Доклад «Организация образовательного процесса с позиции метапредметного подхода на уроках истории и обществознания»
Доклад на тему
«Организация образовательного процесса с позиции метапредметного подхода на уроках истории и обществознания»
В Федеральном государственном образовательном стандарте среднего (полного) общего образования есть термин – метапредметный подход -
это – организация деятельности учащихся с целью передачи им способов работы со знанием.
Метапредметные результаты включают в себя освоенные обучающимися
межпредметные понятия и универсальные учебные действия,
способность их использования в познавательной и социальной практике,
самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности,
владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности.
Особенности метапредметного подхода как основополагающего в системе новых Федеральных образовательных стандартов.
1. Интеграция содержания образования.
Метапредметный подход обеспечивает переход от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира, к метадеятельности.
Метапредметность как принцип интеграции содержания образования формирует у учащихся отношение к изучаемому предмету как к системе знаний о мире.
2. В основе метапредметности лежит специальная деятельность по построению учебного познания – исследовательская, проектная, коммуникативно-диалоговая, дискуссионная, игровая. Суть деятельности заключается в том, что усвоение любого материала происходит в процессе решения практической или исследовательской задачи, познавательной проблемной ситуации. При этом, чем сложнее ситуация, тем выше будет личностный развивающий потенциал занятия.
3. Универсальные учебные действия тесно связаны с достижением метапредметных результатов, то есть таких способов действия, когда учащиеся могут принимать решения не только в рамках заданного учебного процесса, но и в различных жизненных ситуациях.
Так как же, наиболее эффективно и оптимально использовать элементы метапредметного подхода на уроках истории и обществознания?
Для достижения метапредметных результатов необходимо использование технологий развивающего обучения. К таковым относится проблемное обучение - способ организации деятельности учащихся, который основан на получении знаний путем решения теоретических и практических проблем. Учитель не дает знания в готовом виде, а ставит перед учениками проблемные метапредметные задачи, побуждающие их искать пути и средства решения.
I. Ситуация предположения основана на возможности выдвинуть собственную версию о причинах, характере, последствиях исторических событий.
Например, в 6 классе на уроке истории России задание: Почему князь Владимир выбрал именно православное христианство из многих других религий? Как вы думаете?»
II. Ситуация неопределенности возникает в случаях, когда проблемное задание содержит недостаточное количество данных для его решения. Расчет делается на сообразительность, смекалку и интуицию учащихся
В 5 классе при изучении темы Искусство Древнего Египта, задается проблемная задача: как строили египетские пирамиды?
В 5 классе на уроке истории при изучении темы Древнее Двуречье. Работа с текстом. Археологами во время раскопок в Междуречье было найдено около 500 глиняных табличек, принадлежавших ученикам школы – будущим писцам.
Что можно узнать по этим табличкам о жизни людей того времени?
III. Ситуация конфликта создается, когда новые факты и выводы вступают в противоречие с устоявшимися в науке теориями и представлениями
В 6 классе при рассмотрении проблемы задается ученикам следующий вопрос: Почему столкновение русского и монгольского войск на р. Угре называется не сражение, а стояние?
IV. Ситуация выбора предполагаем анализ различных точек зрения и их защита наиболее убедительной, на их взгляд, точки зрения.
На уроке История России 6 класс: задание для учащихся «Рассмотрим теории происхождения Древнерусского гос-ва»
С какой точкой зрения вы согласны? Приведите аргументы в обоснование вашей позиции.
V. В метапредметных заданиях важным признаком является не только его проблемный характер, но особенность содержательной стороны задания, предполагающий выход за рамки предмета. Поэтому при изучении разных событий на уроках истории можно использовать репродукции картин, связанных с ними. При изучении темы «Реформы Ивана IV» можно предложить семиклассникам рассмотреть картину В. Васнецова «Царь Иван Васильевич Грозный», и с помощью портрета определить черты характера Ивана IV?
Таким образом, при реализации метапредметного подхода необходимо организовывать учебный процесс, целью которого является достижение учащимися универсальных способов деятельности, в том числе действия постановки и решения проблем.
2