Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Опыты с водой»
Конспект занятия
по опытно-экспериментальной
деятельности в группе раннего развития детей 6 лет
«Опыты с водой»
Педагог дополнительного образования: Медведева Наталия Николаевна
Организация: МАУДО «ЦРТДиЮ», детский клуб «Пионер»
Населенный пункт: город Оренбург.
Цель: Познакомить детей с основными свойствами воды.
Программное содержание: совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека, растений, животных. Познакомить детей с основными свойствами воды.
Задачи:
Формировать у детей представления о свойствах воды; дать представление детям о плавучести предметов из разных материалов, разной формы, величины.
Развивать у детей познавательный интерес, через знакомство с техникой проведения опытов с водой (по инструкции), развивать наблюдательность, способность сравнивать, делать выводы.
Воспитывать любознательность, доброжелательное отношение к окружающей среде, друг к другу.
Предварительная работа: просмотр видеозаписи о значении воды на Земле, чтение стихотворения Н. Рыжовой «Вы слыхали о воде».
Материал и оборудование: капля бумажная с загадками, пластиковые емкости, салфетки, разносы, краски (гуашь, кисти, сахар, соль, камешки, ключи, конфета и т.п)
Ход занятия:
Вводная часть.
Организационный момент.
Педагог: Ребята, давайте встанем около своих парт, улыбнемся друг другу, чтобы создать хорошее настроение. А для того, чтобы много нового и интересного узнать, нужно быть внимательными, не шуметь, не выкрикивать, слышать друг друга, отвечать полным ответом и при ответах поднимать руку.
Присядьте на свои места и посмотрите, что это у меня? Правильно – это капелька, она пришла сегодня к нам гости со своими загадками.
«Если руки ваши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить. Ни стирать,
Без чего мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
чтобы плыли корабли,
чтоб варились кисели,
чтобы не было беды – жить нельзя нам без …» (ответы детей) (запись шума воды).
Введение в тему.
Сегодня, ребята, мы поговорим о воде и ее значении для жизни на Земле.
Кто знает, откуда берется вода?
Быть может, из снега?
Быть может, из льда?
А может, с подземных ключей она бьет
И всем она жизнь и цветенье дает?
Чтоб нам о воде все- про все разузнать,
Немало учебников нужно читать.
А также различных журналов и книг,
Чтоб все ее тайны
Открылись нам вмиг.
-Ребята, для чего нужна вода? Кому она нужна? (ответы детей)
-Как человек использует воду? (ответы детей).
Вы хотите больше узнать о воде? (ответы детей).
Тогда проходите к столу, где нас ждут различные предметы для ее исследования.
Основная часть:
Представьте, что вы волшебники и сейчас будем проводить опыты с водой.
Опыт № 1. «У воды нет запаха».
- Посмотрите, ребята. На столе что- то стоит. Как вы думаете, что это? (ответы детей). А, может быть, сок? Почему вы думаете, что это вода? (ответы детей). Давайте понюхаем ее. Она пахнет? (ответы детей).
Вывод: правильно, вода не имеет запаха.
Выкладывание на доске символа, обозначающего отсутствие запаха у воды.
Опыт 2. «Вода пресная».
- Перед вами стаканчики с водой. Попробуйте ее. Есть ли у воды вкус? (ответы детей). А теперь добавьте в воду соль. Попробуйте. Какая на вкус стала вода? (ответы детей). А теперь добавьте в воду сахар. Попробуйте. Какая стала на вкус вода? (ответы детей). А какая будет на вкус вода, если добавить в воду аскорбиновую кислоту? Попробовали? (ответы детей).
Что изменилось, когда мы добавили в воду разные вещества? (ответы детей).
Правильно, у воды появился вкус. Она стала соленая, сладкая, кислая.
Вывод: своего вкуса у воды нет. Как вы это определили? (попробовали)Она принимает вкус растворяемых в ней веществ.
Выкладывание на доске символа, обозначающего отсутствие вкуса у воды.
-Ребята, а ведь воду можно не только пить, в ней можно плавать давайте представим, что мы очутились на речке и немножко поплаваем.
Физкульминутка
Как приятно в речке плавать! (Плавательные движения.)
Берег слева, берег справа. (Повороты влево и вправо.)
Речка лентой впереди. (Потягивания — руки вперёд.)
Сверху мостик — погляди. (Потягивания — руки вверх.)
Чтобы плыть ещё скорей,
Надо нам грести быстрей.
Мы работаем руками.
Кто угонится за нами? (Плавательные движения.)
А теперь пора нам, братцы,
На песочке поваляться.
Мы из речки вылезаем (Ходьба на месте.)
И на травке отдыхаем.
Опыт № 3. «Вода прозрачная»
- Ребята, когда вы плавали, вы заметили, какого цвета вода? (ответы детей).
Возьмем с вами два стакана – один с водой, другой – покрашенная вода краской. Опустим в стакан с краской ложку. Нам ее видно? (ответы детей). А теперь опустим эту же ложку в стакан с водой. Что мы обнаружили? (ответы детей). Какой вывод мы можем сделать? (ответы детей).
Выкладывание символа, обозначающего прозрачность воды.
Опыт № 4. «Вода – растворитель»
-Мы с вами растворяли в воде сахар и соль. Что случилось с ними веществами? (ответы детей). Пряча в себе соль и сахар, вода не дает их увидеть, не дает потрогать и взять назад, но, при этом, она хранит их в себе. На самом деле соль и сахар не исчезли в воде, а растворились. Значит, вода является растворителем.
Выкладывается символ, обозначающий, что вода – растворитель.
Опыт № 5. « Что плавает-что тонет?»
Давайте выясним, зависит ли плавучесть тел от материала, из которого они сделаны. Вам нужно будет погружать предметы в воду и отпускать их и смотреть что с ними происходит.
Итак, давайте назовем предметы, которые плавают в воде. Почему? А теперь назовите предметы, которые в воде утонули. Почему?
Заключительная часть.
- Ребята, сегодня мы узнали о новых свойствах воды, а знаете ли вы, что воду нужно беречь? Как вы думаете, почему? (ответы детей).
Воды в природе очень много, но для умывания и приготовления пищи нужна только очищенная вода. А чтобы получить чистую воду, люди затрачивают много сил. Поэтому ее нужно беречь!
И в заключении нашего занятия я бы хотела прочитать вам стихотворение о воде.
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.
Без нее нам не мыться,
Не наесться, не напиться.
Смею вам я доложить:
Без нее нам не прожить.
(Н. Рыжова)