12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Марина Скородумова32
4

Статья «Организация проведения артикуляционной гимнастики в разных возрастных группах ДОУ»

Организация проведения артикуляционной гимнастики

в разных возрастных группах ДОУ

(Консультация для педагогов)

Составитель: учитель-логопед Скородумова М.Б.

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков — фонем — и коррекции нарушений звукопроизношения любой сложности.

Для чёткой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи — язык, губы, нёбо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических. Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, лёгкие, диафрагма, межрёберные мышцы). Таким образом, говоря о специальной логопедической гимнастике, следует иметь в виду упражнения многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, плечевого пояса, грудной клетки.

Цель артикуляционной гимнастики – формирование полноценных движений и определённых положений губ, щёк и языка, необходимых для правильного произношения звуков.

Регулярное выполнение упражнений артикуляционной гимнастики поможет:

- улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость);

- улучшить подвижность артикуляционных органов;

- укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;

- научить ребёнка удерживать определённую артикуляционную позу;

- увеличить амплитуду движений;

- уменьшить спастичность (напряжённость) артикуляционных органов;

- подготовить ребёнка к правильному произношению звуков.

Правила проведения артикуляционной гимнастики:

1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за один раз.

2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.

3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).

4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определённую последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

5. Из выполняемых двух-трёх упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребёнок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приёмы.

6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребёнка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

7. Ребёнок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также своё лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребёнок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребёнок может воспользоваться небольшим зеркалом (примерно 9х12 см) на подставке.

8. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.

9. Комплекс упражнений подбирается исходя из артикуляционного уклада звука.

Организация проведения артикуляционной гимнастики

1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приёмы.

2. Взрослый показывает выполнение упражнения.

3. Взрослый и ребёнок одновременно выполняют упражнение.

4. Упражнение делает ребёнок, а взрослый контролирует выполнение. Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребёнком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

5. Если у ребёнка не получается какое-то движение, можно помогать ему (шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем).

6. Для того, чтобы ребёнок нашёл правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, можно намазать её вареньем, шоколадом или чем-то ещё, что любит ребёнок (рекомендуем родителям). Желательно подходить к выполнению упражнений творчески.

7.Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряжённость движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринуждёнными и вместе с тем координированными.

8. Система упражнений по развитию артикуляционной моторики должна включать как статические упражнения, так и упражнения, направленные на развитие динамической координации речевых движений.

В дополнение к общепринятым артикуляционным упражнениям я предлагаю нетрадиционные упражнения, которые носят игровой характер и вызывают положительные эмоции у детей.

Упражнения с ложкой

1. Чайную ложку зажать в кулак и приставить к углу рта, толкать языком в вогнутую сторону ложки влево и вправо, соответственно поворачивая руку с ложкой.

​​​​​​​2. Толкать ложку в вогнутую часть вверх и вниз.

3. То же, но подталкивать ложку в выпуклую часть.

4. Язык — «лопаточка». Похлопывать выпуклой частью чайной ложки по языку.

5. Толчками надавливать краем ложки на расслабленный язык.

6. Ложку перед губами, сложенными трубочкой, выпуклой стороной плотно прижать к губам и совершать круговые движения по часовой и против часовой стрелки.

7. Губы растянуть в улыбку. Выпуклой частью чайной ложки совершать круговые движения вокруг губ по часовой стрелке и против часовой стрелки.

8. Взять по чайной ложечке в правую и левую руку и совершать легкие похлопывающие движения по щекам снизу вверх и сверху вниз.

9. Круговые движения чайными ложками по щекам (от носа к ушам и обратно).

10. Похлопывание чайными ложками по щекам обеими руками одновременно от углов растянутого в улыбке рта к вискам и обратно.

 

Особенности проведения артикуляционной гимнастики в разных возрастных группах

Во второй младшей группе готовят артикуляционный аппарат для правильного произношения всех звуков родного языка, тренируя его основные движения во время артикуляционной гимнастики и в процессе работы над простыми по произношению звуками: а, у, о, и, э, п, б, м, ф, в.

Упражнения артикуляционной гимнастики проводят в игровой форме. Объём требований к выполнению невелик. Надо, чтобы дети усвоили простейшие навыки, без которых будет трудно в дальнейшем развивать и совершенствовать движения органов артикуляционного аппарата.

В средней группе готовят артикуляционный аппарат для правильного произношения всех звуков родного языка, тренируя его основные движения во время артикуляционной гимнастики и в работе над звуками: т, д, н, к, г, х, ы. После этих звуков отрабатываются более сложные по артикуляции звуки с, сь, з, зь, ц.

Для артикуляционной гимнастики используются игровые приёмы. На основе приобретённых детьми простейших навыков, движения органов артикуляционного аппарата постепенно развиваются, совершенствуются. Соответственно повышаются и требования к выполнению артикуляционной гимнастики.

В старшей группе формируют чёткость движений органов артикуляционного аппарата в процессе артикуляционной гимнастики и в работе над звуками й, ш, ж, ч, щ, л, ль, р, рь. В старшей группе уже следят за плавностью, лёгкостью, чёткостью выполнения движений, за умением плавно, достаточно быстро переключать органы артикуляционного аппарата с одного движения и положения на другое. Следят за точностью и устойчивостью конечного результата: полученное положение органа артикуляционного аппарата должно удерживаться некоторое время без изменений.

В подготовительной группе продолжают работу над чётким, ясным произношением всех звуков в различных сочетаниях, для артикуляционной гимнастики берут упражнения на дифференциацию различных звуков: гласных – и –у, э –о, и –о, э –у, у –о; длительных и взрывных согласных – м –б, н –г; носовых и сонорных – м –л, н –л; губных и язычных – б –д, ф –х; взрывных и щелевых – б –в, к –х; переднеязычных и заднеязычных – с –х, д –г.

Артикуляционные упражнения

для детей 2-3 лет

Условия выполнения:

1. упражнения проводят в контексте сказки, с применением наглядного, картинного материала.

2. проводить 3-5 раз в день;

3. применять упражнения в режимных моментах, на занятии, на прогулке;

4. в планирование включать 2 упражнения для губ, одно для языка ИЛИ одно для губ, два для языка;

5. планировать по 2-3 упражнения в неделю. В месяц не более 5 упражнений.

6. к новому упражнению переходить после полной отработки предыдущего.

Примечание: если упражнение не выработано до автоматизма, включать его в следующий месяц.

 

Артикуляционные упражнения

для детей 3-4 лет

Условия выполнения:

1. упражнения проводят в контексте сказки, с применением наглядного, картинного материала.

2. проводить 3-5 раз в день;

3. применять упражнения в режимных моментах, на занятии, на прогулке;

4. в планирование включать 2 упражнения для губ, 2 для языка ИЛИ одно для губ, три для языка ИЛИ три для губ, одно для языка;

5. планировать по 3-4 упражнения в неделю. В месяц не более 6 упражнений.

6. к новому упражнению переходить после полной отработки предыдущего.

Примечание: если упражнение не выработано до автоматизма, включать его в следующий месяц. Таким образом, 1-2 упражнения должны повторно включаться в планирование на следующий месяц.

 

Артикуляционные упражнения

для детей 4-5 лет

Условия выполнения:

1. упражнения проводят с помощью игровых и наглядных приемов: по картинкам, по образцу, перед индивидуальным зеркалом;

2. проводить 3-5 раз в день;

3. применять упражнения в режимных моментах, на занятии, на прогулке;

4. в планирование включать 2 упражнения для губ, 3 для языка или 3 для губ, два для языка;

5. планировать по 4-5 упражнений в неделю. В месяц не более 7 упражнений.

6. к новому упражнению переходить после полной отработки предыдущего.

Примечание: если упражнение не выработано до автоматизма, включать его в следующий месяц. Таким образом, 1-2 упражнения должны повторно включаться в планирование на следующий месяц.

 

Артикуляционные упражнения

для детей 5-6 лет

Условия выполнения:

1. упражнения выполняются по образцу, под счет, перед индивидуальным зеркалом;

2. проводить 3-5 раз в день;

3. применять упражнения в режимных моментах, на занятии, на прогулке;

4. в планирование включать 3 упражнения для губ, 3 для языка ИЛИ 2 для губ, 4 для языка;

5. планировать по 5-6 упражнений в неделю. В месяц не более 8 упражнений.

6. к новому упражнению переходить после полной отработки предыдущего.

Примечание: если упражнение не выработано до автоматизма, включать его в следующий месяц. Таким образом, 1-2 упражнения должны повторно включаться в планирование на следующий месяц.

 

Артикуляционные упражнения

для детей 6-7 лет

Условия выполнения:

1. упражнения проводятся под счет, по названиям, перед индивидуальным зеркалом;

2. проводить 3-5 раз в день;

3. применять упражнения в режимных моментах, на занятии, на прогулке;

4. в планирование включать 3 упражнения для губ, 4 для языка ИЛИ 4 для губ, 3 для языка;

5. планировать по 6-7 упражнений в неделю. В месяц не более 9 упражнений.

6. к новому упражнению переходить после полной отработки предыдущего.

Примечание: если упражнение не выработано до автоматизма, включать его в следующий месяц. Таким образом, 1-2 упражнения должны повторно включаться в планирование на следующий месяц.

Опубликовано


Комментарии (1)

Кияйкина Наталья Федоровна, 21.03.24 в 23:53 0Ответить Пожаловаться
Полезный ресурс!
Хотелось бы только ознакомиться со списком источников.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.