Доклад «Из опыта работы: опытно-экспериментальная деятельность со старшими дошкольниками в ДОУ»
Из опыта работы: опытно-экспериментальная деятельность со старшими дошкольниками в ДОУ.
В современном мире особенно актуальными становятся такие человеческие качества, как самостоятельность, способность совершенствовать свои навыки, постоянно обучаться, расширяя базу знаний. И дошкольное образование не может оставаться в стороне, ведь именно оно формирует задатки к дальнейшему успешному развитию детей. Большую помощь в этом оказывает экспериментирование, как одно из направлений работы с воспитанниками детских садов. С помощью экспериментирования дети познают свойства предметов и явлений природы через их непосредственное восприятие.
Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, самостоятельными, творческими личностями, которые умеют ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы. Превращение ребенка в творческую личность зависит во многом от педагогов, от технологии педагогического процесса. В связи с этим, одна из основных задач ДОУ: поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.
В Федеральных государственных образовательных стандартах к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования предлагается построение общеобразовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Сюда входит и познавательно – исследовательская деятельность детей: проектирование, моделирование, экспериментирование.[5]
Экспериментирование со старшими дошкольниками
Целью опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ является формирование и расширение представлений у детей об объектах живой и неживой природы через практическое самостоятельное познание.
Наиболее подходящим возрастом для начала осуществления такого рода познавательной деятельности, как считают психологи, является период 5-7 лет. В этом возрасте исследование – естественный для ребенка процесс. Он изучает все, что происходит вокруг, но, к сожалению, чаще всего это происходит бессистемно.
Специально подготовленные занятия, беседы по экспериментированию в ДОУ смогут расширить представления ребенка об окружающем мире, заинтересовать его чем-то таким, с чем бы он, возможно, не столкнулся в быту. Отличительной чертой этого метода является то, что педагог выступает не субъектом влияния на объект (обучающегося), а становится с ним в один ряд, исследуя и познавая совместно. Цель такого занятия – помочь ребенку: выбрать объект; найти метод; собрать наиболее полную информацию. Эти задачи для ребенка лежат в зоне ближайшего развития, то есть пока не могут быть осуществлены им самостоятельно.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных свойствах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента развивается память ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость анализировать свою деятельность, сравнивать результаты, обобщать и делать выводы. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы, стимулирует развитие речи.
Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление знаний, умений, навыков, необходимых в дальнейшем.[6]
Дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому экспериментирование, как ни какой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а первые три года - практически единственным способом познания мира.
Детское экспериментирование, как специально организованная деятельность, способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира. [3]
В нашей группе силами воспитателей и родителей была организована мини-лаборатория для осуществления опытно-экспериментальной деятельности, в которой имеются различные виды материалов: природный, бросовый, технический, медицинский; пищевые красители, продукты (мука, соль, сахар, масло растительное), различные сосуды и много других предметов необходимых для проведения тех или иных опытов. Главное, что они должны быть безопасными для детей и храниться в удобных для пользования контейнерах.
Педагогами разработана картотека опытов по темам «Вода», «Воздух», «Свет»; карточки-схемы, которые позволяют детям самостоятельно проводить простейшие эксперименты и делать соответствующие выводы.
Разработаны и опробованы проекты «Клуб «Почемучек», «Роза ветров».
По окончании проекта «Клуб «Почемучек» было проведено совместно с родителями мероприятие экспериментальной направленности «В гости к «Почемучкам», в ходе которого дети поделились своими знаниями с родителями, показали совместно с ними ряд занимательных опытов и главное – сумели объяснить их.
По результатам проектов можно сказать, что у детей повысилась познавательная активность, большинство научилось не только проводить «интересные» опыты, но и выделять проблему, искать возможные пути ее решения, делать выводы и доказывать свою точку зрения.
Проанализировав проведенную работу, пришли к выводу, что дети стали более инициативными, стали больше задавать вопросов, пытаться сами найти верный ответ. Ребятам стало интересно не только рассматривать красивые иллюстрации в энциклопедиях, они просят прочитать, проявляют большую заинтересованность. У детей обогатился словарный запас, они стали правильно строить предложения, доказывать свою точку зрения.
В связи с этим планируем проводить следующую работу в дальнейшем:
Индивидуально работать с детьми, имеющими низкий уровень развития, уделяя им больше внимания;
Совершенствовать профессионализм через применение инновационных технологий обучения;
Пополнять предметно – развивающую среду;
Продолжать работу в данном направлении, включив в эту программу темы «Магниты и магнитное поле Земли», «Что такое электричество».
Список используемой литературы:
1. В.Н.Данюкова Организация среды в ДОУ для детского экспериментирования//Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения.-2010.-N10.
2. О.А.Зыкова «Экспериментирование с живой и неживой природой» - М. ЗАО «ЭЛТИ-КУДИЦ», 2014.
3. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации»/Под общ.ред. Л.Н. Прохоровой. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2008.
4. Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания/А.И.Савенков. – Ярославль: Академия развития, 2013.
5. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие – СПб: Детство-Пресс, 2009.
6. Интернет ресурс: http://fb.ru/article/167406/eksperimentirovanie-v-podgotovitelnoy-gruppe-detskoe-eksperimentirovanie-v-dou