка отразятся на процессе адаптации, или облегчая ее или, напротив, осложняя, что не может не отразиться на учебе.
Вот некоторые из сложностей, проблем, с которыми могут столкнуться ребенок и его родители уже с момента начала обучения в школе или через некоторое время.
Трудности в учебе. Чаще всего они не обусловлены интеллектуальными способностями ребенка, а определяются его эмоциональным состоянием, отношением к обучению, познанию, к ситуации обучения в целом, тем, как он чувствует себя в школе и классе. Ребенок неусидчив, отвлекается, плохо запоминает, не проявляет интереса, активно или пассивно протестует против посещения школы.
Проблемы в отношениях с одноклассниками. Ребенок может претендовать на роль лидера и очень огорчаться, что он таковым не является. Или он может жаловаться, что его обижают, плохо относятся, не хотят с ним дружить. Все эти ситуации тяжело переносятся и ребенком, и его родителями, у которых, кстати, оживают свои воспоминания о времени обучения в школе, о тех тревогах и проблемах, с которыми им приходилось справляться, возможно самостоятельно, не находя поддержки в родителях или просто к ним не обращаясь.
Одним из главных методов в моей работе по формированию межличностных отношений между детьми, является подвижная игра. Она оказывает всесторонне воздействие на ребенка дошкольного возраста. Играя, дети устанавливают отношения со сверстниками, при этом развиваются гармонично и целостно. В своей практике я использую такие, игры как:
«Почта», «Воеводы», «Белые медведи», «Карусель», «Наоборот», «Путешествие по дну моря» и др.
Игры для снятия агрессии у детей:
Воробьиные драки (снятие физической агрессии).
Дети выбирают пару и превращаются в драчливых «воробьев» (приседают, обхватив колени руками). «Воробьи» боком подпрыгивают друг к другу, толкаются. Кто из детей упадет или уберет руки со своих колен, тот выбывает из игры (лечат «крылышки» и лапки у доктора Айболита). «Драки» начинаются и заканчиваются по сигналу взрослого.
Минута шалости (психологическая разгрузка).
Ведущий по сигналу (удар в бубен и т. п.) предлагает детям шалить: каждый делает то, что ему хочется – прыгает, бегает, кувыркается и т. п. Повторный сигнал ведущего через 1–3 минуты объявляет конец шалостям.
Добрые – злые кошки (снятие общей агрессии).
Детям предлагается образовать большой круг, в центре которого лежит обруч. Это «волшебный круг», в котором будут совершаться «превращения». Ребенок заходит внутрь обруча и по сигналу ведущего (хлопок в ладоши, звук колокольчика, звук свистка) превращается в злющую-презлющую кошку: шипит и царапается. При этом из «волшебного круга» выходить нельзя. Дети, стоящие вокруг обруча, хором повторяют вслед за ведущим: «Сильнее, сильнее, сильнее…», – и ребенок изображающий кошку, делает все более «злые» движения. По повторному сигналу ведущего «превращения» заканчиваются, после чего в обруч входит другой ребенок и игра повторяется. Когда все дети побывали в «волшебном круге», обруч убирается, дети разбиваются на пары и опять превращаются в злых кошек по сигналу взрослого. (Если кому-то не хватило пары, то в игре может участвовать сам ведущий.) Категорическое правило: не дотрагиваться друг до друга! Если оно нарушается, игра мгновенно останавливается, ведущий показывает пример возможных действий, после чего продолжает игру. По повторному сигналу «кошки» останавливаются и могут поменяться парами. На заключительном этапе игры ведущий предлагает «злым кошкам» стать добрыми и ласковыми. По сигналу дети превращаются в добрых кошек, которые ласкаются друг к другу.
Каратист (снятие физической агрессии).
Дети образуют круг, в центре которого лежит обруч – «волшебный круг». В «волшебном круге» происходит «превращение» ребенка в каратиста (движения ногами). Дети, стоящие вокруг обруча, вместе с ведущим хором произносят: «Сильнее, сильнее, сильнее…», – помогая игроку выплеснуть агрессивную энергию максимально интенсивными действиями.
Упрямый (капризный) ребенок (преодоление упрямства, негативизма).
Дети, входящие в круг (обруч), по очереди показывают капризного ребенка. Все помогают словами: «Сильнее, сильнее, сильнее…». Затем дети разбиваются на пары «родитель и ребенок»: ребенок капризничает, родитель уговаривает его успокоится. Каждый играющий должен побывать в роли капризного ребенка и уговаривающего родителя.
Упрямая подушка (снятие общей агрессии, негативизма, упрямства).
Взрослые подготавливают «волшебную, упрямую подушку» (в темной наволочке) и вводят ребенка в игру-сказку: «Волшебница-фея подарила нам подушку. Эта подушка не простая, а волшебная. Внутри ее живут детские упрямки. Это они заставляют капризничать и упрямиться. Давайте прогоним упрямки». Ребенок бьет кулаками в подушку изо всех сил, а взрослый приговаривает: «Сильнее, сильнее, сильнее!» Когда движения ребенка становятся медленнее, игра постепенно останавливается. Взрослый предлагает послушать «упрямки в подушке: «Все ли упрямки вылезли и что они делают?» Ребенок прикладывает ухо к подушке и слушает. «Упрямки испугались и молчат в подушке», – отвечает взрослый (этот прием успокаивает ребенка после возбуждения).
«Брыкание».
Ребенок ложится на спину на ковер. Ноги свободно раскинуты. Медленно он начинает брыкаться, касаясь пола всей ногой. Ноги чередуются и высоко поднимаются. Постепенно увеличивается сила и скорость брыкания. На каждый удар ногой ребенок говорит «Нет», увеличивая интенсивность удара.
Для снятия тревожности у детей я использую такие методы приемы, как:
игры с водой, песком, глиной.
Подвижные игры: учу детей снимать напряжение через направленную игры: догонялки, прыгалки, зарядку и т. п.
Массаж.
Рисование красками, лучше пальцами. Хорошо снимает напряжение, создает положительный эмоциональный фон.
Отработка уверенных навыков поведения в конкретных ситуациях
Наиболее широкие возможности в этом направлении предоставляет взрослым ролевая игра.
Играя роль слабых, трусливых персонажей, ребенок лучше осознает и конкретизирует свой страх. А, используя прием доведения данной роли до абсурда, взрослый помогает ребенку увидеть свой страх с другой стороны (иногда комической), относиться к нему как к менее значимому. Исполняя роли сильных героев, ребенок приобретает чувство уверенности в том, что и он (как и его герой) способен справляться с трудностями.
Самое главное, что все игры должны заканчиваться позитивно, нужно помочь детям успокоиться. Особенно внимательно стоит отнестись к гиперактивным детям – им тяжело «переключаться» с одной эмоции на другую, «переходит» из возбужденного состояния к спокойному.
Результаты проделанной работы.
Работа с родителями.
В дошкольном возрасте значительным является каждый год жизни ребенка. Осуществляя подготовку к школе необходимо учитывать особенности развития каждой возрастной группы. В каждой группе можно выделить как минимум три подгруппы, отличающиеся уровнем развития: дети с высоким, средним и низким уровнем развития. Диагностика детей проводиться в начале и в конце учебного года. Степень сформированности обобщенных учебных умений может служить объективным показателем развития ребенка, его готовности к школьному обучению. Рост этого показателя является свидетельством эффективности выбранной педагогом системы воспитания и обучения.
Методика определения уровней развития способностей детей, состоит из 10 диагностических карт:
Выявление творческих навыков.
Игровая деятельность.
Экологическое воспитание детей.
Трудовое воспитание детей.
Уровень развития речи детей.
Формирование элементарных математических способностей.
Культурно – гигиенические навыки и культура поведения.
Социальное развитие.
Учебные навыки и умения детей.
Поведение детей на занятиях.
После проведения диагностики по данным методикам в начале и в конце учебного года у детей можно заметить существенную разницу.
На начало учебного года из 25 детей:
детей с высоким уровнем развития – 5
детей со средним уровнем развития – 18
детей с низким уровнем развития – 2
На конец учебного года:
детей с высоким уровнем развития – 10
детей со средним уровнем развития – 15
детей с низким уровнем развития - 0
Перед поступлением в школу по результатам всех диагностик проводимых в течении учебного года выставляются результаты готовности детей к обучению в школе:
на начало учебного года – 81%
на конец учебного года – 96%
В результате проделанной работы можно отметить такие достижения детей:
Научились подбирать родовые понятия к группе предметов, могут назвать несколько видовых понятий к родовому понятию,
Научились классифицировать предметы и графически отображать отношения между понятиями.
Сравнивать понятия по объемам («Чего больше»).
Научились сравнивать сложные предметы и явления по выраженности одного (общего для всех признака).
Научились использовать модели для сравнения по количеству различных множеств.
Сравнивать числа числового ряда.
Выполнять задания в соответствии с результатами установления отношений в плане представлений (в уме).
Научились использовать способ послогового деления слов.
Научились делать графическую запись, отражающую слоговую структуру.
10 Научились подбирать нужные слова по заданной слоговой структуре.
11 Научились разбирать слова: называть звуки, характеризовать их (гласные, согласные, твердые и мягкие).
12 Определять ударный гласный звук.
13 Подбирать слова на заданный воспитателем звук.
14 Распределять картинки к заданным звуковым схемам слов.
15 Обводят предмет строго по нанесенным точкам.
16 Наносят частую штриховку внутри контура предмета без выхода за контур.
17 Дорисовывают недостающие элементы предмета.
18 Пересказывают сказку по эпизодам, составляют истории по сюжетным картинкам.
19 Приводят примеры взаимозависимости жизни всех обитателей экосистемы.
20 Составляют схемы строения растений, обитающих в различных условиях.
К концу учебного года на каждого ребенка оформляется пакет сопроводительных документов: медицинская карта, карта индивидуального развития, результаты педагогической диагностики. Всё это помогает учителю первого класса наметить план работы с детьми на период адаптации в школе. А родителям на основании результатов диагностики даются рекомендации по выбору школьной программы.
Библиография:
12.Тимофеева, Л.Л. Построение развивающих занятий. Учебное пособие. / Л.Л. Тимофеева. - М.: Педагогическое общество России. - 2006. – 112 с.
13.Тимофеева, Л.Л. Развивающее обучение дошкольников. Сценарии занятий в старшей группе. / Л.Л. Тимофеева. - М.: Педобщество. – 2005. – 136 с.
Михайлова З.А., Чеплашкина И.Н. Математика - это интересно. Игровые ситуации для детей дошкольного возраста: Методическое пособие для педагогов ДОУ. - СПб., 2002. - 112 с.
Михайлова З.А. Игровые задачи для дошкольников: Кн. для воспитателя детского сада. - СПб.: Акцент, 1996. - 128 с.
35
Кияйкина Наталья Федоровна