Статья «Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка» (1–4 класс)
Формирование орфографической зоркости.
(из опыта работы)
Одной из главных задач обучения русскому языку в начальной школе является формирование орфографической зоркости. Важность этой задачи обусловлена тем, что орфографическая зоркость выступает составной частью общей языковой культуры, обеспечивает точность выражения мысли и взаимопонимания в письменном общении.
Пути решения этой задачи я увидела в использовании орфографических сказок, в проведении словообразовательных упражнений в период обучения грамоте.
Для формирования первичных представлений об орфограмме орфографические сказки используются с учетом психологических особенностей детей.
Сформировать орфографическую зоркость – значит научить детей видеть орфограммы. Умение замечать при письме орфограммы является изначально умением, развивающим способность выделять при письме те случаи, когда пишущего подстерегает опасность допустить ошибку. Для выделения орфограмм нужно знать ее опознавательные признаки:
- для правописания безударных гласных букв: о – е, е – и, - я;
- для правописания парных звонких и глухих согласных букв (положение в конце слова и перед глухими согласными): б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с.
Усвоению опознавательных признаков орфограмм способствуют орфографические сказки о звуках и буквах.
На уроке обучения грамоте при чтении и письме слов с гласными а-о (сосны – сосна, страны – страна и т.д.) предлагаю детям сравнить произношение и написание гласных в безударных слогах, а затем рассказываю или читаю сказку о безударных гласных а-о:
«Однажды гласные А-О гуляли по песку, собирали ягоды. Вдруг они так рассорились, что птицы разлетелись, звери разбежались, деревья поникли, ведь ссора никого не красит. А почему они поссорились? Когда гласныеА-О стоят без ударения, хочет занять место и одна и другая. А тут на помощь пришел волшебник. Ударил он волшебной палочкой по гласной, как она стала слышаться ясно и никакого сомнения в ее написании уже не могло быть. Они подружились с волшебником Ударения и всегда звали его на помощь, когда при написании слов встречали трудность. С тех пор дети стали писать грамотно»
При чтении слов реки – река, лес – леса, я напоминаю сказку про буквыА-О и говорю, что гласные Е-И тоже ссорятся, если находятся в безударном положении. Помирить их может волшебник Ударания. Так у ребят появляется хорошая привычка задумываться о написании гласных в безударном положении.
Аналогичная работа проводится с парными звонкими и глухими согласными в корне слова. На уроке при изучении звука(д) и букв Д-д проводилась игра «Буква затерялась». В процессе этой игры рассказала сказку о звонких и глухих согласных.
Орфографические сказки вызывают интерес к изучаемым орфограммам. В воспитательном плане они ценны тем, что учат дружить, помогать друг другу в трудную минуту.
При работе над сочетаниями ЧА –ЩА, ЧУ – ЩУ была рассказана сказка о том, как хвастунишку «Я» и заступницу «Ю» буквы отправили в конец алфавита, а буква «Ч» подружилась с буквами «А» и «У». Орфографические сказки помогают учить детей не только видеть орфограммы, но и подбирать проверочные слова. К проверяемому слову можно подобрать не одно, а несколько проверочных. Это подготавливает к усвоению представлений о единообразном написании общей части родственных слов.
И так с букварного периода закладывается основа для воспитания орфографической зоркости учащихся.
Во втором классе при знакомстве с правилом «Правописание безударных гласных в корне слова» знания, полученные в первом классе пригодились.
Во втором классе начала с освоения орфографических понятий «орфограмма» и «правило». Затем по мере знакомства с правилами на уроках русского языка записывали группы слов на это правило, или даю ряд слов на разные правила, а дети классифицируют их, записывая столбиком. Но самый сложный вид упражнений, где в тексте даны слова на разные правила, в нем нужно найти орфограммы и проверить их. При чем орфограммы могут быть указаны (вместо букв стоят точки) или не указаны. Оба случая имеют свои достоинства: в первом – ученик сосредоточен над данной буквой, во втором – поиск орфограммы.
Целенаправленная и систематическая работа по формированию орфографической зоркости дает хорошие результаты. Ученики усваивают основы орфограмм, учатся определять место в слове. Эта работа развивает память, наблюдательность, зоркость и речь учащихся.