Опыт работы «Технология Квиллинг как одно из средств развития мелкой моторики детей дошкольного возраста»
Опыт работы
«Технология Квиллинг как одно из средств развития мелкой моторики детей дошкольного возраста».
Выполнила: Сайфутдинова Анастасия Александровна,
воспитатель
Введение
«Руки учат голову, затем поумневшая голова
учит руки, а умелые руки снова способствуют
развитию мозга»
И.П. Павлов
В последнее время мы часто слышим о мелкой моторике и необходимости её развивать. Что же такое мелкая моторика? Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребёнка? Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики актуально ещё и потому, что вся дальнейшая жизнь ребёнка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики должна стать важной частью подготовки к школе. Поскольку уровень её развития – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
Одним из нетрадиционных способов развития тонких движений пальцев рук является квиллинг. Квиллинг (бумагоскручивание, бумажная филигрань) – это техника закручивания полосок бумаги в различные формы и составление из них целостных произведений. На мой взгляд, эта техника удивительна, она увлекает и завораживает, напоминает «тонкую кружевную паутинку». Через считанные минуты из обычных бумажных полосок можно создать настоящий шедевр.
Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей до-школьного возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что рас-ширяет его возможности в познании окружающего мира. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук
Целью своей работы ставлю: исследовать влияние техники квиллинг на развитие мелкой моторики рук.
Исходя из цели, ставлю следующиезадачи:
- проследить положительное влияние использования техники квиллинг на развитие мелкой моторики, координацию движений рук;
- познакомить детей с новым видом работы с бумагой – квиллингом, научить изготавливать основные формы, составлять из них различные композиции;
- воспитывать аккуратность, усидчивость при выполнении работ, эстетический вкус.
Новизна опыта состоит в разработке системы работы по развитию речи детей, в подборе методов, приемов и средств : пальчиковые игры и гимнастику; упражнения с крупой, зернобобовыми, семечками (аппликация, выкладывание на пластилине, рисование по манке); игры с пуговицами (застегивать-расстегивать, выкладывать орнамент, нанизывать и др.); занятия со счетными палочками, спичками (выполнение заданий по схеме и без неё); работу с бумагой (аппликация, сминание и выравнивание бумажных комочков, наматывание на них ниток, работа с трафаретами); упражнения в тетрадях в клеточку (штриховка, графические диктанты); работу с мелко нарезанной нитью (аппликация); ниткографию и в разработке конспектов этих мероприятий.
Практические навыки, полученные в ходе выполнения заданий по развитию мелкой моторики пальцев рук, проводимые во всех видах деятельности, и технические навыки, приобретенные на занятиях по ручной умелости, позволят детям почувствовать свою успешность
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности. Поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать, задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста.
Перспективность работы по мелкой моторике заключается в углубленном изучении одного из направлений работы. Например, работа с бумагой в технике оригами.
Этот вид искусства благоприятно воздействует на развитие внимания и формирование памяти: дети запоминают термины, приёмы и способы складывания, по мере надобности воспроизводят сохранённые в памяти знания и умения
1.Значение развития мелкой моторики в дошкольном возрасте.
Замечательный педагог В.А.Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».
Мелкая моторика - это дифференцированные и сложно скоординированные движения кистей и пальцев рук при выполнении действий. Способность ребенка правильно распределять мышечные усилия при работе кистей рук, большого пальца по отношению к остальным - важное условие для успешного овладения двигательными навыками учебной деятельности. Поэтому развитию мелкой моторики уделяется особое внимание во время подготовки к школе.
Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать.
Развитие мелкой моторики руки имеет непреходящее значение для общего физического и психического развития ребенка на протяжении всего дошкольного детства. Психологи, физиологи, медики, педагоги постоянно подчеркивают, что уровень сформированности мелкой моторики во многом определяет успешность освоения ребенком изобразительных, конструктивных, трудовых и музыкально-исполнительских умений, овладения родным языком, развития первоначальных навыков письма.Мелкая моторика разнообразных бытовых и учебных действий – это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка "пользоваться" этими движениями: держать ложку и карандаш, застегивать пуговицы, рисовать, лепить.
Неуклюжесть пальчиков "говорит" о том, что мелкая моторика еще недостаточно развита.
В первую очередь развитие мелкой моторики ребенка связано с его общим физическим развитием. Исследования учённых доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Двигательная активность ребенка, его предметно-манипуляторная деятельность, способствующая развитию тонких движений кистей и пальцев рук, оказывает стимулирующее влияние на речевую функцию ребенка, на развитие у него сенсорной и моторной сторон речи. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев рук. Параллельно с развитием моторики развиваются и все виды восприятия, например зрение, осязание, чувство мускулов и суставов. Это является условием того, что ребенок будет в состоянии понять, что находится у него в руках. Навыки тонкой моторики помогают ребенку исследовать, сравнивать, классифицировать окружающие его вещи, и тем самым позволяют ему лучше понять мир, в котором он живет. Они помогают ребенку самостоятельно обслуживать себя. В самом деле, даже для того, чтобы застегнуть пуговицу, нужен определенный навык из ряда обсуждаемых.
Навыки тонкой моторики помогают ребенку выразить себя через творчество - игру, пластику, способствуют повышению самооценки ребенка. Они облегчают ему участие в играх и (в школьном возрасте) в работе, т.е. дают возможность приобрести социальный опыт, умения смотреть, хватать, класть и ставить предмет в нужное место, манипулировать предметами, рисовать, обращаться с книгой; подбирать, сортировать и отбирать; формируют представление о неизменности существования предметов.
Начало развитию мышления дает рука. В процессе деятельности
мышцы рук выполняют три основные функции: органов движения, органов познания, аккумуляторов энергии (и для самих мышц и для других органов). Если ребенок трогает какой-либо предмет, то мышцы и кожа рук в это время «учат» глаза и мозг видеть, осязать, различать, запоминать.
Хватка, использующая сгиб между большим и указательным пальцами,
развивается в возрасте 5 лет. Движение теперь становятся все более
ограниченным, и включает только предплечье, запястье и пальцы. Вначале эта хватка достаточно высока, но по мере ее развития движение опускается вниз, и карандаш начинает удерживаться низко с помощью большого, указательного и среднего пальцев. Ребенок в этом возрасте может вырезать зигзаги, окружности и волны; рисовать кистью, не нажимая сильно на бумагу.
Противостояние большого пальца развивается последним, примерно в шестилетнемвозрасте: большой палец должен в состоянии дотрагиваться до кончиков каждого из остальных пальцев. Большой палец становится настолько подвижным, что с его участием можно сделать кольцо и можно согнуть его (палец) поперек ладони ногтем вверх. Если большой палец не может становиться «напротив» кончиков других пальцев или поворачиваться, как описано выше, то у ребенка плохо развивается хватка «щипцами».
В возрасте 7 лет ребенок впервые может использовать обе руки скоординированным образом, например, есть ножом и вилкой. Он обладает взрослой внешней хваткой, когда рисует, пишет и держит ложку. Ребенок может самостоятельно нарезать продукты, вырезать фигуры в виде букв S, Z и спиралей, а также может свободно удерживать ручку при письме.
Дети старшего дошкольного возраста с удовольствием работают с бумагой и тканью, в отличие от младших дошкольников они уже имеют практические навыки и владеют основными техническими приёмами.
Особое внимание необходимо уделять тренировке движений повышенной сложности, то есть таких, какие наши пальцы не делают в повседневной жизни. Именно такая тренировка пальцев рук дает видимый и быстрый эффект. За два месяца тренировки пальцев рука полностью готова к письму. Движения кисти пальцев становятся точными и координированными. Затем под руководством воспитателей дети выполняют работы в тетрадях по письму.
Таким образом, учёными было замечено, что систематическая работа по тренировке тонких движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, у детей улучшаются внимание, память, слух,зрение. Развитие навыков мелкой моторики в дошкольном возрасте важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Предстоящая учебная деятельность потребует от ребёнка определённого уровня готовности тонких движений пальцев рук к выполнению мелких, точных, разнообразных действий. Его мускулатура должна быть достаточно развитой, движения координированы и точны.
2. История возникновения и развития техники квиллинг.
Техника бумагокручения носит красивое название – квиллинг. На английском языке это рукоделие называется «quilling» - от слова «quill» что означает птичье перо. В отличие от оригами, родиной которого является Япония, искусство бумагокручения возникло в Европе в конце 14-начале 15 века. В средневековой Европе монахини создавали изящные медальоны, закручивая на кончике птичьего пера бумагу с позолоченными краями. При близком рассмотрении эти миниатюрные бумажные шедевры создавали полную иллюзию того, что они изготовлены из тонких золотых полосок.
У квиллинга длинная история: филигранная обработка бумаги была известна еще древним египтянам, которые в качестве основного материала использовали папирус, также это искусство было известно на Среднем Востоке и в Китае. Во Франции и в Италии. Из этих стран искусство бумажной филиграни распространилось в Англии, первоначально активно практикуясь в знатных домах времен Стюарта, чтобы в дальнейшем утвердиться вплоть до викторианского периода. Специализированные журналы представляли технику квиллинга и различные проекты с подробными объяснениями: классические предметы для декора, коробочки для чая и для инструментов, «грелки» на чайник, различные шкатулки и корзины. Даже проводились настоящие учебные курсы по квиллингу в самых элитных школах.
Ценительницами этого искусства считаются такие коронованные особы, как дочь Георга III Элизабет, которая, говорят, подарила своему врачу ширму, выполненную в технике квиллинга, королева Мария и царица Александра, которые коллекционировали его образцы, а также такие интеллектуалы, как Джейн Остен и сестры Бронте. Из Англии квиллинг перекочевал в Северную Америку с колонизаторами, и здесь в первой половине XIX века некоторые столяры-краснодеревщики изготавливали коробочки и шкатулки с вставленными стенками, декорированными в технике бумажной филиграни, как если бы речь шла о мозаике.
Эту необычную обработку и называют мозаикой. Начиная с конца XIX века популярность квиллинга постепенно пошла на убыль, почти до полного забвения, чтобы снова возродиться в наши дни в более современной форме, но с очарованием и изысканностью, не уступающими тем, что были в прошлые века. У этой техники много поклонников во всем мире. В Англии в 1983 году был создан «Квиллинг союз Англии», настоящая корпорация квиллинга, которая получает письма со всех континентов. По ее инициативе в 1992 году был организован Первый Международный фестиваль квиллинга, во время которого можно было полюбоваться старинными изделиями и современными творениями. По квиллингу проводились две крупные выставки: первая в 1927 году в Лондоне, другая — в 1988 году в Нью-Йорке, в Флориан-Папп Галерее, где были выставлены на продажу настоящие шедевры.
К сожалению, бумага - недолговечный материал и мало что сохранилось от средневековых шедевров. Однако эта древняя техника сохранилась и до наших дней и очень популярна во многих странах мира. Бумагокручение быстро распространилось в Европе, но, потому, что бумага, особенно цветная и высококачественная, была очень дорогим материалом, бумажная пластика стала искусством для дам из богатых слоев общества.
В наши дни бумагокручение широко известно и популярно как хобби в странах Западной Европы, особенно в Англии и Германии. Но самое широкое распространение это искусство получило, когда оно «переехало» на Восток. Богатейшие традиции тончайшей графики и пластики, изготовления бумаги и работы с ней дали искусству бумажной пластики новую жизнь. В Южной Корее существует целая Ассоциация любителей бумажной пластики, объединяющая последователей самых разных направлений бумажного творчества.
В 15 веке это считалось искусством. В 19 - дамским развлечением. Большую часть 20 века оно было забыто. И только в конце прошлого столетия квиллинг снова стал превращаться в искусство.
С бумагой у нас связано представление о непрочности и недолговечности. Но квиллинг опровергает это утверждение - на филигранную объёмную подставку можно поставить, к примеру, чашку или положить тяжелую книгу и ни один завиток бумажного кружева при этом не пострадает. Можно собрать из бумажных элементов вазу для конфет и спокойно использовать её по назначению - не развалится и не сломается. В общем, квиллинг - это возможность увидеть необычные возможности обычной бумаги.
3.Технология квиллинга.
Квиллингоснованнаумении скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции.
Выбор техники бумагокручения не случаен. На мой взгляд, именно работая с тонкими полосками, закручивая их на инструменты, либо без использования инструмента своими руками, идет активное развитие мелкой моторики рук ребенка. А следствием развития мелкой моторики – общее его развитие, начиная от развития речи и заканчивая творческими способностями.
Техническое оснащение занятий и инструменты для квиллинга.
Для занятий необходимо иметь: цветную двухстороннюютонированную бумагу, картон белый и цветной, клей ПВА, ножницы, карандаши простые, линейка, кисточки для клея, салфетки, клеенка, шило или зубочистка.
Подробнее:
Шило.Желательно приобрести шило диаметром около одного миллиметра. Обычно шило имеет конусообразную форму, что может быть неудобно. В этом случае можно воспользоваться любым калёным стерженьком подходящего диаметра. Шило (стержень) используется для намотки спирали из бумажной полосы. При этом необходимо контролировать усилие натяжения бумаги, ручка инструмента должна быть удобной для этой цели.
Пинцет. Кончики должны быть острыми, точно совмещёнными для выполнения работ высокой точности. Зазубринки на конце нежелательны, т.к. они могут оставлять следы на бумаге. Усилие при сжатии должно быть удобным для ваших рук, обеспечивая надёжный захват с наименьшим давлением.
Ножницы. Как и пинцет, они должны иметь заострённые концы. Для максимально точной нарезки бахромы.
Клей. Особых рекомендаций нет. Однако он должен достаточно быстро высыхать и не оставлять следов. Попробуйте начать с ПВА.
При разметке будущей композиции понадобятся простейшие чертёжные инструменты: циркуль, линейка, карандаш.
Бумага. Готовые нарезанные полоски бумаги можно купить в специальных магазинах, где продаются товары для открыток и т.д. Если же такой возможности нет, то пропустите листы цветной бумаги через уничтожитель документов (papershredder) или нарежьте. Стандартная ширина полосок для квиллинга 3 мм, но это необязательное условие. Еще очень важный момент - если вы сами делаете полоски, то важен вес бумаги - самое меньшее 60 грамм на квадратный метр (обычно на упаковках бумаги указан вес), иначе она не будет аккуратно скручиваться и держать форму.
В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому.
Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. Устойчивый интерес детей к творчеству из бумаги обуславливается ещё и тем, что данный материал даёт большой простор творчеству. Бумажный лист помогает ребёнку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное - безгранично творческим человеком. Претерпевая колоссальные изменения с древних времён, бумага в современном обществе представлена большим многообразием. Цветная и белая, бархатная и глянцевая, папирусная и шпагат - она доступна всем слоям общества. С помощью бумаги можно украсить елку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое, многое другое, что интересует ребенка.
Как уже отмечалось, бумага попадает в руки ребенка с самого раннего детства, и он самостоятельно создает из нее образы своего внутреннего мира. Обычный материал (бумага) приобретает новое современное направление, им можно работать в разных техниках. Бумажная филигрань - старинная техника обработки бумаги, распространенная и в наше время, получившая название квиллинг.
На первый взгляд техника бумагокручения несложна. Полоска бумаги для квиллинга свивается в плотную спираль. Начать навивку будет удобно, накрутив край бумажной ленты для квиллинга на кончик острого шила. Сформировав сердцевину спирали, продолжать работу целесообразно без использования инструмента для квиллинга. Так вы сможете подушечками пальцев почувствовать, однородно ли формируется рулон, и во время скорректировать усилия. В результате должна образоваться плотная спираль меньше сантиметра в диаметре. Она будет основой дальнейшего многообразия всех форм. После чего бумажная спираль распускается до нужного размера, и затем из неё формируется необходимая квиллинговая фигура.(См. Приложение№1)
Кончик бумаги прихватывается капелькой клея. Роллам можно придавать самые различные формы, выполняя сжатия и вмятины. Всего существует 15 базовых элементов для квиллинга,но принцип остаётся тем же: сворачиваем, прищипываем, используя свою фантазию, вы всегда сами можете придумать новые элементы квиллинга.(См. Приложение№2)
Данная техника имеет ряд преимуществ перед другими направлениями декоративно – прикладного искусства:
- Относительно дешевые и доступные материалы (цветная офисная бумага и
клей ПВА);
- легко изготавливаемые приспособления для выполнения элементов в технике квиллинг (на основе зубочистки или пластмассовой трубочки);
- легко доступные для усвоения приемы работы в данной технике, развивающие мелкую моторику;
- большая возможность для самовыражения учащихся и проявления творческих способностей;
- изделия в технике квиллинг высокохудожественны и гармонично сочетаемы в современном интерьере.
Умения, которые ребята приобретают на занятиях творческого труда, они с успехом применяют дома. Постепенно увлечение квиллингом становится любимым занятием в свободное время.
Творческие уроки формируют правильное социальное поведение у детей. В процессе этой деятельности у учащихся развиваются коммуникативные навыки: доброжелательность, усидчивость, аккуратность, взаимопомощь и сотрудничество со сверстниками и учителем.
4.Методика обучения.
Работая с детьми в технике бумагокручения–квиллинг, я использую более доступные для детей материалы и инструменты, приёмы и способы для скручивания полосок.
Тонкая палочка с расщелиной на одном конце, чтобы было удобно держать и скручивать полоску бумаги.
Ножницы должны иметь заострённые концы. Для максимально точной нарезки бахромы.
Клей. При его выборе особых рекомендаций нет. Однако он должен достаточно быстро высыхать и не оставлять следов. Для разметки будущей композиции понадобятся простейшие чертёжные инструменты: линейка, карандаш,циркуль.
Бумага для квиллинга подходит тонированная двухсторонняя, а так же гофрокартон. Бумагу я подготавливаю заранее, нарезав полоски длинной 25см,шириной 1 см.
Работу начинаем с изображения эскиза композиции.Эскиз выполняется карандашом, иногда используем линейку и циркуль.
Затем берём полоску бумаги одного цвета,берём палочку, вкладываем конец полоски в расщелину и начинаем плотно её закручивать, закончив крутить заданную форму, можно снять её с палочки и продолжить крутить подушечками пальцев в руке.В результате должна образоваться плотная спираль. Она будет основой дальнейшего многообразия всех форм. После чего бумажная спираль распускается до нужного размера, и затем из неё формируется необходимая квиллинговая фигура. Отгибаем полоску и её кончик намазываем клеем. Затем кистью наносим клей на поверхность завитка и приклеиваем на готовый эскиз.Нужно немного подержать.
Роллам можно придавать самые различные формы, выполняя сжатия и вмятины.(См. Приложение№3)
В начале изучения новой техники бумагокручения осваиваем три основные формы квиллинга - тугой круг, свободный круг, капля.
Базовая форма Свободная форма Капелька
На основе этих форм выполняем простые композиции (цветы, растения).
«вишня» «Ветка рябины»
«Бабочки»
Техника бумагокручения может вызвать трудность у детей, так как требует сосредоточения на работе и тонких движений пальцев рук. Но в процессе освоения действий и операций, эти проблемы решаются. Во время занятия бумагокручением я провожу пальчиковые гимнастики для эмоциональной и физической разрядки.
Осваивать технику бумагокручения целесообразно начинать с накручивания роллов большого размера, чтобы продемонстрировать детям суть техники и способы приготовления деталей для будущих творений. Тренировка должна быть регулярной, а чтобы она не наскучила дошкольникам необходимо играть с цветом и формами. Полоски могут быть очень длинными, склеенными из нескольких цветов, тогда ролл получается “радужным”. Из полученных роллов можно складывать элементарные цветы: один ролл – сердцевина цветка, еще шесть – лепестки.
После того, как дети натренировали пальцы и стали крутить плотные роллы, ширину полоски следует уменьшить, ролл из более тонких полосок требует от дошкольников большей сосредоточенности и концентрации внимания и очень точных движений пальцев, происходит эффективное развитие мелкой моторики рук.
Далее следует приступить к изучению более сложных базовых элементов квиллинга. Перечислю основные из них: изогнутая капля, ромб, лист, треугольник, стрелка, полукруг, полумесяц, конус, птичья лапка, звезда.
Примеры форм (роллов).
Листочек глаз изогнутый глаз
треугольник долька
Изучение основных элементов квиллинговой техники необходимо проводить по принципу: от простого к сложному, в последствии, комбинируя разные элементы, у детей будут возникать новые образы, которые они смогут воплотить с помощью бумажных полосок.
Общее впечатление от поделки зависит не только от качества исполнения квиллинговых элементов, но и от правильного подбора фона и цветовой гаммы. Поэтому с ребятишками необходимо также проводить работу по цветовосприятию. Для лучшего эффекта можно предложить детям поработать с таблицами рекомендуемых цветовых сочетаний.
Освоив основные элементы бумагокручения, ребятишки смогут создавать свои, оригинальные элементы по изученному принципу, тем самым развивая воображение, создавая завершенные композиции.
Работы в данной технике являются хорошим сувениром, подарком.Квиллинг – увлекательное занятие для детей и взрослых с эффектным результатом работы.
5. Результативность опыта работы.
В начале учебного года мною была проведена диагностика детей, по выявлению уровня развития мелкой моторики рук.
Методы проведения диагностики детей:
- наблюдение за детьми;
- индивидуальные беседы;
- тематические занятия, беседы.
В эту диагностику входило:
Игры на развитие мелкой моторики рук: «Здесь горошек, там фасоль»,и.т.д;
Выполни штриховку в заданном направлении;
Нарисуй картинку по пунктиру;
Обведи фигуру по пунктиру;
Было обследовано 22 ребенка и результаты проведения диагностики были следующими: 5 человек это 40% норматив не выполняют, не заинтересованы; 15 человек это 50% делают попытки к выполнению норматива; 2 человека это 10% норматив выполняют самостоятельно.
Начало года
Уровни определения знаний, умений, навыков.Низкий уровень.
У детей мелкая моторика развита недостаточно.Нарушена координация движений рук, их целенаправленность, точность. Они испытывают трудности при работе с бумагой (скручивание широких и узких полосок), вырезании. Дети затрудняются в подражательных движениях, в выполнении действий по образцу, упускают их элементы.
Средний уровень.
У детей мелкая моторика развита достаточно хорошо. Но бывает, что дети испытывают небольшие трудности при быстрой смене заданий, при вырезании, работе с бумагой.
Высокий уровень.
У детей мелкая моторика сформирована хорошо. Хорошо развита отчётливость и координация движений рук. Движения пальцев и кистей рук точные, ловкие, со всеми заданиями справляются быстро и легко.
Для улучшения качества развития мелкой моторики детей мною был разработан план (таблица), в течение первого полугодия , проводила наблюдение за детьми в процессе жизни в детском саду, в процессе режимных моментов.
Перспективно-тематический план по развитию мелкой моторики.
Сроки | Содержание работы | Задачи |
Октябрь | Беседа о квиллинге | познакомить детей с новым видом обработки бумаги - квиллингом. Показать готовые работы, необходимое оборудование. Познакомить с элементами (формами) квиллинга. |
"Веселая улитка" | учить детей скручивать полоску цветной бумаги в спираль разного размера, обводить трафарет на цветную бумагу и вырезать по контуру. | |
"Божья коровка" | продолжать учить детей составлять из отдельных частей единое целое. Продолжать учить обводить трафарет на цветную бумагу и вырезать по контуру. Учить детей скручивать полоски цветной бумаги в спираль и наклеивать на основу. | |
Ноябрь | "Веточка рябины" | продолжать учить детей скручивать элемент (форму) "свободная спираль". |
"Мухомор" | продолжать учить обводить трафарет на цветную бумагу и вырезать по контуру, продолжать учить детей скручивать элемент (форму) "свободная спираль". Учить детей разрезать бумагу не доходя до края 0,5 см. | |
"Виноград" | продолжать учить обводить трафарет на цветную бумагу и вырезать по контуру, продолжать учить детей скручивать элемент (форму) "свободная спираль", закреплять умение детей складывать полоску пополам и разрезать на 2 одинаковые части. | |
Декабрь | "Вишня" | продолжать учить детей скручивать «свободную спираль» и форму «глаз» |
"Гусеничка" | закреплять умение обводить трафарет на цветную бумагу и вырезать по контуру, скручивать элемент (форму) "свободная спираль". | |
"Ёлочка" | продолжать учить обводить трафарет на цветную бумагу и вырезать по контуру, продолжать учить детей скручивать элемент (форму) "свободная спираль". | |
Январь | "Снежинка" | продолжать учить детей скручивать элемент (форму) "свободная спираль" и "капелька". |
"Ромашка" | продолжать учить детей скручивать элемент (форму) "свободная спираль" и "капелька". | |
Февраль | продолжать учить детей скручивать элемент (форму) "капелька". | |
"Первые листочки" | продолжать учить детей скручивать элемент (форму) - "капелька". | |
Март | "Колокольчики" | учить детей делать новый элемент (форму) квиллинга - "стрелка". Продолжать учить скручивать элемент (форму) - "капелька". |
"Подснежник" | учить детей делать новый элемент (форму) квиллинга - "глаз"; продолжать учить детей скручивать элемент (форму) квиллинга - "стрелка", "свободная спираль". | |
Апрель | "Васильки" | продолжать учить детей скручивать элемент (форму) квиллинга - "стрелка", "капелька", "свободная спираль". |
"Открытка на 9 мая" | продолжать учить скручивать элемент (форму) "свободная спираль", закрепить умение детей обводить трафарет на цветную бумагу и вырезать по контуру. |
В середине учебного года была проведена повторная диагностика - определение уровня развития каждого ребенка. И результаты показали следующее: 15 человек это 68% норматив выполняет самостоятельно; 6 человек это 27% делают попытки к выполнению норматива, появился интерес; 1ребенок это 5% норматив не выполняет.
Середина года
В результате проведённой работы по развитию мелкой моторики, а также ознакомлению и овладению детьми технологией квиллинг у детей сформировались следующие знания, практические умения и навыки:
- знание основных геометрических форм при выполнении базовых элементовквиллинга;
- умение следовать устным инструкциям, зарисовывать схемы изделий;
- умение скручивать полоски цветной бумаги в спираль и наклеивать на основу;
- умение пользоваться технологическими картами и схемами;
- умение составлять законченную композицию из частей, точно присоединять одну часть к другой;
- умение создавать композиции, выполненные в технике квиллинг;
- развитие мелкой моторики рук и глазомера, художественного вкуса, творческих способностей;
- развитие внимания, памяти, мышления, пространственного воображения;
- развитие коммуникативных способностей и приобретение навыков работы в коллективе.
6. Работа с родителями.
Известно, что ни одну задачу по воспитанию и развитию ребенка нельзя решить без участия родителей. В уголке для родителей помещены консультации: «Развитие мелкой моторики рук дошкольника – важнейший этап подготовки его к школьному обучению» Совместная работа родителей и детей по изготовлению поделок удовлетворяет потребность ребенка в активной деятельности, способствует стремлению выполнять работу, дает реальное воплощение мысли, фантазии.
7.Перспективы и возможности использования опыта.
Опыт рассчитан на воспитателей детских садов, родителей, педагогов дополнительного образования, учителей начальных классов.
При использовании опыта необходимо помнить о принципах, лежащих в основе работы:
- доступности(простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
- наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов).
- демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и дошкольника в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
- научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);
Тематика занятий строится с учетом интересов дошкольников, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания работы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Работа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.
Формы проведения занятий:
-традиционные;
-комбинированные;
-практические;
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
- словесный (устное изложение, беседа, рассказ и т.д.);
- наглядный(показ мультимедийных материалов, иллюстраций);
- показ (выполнение педагогом);
- практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.);
- работа по образцу и др.;
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
- репродуктивный – дошкольники воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
- частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
- исследовательский – самостоятельная творческая работа дошкольников.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности дошкольников на занятиях:
- фронтальный – одновременная работа со всеми детьми;
- индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
- групповой – организация работы в группах;
- индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем .
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Один из навыков, который должен быть сформирован к тому времени, когда ребёнок пойдёт в школу, - это развитие точных движений, или, как их ещё называют, мелкой моторики. В психическом развитии человека очень многое определяется тем, насколько он управляет своими руками, причём зависимость эта очень сложная: развитие центральной нервной системы позволяет ребёнку соотнести то, что он видит и слышит с направлением и траекторией движения, которое он осуществляет, а совершенствование движений рук, в свою очередь, ускоряет развитие речевого центра головного мозга иследовательно, способствует умению говорить.
К старшему дошкольному взрасту возможность точных, произвольно-направленных движений возрастает, поэтому дети способны выполнять задания, требующие достаточной точности и согласованности движений кистей рук. Квиллинг является отличным средством для закрепления этих навыков. В результате освоения данной техники рука моих воспитанников приобретает уверенность, гибкость, точность, развивается глазомер, чувство пропорциональности (в соотнесении элементов композиции) и дизайнерское видение: умение видеть и распределить элементы узора или сюжета, подобрать цвета и придумать композиционное решение изображения.
Можно также сказать, что предлагаемый вид деятельности оказывает значительное влияние на личностное развитие. Работа в технике квиллинга способствовала формированию у моих детей, таких качеств личности, как настойчивость, умение доводить начатое дело до конца (последовательность и упорство в достижении поставленной цели, требующее целенаправленных волевых усилий), усидчивость и аккуратность. Развивается способность работать руками под контролем сознания, согласованность движений руки и глаза (зрительно-моторная координация, осмысленная моторика).
Таким образом, техника квиллинг – эффективное средство для развития мелкой моторики рук старших дошкольников, опосредованно влияющее на общее развитие личности ребёнка, а также предупреждающее трудности с обучением в школе.
Литература.
Е. Котаргинова «Квиллинг». Бумажная пластика. 2008.
А.Быстрицкая. «Бумажная филигрань». Айрис-Пресс. 2010.
Диана Боден «Фантазии из бумажных лент: Миниатюрный квиллинг» и др.
Журнал «Радуга идей (квиллинг)» №8 (14) 2012г.
Журнал «Радость творчества: Фантазии из бумаги (квиллинг)» №6 2012г.
Н. Г. Пищикова «Работа с бумагой в нетрадиционной технике» . – М.:
Издательство «Скрипторий 2002», 2009
Н. Г. Пищикова «Работа с бумагой в нетрадиционной технике - 2» . – М.:Издательство «Скрипторий 2002», 2009
11.Н. Г. Пищикова «Работа с бумагой в нетрадиционной технике - 3» . – М.:Издательство «Скрипторий 2002», 2009
Антакова-Фомина Л. В. «Стимуляция развития речи у детей раннего возраста путём тренировки движений пальцев рук» (Тезисы докладов 24-го Всесоюзного совещания по проблемам ВНД), М., 1974
Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. - М., 1966. - 349 с. - с139
Запорожец Н.А. Избранные психологические труды. 2 т, М., 1986
Ильин Е.П. Психомоторная организация человека: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2003. - 384с.
Приложение № 1
Технологическая карта выполнения одного из основных элементов квиллинга – капли.
1. 2.3. 4.5. 6.7.8.9. 10.
Приложение № 2
Элементы, используемые в работе.
| Тугая спираль Из этого ролла получается всё последующее многообразие форм. |
| Свободная спираль Скрутите ленту, снимите спираль с иглы и, прежде чем приклеить кончик, дайте ей раскрутиться |
| Капелька Формируется из обычного ролла. Сердцевина оттягивается в сторону, с противоположной стороны ролл придавливается двумя пальцами |
| Глаз Сожмите противоположные стороны свободной спирали |
| Так выглядят предыдущие роллы, если равномерно расправить витки, а затем, сместив сердцевину к краю, последовательно подклеить каждый виток. |
| Листочек Сделайте каплю и загните ее уголок |
| Изогнутый глаз Сделайте свободную спираль, сожмите ее в виде глаза и загните уголки в разные стороны |
| Треугольник (квадрат, прямоугольник) Сожмите свободную спираль в трех (четырех) местах, чтобы получился треугольник, (квадрат и прямоугольник соответственно). |
| Ромб. Сделайте «глаз» и сожмите оба уголка, чтобы придать заготовке форму ромба. |
| Кручёное сердце / стрелка Свободной спирали придайте форму треугольника. Два угла прижмите друг к другу – получиться стрелка. |
| Полумесяц. У свободной спирали сожмите два угла и загните заготовку в виде полумесяца. |
| Заячье ухо. У свободной спирали сожмите два угла так, чтобы одна сторона заготовки была ровной, а другая закругленной. Эта фигура напоминает полумесяц, но не так сильно сжата. |
| Звезда. У свободной спирали зажмите пять уголков с равными интервалами, чтобы получилась звезда. |
| Птичья лапка. У формы «треугольник» загните два угла в направлении третьего и сильно прижмите. |
| Гусиная лапка. Фигура аналогична предыдущей. Формируется из ролла «капелька» Острый кончик «капельки» зажимаем пальцами. С обеих сторон , формируем уголки. |
| Конус. Закрутите тугую спираль, приклейте кончик ленты. Стержнем осторожно продавите серединку бумажного рулончика, чтобы образовался конус. |
| |
Бумажную полоску сложите пополам и закрутите кончики от краев к сгибу. Позвольте спирали раскрутиться, не подклеивая кончики. |
Приложение № 3
Инструкция по выполнению базовых форм
в технике квиллинг:
Возьми полоску бумаги двумя пальцами.
Оттяни с нажимом конец полоски двумя пальцами другой руки, проводя по нему ногтем так, чтобы конец немного изогнулся.
Загнутый кончик легче наматывается на «шило». Плотно накрути несколько витков.
Когда диаметр валика станет 3—4 мм, его уже можно снять с шила и дальше крутить вручную.
Скручивай плотный диск двумя руками, всё время перехватывай его пальцами, чтобы бумажная лента не распустилась.
Вся полоска свёрнута.
А теперь слегка расслабь пальцы, позволяя бумажной спирали немного распуститься.
Приклей конец полоски клеем ПВА.
Теперь сожми заготовку двумя пальцами. Получилась заготовка «капля».
Заготовкам можно придавать самые различные формы, выполняя сжатия и вмятины.
Это заготовки «капля» и «лепесток».
45