Методическая разработка «Организация домашней работы по математике в условиях ГПД»
Введение…………………………………………………………………………………..3
1. Теоретические аспекты организации домашней работы по математике ………....5
1.1. Домашняя работа как одна из форм организации учебной деятельности. Виды домашних заданий по математике в начальных классах……………………………....5
1.2. Роль домашнего задания по математике в организации самостоятельной деятельности младшего школьника……………………………………………………..9
2. Методология выполнения домашних заданий по математике в ГПД…………….11
2.1. Организация работы группы продленного дня ……...…………………………...11
2.2. Организация домашней работы по математике в группе продленного дня…….19
2.3. Описание опытов учителей России………………………………………………..28
Заключение ………………………………………………………………………………32
Список использованных источников…………………………………………………..
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Методические рекомендации по выполнению домашних заданий
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 На заметку родителям
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Памятки по подготовке домашнего задания по математике в группах продленного дня
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Наказ воспитаннику ГПД
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 Правила поведения в ГПД
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 Задания на сложение и вычитание в пределах 100
Введение
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предусматривает реализацию основной образовательной программы начального общего образования через урочную и внеурочную деятельность. Одной из моделей организации внеурочной деятельности обучающихся является работа групп продленного дня [3].
Если говорить языком статистики, то организация группы продлённого дня в школе актуальна для 40% родителей, дети которых посещают ГПД. То есть родители и дети выбирают ГПД. И это неудивительно, так как ГПД многое даёт детям. Всесторонние развитие творческих способностей, приобретение навыков самостоятельного обучение, гармонично спланированный досуг, здоровьесберегающий режим, активная социализация и формирование социально-значимых навыков, и, банально общение со сверстниками это то, чего лишены многие современные дети. Этот пробел эффективно восполняют школьные группы продлённого дня. К тому же в ГПД ограждает учеников начальных классов от вредного, а главное неконтролируемого, влияния улицы.
Работа современной группы продлённого дня основывается на принципах демократии, гуманизма, творческого развития личности.
Для максимально-эффективной работы ГПД необходимо чёткое, продуманное планирование всех направлений работы, а также комплексный, системный подход к организации обучения, воспитания, развития и здоровьесбережения учащихся, посещающих группу продлённого дня.
Объект исследования - процесс организации выполнения домашнего задания по математике
Предмет исследования - формы выполнения домашней работы по математике в условиях ГПД.
Цель: изучить подходы организации домашней работы по математике в условия группы продленного дня.
Задачи:
- Изучить и проанализировать психолого - педагогическую и методическую литературу по данной теме.
- Раскрыть понятие домашней работы по математике.
- Охарактеризовать методы и приемы работы с группой продленного дня.
- Проанализировать опыт педагогов по теме.
Методы:
индивидуальная работа с обучающимися;
Групповая деятельность развития мышления учащихся.
Фронтальные (наблюдение, беседа, опрос).
Курсовая работа состоит из введения, двух частей, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Теоретические аспекты организации домашней работы по математике
1.1. Домашняя работа как одна из форм организации учебной деятельности. Виды домашних заданий по математике в начальных классах
Домашние задание – являются неотъемлемой частью учебного процесса на каждой ступени обучения. Необходимо помнить, что каждый этап учебной деятельности решает какую-либо задачу. В рамках реализации ФГОС этот вид деятельности школьника предусматривает достижение не только предметных результатов, но и личностных. При продумывании домашнего задания учитель ставит определенную цель и задачи перед детьми. Домашнее задание не должно вызывать у детей отрицательных эмоций. Цель домашнего задания – закрепление знаний, полученных на уроке и формирование интереса к учебному предмету. Оно должно быть доступным для ребёнка.
В связи с внедрение ФГОС нового поколения, где наряду с предметными и личностными результатами образовательной деятельности всё большее значение приобретают так называемые метапредметные результаты, овладение универсальными приёмами учебной деятельности, которые позволят ребёнку быть успешным в любой предметной области. В этих условиях именно домашние задания, в процессе выполнения которых дети сталкиваются с необходимостью поиска, переработки и оценки информации с использованием разнообразных источников, структурирования приобретённой информации, выбора наиболее рациональных приемов закрепления материала, рационального планирования работы, осуществления поэтапного и итогового контроля за собственными действиями, становятся реальным инструментом формирования УУД.
Так как, домашнее задание остается, в конечном счете, делом самого учителя, поэтому необходимо рассмотреть проблему роли домашнего задания в формировании УУД учащимися с трех позиций, которые выделяет С.Г. Манвелов:
-внимания на основополагающих предметных, метапредметных задач поставленных на уроке;
-повышение прочности и, главное, применимости УУД;
-прочное овладение всеми учащимися основными универсальных учебных действий [14].
По утверждению В.Н. Руденко, домашняя работа выполняет важные дидактические функции, а именно:
- закрепление универсальных учебных действий полученных на уроках;
- расширение, углубление учебного материала, проработанного в классе;
- формирование универсальных учебных действий самостоятельного выполнения упражнений;
- развитие самостоятельности мышления путем выполнения индивидуальных заданий в объеме, выходящем за рамки программного материала, но отвечающего возможностям учеников [17].
Домашняя работа является продолжением работы учащихся в классе. От того, как учитель дает уроки, и какие требования предъявляет учащимся, зависит многое, в том числе и какие виды домашнего задания, будут использоваться. Следовательно, планируя домашнее задание, перед учителем встает вопрос о выборе его типа. Домашнее задание непосредственно зависит от уровня овладения учащимися материалом, и его трудно планировать. Но если ставится целью развитие личностных универсальных действий школьников и индивидуальное воздействие на учащихся, тогда следует выработать долгосрочную стратегию и то, что недостаточно прочно отработано на уроке, должно быть запланировано в качестве домашнего задания. При планировании домашнего задания необходимо учитывать некоторые факты, такие как: домашнее задание направлено на усвоение всеми школьниками основных универсальных учебных действий и зависит от того уровня общего развития, на котором в данный момент находится класс или отдельные учащиеся; перспективное планирование домашнего задания необходимо, если использовать его с целью развития личностных универсальных действий учащихся [9].
Домашние задания могут быть общие, индивидуальные и групповые, когда группа учащихся выполняют какое-то задание, являющиеся частью общего классного задания. Например, групповое домашнее задание, при сборе числового материала одна группа узнает цены учебных принадлежностей, другая – цены продуктов, третья – цены игрушек и т.д. Групповые домашние задания содействуют воспитанию учащихся в духе коллективизма, формированию у детей чувства ответственности за порученное дело. /ПРИЛОЖЕНИЕ 1/
Индивидуальные домашние задания, например: на кормушке было 5 голубей. К ним подлетели 4 воробья и 2 синицы. Сколько всего птиц стало на кормушке? Общие домашние задания. Придумать из геометрических фигур «Страну математиков». А также бывают такие виды домашних заданий, как:
- домашняя работа: геометрического содержания
- домашняя работа на решение уравнений
- домашняя работа творческого характера
- устная домашняя работа
- домашняя работа исследовательского характера. По степени индивидуализации задания могут разделяться на общие, дифференцированные (индивидуализированные), индивидуальные. Основное назначение дифференцированных задач – обеспечить для каждого ученика оптимальный характер познавательной деятельности в процессе учебной работы, а организация работы на уроке позволяет учителю одновременно работать со всеми учениками. Сильные учащиеся углубляют свои знания, помогают слабым, а слабые прочно усваивают программный материал. Задачи подбираются такие, чтобы и слабые чувствовали, что они могут самостоятельно добывать знания [19].
По содержанию и основной функции, которую выполняют предметные и метапредметные задачи в процессе обучения, выделим следующие их виды:
1.Домашние задания, которые подготавливают учащихся к работе, которая будет проводиться на следующем уроке. Это может быть и осмысление сообщенных новых знаний учителем, и решение задач, и проведение практических работ и т.п. Задачи такого характера даются в виде поручения: собрать цифровой материал, который может быть использован для составления и решения задач на уроке прочитать материал, который будет обсуждаться на уроке, найти ответы на вопросы, которые будут рассматриваться, и т.д.
Такие задачи обеспечивают связь обучения с жизнью, вызывают у учащихся познавательный интерес. [20].
2. Домашние задания, которые способствуют систематизации и обобщению полученных знаний, их углубленному осмыслению.
Такие задания даются после изучения материала урока или после окончания рассмотрения темы. Очень полезно сведение изученного учащимися материала в схемы, таблицы, составление перечней и т.д. Этот вид заданий предусматривает составление планов, подготовку ответов на поставленные учителем вопросы, самостоятельную постановку вопросов, придумывание задач [15].
3. Домашние задания, способствующие закреплению знаний и практическому овладению методами учебной работы. Во время выполнения этого вида заданий школьник использует разные приемы запоминания: многократные повторения, установление ассоциативных связей, деление учебного материала на части, выделение каких-либо признаков и т.д. ([15].
4.Домашнее задание на применение полученных знаний на практике.
Задания даются после изучения учебного материала на уроках. Это несложные опыты, связанные с использованием полученных знаний в домашнем хозяйстве, в учебно-производственных мастерских, во время работы ученика в хозяйстве [15].
Таким образом, можно сделать вывод, что:
-ответственное отношение и осмысленное выполнение домашнего задания учащимся развивает многие качества его личности, помогает формированию учебного материала на уроках математики;
-с помощью домашнего задания можно осуществлять закрепление, систематизацию, применение универсальных учебных действий, устранять пробелы в знаниях, а также углублять и расширять учебный материал;
- домашняя работа формирует навыки самостоятельной работы;
-учитывая индивидуальные особенности каждого учащегося, необходимо вносить в домашнее задание элементы дифференцирования.
Очевидно, педагогические возможности домашнего задания в повышении качества обучения велики, но они могут быть в полной мере использованы лишь при наличии эффективной методики и правильной организации. /ПРИЛОЖЕНИЕ 2/
1.2. Роль домашнего задания по математике в организации самостоятельной деятельности младших школьников
Организация домашней работы, руководство ею – это ответственная и сложная работа каждого учителя. Воспитание активности и самостоятельности необходимо рассматривать как составную часть воспитания учащихся. Эта задача выступает перед каждым учителем в числе задач первостепенной важности.
Специалистами в этой области подчеркивалось, что учащимся важно дать метод, путеводную нить для организации приобретения знаний, а это значит – вооружить их умениями и навыками научной организации умственного труда, т.е. умениями ставать цель, выбирать средства ее достижения, планировать работу во времени. [4].
Как указывает Е.Л. Белкин, собственно процесс самостоятельной деятельности представляется в виде триады: мотив – план (действие) – результат. Итак, в социальном плане самостоятельная деятельность может рассматриваться в очень широком спектре. В любом отношении личности к окружающему миру, в любом виде ее конкретного взаимодействия со средой [7].
Подобные целенаправленные задания способствуют не только успешному закреплению знаний, полученных в классе, но и совершенствованию мыслительных операций и формированию новых учебных действий в самостоятельной работе над учебным материалом по математике.
По мнению Е.Л. Белкина, в деятельности личность проявляет и развивает себя в единстве всех своих сторон. Не существует простой линейной зависимости между определенными домашними заданиями, необходимыми видами деятельности и формированием тех или иных качеств личности. Если учитель математики задал детям задачу, то при решении её требуются и развиваются не только математические навыки и способности, но и одновременно математическая и внематематическая эрудиция, общие интеллектуальные способности, навыки чтения и письма, определенное отношение к этой задаче, к математической науке, к обучению в школе. Здесь действуют и вместе с тем испытывают влияние: интересы и наклонности, навыки, мотивы, чувства и такие черты характера, как дисциплинированность, выдержка, чувство ответственности и долга [6].
Иначе говоря, любое домашнее задание по математике – если ученик выполняет его сам, оказывает комплексное воздействие на развитие личности. Но не каждый вид деятельности в равной степени обуславливает и развивает определенные качества личности. Прежде всего, развиваются те черты личности, которые испытывают особую нагрузку в данной деятельности. В этом ключ к целенаправленному воспитанию личности. Если цель домашнего задания состоит в том, чтобы развить конкретные личностные качества, то, прежде всего, следует определить, какой именно вид деятельности требует интенсивного проявления этих качеств.
По мнению М.А. Данилова, задавая домашнее задание по математике, для развития самостоятельности, нужно соблюдать некоторые положения:
1. Домашнее задание по математике служит развитию свойств личности, что входит в задачи формирования самостоятельности;
2. Если предлагаемые задания по математике отвечают объективным требованиям, то они соответствуют уровню развития класса или (при дифференцированном домашнем задании) отдельного ученика и стимулируют формирование именно необходимых качеств для самостоятельной работы;
3. Любое домашнее задание по математике, направленное на усвоение всеми учащимися основных знаний и умений, влияет также и на становление различных качеств личности;
4. Регулярные домашние задания по математике независимо от их специфики – способствуют развитию у учащихся самодисциплины, чувства долга и силы воли [9].
Необходимо также учитывать комплексное влияние отдельных дидактических функций домашнего задания по математике. Тренировка и повторение развивают память и автоматизируют ее. Если при выполнении упражнений младшим школьникам приходится преодолевать трудности, это развивает выдержку, настойчивость и силу воли. Процесс применения знаний оказывает аналогичное воздействие, а, кроме того, повышает гибкость мышления и, в зависимости от вида применения, развивает конструктивно-творческую фантазию, а также аргументировать свои высказывания. Контроль, оценка и самоконтроль формируют чувство долга и ответственности, укрепляют трудовую дисциплину, воспитывают скромность, самокритичность.
При постановке домашнего задания по математике необходимо не забывать о его важной роли в организации самостоятельной деятельности. Поэтому, необходимость домашнего задания по математике должна быть строго обоснована, а именно, должны иметь место четкая постановка предметных и метапредметных задач, определение содержания и формы, мотивация учащихся через подход в обучении. Если младший школьник понимает, зачем он выполняет домашнее задание по математике и где оно ему пригодится, то он работает совсем по-другому, поэтому будет повышаться интерес к домашней работе.
2. Методология выполнения домашних заданий по математике в ГПД
2.1. Организация работы группы продленного дня
Согласно положения по ГПД, руководитель группы в обязательном порядке должен организовать контроль в рамках выполнения домашнего задания по математике, оказывая при этом максимально посильную учебно-методическую помощь в данной работе.
Учебная деятельность в режиме продленного дня занимает значительное время. Процесс выполнения домашнего задания регламентирован и организуется в два приема. Во второй половине дня, после отдыха, - выполнение домашних заданий.
Выполнение домашних заданий рассматривается как одна из форм организации учебного процесса в группе продленного дня.
Сам процесс выполнения домашнего задания в группе продленного дня осуществляется по времени в одно и то же время и ежедневно.
Особое место при организации выполнения домашнего задания занимает грамотное распределение нагрузки, для того, чтобы избежать перегрузку детей, в плане их утомляемости.
Ключевым моментом при приучении учащихся к систематической подготовке домашних заданий в условиях группы продленного дня является обучение, направленное на минимизацию времени отведенного на выполнения домашнего задания и нагрузки.
Основная задача воспитателя - построить таким образом процесс, чтобы он способствовал усвоению школьниками правил по выполнению домашних заданий, научить детей правильно планировать умственный труд.
Дети в основном берутся за выполнение домашних заданий спонтанно, порой даже часто на эмоциональном порыве, побыстрее сделать, не наметив плана действия, не продумав порядка организации собственной работы, не распределив времени и собственных сил.
Данный подход к выполнению заданий на практике часто приводит к тому, что у детей наблюдается торопливость в работе или, наоборот, они слишком медлительны.
Наблюдения показывают, что необходимо в рекомендательной форме ученикам предложить в начале выполнять более трудные домашние задания.
Наиболее эффективно выполняются те задания, которые непосредственно следуют практически сразу же после уроков. Замечено, что часть заданий лучше готовить дважды, а то и трижды.
Режимные моменты и их значение в работе группе продленного дня.
Нельзя недооценивать важность режимных моментов в рамках группы продленного дня. Ведь помимо того, что режим способствует формированию позитивных личностных качеств сам по себе, так и его отдельные элементы формируют у ребёнка необходимые в социуме навыки, ведь в конечном итоге группа продленного дня это вполне точная модель социума и ребёнок в течение дня воспроизводит те или иные действия, которые осуществляет затем и вне группы.
При приёме в группу у нас существует определённый ритуал. Дети должны привести себя в порядок, прийти собранными и спокойными. Через какое-то время у детей выработался навык и они стали ответственно подходить к своему внешнему виду и поведению.
Индивидуальная работа с дежурными
Ежедневно мы назначаем дежурных по классу и по столовой. Это формирует в детях ответственность, а также развивает организационные способности и трудовые навыки. Дежурных желательно назначать из числа тех, кто лучше всего проявил себя накануне, таким образом, дежурство, а значит труд будут в группе не наказанием, а поощрением.
Отдых и деятельность на воздухе.
В современном мире не многие родители отпускают учеников младших классов одних на улицу, и это правильно. Но при этом родители не часто ходят с детьми гулять. В группе продленного дня дети каждый день ходят на прогулку, где организованно играют в игры, развивающие смекалку, координацию движений, силу и ловкость. Такая прогулка даёт детям возможность сбросить накопившуюся энергию и усталость.
Обед.
Очень часто в семьях отсутствуют традиции совместных обедов. Многие хватают на ходу бутерброды или сладости. В ГПД дети получают горячее питание, что, несомненно, полезно для здоровья.
К тому же на обеде развиваются навыки культуры принятия пищи. Дети учатся вести себя за столом.
Переключение на умственную деятельность.
В ГПД регулярно проходят беседы об интересных событиях, дети учатся заботиться об окружающей среде, уважать старших и так далее. К тому же в ГПД мы беседуем с детьми о проблемах, о которых многие взрослые не умеют говорить с учениками младших классов, например, о политике, об экономических проблемах.
Самоподготовка учит детей самостоятельно планировать занятие, ответственно подходить к работе, помогать друг другу, не подсказывая при этом.
Во время самоподготовки всплывают некоторые проблемные моменты, о которых важно знать учителю.
А ученики 1 класса учатся уважать старших ребят и не мешать им выполнять домашнее задание. /ПРИЛОЖЕНИЕ 3/
Занятия по интересам, творческие занятия.
Воспитатель планирует свою деятельность так, чтобы ежедневно в течение 1 —1,5 ч после окончания самоподготовки дети могли выбрать для себя занятия в соответствии со своими интересами и желаниями. Длительность таких занятий зависит от возраста учащихся и вида деятельности как математике, чтение, музыка, рисование, лепка, рукоделие, тихие игры.
Продолжительность самоподготовки определяется классом обучения: во 2-3
классах - до 1,5 часа, в 4 классе - до 2 часов, в 1 классе домашнее задание не задается. Ребята развиваются творчески, при этом учатся делать выбор между тем или иным видом деятельности.
Подведение итогов дня
Ежедневно мы подводим итоги, анализируем, что было плохо, а что хорошо. Выбираем дежурных на следующий день. Корректируем наши планы.
Индивидуальные беседы с детьми. Прежде всего, дети получают персональное внимание взрослого. Во-вторых, ребёнок может поделиться своей проблемой. При необходимости разбираем причины и следствия плохих поступков и делаем выводы.
Индивидуальные беседы с родителями. Даже такой момент как беседа с родителями многому учит ребёнка. Например, терпению. Ведь не секрет, что детям сложно ждать, они не любят переходные состояния и когда за ними пришли, им хочется поскорее идти домой. Во время беседы с родителями дети учатся проявлять уважение к делам других и ждать окончания беседы.
А теперь рассмотрим основные виды деятельности детей и воспитателя в ГПД более подробно.
Основные направления деятельности в ГПД
Учебная деятельность
Досуговая деятельность
Коммуникативная (общение) деятельность
Здоровьесберегающая деятельность
Воспитательная деятельность
Учебная деятельность в ГПД
Основной вид учебной деятельности в ГПД является самоподготовка, то есть то время, которое отведено учащимся на выполнение домашнего задания. В школе разновозрастная группа, в которой объединены учащиеся классов из разных параллелей. В этом есть свои сложности и преимущества. Например, старшие школьники могут проконсультировать младших, но необходимо организовать работу тех учащихся (первоклассников), которые ещё не участвую в самоподготовке.
Самоподготовка проводится не ранее 15-00, когда дети отдохнули, пообедали, побывали на прогулке, а в промежутках между занятиями проводятся физкультминутки, позволяющие снять напряжение. Физминутки проводятся каждые 20 минут. На самоподготовку отводится не более часа.
Образовательная деятельность корректируется учителями, которые должны сообщить воспитателю ГПД основную учебную информацию: что задано детям, информация о тех учениках, которым нужна дополнительная помощь и другие пожелания.
Ошибочно думать, что главная цель самоподготовки - выполнение домашнего задания. Это важно и удобно, но гораздо важнее те навыки, которые приобретают дети на самоподготовке.
Учащиеся осваивают навыки самодисциплины и аккуратности. Дети готовят рабочее место для эффективного выполнения домашних заданий.
Учатся эффективно распределять время и, что немаловажно, учатся делать своевременный перерыв во время самоподготовки.
Воспитатель не только следит за выполнением домашнего задания, но и объясняет детям, как максимально эффективно планировать выполнения домашних заданий, объясняет, как важно научится самостоятельно выполнять домашние задания, насколько важно самостоятельное и дополнительное образование и так далее, то есть - учит детей учиться.
Воспитатель учит детей уважительно относиться к окружающим, которые работают, не мешать и не отвлекать товарищей. /ПРИЛОЖЕНИЕ 4/
Воспитатель уделяет особое внимание тем ученикам, на которых указал учитель, но в процессе самоподготовки также может обратить внимание учителя или родителей на слабые и сильные стороны детей. Тем более в силу фактора времени воспитатель ГПД имеет больше возможностей на выявление поведенческих особенностей детей.
Помимо самоподготовки в ГПД проводятся тематические беседы. Как правило, такие беседы согласуются с педагогом и могут носить общеобразовательный или воспитательный характер.
Досуговая деятельность в ГПД
Долгое время досуговой деятельности в процессе образования уделяли незначительное внимание. Но сейчас ситуация изменилась и досугу уделяется большое внимание. Хотя, у хорошего воспитателя ГПД, получается сформировать отношение к любой деятельности, включая образовательную. Задача воспитателя сделать досуг ребят посещающих ГПД насыщенным, интересным, разнообразным. Для обеспечения качественного досуга важно уметь комбинировать и чередовать различные виды деятельности. То есть досуг должен включать в себя творческие занятия, активную игровую деятельность, коллективные и индивидуальные формы досуга. Цель досуговой деятельности ГПД - раскрыть потенциал детей, создать благоприятную психологическую атмосферу, научиться переключаться с одного вида деятельности на другой. И, разумеется, максимально эффективно использовать мощный педагогический потенциал игры.
Коммуникативная (общение) деятельность в ГПД
ГПД - это активная коммуникативная среда, в которой проходит общение на разных уровнях. То есть дети общаются между собой, причём не только во время досуговой деятельности, но и взаимодействуют на самоподготовке, во время обеда. То есть дети осваивают общение деловое, светское, игровое, учатся общаться со сверстниками и воспитателем. Воспитатель ГПД также общается на разных уровнях. С детьми - в разных ситуациях, с учителями, с родителями.
Воспитатель ГПД координирует процесс общения между детьми, учит их корректно общаться в любой ситуации, объясняет и рассказывает о том, какие формы общения существуют. Также воспитатель ГПД в какой-то мере реализует потребность детей в общении со взрослыми, ведь не секрет, что многие родители не всегда находят время на общение с детьми.
Воспитатель ГПД общается с учителями, которые информируют воспитателя о тех особенностях детей, которые важно учесть при самоподготовке, о поведенческих особенностях детей, а воспитатель ГПД, в свою очередь наблюдает за детьми и может выявить какие-то важные (положительные и отрицательные) особенности детей, так как проводит с детьми гораздо больше времени, чем учителя и наблюдает за детьми в различных жизненных ситуациях.
Воспитатель ГПД общается с родителями детей, посещающих ГПД и может рассказать родителям на что им важно обратить внимание при общении с детьми, о том, какие сложности возникают в процессе выполнения домашнего задания. [18].
Здоровьесберегающая деятельность в ГПД
В своей деятельности ГПД руководствуется, в том числе, "Гигиеническими требованиями к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях СанПиН 2.4.2.1178-02". Ни и без этих требований, очевидно, что забота о здоровье детей важнейшая функция ГПД. Работа ГПД построена таким образом, чтобы максимально эффективно выстроить режим младших школьников [2].
Дети, посещающие ГПД, обедают в одно и то же время, причём это не хватание кусков, как часто бывает дома, а полноценное горячее питание.
Исследования, проведённые в НИИ физиологии детей и подросток РАО, позволили сформулировать принципы физкультурно-оздоровительной работы в ГПД.
Гимнастику до занятий (10 минут);
Физкультминутки на каждом на занятиях самоподготовкой и других видов сидячей работы (1,5-2 минуты);
Спортивные часы (45-59 минут);
Игры на переменах (5-10 минут);
Подвижные игры во время прогулок (30-40 минут) [2].
Помимо режима и сбалансированной физической активности, воспитатель ГПД может беседовать с ребятами о правильном питании, о здоровом образе жизни, о том, что вредно, а что полезно, о позитивном влиянии физических нагрузок.
Таким образом, вся деятельность воспитателя ГПД позволяет планомерно достигать поставленные цели и реализовывать задачи. Замечено, что учащиеся, которые посещают ГПД, через некоторое время демонстрируют более высокие учебные результаты и эффективное социальное взаимодействие.
Воспитательная деятельность в ГПД.
Так как в конечном итоге вся деятельность воспитателя ГПД сводится к воспитанию, будь то нравственное воспитание или воспитание экологической грамотности, то отдельно я рассматривать не буду. Скажу только, что у воспитателя ГПД есть огромные возможности формирования характера детей, нравственных качеств. Именно воспитатель ГПД может вовремя заметить признаки зарождающейся детской агрессии, отсутствие бережного отношения к природе или уважительного отношения к старшим, нежелания учиться и так далее. Учитель наблюдает за ребёнком только на уроках, родители в тот небольшой отрезок времени, когда ребёнок пришёл из школы и не лёг спать и утром перед школой, а воспитатель ГПД видит ребёнка в различных формах деятельности: самоподготовка, творчество, дежурства, прогулка, игры, общение. Поэтому воспитатель может сопоставлять, анализировать, опираясь на знания и богатый педагогический опыт. Воспитать достойного человека, сформировать основу характера.
2.2. Организация домашней работы по математике
в группе продленного дня
Объем домашних заданий должен регулироваться установленными нормами нагрузок, с учетом возрастных особенностей учеников:
В соответствии с гигиеническими требованиями обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением дополнительных требований. Одними из таких требований является обучение без балльного оценивания знаний обучающихся и обучение без домашних заданий (п.10.10 СанПиНа).
- во II классе - до 1,5 ч.;
- в III классе – до 2 ч. [5].
Во 2 и 3 классах домашнее задание учителем по математике предлагается со строго регламентированным объемом, и уровнем сложности по той или иной теме. Среднее время выполнения домашнего задания – 20 минут.
Важна содержательная часть домашних заданий по математике.
Основные типы заданий домашних заданий по математике:
- примеры на вычисления /ПРИЛОЖЕНИЕ 6/;
- сравнение выражений;
- решение уравнений;
- задания геометрического содержания;
- текстовые задачи.
Умение учителем достаточно осознанно подбирать задания и выстраивать их в систему предполагает умение правильно опознавать их и на этой основе строить внутреннюю структуру урока (систему заданий).
В дидактике учебные задания классифицируют по различным основаниям.
В зависимости от этапов обучения выделяют следующие задания:
- на актуализацию знаний, умений и навыков (задания, выполнение которых готовит детей к пониманию сути и смысла проблемной ситуации);
- связанные с изучением нового материала (задания, при выполнении которых перед учеником возникает проблемная ситуация или задания, подводящие учащихся к осознанию недостаточности наличного уровня знаний и умений);
- на закрепление и применение знаний и умений (задания, выполнение которых требует от учащегося применения вновь приобретенных знаний или умений в различных практических ситуациях);
- на повторение (задание, выполнение которых требует от учащихся применения ранее приобретенных знаний или умений в новых или вариативных практических ситуациях);
- контролирующие (задания, процесс выполнения, или качество выполнения, или способ выполнения которых показывает педагогу и самому ученику уровень и качество его достижений на данном этапе);
В зависимости от характера познавательной деятельности школьников задания подразделяются на:
- репродуктивные (требующие воспроизведения выученных ранее знаний или способов действий);
- тренировочные (требующие от ребенка либо подражания данному педагогом образцу, стремясь при этом достичь наибольшего сходства с ним, либо самостоятельного применения ранее приобретенных знаний, умений, навыков в условиях, аналогичных тем, в которых они формировались)
- частично-поисковые (требующие от ученика применения ранее приобретенных знаний, умений и навыков в большей или меньшей степени отличающихся от тех, которые имели место при их формировании);
- творческие (требующие от ученика поисковой активности при выполнении нового, непривычного вида задания, либо «изобретения» нового способа действия или видоизменения старого для выполнения новых функций).
Дадим краткую характеристику основным подходам домашнему заданию.
На практике достаточно часто домашнее задание задается в рамках закрепление нового материала. При этом домашнее задание является своего рода естественным логическим продолжением работы, которая непосредственно проводилась на уроке, и одновременно служит закреплению приобретенных на уроке знаний.
При этом проверка домашней работы на следующем уроке создаст оптимальные условия для развития, совершенствования приобретенных на предыдущем уроке знаний на упражнениях новых видов.
При другом подходе при отборе упражнений для домашнего задания крайне важен факт присутствия в заданиях определенных условий и способов их решения, которые в свою очередь понадобятся на следующем уроке, как основы для лучшего понимания рассматриваемых в данное время вопросов. Что в свою очередь приводит к необходимости составления тематического плана в рамках планирования домашней работы.
В том случае, когда домашняя работа не связана с материалом предыдущего урока и не связана непосредственно с задачами данного урока, ее проверка в классе ограничивается проверкой фактического выполнения задания учащимися, посредством беглого просмотра тетрадей на уроке [10].
В том случае, когда домашняя работа построена на учебном материале, который важен для урока, проверка домашнего задания организуется таким образом, чтобы прошло закрепление пройденного материала, и путем наводящих вопросов, произведен переход на изучение нового материала.
В этом случае при проверке домашнего задания рекомендуется, как проверить правильность полученных ответов, так и прослушать объяснения выполненных действий, решения задач.
Довольно востребована на уроке выборочная проверка домашнего задания. При этом в обязательном порядке проверяется самое важное, что в свою очередь поможет к новому материалу на уроке.
В том случае, когда домашнее задание тематически связано с той частью урока, которая была посвящена закреплению и совершенствованию приобретенных ранее знаний в учебное время, то домашнее задание предлагается после данного этапа урока.
В том случае, когда домашнее задание не связано с материалом данного урока, но при этом наблюдается связь с материалом предыдущего, в этом случае домашнее задание предлагается в начале урока. При этом проверка домашней работы определяется возможностью установления связи между вопросами, которые рассматриваются при выполнении домашнего задания, и теми вопросами, которые служат предметом рассмотрения на данном уроке.
Основные рекомендации по эффективному выполнению домашнего задания по математике в группах продленного дня:
- в обязательном порядке важно соблюдать распорядок дня. При этом начинать выполнять домашнее задание следует после не большого отдыха;
- в том случае, когда ребенок достаточно интенсивно работает в самом начале занятий, начинать необходимо с более трудных предметов. Когда же ребенок достаточно медлителен, то рекомендуется сначала решать задания более легкие [8].
Основные условия выполнения домашних заданий по математике в группе продленного дня:
- создать спокойную обстановку;
- создать тишину;
- настроить ребенка на работу;
- соблюдение дисциплины
При подготовке заданий по математике предлагается детям следующий порядок действий:
- внимательно прочесть задание;
- повторить читку задания, до полного понимания сути условий;
- повторить условия задания и вопросы к нему;
- подумать, что известно по заданию, а что надо найти;
- подумать, что надо узнать сначала, для того, чтобы потом ответить на вопросы самого задания;
- составить план решения задания;
- проверить ход решения и по итогу ответ.
На всех этапах решения задания по математике всегда должна присутствовать помощь воспитателя. Именно воспитатель, в случае затруднений должен наводящими вопросами и выделением акцента на основное, как в условии, так и по ходу решения, оказывать помощь ребенку.
Правила подготовки домашних заданий по математике для учащегося в группе продленного дня:
- будь активен – слушай внимательно, будь активен при ответах на вопросы;
- не стесняйся задавать вопросы, в том случае, когда не понял самого задания;
- не забудь подробно записывать всё, что задано на дом;
- не забудь повторить учебный материал в этот же день, даже если сам урок будет через несколько дней;
- выполняя каждое задание, продумай о том, что надо сделать, и как это можно сделать;
- по мере необходимости обратись за помощью;
- перед началом выполнения задания внимательно посмотри записи по домашним заданиям в дневнике, и сравни их с записями в тетрадях, установи, всё ли точно записано;
- определить последовательность действий по выполнению задания;
- приготовить рабочий стол к работе – убрать лишнее со стола;
- не забывай отдыхами между заданиями;
- перед выполнением каждого задания обязательно повтори правила, которые понадобятся при решении;
- используй при выполнении устных заданий [21].
Таблица 1
Метод «5П» (по В.Ф. Шашковой)
Обозначение | Расшифровка |
1 П | Бегло ознакомься с условием задания |
2 П | Составь для себя наводящие вопросы по решению |
3 П | Сделать по заданию карандашом пометки самое важное |
4 П | Составить план решений |
5 П | Проверка после решения |
- используй рациональные способы выполнения задания. Используй при этом метод ключевых слов. К каждому ключевому слову поставь вопрос, который позволит понять, как оно связано с соответствующим разделом текста. Обдумай и постарайся понять эту взаимосвязь;
- лучше запоминаешь то, что:
- чем постоянно пользуемся;
- к чему нам надо будет вернуться;
- что нам нужно;
- что мы можем связать с другими нашими знаниями и умениями;
- что связано с нашими переживаниями.
Перед организацией выполнения домашнего задания по математике, каждому школьнику вручается памятка по тому, как решать задачи и примеры. /ПРИЛОЖЕНИЕ 3/
В процессе приготовления домашних заданий учащиеся закрепляют изученный на уроках материал, учатся применять полученные знания на практике: умение работать с учебником.
2.3. Описание опытов учителей России
Был изучен опыт работы учителя Рассудовской М.М. в своем опыте отмечает, что как это нередко бывает, приходя на урок, хорошо понимает необходимость решения проблемы интереса, учитель вооружен конкретными знаниями ведения урока, но в педагогической практике, учитель затрудняется, не всегда знает, с чего лучше начать объяснения нового материала, как организовать самостоятельную работу, пробуждающую и развивающую интерес к познанию, стремление к самообразованию [16]. Именно поэтому в процессе обучения зарождаются и развиваются познавательные интересы и потребности, формируется мотивационная сфера и система познавательных ценностей.
По мнению автора статьи одним из важнейших этапов урока, позволяющих учителю любого предмета целенаправленно влиять на интересы детей, является домашняя работа учеников.
По мнению М.М. Рассудовская, домашняя работа является тем следующим звеном, которое объединяет обучение и самообразование, способствуя тем самым созданию единой системы подготовки школьника к самообразованию.
Приведем некоторые черты сходств между домашней работой и самообразовательной деятельностью выделенные М.М. Рассудовская:
-«в той и другой деятельности особенно ярко отражаются интересы, склонности, отношения учащихся к учению, полнее удовлетворяются запросы личности;
-домашняя учебная работа так же как и самостоятельная организуется учеником самостоятельно с учетом уровня своих знаний;
-увеличивается доля самостоятельной организации своего учения в домашней работе по сравнению с классной. Учащийся сам определяет операционную сторону своего познания, имеет возможность прибегать к более рациональным приемам, что обуславливает более высокую культуру умственного труда;
-как в домашней работе, так и в самообразовании ученик прибегает к самоконтролю. При этом важно, что учащиеся используют разнообразные его формы: пересказ, выполнение упражнений на применение усвоенной теории, составление плана, ответы на вопросы, вычленение ведущих идей и т. д. В этой форме они учатся использовать формы самоконтроля адекватно образовательной цели».
Но, отмечая черты сходств, М.М. Рассудовская указывает, что нужно помнить, что домашняя работа – обязательный вид работы, ее содержание, объем, и виды определяются учителем. Она им контролируется и оценивается, включается в его систему работы, что дает возможность совершенствовать этот вид деятельности.
Рассудовская М.М. формулирует основные положения совершенствования домашней учебной работы:
-домашняя работа должна более полно удовлетворять стремления учащихся, их потребности, идеалы, жизненные планы. Домашние задания должны включать школьников в различные виды деятельности, опираться на их игру, труд, общение. В них должна быть большая доля самостоятельного познания. Они должны носить в меньшей степени репродуктивный характер и включать учащихся в поиск, творчество;
-сохранение активной позиции школьников в домашней работе возможно в системе гибких и вариативных домашних заданий, разнообразных по содержанию и методике выполнения;
-контроль выполнения домашних заданий должен постепенно выноситься на взаимоконтроль;
-подробный развернутый инструктаж, по выполнению домашней работы должен постепенно уступать место краткому, свернутому инструктажу по всей теме, разделу;
-результат выполнения работы должен быть представлен в различных формах [16].
Таким образом, указанная система совершенствования методики домашних заданий «даст возможность ученику более углубленно работать над интересующими его темами, используя при этом дополнительные источники, разнообразные приемы работы. Будет способствовать формированию призвания глубокой внутренней мотивации, повышению уровня познавательных и организационных умений, сближению домашней работы с самообразованием, готовности к этой деятельности».
По мнению Ю.А. Красиковой, домашняя работа эффективна только тогда, когда все дети готовы к самостоятельному её выполнению. Поэтому важным аспектом деятельности учителя является подготовка учащихся к выполнению домашней работы. Качественное выполнение любого задания домашней работы невозможно без достаточного уровня сформированности у учащихся следующих умений:
-осмысленно читать и уяснять суть задания;
-намечать план его выполнения, опираясь на известные образцы рассуждений или алгоритмы решений;
-оформлять решение в соответствии с принятым образцом или указанием учителя; проверить выполненное упражнение [12].
Как указывает автор опыта, в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (СанПиН 2.4.2.1178-02) домашние задания даются учащимся с учетом возможности их выполнения в следующих пределах: в 1 классе - не задаются; во 2 классе – до 1,5 ч; в 3 – 4 классах – до 2 ч. Одна из причин большой затраты времени на приготовление домашних работ – несобранность учащихся, отсутствие у них умения самостоятельно подготовиться к работе, прочитать задания, начать их выполнение, аккуратно оформить их в тетради [2].
Таким образом, самостоятельные работы в классе и дома должны иметь много общего не только в методике организации, но и в содержании. Прежде чем включать в домашнюю работу упражнения по новому материалу, необходимо дать их в самостоятельной работе на уроке. Наблюдения за выполнением такого задания и его проверка позволят увидеть истинную подготовленность как класса в целом, так и отдельных учеников к выполнению домашней работы, а значит, при необходимости подкорректировать содержание домашнего задания или инструктаж к нему.
Далее мы представили опыт Н.Е. Кординой Так, автор указывает, что домашние уроки могут быть всеобщие, персональные и групповые, когда группа учащихся исполняют какое-то задание, являющиеся частью всеобщего изумительного задания. Скажем, групповое домашнее задание, при сборе числового материала одна группа узнает цены учебных принадлежностей, иная – цены продуктов, третья – цены игрушек и т.д. Групповые домашние уроки помогают развитию учащихся в духе коллективизма, образованию у детей чувства ответственности за возложенное дело.
Автор указывает, что основная функция родителей в помощи своему ребенку школьнику – чувствительная помощь, предоставление детям максимально допустимой автономности в организации своих действий по выполнению школьных правил. Дети обязаны самосильно помнить о домашнем задании, привыкнуть делать его в одно и то же время (оптимальное предисловие выполнения домашних заданий – около 16.00), независимо подготовить место для работы. Самое значимое в выполнении домашних заданий для развития учебной автономности и ответственности ребенка – уметь начать дело без внешних побуждений и сделать его до конца. [11].
Н.А. Ломцова указывает, что исходя из приобретенных экспериментальных результатов и на основе обзора путей образования мотивации, была предпринята попытка составления и апробации программы по образованию позитивных мотивов к выполнению домашнего задания, ориентируясь на программу формирующего обучения детей в школе [13].
Так, по мнению автора, цель данной работы – увеличить познавательную мотивацию учения при применении в выполнении домашнего задания по математике следующих приемов и средств:
1. Введение элемента новизны. Для повышения инициативности выполнения в домашние задания подключался определенный элемент новизны в работу учащихся. Он осуществлялся в различных конфигурациях учебной работы, таких как:
2. Познавательные вопросы. Одним из путей активации деятельности учащихся является и установление связи постигаемого материала с окружающей деятельностью. Скажем, такая задача: «Брату 12 лет, а сестре 7 лет. На сколько лет брат старше сестры? На сколько лет сестра моложе брата?» Может быть задан так же дополнительный вопрос: «А через три года на сколько лет брат будет старше сестры?» Он разрешает узнать стабильность взаимоотношений «старше – моложе», увеличивает заинтересованность к задаче, делает ее значительной в фактическом плане, познавательной.
Автор в своей статье представил образцы включения в процесс обучения математике заданий для развития таких мыслительных операций как обзор, синтез, сопоставление, систематизация, суммирование.
а) в чем сходство и отличие равенств:
+594=1053 и 594+459-1053
х 16= 1328 и 16х83-1328
х (825+108) =11196 и 12х825+12х108= 11196
б) разбейте выражения на три группы по какому-то знаку:
х 96, 12 х 47, 1728 : 18, 564 : 47, 81 х 26.
в) «3-й ненужный» (игра) – учащиеся устанавливают и выражают качество, связывающее какие-нибудь 2 числа (выражения), исключают третье:
4027; 301872; 7385 – ненужное шестизначное число.
4+3x = 7; 4+3x; 7+x = 4x+3 – ненужное буквенное выражение, остальные - уравнения.
7-5y; 9-x+24; 6+2x-2x – ненужное выражение 6+2x-2x (иксы сокращаются), остальные - буквенные выражения [13].
Н.А. Ломцова выделяет разные творческие упражнения дети исполняют с огромным удовольствием. Их удачно дозволено использовать на разных уроках. Дети могут исполнить следующие задания:
1. Числа от 1 до 100
2. Сложение и вычитание
3. Вычисли, представляя, где комфортно, слагаемые либо заменяя соседние слагаемые их суммой.
+ 9 + 5 36 + 8+12 20 + 27 + 3 + 30
+ 8 + 4 47 + 6 + 24 50+19+1+20
4. Вычисли, записывая решение столбиком: 49 64 + 28 93-57 56+16
5. Числа от 1 до 100
6. Умножение и деление (продолжение)
7. Легковое такси может взять 4 пассажира. Сколько пассажиров могут взять 3 такие машины? Составь 2 задачи, обратные данной, и реши их.
8. 6 16: 2 18: 9 12: 2·3 14: 2·3
9. 2 10: 2 14: 7 16: 8·4 18: 2·3
Последовательность выполнения действий:
1. Рассмотри выражения, установи последовательность действий и исполни вычисления:
-27+9-10 80: 8: 5 75- (35-30) ·7
- (20-7) +15 21: 7·9 60: (4+6) ·3
+9· (19-16) 27: 3·4 2·9 - 18: 3
2. Умножение на 1
·1 52· (48-47) 86·1 28: 4·1
·12 (62+24) ·1 1·27 1·8·3
·1 (70-69) ·14 0·99 32- (0-57)
3. Круг. Окружность:
-Рассмотри на сколько равных долей поделен всякий круг. Назови, какие доли круги вышли на всем чертеже.
-Сравни, какая доля огромнее: одна восьмая либо одна четвертая; одна третья либо одна шестая?
4.Числа от 1 до 100
5. Внетабличное умножение и деление:
-60: 3 100: 5 2·40 80: 8
-4 30·3 6·0 5·20
-90 яиц разложили в 3 коробки поровну. Сколько яиц в 2 таких коробках?
6.Умножение суммы на число:
-50 7·2+7·8 30·3 - 10·4 8·9 - 48
-10 4·6+6·6 20·4+60: 3 56 - 7·6
-10 3·8 - 7·2 40·2 - 90: 3 63 - 8·7
7. Деление суммы на число:
- (18+9) ·2 45 - 90: 3 14·3 12·1
+ (14+7) ·9 76 - 80: 2 5·16 12·0.
Как указывает автор статьи, дифференциация домашних заданий по математике, содействует устранению перегрузки учащихся домашней работой. Тут значимо применять внутреннюю дифференциацию: педагог каждым детям объявляет о различной трудности упражнений и предлагает всем школьнику самому предпочесть то задние, которое ему нравиться, то, с которым он совладать наилучшим образом.
Таким образом, домашняя самостоятельная работа учеников - главная и неотделимая часть учебного процесса. Ее цель – расширить и углубить умения, знания, полученные на уроках, не допустить их забывание, развить индивидуальные наклонности, дарования и способности школьников, автономность мышления и навыки самообразования.
Заключение
Выполнения домашней работы в группе продленного дня важно для того, чтобы учащиеся,
Выполняя домашнее задание в условиях группы продлённого дня, учащиеся научились самостоятельно овладевать знаниями, и одновременно закреплять пройденную тему, также воспитание в них трудолюбия.
Домашняя работа по своим функциональным возможностям осуществляет: систематическое закрепление знаний, умений, углубление учебного материала, изученного в учебное время, формирование умений и навыков относительно выполнения упражнений, развитие мышления посредством выполнения индивидуальных заданий, с объемом, выходящим за рамки программного материала, с учетом индивидуальных особенностей учеников.
Домашняя работа учащихся по математике формирует навыки и создает оптимальные условия для тренировки детей в применении приобретенных под руководством учителя знаний.
Все домашние учебные занятия по математике могут быть разбиты на три группы: устные, письменные и учебно-практические занятия.
Выполнение домашних заданий в группе продленного дня рассматривается как одна из форм организации учебного процесса в группе продленного дня. Сам процесс выполнения домашнего задания в группе продленного дня осуществляется по времени в одно и то же время и ежедневно.
Для воспитателей группы продлённого дня особенно важно, чтобы учителя умели правильно задавать объем домашних заданий, с учетом того чтобы они были интересными для учеников, и не создавали трудностей при выполнении на самоподготовке.
Самым распространенным и самым эффективным видом домашних заданий по математике является групповые домашние задания, целью которых является воспитание в детях чувства ответственности и коллективизма.
Самое главным выполнении домашнего заданий является содержание заданий, нормы времени на их выполнение в условиях группы продлённого дня.
Список использованной литературы
Законодательные и инструктивные материалы
№ 273-ФЗ РФ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://eduface.ru/uploads/region/consultation/consulting_docs/273-fz.pdf, свободный. - Загл. с экрана.
«Санитарно-эпидемиологические требования обучения в общеобразовательных учреждениях» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://eduface.ru/uploads/region/consultation/consulting_docs/2014-12-5_sanpin.pdf, свободный. - Загл. с экрана.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] / утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009. - № 373. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 458с.
Монографическая и учебная литература
Анкудинова Т.Д. Формирование у первоклассников умений самостоятельной работы при выполнении домашней работы в группе продленного дня. Автореф. канд дисс [Текст]/ Т.Д. Анкудинова. – М., 2012. – 32 с.
Анцибор М.М., Голованова Н.Ф. Особенности организации педагогического процесса в начальных классах с продленным днем. - М.: Просвещение, 2005. – 66 с.
Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. Методика преподавания математики в начальных классах.М., 1999. – 200 с.
Белкин Е.Л. Сущность понятия «самостоятельная работа» в дидактике [Текст]/ Е.Л. Белкин, В.В. Давыдов // Методы совершенствования учебно-воспитательного процесса в вузе: Межвуз. сб. науч. тр. – Волгоград, 2011. – 98 с.
Белошистая, А.В. Методика обучения математике в начальной школе: курс лекций / А.В. Белошистая. - М.: Владос, 2016. - 455 c.
Загородская Л.С. Домашняя контрольная работа [Текст]/ Л.С. Загороская// Математика в школе. – 2009. – № 5. – С.15-21.
Истомина Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах. // Учебное пособие. – М.: Просвещение, 2011. – 288 с.
Кордина Н.Е. Нестандартные задания по теме «Математический язык-язык современности» [Текст]/ Н.Е. Кордина // Математика в школе. – 2011. – № 3. – С.36-39.
Красикова Ю.А. Оригинальные домашние задания [Текст]/ Ю.А. Красикова // Математика в школе. – 2014. – № 4. – С.12-15.
Ломцова Н.А. Домашняя работа как средство повышения качества знаний [Текст]/ Н.А. Ломцова // Математика в школе. – 2010. – № 4. – С. 20-29.
Манвелов С.Г. Конструирование современного урока математики [Текст]/ С.Г. Манвелов. – М.: Просвещение, 2011. – 190 с.
Радюпова Л.А. Домашнее задание по выбору учащихся и некоторые приёмы их составления [Текст]/ Л.А. Радюпова, Л.П. Савина// Начальная школа. – 2011. – №11. – С. 23-29.
Рассудовская М.М. Домашние задания для всего класса [Текст]/ М.М. Рассудовская // Математика в школе. – 2012. – № 6. – С.38-40.
Руденко В.Н Взаимосвязь домашнего задания с изучением нового материала [Текст]/ В.Н. Руденко // Математика в школе. – 2011. – № 4. – С.17-22.
Формы организации занятий по самоподготовке школьников [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://dreamynight.blog.tut.by/2011/11/04/harakteristika-samopodgotovki-mladshih-shkolnikov-v-gpd, свободный. - Загл. с экрана.
Периодическая литература
Овсянникова Е.А. Подготовка домашних заданий в условиях группы продлённого дня [Текст]/ Е.А. Овсянникова// Начальная школа. – 2012. – №2. – С.12-14.
Паркова Р.О. Дифференцированное обучение по формированию самостоятельной деятельности во втором классе [Текст]/ Р.О. Паркова// Начальная школа плюс До и После. – 2014. – № 6. – С. 21-29.
Шашкова В.Ф. В группе продленного дня. // Начальная школа. – 2006. - №8. - С.37-39.
Группа продленного дня: планирование [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://fb.ru/article/168711/gruppa-prodlennogo-dnya-planirovanie-gruppa-prodlennogo-dnya-programma, свободный. - Загл. с экрана.
Справочно - информационные материалы
Педагогический энциклопедический словарь [Текст]:/ Б.М. Бим – Бад [и др.]; под ред. Б.М. Бим- Бада; М.М. Безруких. – М: Большая Российская энциклопедия, 2002. – 528с., ил.
Тишкова Л.П. Рекомендации по написанию реферата, курсовой и дипломной работ [Текст]: методические материалы для преподавателей и обучающихся учреждений среднего профессионального образования / Л.П. Тишкова. - Курган, 2012. - 46с.