Орфографический практикум по подготовке к ОГЭ по русскому языку. Задание 5. Правописание корней.
Мастер – класс по русскому языку.
Орфографический практикум по подготовке к ОГЭ по русскому языку.
Автор: Скиба Юлия Викторовна, учитель русского языка и литературы , МОБУ СОШ 7 имени А.А.Пономарева г.Лабинска Лабинского района
Цели занятия:
Образовательные:
-систематизация и повторение изученного материала.
Развивающие:
Развить умение анализировать изучаемые орфографические явления.
Воспитывающие:
формирование нравственных качеств;
привитие культуры речевого общения.
Ход занятия.
Вступление.
В основе Федерального государственного образовательного стандарта лежит системно- деятельностный подход. Главным условием при реализации стандарта является включение школьников в такую деятельность, когда они самостоятельно будут осуществлять алгоритм действий, направленных на получение знаний и решение поставленных перед ними учебных задач.
Учитывая требования ФГОС, и я в своей педагогической практике использую системно- деятельностный подход в обучении.
Для жизни, а не для школы учимся мы. (Слайд 1)
Сенека
I. Сообщение темы и цели занятия.
Тема моего мастер-класса: Орфографический практикум по подготовке к ОГЭ по русскому языку. (Слайд 2)
II. Выделение проблемы. (Слайд 3)Изучив кодификатор демонстрационной версии 2022 года, я осознала, каким объёмом знаний должен владеть ученик при выполнении всего лишь одного задания под номером 5 ( Орфографический анализ: поиск орфограмм и применение правил написания слов с орфограммами).
В пяти вариантах этого задания дано пять слов с формулировками орфограмм. Учащимся нужно выбрать несколько (два и более) ответов с верным объяснением написания выделенного слова. В словах представлены правила, объясняющие написание всех морфем в словах (приставок, корней, суффиксов).
1) РАСЦЕНИВАТЬ – на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С. (Да, верно, т.к. буква Ц обозначает глухой согласный звук, перед ней в приставке пишется С).
2) ПОДВЕДЕНЫ (итоги) – в краткой форме имени прилагательного пишется столько же Н, сколько и в полной форме этого прилагательного. (Нет, само правило правильное, однако дано НЕ прилагательное, а причастие, в котором в краткой форме ВСЕГДА пишется одна Н).
3) РАССТИЛАТЬСЯ – написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от его лексического значения. (Нет, в чередующихся корнях -СТЕЛ-, -СТИЛ- пишется И, если после корня стоит суффикс -А-).
4) (решил много) ЗАДАЧ – в форме множественного числа имени существительного 3-го склонения после шипящего буква Ь не пишется. (НЕТ, существительное «задача» — 1-го склонения, а не 3-ьего).
5) (говорил) ПО-АНГЛИЙСКИ – наречие пишется через дефис, потому что оно образовано от основы имени прилагательного при помощи приставки ПО- и суффикса -И. (Верный ответ, тоже запоминаем правило).
-Перед учителем стоит проблемная ситуация: как всему научить или систематизировать тот материал, который уже выучен , а некоторыми и забыт.
III. Этап актуализации знаний. (Слайд 4)
Предлагаю ученикам составить универсальный алгоритм работы над заданием 5 ОГЭ.
• Обратите внимание на то, что в словах нет пропущенных орфограмм. Это значит, что важно для ее обнаружения предварительно разобрать слово по составу и/или определить часть речи.
• Определяем часть речи каждого слова и делим слова на морфемы (приставки, корни, суффиксы, окончания)
• Внимательно читаем правило, данное после слова, и определяем, не содержится ли шибка в его формулировке.
• Если написание зависит от части слова (например, гласные в корне, правописание приставок), то соотносим написанное правило с необходимой частью данного слова.
• Если написание слова зависит от части речи, то вспоминаем общее правило для необходимой части речи, соотносим с правилом, данным в задании.
• Внимательно читайте формулировку задания и объяснение написания каждого слова. Иногда ошибка кроется в том, что слово отнесено не к той части речи или же, к примеру, не к тому склонению, следовательно и само правило не может работать.
-Какие разделы науки о языке нам необходимо повторить? (Морфемику, морфологию, орфографию.)
IV. Объединение в группы для решения проблемы.
Для решения проблемы предлагаю учащимся разделиться на группы по 2-3 человека , составить алгоритм, кластер, схему к каждому орфографическому правилу, а затем представить результат работы. Все орфограммы мы объединили в разделы.
1.Правописание корней.
2. Правописание приставок.
3.-Н- и –нн- в различных частях речи.
4.Не с различными частями речи.
5.Слитное, дефисное, раздельное написание слов различных частей речи.
6.Употребление мягкого и твердого знаков.
7.Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий.
8.Употребление гласных букв О/Е (Ё) после шипящих и Ц.
9.Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-).
10.Гласные после шипящих и Ц.
V. Работа с материалом. (Слайд 6 )
- Сегодня я поделюсь с вами опытом работы по разделу «Правописание корней». После теоретической части, представленной учащимися, мы переходим к отработке материала на практике. Задания могут быть различными, например:
1.Вставить пропущенные буквы, обозначить орфограммы.
Изл...гать содержание, отл...жить в сторону, соб...рать цветы, бл...стать на к...рн...вале, оп...реться о плеч..., изл...гать материал, р...стовщик выр...стил красивое р...стение, в..н..грет, сг...реть на работе, отр...сль производства, пл...ванье на матраце, з...ревать на реке, п..л..садник, благотв...рительный концерт, безотл...гательный от...езд.
Излагать содержание, отложить в сторону, собирать цветы, блистать на карнавале, опереться о плечо, излагать материал, ростовщик вырастил красивое растение, винегрет, сгореть на работе, отрасль производства, плаванье на матраце, зоревать на реке, палисадник, благотворительный концерт, безотлагательный отъезд.
!!! Методы проверки могут быть различными: взаимопроверка, постановка неожиданных вопросов (-лаг-, -лож-), опросная цепочка, проверка при помощи компьютерных технологий (на экране выделены орфограммы).
2.Игра «Третий лишний»
1. -РАЗБ..РЕТ
- СОБ..РАЕТ
-ИЗБ..РАТЕЛЬ
РАЗБЕРЕТ
.-ПРИМ..РЕНИЕ ВРАГОВ
-УМ..РАТЬ ОТ СТРАХА
-ЗАМ..РЕТЬ НЕОЖИДАННО
ПРИМИРЕНИЕ ВРАГОВ
3.-Р..СТУЩИЙ
-ПРОР..СТАЮЩИЙ
-ПР..СТЕЙШИЙ
простейший
2. «Ловушки» (Слайд 7)
Омонимичные корни с проверяемой/непроверяемой гласной
-гар-/ -гор-
гор/евать (горе)
гор/истый (горы)
гор/ючие слёзы (горькие)
-клан-/-клон-
клон/ировать (клон)
-зар-/-зор-
про/зор/ливый (зоркий)
-раст- / -ращ- /-рос-
рос/истый (росы)
рас/ист (раса)
-кас- /-кос-
кос/ой (косо)
кос/арь (косит)
(Слайд 8 )
ПРИМЕРЯТЬ (костюм)- написание безударной чередующейся гласной в корне слова объясняется отсутствием суффикса –А-.(примерка)
ВЫДЕРНУЛ - написание безударной чередующейся гласной в корне слова объясняется отсутствием суффикса –А-. (дернул)
РОСИСТЫЙ- написание безударной чередующейся гласной в корне зависит от ударения. (росы)
ПОКОСИЛ (траву) – написание чередующейся гласной в корне зависит последующего суффикса А. (косит)
3. Слова с другим корнем(Слайд 9 )
ГОРБАТЫЙ - написание безударной чередующейся гласной в корне зависит от ударения. (горб).
ГОРИЗОНТ - написание безударной чередующейся гласной в корне –ГОР- зависит от ударения.
РАСТЕРЕТЬ – в корне –РАСТ- с безударной чередующейся гласной пишется А, так как дальше следует сочетание СТ.
ТЕРРИТОРИЯ- написание безударной чередующейся гласной в корне зависит от последующего суффикса А.
VI. Представление результатов работы. Практическая часть.
Закрепление.
Я подготовила для детей брошюру, тренировочные упражнения в которой помогают систематизировать огромный материал в дифференцированную компактную форму.
Задание « Верю \ не верю» (+\-) :
1. ПРОДАВЕЦ — написание безударной гласной в корне слова проверяется подбором однокоренного слова, в котором эта гласная находится в ударном слоге.
2. БЛЕСТИТ — написание безударной чередующейся гласной в корне зависит от последующих согласных.
3. ВЕТЕРАН — в корне слова пишутся непроверяемые безударные гласные.
4. ВЫРАСТАТЬ — написание безударной чередующейся гласной в корне зависит от суффикса -А-.
5. ЗАБЛИСТАЛ — написание безударной чередующейся гласной в корне слова определяется сочетанием последующих согласных СТ.
6. КАСАТЬСЯ — написание безударной чередующейся гласной в корне определяется наличием суффикса -А-.
7. РАСТАЩИТЬ (в разные стороны) — в корне слова с безударной чередующейся гласной перед -СТ пишется буква А.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
+ | - | + | - | - | + | - |
-Аналогично мы работаем с каждым тематическим блоком. И в каждом из них есть свои «секретики». Задания, которые вызывают сложности у детей, давайте рассмотрим вместе.
ЗДОРОВЬЕ - в приставке пишется буква 3, так как корень начинается со звонкого согласного.
БЕЗБРЕЖНЫЙ (океан) - на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква З
ЗАКОЛОЧЕНО (досками) — в суффиксе краткого прилагательного пишется -Н-.
(девушка) ВЕТРЕНА — в суффиксах кратких причастий пишется -Н-.
МУЖЕСТВЕННО (поступить) — в суффиксах наречий пишется -НН-.
(работать) НЕ БУДУ — с приставкой НЕ- глаголы всегда пишутся раздельно.
Не ДОЛЖЕН ((денег) - НЕ пишется раздельно с прилагательными, употребляющимися только в краткой форме.
НЕ надеясь (на успех) — НЕ с глаголом пишется раздельно.
(думает) ПО-ДРУГОМУ — наречия с приставкой ПО- всегда пишутся через дефис.
СТЕРЕЧЬ (дом) — на конце неопределённой формы глагола буква Ь пишется для обозначения мягкости предшествующего согласного.
ОБЪЕКТИВНО (рассуждать) – буква Ъ пишется после приставки на согласную перед гласными Е,Ё,Ю,Я,И.
(детский) ПЛАЧ — в форме мужского рода имени существительного 1-го склонения после шипящего буква Ь не пишется.
(дом) СТРОЯЩИЙСЯ — в причастии, образованном от глагола I спряжения, пишется суффикс -ЯЩ-.
ДЕРЖАЩИЙ — в суффиксе действительного причастия прошедшего времени пишется буква А, потому что причастие образовано от глагола II спряжения держать.
МЫШОНОК – в окончаниях имен существительных по ударением пишется буква О.
Жёлтая АКАЦИЯ - после Ц пишем И, так как это словарное слово.
VII. Обсуждение и корректировка результатов работы.
- Конечно, сложностей возникает много. Мы понимаем, каким объёмом теоретических знаний должен владеть ученик. Но , надеюсь, что
самостоятельно составленные алгоритмы помогут ученикам отработать навыки, которые необходимы для успешного выполнения орфографического анализа .
- Спасибо за работу! Желаю всем творческих успехов! И, конечно, чтобы все дети успешно справились с экзаменационной работой!
VIII. Использованные ресурсы:
Русский язык. 9 класс. ОГЭ 2020/ Л.И.Мальцева, П.И.Нелин, Н.М.Смеречинская. – Ростов н/Д. : Издатель Мальцев Д.А., М.: Народное образование, 2020.-400с.
Русский язык. Подготовка к ОГЭ -2020.9-й класс: учебно-методическое пособие/ Сенина Н.А., Андреева С.В. и др.: под ред. Н.А.Сениной.- Ростов н/Д. : Легион , 2019.-416с.
https://rus-oge.sdamgia.ru/test?id=4918731&nt=True&pub=False&print=true
https://neznaika.info/oge/rus_oge/
Спасибо за внимание.
Горбачёва Марина Юрьевна
Юлия Скиба Викторовна