Организация подготовки спортивных команд и проведению спортивных соревнований

0
0
Материал опубликован 13 November 2022


МИНЕСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЯКОВЛЕВСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

 

 

 

Организация подготовки спортивных команд и проведению спортивных соревнований

 

 

 

 

Выполнил преподаватель

Физической культуры

Гуськов Валерий Евгеньевич

                                                                       

 

 

 

 

                              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                            Строитель, 2022

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ По организации подготовки спортивных команд и проведению спортивных соревнований (спартакиады) по видам спорта

                                                   ВВЕДЕНИЕ 

  Методические рекомендации по организации подготовки спортивных команд и проведению спартакиады и других локальных спортивных соревнований подготовлены с целью оказания методической помощи по подготовке обучающихся к участию в спартакиадах, организации их проведения среди обучающихся в составе спортивных команд.          Методические рекомендации предназначены для использования в своей деятельности преподавателями физической культуры при организации занятий во внеурочное время и проведения спартакиады в пределах образовательного учреждения.      Настоящие методические рекомендации определяют порядок комплектования спортивных команд, организацию проведения практических занятий и подготовки  обучающихся в составе спортивных команд для их участия в спартакиадах образовательного учреждения и за его пределами, а также раскрывают правила проведения спартакиады. Кроме этого раскрываются способы мотивации обучающихся к регулярным занятиям физической культурой, основы профилактики травматизма при занятиях физическими упражнениями во внеурочное время.     Каждое практическое занятие выполняется во внеурочное время в течение двух академических часов. В процессе подготовки к практическому занятию преподаватели должны ознакомиться с основными теоретическими положениями рекомендаций, которые затем будут использоваться при организации занятий.     В спортивных соревнованиях заключены богатые возможности для формирования норм коллективного поведения. Овладевая различными командными функциями, обучающиеся учатся не только организовывать своё поведение, но и активно влиять на действия своих товарищей воспринимать задачи коллектива как на свои собственные. Под руководством преподавателя укрепляются такие важные нравственные качества, как ответственность перед коллективом, чувство долга. Гордость за успехи команды, образовательного учреждения и т.д.      При применении методических рекомендаций следует руководствоваться: - Конституцией Российской Федерации; - Федеральным законом от 04.12.2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»; - Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 г. №302 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта»; - постановлением Правительства Российской Федерации от 18.04.2014 г. №353 «Об утверждении Правил обеспечения безопасности при проведении официальных спортивных соревнований»; - Уставом образовательного учреждения;

- правилами внутреннего трудового распорядка и другими нормативно - правовыми актами Российской Федерации.

                                              ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1. Основные вопросы, цели и задачи подготовки спортивных команд,  проведения спортивных соревнований (спартакиады)          Спорт является органической частью физической культуры и представляет собой совокупность материальных и духовных ценностей, которые создаются и используются обществом для игровой физической деятельности людей, направленной на интенсивную специализированную подготовку для последующего максимального проявления способностей путем участия в спортивных мероприятиях.     В понятие «спортивные мероприятия» входят спортивные соревнования, а также тренировочные мероприятия, включающие в себя теоретическую и организационную части, и другие мероприятия по подготовке к спортивным соревнованиям с участием обучающихся. Спортивное соревнование - состязание обучающихся или спортивных команд по различным видам спорта (спортивным дисциплинам) в целях выявления лучшего участника состязания проводимое по утвержденному положению.     Соревнования позволяют решать педагогические, спортивно-методические и общественно политические задачи. Во время спортивных соревнований решаются те же педагогические задачи, что и на занятиях физической культурой в целом, т.е. совершенствование физической, технической, тактической, психической и теоретической подготовленности. Однако при этом все сдвиги, происходящие в организме, превосходят уровень, характерный для тренировочных занятий. Соревнования – одна из действенных мер повышения тренированности обучающегося. Особенно велико значение спортивных соревнований для формирования волевых черт характера.      Это наиболее ярко выражается в период проведения занятий по подготовке обучающихся к участию в спортивных мероприятиях, поскольку такие занятия не предусмотрены государственными планами и программами в качестве учебной дисциплины образовательного учреждения и проводятся во внеурочное время, то есть сугубо на добровольных началах.     Занятия развертываются на фоне общения, в коллективе, под руководством преподавателя. Именно общение является самым могучим фактором формирования нравственных качеств занимающихся. С самого начала подготовки спортивных команд к участию в спортивных соревнованиях обучающиеся начинают сознавать причастность к коллективу и в соответствии с правилами и распоряжениями, учатся управлять своими действиями, соотносить их с действиями других. Так укрепляется воля, вырабатывается дисциплинированность, формируется привычка к соблюдению норм нравственного поведения.     В образовательном учреждении наибольшее распространение получило ежегодное проведение спортивных мероприятий в форме спартакиады, которая проводится среди обучающихся в составе спортивных команд.

     Подготовка обучающихся в составе спортивных команд на занятиях по физической культуре организуется во внеурочное время с целью участия в спартакиадах и других спортивных соревнованиях, проводимых как в образовательном учреждении, так и за его пределами в течение учебного года.     Основными задачами подготовки спортивных команд к спортивным соревнованиям (спартакиаде) являются: - вовлечение обучающихся в регулярные занятия спортом, организация их досуга; - пропаганда спорта как важного средства обучения и воспитания обучающихся; - комплектование спортивных команд и подготовка их к участию  в соревнованиях различного уровня; - выполнение нормативов  и требований  ВФСК ГТО и спортивных разрядов; - обеспечение максимальной занятости и активной деятельности обучающихся во внеурочное время; - развитие способности работать в команде, избегать конфликтных ситуаций; формирование навыков здорового образа жизни.     Среди важнейших задач проведения спортивных соревнований (спартакиад) нужно выделить: - оценку уровня и качества подготовки спортивных команд, выявление и отбор кандидатов в спортивные команды образовательного учреждения; - усиление внимания руководства образовательного учреждения к проблемам развития физической культуры и спорта в образовательном учреждении, работе преподавателей и общественно-физкультурного актива, занятых в этой сфере деятельности; - развитие материально-технической базы, ее оснащение современным спортивным оборудованием и инвентарем, строительство, реконструкция и восстановление объектов спорта; - укрепление здоровья, совершенствование общефизической и разносторонней подготовки обучающихся, пропаганда и формирование моды на здоровый образ жизни.

2. Порядок подготовки спортивных команд     Одной из важнейших функций преподавателей физической культуры является подготовка обучающихся к участию в спортивных соревнованиях (спартакиаде).     Прежде чем допускать обучающихся к официальным соревнованиям, следует не только обучить их спортивной технике и тактике, определенному кругу знаний и развить необходимые двигательные качества, но и научить их соревноваться.     Для этого им необходимо участвовать в прикидках, контрольных и учебных соревнованиях. Правила в них могут быть упрощены или изменены самим преподавателем. Например, уменьшается количество попыток или размеры площадки, длина дистанции, определяется победитель по качеству выполнения спортивных упражнений и т.д.

     В образовательном учреждении могут комплектоваться следующие основные спортивные команды из числа обучающихся по: - волейболу; - баскетболу; - плавание; - стрельба из пневматической винтовки; - силовой гимнастике (подтягивание на перекладине, подъем переворотом на перекладине, рывок гири 24 кг); - легкой атлетике (бег 1 км и 100м) и др.     Каждая команда включает в себя две спортивные группы из числа обучающихся. Количественный состав спортивной группы не лимитируется.     Подготовка спортивных команд ведется в соответствии с программой, составленной руководителями на основе типовых программ.      Перечень спортивных команд и расписание занятий по их подготовке утверждаются приказом директора образовательного учреждения. После утверждения перечня спортивных команд (групп) на учебный год объявляется запись в спортивные команды. Занятия команд проводятся в спортивном зале и на стадионе.     Участником спортивной команды может стать обучающийся любого курса и учебного отделения, имеющий склонность к определенному виду спорта. Прием в спортивную команду производится на основе свободного выбора обучающихся.     Подготовка спортивной команды предполагает разнообразные формы и методы проведения занятий. Спортивная команда (группы) может иметь название, эмблему, девиз, которые разрабатываются участниками спортивной команды.      Участие в  спортивных командах является добровольным и выбирается обучающимися самостоятельно в соответствии с личными интересами. Обучающиеся имеют право заниматься в одной и более спортивной команде. Спортивная команда (группа) может комплектоваться из обучающихся разных курсов. Комплектование спортивных команд проводится преподавателем.      Время, которое может быть затрачено на подготовку спортивных команд к участию в спартакиаде и других спортивных соревнованиях определяется образовательным учреждением.     Занятия спортивных команд начинаются после издания приказа директора. Занятия в спортивных командах проводятся в соответствии с расписанием. Занятия спортивных команд проводятся во внеурочное время.      Общее руководство подготовкой спортивных команд осуществляет заместитель  директора (по учебной работе). Организацию, обеспечение и проведение подготовки учебных команд осуществляют преподаватели физической культуры. Руководители занятий спортивных команд назначаются приказом директора на текущий учебный год. Решения, принимаемые руководителем занятий, являются обязательными для всех его членов.

3. Порядок подготовки и проведения спартакиады     Спартакиада и другие спортивные соревнования проводятся по завершении

подготовки спортивных команд.  К участию в Спартакиаде допускается весь личный состав спортивных команд (групп), годный по состоянию здоровья. Команды, участвующие в соревнованиях, должны иметь  однообразную, опрятную   спортивную форму.     Спартакиада проводится согласно программе и условиям её проведения. Сроки проведения спартакиады согласовываются с учебным отделом  с изданием приказа директора. Основной документ, регламентирующий все условия проведения данного соревнования – это положение о спартакиаде.     Все спортивные мероприятия в образовательном учреждении разрешается проводить  только  на спортивных сооружениях, в соответствии с действующим положением с  обеспечением порядка и соблюдением мер безопасности и предупреждению травматизма для участников.     Функции преподавателей, организаторов соревнований, спортивных судей и медицинских работников, связанные с организацией и проведением спортивных соревнований (спартакиады), различаются в зависимости от характера деятельности этих работников.    К мерам организационно-методического характера, связанным с проведением спортивных соревнований (спартакиады), прежде всего относится составление календарного плана проведения спартакиады по видам спорта. В нем указывается название вида спорта спартакиады, сроки и место их проведения и ответственные за их организацию лица. Важным условием при составлении календарного плана является традиционность намеченных мероприятий по срокам, программам, участвующим лицам. Это повышает интерес к ним обучающихся, облегчает организацию учебно-тренировочного процесса, делает соревнование более популярным у зрителей.     Проведение спартакиады является у обучающихся стимулом для систематических тренировок и способствуют росту спортивных результатов, если они проводятся регулярно.     Целесообразность участия в определенном количестве соревнований (спартакиады) по видам спорта зависит от спортивной подготовки обучающихся.     Таким образом, календарь спортивных соревнований (спартакиады) надо составлять так, чтобы намеченные соревнования были разнообразными по масштабу, составу участников и условиям проведения, традиционными по срокам, составу, месту проведения. Другая важная мера организационно-методического характера – это составление положения о спартакиаде. В нем указывается: 1. Название соревнований. 2. Сроки. 3. Место проведения. 4. Задачи данного соревнования. 5. Программа и порядок проведения по дням. 6. Состав участников. 7. Система зачета (определения победителей) 8. Форма награждения.

     Если соревнования носят командный или лично-командный характер, в положении указывается система определения победителей в командном зачете. В каждом отдельном случае она может быть разной.     Командное первенство по отдельным  видам спорта определяется в соответствии с действующими правилами соревнований с учетом  дополнений, изложенных в настоящих методических рекомендациях. Личные  места по видам спорта в спартакиаде  образовательного учреждения определяются по результату, показанному  участниками команд.      Общекомандное место в спартакиаде  определяется по наибольшей сумме баллов, набранной командой  во всех видах  спартакиады.     Участнику,  занявшему 1-е место в состязаниях по виду спорта, присваивается  звание «Чемпион образовательного учреждения».  Он награждается грамотой.  Участники,  занявшие  2-е и 3-е  место, награждаются грамотой.      Команда, занявшая 1-е место в виде спорта и в комплексном зачете, награждается призом и грамотой. Команды, занявшие 2-е и 3-е места, награждаются грамотами.      Для участия в соревнованиях необходимо в установленные сроки подать заявку в предварительной форме, а затем в окончательной. Первая заявка содержит желание данной команды участвовать в соревнованиях. Во второй заявке приводятся данные о составе участников и некоторые другие сведения.     В некоторых видах спорта в начале или в ходе соревнований по разрешению главного судьи могут быть сделаны перезаявки, т.е. вместо одного участника может быть выставлен другой и т.п. На основании поданных заявок составляются протоколы соревнований.     Для проведения соревнований необходимо позаботиться о приведении мест, оборудования и инвентаря в полное соответствие с установленными правилами, их высоком качестве и необходимом количестве.     Если в программу включено несколько разновидностей одного вида спорта, необходимо заранее составить график соревнований, т.е. определить последовательность и время проведения каждого из них. Зная среднюю продолжительность выполнения упражнения, количество попыток и количество участников, можно определить общую продолжительность соревнований и на основе этого составить график проведения.     Для обслуживания спортивных соревнований в соответствии с их видом и масштабом назначается врач и другой медицинский персонал.     Важнейшим документом, регулирующим проведение соревнований и влияющим на их результаты, являются правила соревнований по данному виду спорта. В них регламентируются действия судей и участников, предусматриваются условия выявления победителей и, кроме того, определяются нормы поведения спортсмена, содержится перечень запрещенных действий, влекущих за собой наказание, ущемляющее интересы команды. Таким образом, на участника спартакиады, нарушившего правила, действует не только решение судьи по отношению к нему лично, но и сознание, что команда испытывает урон из-за его неправильных поступков.

     Главным организатором и руководителем спортивных соревнований, ответственным за их проведение и, в известной мере, за достигнутые результаты, является спортивный судья, назначаемый из числа преподавателей физической культуры. Судья ответственен и за здоровье участников спартакиады. Во всех случаях, когда может быть нанесен ущерб здоровью обучающимся (плохое состояние мест занятий, неисправность оборудования, несоответствие одежды и обуви и т.п.), он обязан устранить недочеты, а при невозможности сделать это – отменить соревнование или перенести его на другой срок или в другое место. Спортивный судья должен быть прежде всего безукоризненным знатоком правил соревнований по данному виду спорта, честным, объективным, беспристрастным, решительным, вежливым, спокойным человеком, который и вне соревнований пользуется авторитетом и уважением.

4. Примерная программа и условия проведения спартакиады 1. Бег на 100 м. Состав команды:  10 участников, 1 представитель, 2 судьи. Упражнение выполняется с высокого старта на беговой дорожке стадиона или на ровной площадке с любым покрытием. Командный зачёт по сумме баллов 7-ми лучших результатов. 2. Бег на 1000 м. Состав команды: 10 участников, 1 представитель, 2 судьи. Бег проводится по дорожкам стадиона или на ровной местности. Командный зачёт по сумме баллов 7-ми лучших результатов. 3. Подтягивание  на перекладине (для юношей). Состав команды: 10 участников, 1 представитель, 2 судьи.  Вис,  хватом сверху, сгибая руки подтянуться (подбородок выше грифа перекладины) разгибая руки опуститься в вис.  Положение виса  фиксируется. Командный зачёт по сумме баллов 7-ми лучших результатов. 4. Сгибание-разгибание рук в упоре лежа (для девушек). Личное первенство: 2 судьи. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа выполняется из исходного положения: упор лежа на полу, руки на ширине плеч, кисти вперед, локти разведены не более чем на 45 градусов относительно туловища, плечи, туловище и ноги составляют прямую линию. Стопы упираются в пол без опоры. Засчитывается количество правильно выполненных циклов, состоящих из сгибаний и разгибаний рук, фиксируемых счетом судьи вслух или с использованием специальных приспособлений (электронных контактных платформ). 5. Подъем переворотом на перекладине (для юношей). Состав команды: 10 участников, 1 представитель, 2 судьи.  Вис,  хватом сверху, сгибая руки поднять ноги к перекладине и переворачиваясь вокруг оси снаряда выйти в упор на прямые руки.  Положение виса  и упора фиксируется, опускание в вис  выполняется  произвольным  способом. Командный зачёт по сумме баллов 7-ми лучших результатов. 6. Поднимание туловища из положения лежа на спине (для девушек). Личное первенство: 2 судьи. Поднимание туловища из положения лежа на

спине выполняется из исходного положения: лежа на спине, на гимнастическом мате, руки за головой «в замок», лопатки касаются мата, ноги согнуты в коленях под прямым углом, ступни прижаты партнером к полу. Участник выполняет максимальное количество подниманий туловища за 1 минуту, касаясь локтями бедер (коленей), с последующим возвратом в исходное положение. 7. Рывок гири. Вес гири 24 кг (для юношей). Состав команды: 10 участников, 1 представитель, 2 судьи. Стойка – ноги врозь. Хватом сверху одной рукой за дужку гири последовательно поднимать гирю вверх и опускать вниз,  не касаясь  пола,  сначала одной рукой,  затем без отдыха после смены рук – другой рукой.  Положение гири вверху фиксируется на прямой руке, смена рук осуществляется на замахе  вперед. Установлены 2 весовые категории: до 70 кг и выше 70 кг. Командный зачёт по сумме баллов 7ми лучших результатов. 8. Прыжок в длину с места толчком двумя ногами (для девушек). Прыжок в длину с места толчком двумя ногами выполняется в соответствующем секторе для прыжков. Участник принимает исходное положение: ноги на ширине плеч, ступни параллельно, носки ног перед линией отталкивания. Одновременным толчком двух ног выполняется прыжок вперед. Допускаются махи руками. Измерение производится по перпендикулярной прямой от места отталкивания до ближайшего следа, оставленного любой частью тела участника. Участнику предоставляется три попытки. В зачет идет лучший результат. 9. Плавание 100 м вольным стилем. Состав команды: 10 участников, 1 представитель, 2 судьи. Старт выполняется со спортивной тумбы. При плавании вольным стилем применяется любой способ. Поворот выполняется  с обязательным касанием стенки  любой частью тела. Командный зачёт по сумме баллов 7-ми лучших результатов. 10.Стрельба из пневматической винтовки. Состав команды: 10 участников, 1 представитель, 2 судьи. Стрельба из пневматической винтовки из положения  сидя или стоя с опорой локтей о стол или стойку, дистанция -  10 м. Выполняется 3 пробных и   10 зачетных выстрелов.  Командный зачёт по сумме баллов 7-ми лучших результатов. 11.Волейбол. Состав команды: 12 участников , 1 представитель, 2 судьи. Соревнования проводятся согласно действующим правилам по круговой системе в один круг. Командные места определяется по наибольшей сумме очков. За победу в  игре дается 2 очка,  проигрыш 1 очко, не явка 0 очков. При равной сумме очков у двух или более команд  первенство определяется на личной встрече. 12. Баскетбол. Состав команды: 12 участников, 1 представитель, 2 судьи. Соревнования проводятся согласно действующим правилам по круговой системе в один круг. Командные места определяется по наибольшей сумме очков. За победу в  игре дается 2 очка,  проигрыш 1 очко, не явка 0 очков. При равной сумме очков у двух или более команд  первенство определяется на личной встрече.   

5. Профилактика травматизма     Профилактика травматизма — очень важная и серьезная задача в области физической культуры и спорта, направленного на организацию спортивных соревнований и в период подготовки их участников. Работа по профилактике травматизма должна идти в двух направлениях: устранение травмоопасных ситуаций и безоговорочное, систематическое соблюдение техники безопасности.      Для успешной организации занятий физической культурой и спортом, а также соревнований (спартакиады) по видам спорта необходимо учитывать несколько основных аспектов, обеспечивающих безопасные условия, профилактику травматизма и несчастных случаев. К ним относятся: выбор пространства, инвентаря, соответствие одежды, соответствующие гигиенические условия, планирование правильной нагрузки, соблюдение техники безопасности при выполнении физических упражнений.      В целях профилактики травматизма обучающихся в период подготовки спортивных команд к соревнованиям важно проводить целевой инструктаж по мерам безопасности, а перед каждым соревнованием провести четкий инструктаж по выбору и организации места для проведения соревнований, двигательной активностью, технике выполнения упражнений.

                                                ЗАКЛЮЧЕНИЕ   

Итак, в заключение следует отметить, что в спортивных соревнованиях (спартакиаде) решаются те же задачи, что и в физическом воспитании в целом. Кроме того, они являются действенным стимулом систематических занятий спортом, способствующий развитию физической культуры и спорта в образовательном учреждении.     Спартакиады используются: - для подготовки к последующим, более ответственным, соревнованиям за пределами образовательного учреждения; - отбора, выявления спортивных данных и спортивной подготовленности обучающихся, проверки качества и учебно-тренировочной и воспитательной работы; - агитация за спорт, пропаганды идей физического воспитания и спорта. Литература: 1.  Федеральный закон от 04.12.2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». 2.  Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 3.  Общая теория спортивных соревнований, Краснов А.А., дисертация доктора педагогических наук, Москва 2006 г. 4.  Тер-Ованесян А.А. Педагогические основы физического воспитания. М., “Физкультура и спорт”, 1980 г. 5.  Теория и методика физического воспитания: Учебное пособие для студентов фак. физ. Воспитания пед. ин-тов/ Б.А. Ашмарин,  М.Я. Вилевский, К.Х. Грантынь. – М., Просвещение, 1985 г.

​​​​​​​

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.