Орфографический практикум по подготовке к ОГЭ по русскому языку. Задание 5. Правописание корней.

2
2
Материал опубликован 18 February 2023

Мастер – класс по русскому языку.

Орфографический практикум по подготовке к ОГЭ по русскому языку.

Автор: Скиба Юлия Викторовна, учитель русского языка и литературы , МОБУ СОШ 7 имени А.А.Пономарева г.Лабинска Лабинского района

Цели занятия:

Образовательные

-систематизация и повторение изученного материала.

Развивающие:  

Развить умение анализировать изучаемые орфографические явления.

Воспитывающие: 

формирование нравственных качеств;

привитие культуры речевого общения.


Ход занятия.

Вступление.


В основе Федерального государственного образовательного стандарта лежит системно- деятельностный подход. Главным условием при реализации стандарта является включение школьников в такую деятельность, когда они самостоятельно будут осуществлять алгоритм действий, направленных на получение знаний и решение поставленных перед ними учебных задач.

Учитывая требования ФГОС, и я в своей педагогической практике использую системно- деятельностный подход в обучении.


Для жизни, а не для школы учимся мы. (Слайд 1)

Сенека


I. Сообщение темы и цели занятия.

Тема моего мастер-класса: Орфографический практикум по подготовке к ОГЭ по русскому языку. (Слайд 2)

II. Выделение проблемы. (Слайд 3)Изучив кодификатор демонстрационной версии 2022 года, я осознала, каким объёмом знаний должен владеть ученик при выполнении всего лишь одного задания под номером 5 ( Орфографический анализ: поиск орфограмм и применение правил написания слов с орфограммами).

В пяти вариантах этого задания дано пять слов с формулировками орфограмм. Учащимся нужно выбрать несколько (два и более) ответов с верным объяснением написания выделенного слова. В словах представлены правила, объясняющие написание всех морфем в словах (приставок, корней, суффиксов).

1) РАСЦЕНИВАТЬ – на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С. (Да, верно, т.к. буква Ц обозначает глухой согласный звук, перед ней в приставке пишется С).

2) ПОДВЕДЕНЫ (итоги)  – в краткой форме имени прилагательного пишется столько же Н, сколько и в полной форме этого прилагательного. (Нет, само правило правильное, однако дано НЕ прилагательное, а причастие, в котором в краткой форме ВСЕГДА пишется одна Н).

3) РАССТИЛАТЬСЯ – написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от его лексического значения. (Нет, в чередующихся корнях -СТЕЛ-, -СТИЛ- пишется И, если после корня стоит суффикс -А-).

4) (решил много) ЗАДАЧ – в форме множественного числа имени существительного 3-го склонения после шипящего буква Ь не пишется. (НЕТ, существительное «задача» — 1-го склонения, а не 3-ьего).

5) (говорил) ПО-АНГЛИЙСКИ – наречие пишется через дефис, потому что оно образовано от основы имени прилагательного при помощи приставки ПО- и суффикса -И. (Верный ответ, тоже запоминаем правило).

 

-Перед учителем стоит проблемная ситуация: как всему научить или систематизировать тот материал, который уже выучен , а некоторыми и забыт.

III. Этап актуализации знаний. (Слайд 4)

Предлагаю ученикам составить универсальный алгоритм работы над заданием 5 ОГЭ.

Обратите внимание на то, что в словах нет пропущенных орфограмм. Это значит, что важно для ее обнаружения предварительно разобрать слово по составу и/или определить часть речи.

Определяем часть речи каждого слова и делим слова на морфемы (приставки, корни, суффиксы, окончания)

Внимательно читаем правило, данное после слова, и определяем, не содержится ли шибка в его формулировке.

Если написание зависит от части слова (например, гласные в корне, правописание приставок), то соотносим написанное правило с необходимой частью данного слова.

Если написание слова зависит от части речи, то вспоминаем общее правило для необходимой части речи, соотносим с правилом, данным в задании.

Внимательно читайте формулировку задания и объяснение написания каждого слова. Иногда ошибка кроется в том, что слово отнесено не к той части речи или же, к примеру, не к тому склонению, следовательно и само правило не может работать.

-Какие разделы науки о языке нам необходимо повторить? (Морфемику, морфологию, орфографию.)

IV. Объединение в группы для решения проблемы.

Для решения проблемы предлагаю учащимся разделиться на группы по 2-3 человека , составить алгоритм, кластер, схему к каждому орфографическому правилу, а затем представить результат работы. Все орфограммы мы объединили в разделы.

1.Правописание корней.

2. Правописание приставок.

3.-Н- и –нн- в различных частях речи.

4.Не с различными частями речи.

5.Слитное, дефисное, раздельное написание слов различных частей речи.

6.Употребление мягкого и твердого знаков.

7.Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий.

8.Употребление гласных букв О/Е (Ё) после шипящих и Ц.

9.Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-).

10.Гласные после шипящих и Ц.

V. Работа с материалом. (Слайд 6 )

- Сегодня я поделюсь с вами опытом работы по разделу «Правописание корней». После теоретической части, представленной учащимися, мы переходим к отработке материала на практике. Задания могут быть различными, например:

1.Вставить пропущенные буквы, обозначить орфограммы.

Изл...гать содержание, отл...жить в сторону, соб...рать цветы, бл...стать на к...рн...вале, оп...реться о плеч..., изл...гать материал, р...стовщик выр...стил красивое р...стение, в..н..грет, сг...реть на работе, отр...сль производства, пл...ванье на матраце, з...ревать на реке, п..л..садник, благотв...рительный концерт, безотл...гательный от...езд.

Излагать содержание, отложить в сторону, собирать цветы, блистать на карнавале, опереться о плечо, излагать материал, ростовщик вырастил красивое растение, винегрет, сгореть на работе, отрасль производства, плаванье на матраце, зоревать на реке, палисадник, благотворительный концерт, безотлагательный отъезд.

!!! Методы проверки могут быть различными: взаимопроверка, постановка неожиданных вопросов (-лаг-, -лож-), опросная цепочка, проверка при помощи компьютерных технологий (на экране выделены орфограммы).



2.Игра «Третий лишний»

1. -РАЗБ..РЕТ

- СОБ..РАЕТ

-ИЗБ..РАТЕЛЬ

РАЗБЕРЕТ 

.-ПРИМ..РЕНИЕ ВРАГОВ

-УМ..РАТЬ ОТ СТРАХА

-ЗАМ..РЕТЬ НЕОЖИДАННО

ПРИМИРЕНИЕ ВРАГОВ 

3.-Р..СТУЩИЙ

-ПРОР..СТАЮЩИЙ

-ПР..СТЕЙШИЙ

простейший

2. «Ловушки» (Слайд 7)

Омонимичные  корни с проверяемой/непроверяемой гласной

-гар-/ -гор-

гор/евать (горе)  

гор/истый (горы)

гор/ючие слёзы (горькие)          

  -клан-/-клон-

  клон/ировать (клон)

-зар-/-зор-                         

про/зор/ливый (зоркий)

-раст- / -ращ- /-рос-

рос/истый (росы)            

рас/ист (раса)

-кас- /-кос-

кос/ой (косо)                              

кос/арь (косит)

(Слайд 8 )

ПРИМЕРЯТЬ (костюм)- написание безударной чередующейся гласной в корне слова объясняется отсутствием суффикса –А-.(примерка)

ВЫДЕРНУЛ - написание безударной чередующейся гласной в корне слова объясняется отсутствием суффикса –А-. (дернул)

РОСИСТЫЙ- написание безударной чередующейся гласной в корне зависит от ударения. (росы)

ПОКОСИЛ (траву) – написание чередующейся гласной в корне зависит последующего суффикса А. (косит)



3. Слова с другим корнем(Слайд 9 )

ГОРБАТЫЙ - написание безударной чередующейся гласной в корне зависит от ударения. (горб).

ГОРИЗОНТ - написание безударной чередующейся гласной в корне –ГОР- зависит от ударения.

РАСТЕРЕТЬ – в корне –РАСТ- с безударной чередующейся гласной пишется А, так как дальше следует сочетание СТ.

ТЕРРИТОРИЯ- написание безударной чередующейся гласной в корне зависит от последующего суффикса А. 


VI. Представление результатов работы. Практическая часть.

Закрепление.

Я подготовила для детей брошюру, тренировочные упражнения в которой помогают систематизировать огромный материал в дифференцированную компактную форму.

Задание « Верю \ не верю» (+\-) :

1. ПРОДАВЕЦ — написание безударной гласной в корне слова проверяется подбором однокоренного слова, в котором эта гласная находится в ударном слоге.

2. БЛЕСТИТ — написание безударной чередующейся гласной в корне зависит от последующих согласных.

3. ВЕТЕРАН — в корне слова пишутся непроверяемые безударные гласные.

4. ВЫРАСТАТЬ — написание безударной чередующейся гласной в корне зависит от суффикса -А-.

5. ЗАБЛИСТАЛ — написание безударной чередующейся гласной в корне слова определяется сочетанием последующих согласных СТ.

6. КАСАТЬСЯ — написание безударной чередующейся гласной в корне определяется наличием суффикса -А-.

7. РАСТАЩИТЬ (в разные стороны) — в корне слова с безударной чередующейся гласной перед -СТ пишется буква А.

1

2

3

4

5

6

7

+

-

+

-

-

+

-



-Аналогично мы работаем с каждым тематическим блоком. И в каждом из них есть свои «секретики». Задания, которые вызывают сложности у детей, давайте рассмотрим вместе.

ЗДОРОВЬЕ - в приставке пишется буква 3, так как корень начинается со звонкого согласного.

БЕЗБРЕЖНЫЙ (океан) - на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква З

ЗАКОЛОЧЕНО (досками) — в суффиксе краткого прилагательного пишется -Н-.

(девушка) ВЕТРЕНА — в суффиксах кратких причастий пишется -Н-.

МУЖЕСТВЕННО (поступить) — в суффиксах наречий пишется -НН-.

(работать) НЕ БУДУ — с приставкой НЕ- глаголы всегда пишутся раздельно.

Не ДОЛЖЕН ((денег) - НЕ пишется раздельно с прилагательными, употребляющимися только в краткой форме.

НЕ надеясь (на успех) — НЕ с глаголом пишется раздельно.

(думает) ПО-ДРУГОМУ — наречия с приставкой ПО- всегда пишутся через дефис.

СТЕРЕЧЬ (дом) — на конце неопределённой формы глагола буква Ь пишется для обозначения мягкости предшествующего согласного.

ОБЪЕКТИВНО (рассуждать) – буква Ъ пишется после приставки на согласную перед гласными Е,Ё,Ю,Я,И.

(детский) ПЛАЧ — в форме мужского рода имени существительного 1-го склонения после шипящего буква Ь не пишется.

(дом) СТРОЯЩИЙСЯ — в причастии, образованном от глагола I спряжения, пишется суффикс -ЯЩ-.

ДЕРЖАЩИЙ — в суффиксе действительного причастия прошедшего времени пишется буква А, потому что причастие образовано от глагола II спряжения держать.

МЫШОНОК – в окончаниях имен существительных по ударением пишется буква О.

Жёлтая АКАЦИЯ - после Ц пишем И, так как это словарное слово.


VII. Обсуждение и корректировка результатов работы.

- Конечно, сложностей возникает много. Мы понимаем, каким объёмом теоретических знаний должен владеть ученик. Но , надеюсь, что

самостоятельно составленные алгоритмы помогут ученикам отработать навыки, которые необходимы для успешного выполнения орфографического анализа .

- Спасибо за работу! Желаю всем творческих успехов! И, конечно, чтобы все дети успешно справились с экзаменационной работой!


VIII. Использованные ресурсы:

Русский язык. 9 класс. ОГЭ 2020/ Л.И.Мальцева, П.И.Нелин, Н.М.Смеречинская. – Ростов н/Д. : Издатель Мальцев Д.А., М.: Народное образование, 2020.-400с.

Русский язык. Подготовка к ОГЭ -2020.9-й класс: учебно-методическое пособие/ Сенина Н.А., Андреева С.В. и др.: под ред. Н.А.Сениной.- Ростов н/Д. : Легион , 2019.-416с.

https://rus-oge.sdamgia.ru/test?id=4918731&nt=True&pub=False&print=true

https://rustutors.ru/

https://neznaika.info/oge/rus_oge/



Спасибо за внимание.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо! Пригодится! Жаль,что нет заявленной презентации!

19 February 2023

Здравствуйте! Спасибо! Презентацию добавила!

19 February 2023