Методические рекомендации на тему «Профилактика аддиктивного поведения подростков в условиях общеобразовательной организации»
Профилактика аддиктивного поведения подростков в условиях общеобразовательной организации.
Современное общество характеризуется кризисными явлениями во многих сферах общественной жизни. Трудные социально-экономические условия в России в значительной мере осложняют реальность. Происходит резкая смена привычных стереотипов, дестабилизация финансового положения и ситуации на рынке труда. Эти и многие другие факторы способствуют потере чувства безопасности у значительной части населения нашей страны, все эти факторы особенно остро отражаются на детях и подростках. Возникает реальная проблема страха перед действительностью. Этот страх порождает стремление уйти от реальности. В большей степени этому страху подвержены люди с низкой переносимостью трудностей и низкими адаптационными способностями. В поисках средств защиты от напряжения, дискомфорта, стресса такие люди часто прибегают к стратегиям аддиктивного поведения.
Аддиктивное поведение является одной из форм отклоняющегося поведения. Согласно определению Ц.П.Короленко [Segal, Korolenko,1990)], аддиктивное поведение выражается в уходе от реальности посредством изменения психического состояния. Человек “уходит” от реальности, которая его не устраивает.
Проблема аддикции начинается тогда, когда стремление ухода от реальности, связанное с изменением психического состояния, начинает доминировать в сознании, становясь центральной идеей, вторгающейся в жизнь, приводя к отрыву от реальности».
Аддикция – пристрастие к изменяющим сознание веществам или навязчивая потребность в определённых действиях, не достигающая уровня физической зависимости. Соответственно аддиктивное поведение основывается на постоянной потребности в каких-либо препаратах, алкоголе, курении, навязчивом поведении (переедание, стойкие паттерны поведения). Аддиктивное поведение широко распространено и отличается высокой устойчивостью к лечению и малой обратимостью.
Этапы развития аддикции.
В эволюции патологических пристрастий выделяют следующие ступени, их же можно рассматривать в качестве степеней тяжести проявлений аддиктивного поведения:
Этап первых проб.
Этап «аддиктивного ритма», на котором учащаются эпизоды аддикции и вырабатывается соответствующая привычка.
Этап явного аддиктивного поведения – аддикция становится единственным вариантом реагирования на жизненные неурядицы, при этом стойко отрицается её наличие, имеется дисгармония между представлением человека о себе и действительностью.
Этап физической зависимости – аддиктивное поведение становится преобладающим, управляет всеми сферами жизни человека, эффект повышения настроения исчезает.
Этап полной физической и психической деградации – из-за постоянного употребления психоактивных веществ или пагубного поведения нарушается работа всех органов и систем, резервы организма истощаются, появляется множество тяжелых заболеваний в сочетании с выраженной зависимостью. На этом этапе аддикт может совершать правонарушения, проявлять насилие.
Нарушения пищевого поведения (анорексия, голодание, булимия).
Нехимические типы зависимостей (игровая, компьютерная, сексуальная, навязчивые покупки, трудоголизм, пристрастие к громкой музыке, и т.д.).
Крайние степени увлечения каким-либо видом деятельности, приводящие к игнорированию имеющихся жизненных проблем и их усугублению (религиозный фанатизм, сектантство, МЛМ).
Данная классификация аддиктивного поведения учитывает максимальное количество его видов, однако такое разделение достаточно условно – группы нехимических зависимостей и чрезмерных увлечений весьма близки и разделяются в основном по наличию или отсутствию соответствующей нозологической группы в номенклатуре болезней.
Последствия разных видов аддикций для человека и общества существенно отличаются, поэтому к части из них отношение нейтральное (курение) или даже одобрительное (религиозность).
Наиболее часто встречающиеся аддикции среди обучающихся общеобразовательных организаций это химический вид аддикции.
За последние годы в Российской Федерации разработаны эффективные современные технологии профилактики химической аддикции среди детей и подростков. Выделено ряд технологий используемых государством, которые смогли себя зарекомендовать в системе профилактики таких аддикций как наркомании и алкоголизма среди подростков в том числе в образовательных организациях.
Образовательные технологии профилактики химической аддикции.
Классификация образовательных технологий ведется по принципу целевых аудиторий.
-Просветительские программы по проблеме химической зависимости для всего населения.
-Программа обучения родителей обучающихся школ, колледжей, лицеев, техникумов. Программа включает освоение навыков раннего выявления химической зависимости и предрасположенности к ней, формирование волонтерского актива из числа родителей здоровых детей. В настоящее время для выявления подростков с химической аддикцией в школе используется немедицинское тестирование «метод цветовых метафор» направленный на выявление детей положительно относящихся к наркотикам, табакокурению и алкоголизму. На втором этапе проводится медицинское освидетельствование обучающихся. В этом году под медицинское тестирование на предмет употребления ПАВ и алкоголя, обследовалось 2 класса 10а и 11а класс. В 11 классе выявлено употребление алкоголя, курительных смесей. В 10 классе выявили курение сигарет.
-Программы обучения педагогов, психологов, социальных работников.
Рассмотрим более подробно алгоритм поступенчатой диагностики химической зависимости.
I уровень. Диагностика и дифференцирование отклоняющихся поведенческих реакций отдельных индивидуумов в коллективе, на основании чего вычленяется группа риска. Такую диагностику проводит педагог-психолог или социальный педагог.
Важным источником информации на этом уровне является наблюдение. Наблюдайте при личном контакте с детьми за их речью. Есть определенные маркеры, позволяющие нам найти детей этой категории:
Реактивность: проявляется в высказываниях, где причины собственных поступков и эмоций приписываются другим людям: «он меня изводит», «они всегда меня обижают», «она довела меня до белого каления», «он достал меня», «они заставляют меня поступать» и т.д. – т.е. все поступки, эмоции выглядят как реакции на окружающий мир, а не как собственные акции.
Негативные высказывание о себе, своих способностях, возможностях: «что-то голова моя сегодня плохо варит», «с утра ничего не соображаю», «а я-то, дурочка такая, и поверила», «отстаньте у меня уже крыша от Вас едет»
Залипание: в речи могут напрочь отсутствовать высказывания о себе лично, о своих целях, о своих делах. Вместо них все время звучит «мы», «у нас», «нам»; или, возможно постоянное упоминание кого-то из членов семьи или близких людей при ответах на вопросы, касающиеся лично ребенка.
II уровень. Оценка социальных критериев отклоняющихся стереотипов поведения внутри группы риска (факторы семейного кризиса, материальное благополучие, участие в неформальных группах и т.д.). Эту оценку проводит классный руководитель, социальный педагог. Данный уровень позволяет сузить группу риска и подготовить переход на следующий, более высокий уровень.
Важным направлением работы по выявлению детей, с которыми следует проводить профилактическую работу, является сбор информации о положении ребенка в семье, о наличии в семье химически зависимых людей,о характере семейных взаимоотношений, о составе семьи, о увлечениях и способностях ребенка, о его друзьях и других возможных референтных группах. Психологу следует обращаться за информацией к воспитателям, учителям, родителям. Педагог, работающий с детским коллективом, хорошо знает каждого ребенка и достаточно легко укажет на детей, использующих 1 из 4 поведенческих стратегий: «герой семьи», «потерянный ребенок», «козёл отпущения», «клоун».
III уровень. Психологическая диагностика. Проводится опытным психологом. Цель психодиагностики – установить структуру проблем поведения каждого из группы риска, выявить степень склонности к употреблению ПАВ.
Включает в себя диагностику личностных особенностей, которые оказывают влияние на формирование аддиктивного поведения: -повышенная тревожность, -низкая стрессоустойчивость, -неустойчивая я-концепция, -низкий уровень интернальности, -неспособность к эмпатии, -некоммуникабельность, -повышенный эгоцентризм, -низкое восприятие социальной поддержки, -стратегия избегания при преодолении стрессовых ситуаций, -направленность на поиск ощущений, -стремление к социальному одобрению, -высокие показатели по шкале алекситимии, -высокие показатели по шкале депрессивности -агрессивность и др. Эти показатели можно измерять с помощью диагностических методик (и количественных и качественных), которые мы постоянно используем в своей работе.
IV уровень. Клинико-диагностический уровень. На этом этапе возможны варианты:
а) «золотой стандарт» – скрининговые исследования мочи на наличие психоактивных веществ;
б) консультация врача-нарколога (при наличии явных признаков наркотического опьянения);
в) аппаратное психофизиологическое исследование.
Этот уровень проводится специалистами-наркологами, именно на данном этапе можно достоверно отделить лиц, страдающих химической зависимостью от лиц, предрасположенных к зависимости.
V уровень. Принятие решений по работе с выявленными зависимыми и предрасположенными к зависимости. При применении превентивной технологии в соответствии с данным алгоритмом следует придерживаться следующих постулатов:
- в любом коллективе многие могут принимать ПАВ, но немногие страдают химической зависимостью.
- любой факт приема ПАВ, равно как участие в неформальных группах, следует относить к факторам, предрасполагающим к химической зависимости;
- любая химическая зависимость изменяет поведение и успеваемость;
- причины любой химической зависимости находятся в семье.
На этом уровне хорошо проводить информационно-просветительскую работу, которая заключается в расширение компетенции в таких важных областях, как: -психо-сексуальное развитие, -культура межличностных отношений, -технология общения, -способы преодолевания стрессовых ситуаций, -конфликтология, -собственно проблемы аддиктивного поведения (с рассмотрением основных аддиктивных механизмов, видов аддиктивной реализации, динамики развития аддиктивного процесса и последствий). Просветительская деятельность должна быть направлена на родителей, детей, педагогов. Она может выливаться в любые форма работы : родительские собрания (их можно организовать в форме лекций по теме, можно провести в форме беседы) тематические классные часы для школьников, семинары для педагогов, можно представить информацию на стенде и т.д. Литература, которую можно рекомендовать родителям и педагогам:
Москаленко В.Д. Ребенок в алкогольной семье. – Вопросы психологии №4, 1991.
Москаленко В. Д. Дети больных алкоголизмом (возраст от 0 до 18 лет).
Джонсон В. Как заставить алкоголика или наркомана лечиться. Москва, 2000.
Норвуд Р. Как не быть рабой любви.
Скиннер, Клиз . Семья и как в ней уцелеть.
Скиннер, Клиз . Жизнь и как в ней выжить.
VI уровень. Развивающе-коррекционный.
Влючает в себя самые разнообразные виды работы психолога, социального педагога и классного руководителя. Эта деятельность должна быть направлена на детей, относящихся к группе риска. Очень важным вопросом здесь будет вопорс о критерии отбора детей, с которыми следует вести эту работу. Прежде всего следует опираться на информацию о наличии в семье ребенка человека (близкого родственника), больного химической зависимостью. Выше уже говорилось о том, что семья химически зависимого однозначно является дисфункциональной. То есть, если в семье ребенка есть хотя бы один человек (мать, отец, бабушка, дедушка, брат, сестра, тетя, дядя), который страдает химической зависимостью – мы, психологи, можем однозначно отнести этого ребенка к группе риска. Многочисленными исследованиями подтверждено, что такая семья продуцирует только аддиктов (не важно о какой именно аддикции идет речь). В основном это алкоголики и их супруги, которые в свою очередь являются аддиктами отношений (созависимые). Данные об ассортативности браков детей химически зависимых тоже достаточно широко представлены в литературе. Второй значимый источник информации – результаты нашей диагностики. И пусть даже она не направлена прямо на выявление свойств аддиктивной личности, но мы можем постепенно накапливать информацию о детях, имеющих высокий уровень личнстной тревожности, высокий уровень депрессивности, низкую самооценку, низкую стрессоустойчивость, несформированную Я-концепцию и т.д. Накопленную информацию следует проанализировать, сопоставить с собственными наблюденями и наблюдениями педагогов, пригласить для беседы родителей.
Профилактическая работа может быть индивидуальной или групповой. В случае групповых форм, это прежде всего тренинги личностного роста с элементами коррекции отдельных личностных особенностей и форм поведения, включающие формирование и развитие навыков работы над собой. Кроме этого можно работать и над отдельными навыками, необходимыми эитм детям. К примеру, это могут быть всевозможные тренинги, направленные на коррекцию и развитие навыков общения, преодоления стрессовых ситуаций, У этих детей необходимо вырабатывать уверенность в себе, обучать их целеполаганию и целедостижению. Эти дети часто страдают неумением распознавать свои чувства. Это может быть работа с личностными границами, работа над умением разделять свои и чужие чувства и проблемы. Самое важное, о чем следует помнить при работе с этими детьми, это то, что наша главная задача – вытащить в центр сознания этого ребенка его самого, вместе с его чувствами и потребностями.
К образовательной технологии профилактики аддикции следует отнести и технология занятости в профилактике химической зависимости. Данная технология включает ряд направлений:
1. Клубная работа. Организация разнообразных клубов и профессиональное методическое обеспечение их деятельности может не только структурировать свободное время подростка, развивать творческую и деловую активность, но и значительно повышает коммуникативный и познавательный ресурс ребенка.
2. Дополнительное образование. Факультативы, дополнительные занятия по предметам уменьшают запас свободного времени и увеличивают багаж знаний, требуют не только времени, но и внимания подростка. Организация таких мероприятий в пределах одной школы или одной территории позволяет поднять позитивный потенциал детей и их родителей.
3. Временное или частичное трудоустройство подростков. Мера наиболее эффективная в тех слоях общества, которые обладают невысоким адаптационным потенциалом. Проблема создания дополнительных рабочих мест для подростков решается путем муниципального финансирования.