«Тонет – не тонет»
Оборудование и материалы: емкость с водой, пластилин.
Пластилин разделить на два кусочка, из одного сформировать комочек, а другому придать форму лодочки. Оба кусочка положить в емкость с водой. Пластилин в форме комочка пойдет ко дну, а в форме лодочки останется на поверхности.
Вывод: Плавучесть предметов зависит, не только от материала из которого они сделаны, но и от формы.
«Почему плавают корабли из металла?»
Оборудование и материалы: Емкость с водой, различные металлические предметы, металлические ёмкости (баллончики, фляги и т.д.)
В емкость с водой сначала опустить различные металлические предметы, обратить внимание, что они утонули. Потом опустить в воду металлические ёмкости, обратить внимание, что они всплывают на поверхность.
Вывод: Внутри ёмкостей находится воздух, он выталкивает их на поверхность. Так же и внутри кораблей находятся отсеки с воздухом, благодаря которым судно держится на плаву.
«Камни и воздушные шарики»
Оборудование и материалы: емкость с водой, 2 воздушных шарика, 2 камня.
В оба воздушных шарика помещается по камню. Сначала в воду опускается не надутый шарик, наблюдаем, как он идет ко дну. Другой шарик наполняем воздухом, опускаем в воду и видим, что шарик даже с камнем внутри держится на поверхности.
Вывод: воздух внутри шарика держит на поверхности груз. Чем больше воздуха, тем тяжелее груз он способен поднять на поверхность воды.
«Мандарины»
Оборудование и материалы: емкость с водой, очищенный и неочищенный мандарин.
В емкость с водой опустить очищенный мандарин – он идет ко дну. Следом погружаем в воду неочищенный мандарин – видим, что он держится на поверхности воды.
Вывод: Под кожурой мандарина есть прослойка воздуха, она и помогает мандарину держаться на плаву. По такому же принципу устроен и спасательный жилет.
«Дождик в банке»
Оборудование и материалы: стеклянная банка, горячая вода, пакет, снег или лед.
Очень горячую воду налить в стеклянную банку, затянуть горлышко пакетом и положить на пакет снег или лед. Можно наблюдать как пар, поднимающийся от горячей воды, встречает препятствие в виде холодного снега, конденсируется в облачко и падает вниз капельками импровизированного дождя.
Итог: Объяснить детям, что по такому же принципу и в природе идет дождь мелкие капельки воды, собранные в облака, остывают, становятся тяжелые и падают на землю.
«Водолазный колокол»
Оборудование и материалы: емкость с водой, водолаз из бумаги на деревянном плотике, прозрачный стакан или банка.
Ставим бумажного водолаза на плотике на поверхность воды, накрываем его сверху прозрачным стаканом и опускаем на дно. Поднимаем аккуратно обратно на поверхность. Обращаем внимание, что бумага не промокла, хотя водолаз побывал на дне.
Вывод: воздух внутри стакана не дал попасть туда воде.
Муниципальное автономное дошкольное
образовательное учреждение
детский сад №8 «Незабудка»
общеразвивающего вида
городского округа Щелково
Памятка
«Опыты с водой для детей дошкольного возраста»
Автор: воспитатель высшей квалификационной категории
Гнеушева Е.В.
Февраль, 2020 год
Кияйкина Наталья Федоровна
Тоцкая Ольга Викторовна