В своей работе я часто использую орфографическую разминку. Сейчас я сознательно пропустила "на уроках русского языка", так как выполнять эту работу можно абсолютно на любом уроке.
Что же такое орфографическая разминка? Это карточки со словами, в которых пропущены буквы на разные орфограммы. Ученику необходимо вставить пропущенные буквы, но не в само слово, а в пустую колонку справа. Здесь могут быть словарные слова, слова с проверяемой безударной гласной в корне слова, слова с парными согласными, с непроизносимыми согласными и т.д. В разных карточках слова могут повторяться, при этом в одних и тех же словах могут быть пропущены разные буквы. Можно дать всему классу одну и ту же карточку, а можно запустить в качестве самостоятельной работы по вариантам, если ребята уже хорошо выучили эти слова.
В каждой карточке пятнадцать слов. Ребята, выполнившие работу без ошибок, становятся моими помощниками - консультантами - по проверке карточек у других учеников. В то же время, если у кого-то возникло затруднение, консультант помогает в решении проблемы, объясняя правильное написание. Таким образом время выполнения и проверки задания значительно сокращается. А ученики успевают почувствовать себя немного учителями. Это мотивирует ребят быть внимательными и при этом работать достаточно быстро.
Орфографическую разминку можно использовать в любом классе, в первом я рекомендую начинать со второго полугодия, когда ребята уже хорошо знают алфавит. Во время обучающей работы (за них оценки не выставляются), кроме помощи консультантов, также можно пользоваться словарями.
На своем опыте я убедилась, что такая работа способствует быстрому запоминанию словарных слов, слов со сложным написанием и применением правил для проверки орфограмм, а также формируется важный навык работы со словарем.
Орфографическая разминка
PDF / 174.98 Кб