Методические рекомендации на тему «Профилактика аддиктивного поведения подростков в условиях общеобразовательной организации»

0
0
Материал опубликован 14 December 2018

Профилактика аддиктивного поведения подростков в условиях общеобразовательной организации.

Современное общество характеризуется кризисными явлениями во многих сферах общественной жизни. Трудные социально-экономические условия в России в значительной мере осложняют реальность. Происходит резкая смена привычных стереотипов, дестабилизация финансового положения и ситуации на рынке труда. Эти и многие другие факторы способствуют потере чувства безопасности у значительной части населения нашей страны, все эти факторы особенно остро отражаются на детях и подростках. Возникает реальная проблема страха перед действительностью. Этот страх порождает стремление уйти от реальности. В большей степени этому страху подвержены люди с низкой переносимостью трудностей и низкими адаптационными способностями. В поисках средств защиты от напряжения, дискомфорта, стресса такие люди часто прибегают к стратегиям аддиктивного поведения.

Аддиктивное поведение является одной из форм отклоняющегося поведения. Согласно определению Ц.П.Короленко [Segal, Korolenko,1990)], аддиктивное поведение выражается в уходе от реальности посредством изменения психического состояния. Человек “уходит” от реальности, которая его не устраивает.

Проблема аддикции начинается тогда, когда стремление ухода от реальности, связанное с изменением психического состояния, начинает доминировать в сознании, становясь центральной идеей, вторгающейся в жизнь, приводя к отрыву от реальности».

Аддикция – пристрастие к изменяющим сознание веществам или навязчивая потребность в определённых действиях, не достигающая уровня физической зависимости. Соответственно аддиктивное поведение основывается на постоянной потребности в каких-либо препаратах, алкоголе, курении, навязчивом поведении (переедание, стойкие паттерны поведения). Аддиктивное поведение широко распространено и отличается высокой устойчивостью к лечению и малой обратимостью.

Этапы развития аддикции.

 

В эволюции патологических пристрастий выделяют следующие ступени, их же можно рассматривать в качестве степеней тяжести проявлений аддиктивного поведения:

  1. Этап первых проб.

  2. Этап «аддиктивного ритма», на котором учащаются эпизоды аддикции и вырабатывается соответствующая привычка.

  3. Этап явного аддиктивного поведения – аддикция становится единственным вариантом реагирования на жизненные неурядицы, при этом стойко отрицается её наличие, имеется дисгармония между представлением человека о себе и действительностью.

  4. Этап физической зависимости – аддиктивное поведение становится преобладающим, управляет всеми сферами жизни человека, эффект повышения настроения исчезает.

  5. Этап полной физической и психической деградации – из-за постоянного употребления психоактивных веществ или пагубного поведения нарушается работа всех органов и систем, резервы организма истощаются, появляется множество тяжелых заболеваний в сочетании с выраженной зависимостью. На этом этапе аддикт может совершать правонарушения, проявлять насилие.

Классификация аддикций.

 

Выделяют следующие виды аддиктивного поведения:

  1. Химическая зависимость (наркомания, токсикомания, курение, алкоголизм).

  2. Нарушения пищевого поведения (анорексия, голодание, булимия).

  3. Нехимические типы зависимостей (игровая, компьютерная, сексуальная, навязчивые покупки, трудоголизм, пристрастие к громкой музыке, и т.д.).

  4. Крайние степени увлечения каким-либо видом деятельности, приводящие к игнорированию имеющихся жизненных проблем и их усугублению (религиозный фанатизм, сектантство, МЛМ).

Данная классификация аддиктивного поведения учитывает максимальное количество его видов, однако такое разделение достаточно условно – группы нехимических зависимостей и чрезмерных увлечений весьма близки и разделяются в основном по наличию или отсутствию соответствующей нозологической группы в номенклатуре болезней.

Последствия разных видов аддикций для человека и общества существенно отличаются, поэтому к части из них отношение нейтральное (курение) или даже одобрительное (религиозность).

Наиболее часто встречающиеся аддикции среди обучающихся общеобразовательных организаций это химический вид аддикции.

За последние годы в Российской Федерации разработаны эффективные современные технологии профилактики химической аддикции среди детей и подростков. Выделено ряд технологий используемых государством, которые смогли себя зарекомендовать в системе профилактики таких аддикций как наркомании и алкоголизма среди подростков в том числе в образовательных организациях.

 

Образовательные технологии профилактики химической аддикции.

 

Классификация образовательных технологий ведется по принципу целевых аудиторий.

-Просветительские программы по проблеме химической зависимости для всего населения.

-Программа обучения родителей обучающихся школ, колледжей, лицеев, техникумов. Программа включает освоение навыков раннего выявления химической зависимости и предрасположенности к ней, формирование волонтерского актива из числа родителей здоровых детей. В настоящее время для выявления подростков с химической аддикцией в школе используется немедицинское тестирование «метод цветовых метафор» направленный на выявление детей положительно относящихся к наркотикам, табакокурению и алкоголизму. На втором этапе проводится медицинское освидетельствование обучающихся. В этом году под медицинское тестирование на предмет употребления ПАВ и алкоголя, обследовалось 2 класса 10а и 11а класс. В 11 классе выявлено употребление алкоголя, курительных смесей. В 10 классе выявили курение сигарет.

-Программы обучения педагогов, психологов, социальных работников.

Раннее выявление потребителей ПАВ – наиболее важный аспект профилактики химической зависимости.

Рассмотрим более подробно алгоритм поступенчатой диагностики химической зависимости.

I уровень. Диагностика и дифференцирование отклоняющихся поведенческих реакций отдельных индивидуумов в коллективе, на основании чего вычленяется группа риска. Такую диагностику проводит педагог-психолог или социальный педагог.

Важным источником информации на этом уровне является наблюдение. Наблюдайте при личном контакте с детьми за их речью. Есть определенные маркеры, позволяющие нам найти детей этой категории:

  • Реактивность: проявляется в высказываниях, где причины собственных поступков и эмоций приписываются другим людям: «он меня изводит», «они всегда меня обижают», «она довела меня до белого каления», «он достал меня», «они заставляют меня поступать» и т.д. – т.е. все поступки, эмоции выглядят как реакции на окружающий мир, а не как собственные акции.

  • Негативные высказывание о себе, своих способностях, возможностях: «что-то голова моя сегодня плохо варит», «с утра ничего не соображаю», «а я-то, дурочка такая, и поверила», «отстаньте у меня уже крыша от Вас едет»

  • Залипание: в речи могут напрочь отсутствовать высказывания о себе лично, о своих целях, о своих делах. Вместо них все время звучит «мы», «у нас», «нам»; или, возможно постоянное упоминание кого-то из членов семьи или близких людей при ответах на вопросы, касающиеся лично ребенка.

II уровень. Оценка социальных критериев отклоняющихся стереотипов поведения внутри группы риска (факторы семейного кризиса, материальное благополучие, участие в неформальных группах и т.д.). Эту оценку проводит классный руководитель, социальный педагог. Данный уровень позволяет сузить группу риска и подготовить переход на следующий, более высокий уровень.

Важным направлением работы по выявлению детей, с которыми следует проводить профилактическую работу, является сбор информации о положении ребенка в семье, о наличии в семье химически зависимых людей,о характере семейных взаимоотношений, о составе семьи, о увлечениях и способностях ребенка, о его друзьях и других возможных референтных группах. Психологу следует обращаться за информацией к воспитателям, учителям, родителям. Педагог, работающий с детским коллективом, хорошо знает каждого ребенка и достаточно легко укажет на детей, использующих 1 из 4 поведенческих стратегий: «герой семьи», «потерянный ребенок», «козёл отпущения», «клоун».

III уровень. Психологическая диагностика. Проводится опытным психологом. Цель психодиагностики – установить структуру проблем поведения каждого из группы риска, выявить степень склонности к употреблению ПАВ.

Включает в себя диагностику личностных особенностей, которые оказывают влияние на формирование аддиктивного поведения: 
-повышенная тревожность, 
-низкая стрессоустойчивость, 
-неустойчивая я-концепция, 
-низкий уровень интернальности, 
-неспособность к эмпатии,
-некоммуникабельность,
-повышенный эгоцентризм,
-низкое восприятие социальной поддержки, 
-стратегия избегания при преодолении стрессовых ситуаций, 
-направленность на поиск ощущений, 
-стремление к социальному одобрению,
-высокие показатели по шкале алекситимии, 
-высокие показатели по шкале депрессивности 
-агрессивность и др.
Эти показатели можно измерять с помощью диагностических методик (и количественных и качественных), которые мы постоянно используем в своей работе.

IV уровень. Клинико-диагностический уровень. На этом этапе возможны варианты:

а) «золотой стандарт» – скрининговые исследования мочи на наличие психоактивных веществ;

б) консультация врача-нарколога (при наличии явных признаков наркотического опьянения);

в) аппаратное психофизиологическое исследование.

Этот уровень проводится специалистами-наркологами, именно на данном этапе можно достоверно отделить лиц, страдающих химической зависимостью от лиц, предрасположенных к зависимости.

V уровень. Принятие решений по работе с выявленными зависимыми и предрасположенными к зависимости. При применении превентивной технологии в соответствии с данным алгоритмом следует придерживаться следующих постулатов:

- в любом коллективе многие могут принимать ПАВ, но немногие страдают химической зависимостью.

- любой факт приема ПАВ, равно как участие в неформальных группах, следует относить к факторам, предрасполагающим к химической зависимости;

- любая химическая зависимость изменяет поведение и успеваемость;

- причины любой химической зависимости находятся в семье.

На этом уровне хорошо проводить информационно-просветительскую работу, которая заключается в расширение компетенции в таких важных областях, как: 
-психо-сексуальное развитие, 
-культура межличностных отношений, 
-технология общения, 
-способы преодолевания стрессовых ситуаций, 
-конфликтология, 
-собственно проблемы аддиктивного поведения (с рассмотрением основных аддиктивных механизмов, видов аддиктивной реализации, динамики развития аддиктивного процесса и последствий).
Просветительская деятельность должна быть направлена на родителей, детей, педагогов. Она может выливаться в любые форма работы : родительские собрания (их можно организовать в форме лекций по теме, можно провести в форме беседы) тематические классные часы для школьников, семинары для педагогов, можно представить информацию на стенде и т.д. 
Литература, которую можно рекомендовать родителям и педагогам:

  • Москаленко В.Д. Ребенок в алкогольной семье. – Вопросы психологии №4, 1991.

  • Москаленко В. Д. Дети больных алкоголизмом (возраст от 0 до 18 лет).

  • Джонсон В. Как заставить алкоголика или наркомана лечиться. Москва, 2000.

  • Норвуд Р. Как не быть рабой любви.

  • Скиннер, Клиз . Семья и как в ней уцелеть.

  • Скиннер, Клиз . Жизнь и как в ней выжить.

VI уровень. Развивающе-коррекционный.

Влючает в себя самые разнообразные виды работы психолога, социального педагога и классного руководителя. Эта деятельность должна быть направлена на детей, относящихся к группе риска. Очень важным вопросом здесь будет вопорс о критерии отбора детей, с которыми следует вести эту работу. 
Прежде всего следует опираться на информацию о наличии в семье ребенка человека (близкого родственника), больного химической зависимостью. Выше уже говорилось о том, что семья химически зависимого однозначно является дисфункциональной. То есть, если в семье ребенка есть хотя бы один человек (мать, отец, бабушка, дедушка, брат, сестра, тетя, дядя), который страдает химической зависимостью – мы, психологи, можем однозначно отнести этого ребенка к группе риска. Многочисленными исследованиями подтверждено, что такая семья продуцирует только аддиктов (не важно о какой именно аддикции идет речь). В основном это алкоголики и их супруги, которые в свою очередь являются аддиктами отношений (созависимые). Данные об ассортативности браков детей химически зависимых тоже достаточно широко представлены в литературе.
Второй значимый источник информации – результаты нашей диагностики. И пусть даже она не направлена прямо на выявление свойств аддиктивной личности, но мы можем постепенно накапливать информацию о детях, имеющих высокий уровень личнстной тревожности, высокий уровень депрессивности, низкую самооценку, низкую стрессоустойчивость, несформированную Я-концепцию и т.д. Накопленную информацию следует проанализировать, сопоставить с собственными наблюденями и наблюдениями педагогов, пригласить для беседы родителей.

Профилактическая работа может быть индивидуальной или групповой. В случае групповых форм, это прежде всего тренинги личностного роста с элементами коррекции отдельных личностных особенностей и форм поведения, включающие формирование и развитие навыков работы над собой. 
Кроме этого можно работать и над отдельными навыками, необходимыми эитм детям. К примеру, это могут быть всевозможные тренинги, направленные на коррекцию и развитие навыков общения, преодоления стрессовых ситуаций, 
У этих детей необходимо вырабатывать уверенность в себе, обучать их целеполаганию и целедостижению. Эти дети часто страдают неумением распознавать свои чувства.
Это может быть работа с личностными границами, работа над умением разделять свои и чужие чувства и проблемы. 
Самое важное, о чем следует помнить при работе с этими детьми, это то, что наша главная задача – вытащить в центр сознания этого ребенка его самого, вместе с его чувствами и потребностями.

К образовательной технологии профилактики аддикции следует отнести и технология занятости в профилактике химической зависимости. Данная технология включает ряд направлений:

1. Клубная работа. Организация разнообразных клубов и профессиональное методическое обеспечение их деятельности может не только структурировать свободное время подростка, развивать творческую и деловую активность, но и значительно повышает коммуникативный и познавательный ресурс ребенка.

2. Дополнительное образование. Факультативы, дополнительные занятия по предметам уменьшают запас свободного времени и увеличивают багаж знаний, требуют не только времени, но и внимания подростка. Организация таких мероприятий в пределах одной школы или одной территории позволяет поднять позитивный потенциал детей и их родителей.

3. Временное или частичное трудоустройство подростков. Мера наиболее эффективная в тех слоях общества, которые обладают невысоким адаптационным потенциалом. Проблема создания дополнительных рабочих мест для подростков решается путем муниципального финансирования.

Подготовила Баженова Ю.А.

Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации