Организация работы дошкольного учреждения по ранней профориентации на железнодорожные профессии

4
0
Материал опубликован 26 December 2015

В нашем дошкольном учреждении определены два самых важных направления деятельности детского сада - работа по ранней профориентации на железнодорожные профессии  и работа по воспитанию здорового дошкольника.

      Вот  основные пути реализации  данной  работы, которые реализуются в нашем дошкольном учреждении:

 

  1. формирование личности воспитанника с учетом особенностей физического, психического развития, индивидуальных возможностей;
  2. внедрение здоровьесберегающих программ воспитания, осуществление мониторинга за состоянием здоровья ребенка;
  3. выявление интересов и наклонностей детей;
  4. обеспечение готовности к школьному обучению, преемственности программ дошкольного и начального школьного образования с целью оптимизации интеллектуальной нагрузки на ребенка;
  5. внедрение современных обучающих программ;
  6. знакомство с ведущими железнодорожными профессиями, посещение железнодорожных предприятий;
  7. расширение деятельности  уголков железнодорожного транспорта;
  8. проведение конкурсов детского творчества на железнодорожную тематику.

     Мы считаем, что знакомство дошкольников с профессиями не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определенный элементарный опыт профессиональных действий, способствует ранней  профессиональной ориентации.

При разработке содержания, форм и методов  работы по ранней профориентации на железнодорожные профессии  мы руководствовались дидактическими принципами: системности, последовательности, доступности, научности, наглядности, преемственности.

В работе по реализации данного направления нам пришлось столкнуться с некоторыми сложностями.Профориентация дошкольников - это новое, малоизученное направление в дошкольном воспитании. В "Программе воспитания и обучения дошкольников" М.Васильевой, В. Гербовой, Т. Комаровой  которую мы используем в своей работе, ознакомление с трудом взрослых и ознакомление с окружающим, куда можно отнести это направление работы, занимает микроскопически малое место. А  мы понимали, что профориентация на железнодорожные профессии  требует планомерности, систематизации и углубленной работы.

Кроме того, сложность работы заключалась  в том, что у дошкольников, по мнению большинства педагогов  детских садов, эта тема не вызывает волнующего интереса, как некоторые другие. А ребенок  будет с  интересом заниматься только тем, что его  привлекает. Поэтому  наша работа  заключалась, во-первых,  в том, чтобы  заинтересовать педагогов железной дорогой и  научить их, как можно заинтересовать этой проблемой ребенка.

Начинали мы  с очень подробного плана по всем направлениям деятельности детского сада по профориентации. Разработали целую серию конспектов различных занятий, игр, развлечений, мероприятий с родителями. Ежегодно проводим педсоветы "Мы - будущие железнодорожники", на котором анализируем свою работу в данном направлении и рассматриваем  ее перспективы.

Ведущий вид деятельности для ребенка - это игра. В дошкольный период она является основным фактором развития психических и познавательных процессов ребенка. На занятиях и в свободной деятельности мы формируем знания, развиваем интерес к железнодорожному транспорту, труду железнодорожников через игру и игровые приемы, ненавязчиво нацеливая воспитанников на будущую профессию.

Дети в играх подражают взрослым и воспроизводят их действия, присваивают себе роли проводников, осмотрщиков вагонов, машинистов, работников вокзала и др. Ярко выраженная склонность детей к определенным ролям, играм, видам труда или другой деятельности свидетельствует о первых проявлениях "профессиональной направленности" в развитии личности ребенка.

Большую роль в формировании представлений дошкольников о профессиональной деятельности взрослых играют сюжетно-ролевые игры профессионально-ориентированной направленности. Игры группируются с учетом сезонного труда, профессионального праздника. Широко используются игры, отражающие новые профессии железной дороги. В играх дети учатся комбинировать непосредственные жизненные впечатления со знаниями, приобретенными из рассказов, фильмов, книг. Постепенно дошкольники начинают повторять действия людей разных специальностей, моделируют их профессиональное поведение. Наблюдения педагогов показывают, что в ходе игры дошкольники начинают отражать содержание деятельности представителей железнодорожных профессий, ориентируются в их взаимосвязях, выражают предпочтение определенной группе профессий или какой-то конкретной профессии.

Наши педагоги составили цикл авторских игр по данной теме, которые используются в работе.Особенно любят малыши сюжетно-ролевые игры и игры-инсценировки: "Поезд", "Поездка", "Путешествие по железной дороге", "Машинисты", "Быть примерным пассажиром разрешается", "Железная дорога - детям не игрушка".

Педагогами совместно с родителями созданы развивающие игры, лото, которые дают возможность превратить обычное  занятие с дошкольниками в интерактивную экскурсию. Примером могут служить развивающие игры "Москва - Владивосток", "Москва-Сочи", "Москва - Санкт-Петербург" играя в которые,  дети знакомятся с городами и станциями, которые находятся на протяжении этого транспортного пути. Или игра-лото "Наш вокзал", которая  заставляет детей мыслить логически, чтобы подобрать карточки с изображениями предметов, относящихся к железной дороге.

Инсценировки и занятия-спектакли позволяют детям, распределив обязанности и надев соответствующую форму, превратиться в строгого начальника поезда, внимательного осмотрщика вагонов, заботливую проводницу, вежливого кассира. Вместе с воспитателями разыгрываются целые сценки, в которых дети в игре учатся правильно вести себя на вокзале, на платформе, в поезде.

В детском саду организуются занятия по изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация) и конструированию. Дети создают художественные работы на железнодорожную тему. Работы детей принимают участие в конкурсах, которые организует железная дорога и линейный отдел внутренних дел. Неоднократно наши дошколята становились призерами этих конкурсов. Приняли участие во Всероссийском  конкурсе детского творчества "Лесные богатства России", где также отобразили  железнодорожную тематику.

На занятиях по конструированию малыши учатся  создавать поделки ("Вокзал", "Паровозик из Ромашково", "Мост через реку", "Загудел паровоз и вагончики повез"), выполняют их из бумаги, деталей конструктора, мягких модулей и подручного материала, осваивают техническое моделирование.

Педагоги детского сада проводят кружковую работу по изодеятельности, подготовке к школе, ручному труду, вязанию, детскому экспериментированию, ритмопластики и хореографии, детскому фитнесу. В планах работы кружков обязательно включаются занятия с использованием материала о железной дороге.

Для того,  чтобы познакомить детей с прошлой обстановкой вокзалов, используем стихи советских авторов. Например, чтобы познакомить детей с вокзалом 60-х годов, используем стихотворение Е. Трутневой "Вокзал", объясняя детям, что вещи раньше паковались в узлы, перетянутые ремнями,  и с собой в поездку брали чайники  в то время,  когда их бабушки и дедушки были такие же маленькие, как они.

 

Здесь будет изображение: /data/edu/files/z1451132533.jpg (234x190)

Знакомим детей с основами профессиограмм профессий железнодорожников. Рассказываем, например, не только о том, чем занимается монтер пути, но и о том, что эта профессия  предполагает, что работник должен  иметь острое  зрение, хорошо различать цвета, иметь хороший слух, быть физически выносливым, закаленным, собранным, ответственным. 

В работе с детьми по ознакомлению с профессиями железнодорожников ведущая роль принадлежит наглядным методам обучения, так как у детей-дошкольников мышление наглядно-образное. Педагоги используют  наблюдение, рассматривание картин, репродукций, фотографий, железнодорожных экспонатов.  Эта работа требует создания определенного фонда учебно-наглядных пособий. Для этого наши воспитатели и специалисты  подбирают иллюстрации и картины на железнодорожную тематику, создают объемные макеты железнодорожных станций, поездов. 

Знакомя детей с профессией железнодорожника, педагоги устраивают экскурсии на железную дорогу. Вошли в традицию "Встречи с интересными людьми", к проведению которых привлекаются родители как профессионалы-машинисты, работники вокзала, путейцы. Ознакомление дошкольников с трудом взрослых строится на диалоге детей с взрослыми, труд которых они наблюдают, что способствует социализации дошкольников, формирует у них отношение к профессии.

В работе с шефствующими организациями мы используем следующие формы работы:

1. Экскурсии  (на вокзал, Локомотивное депо и ПЧ-33). Опыт работы показывает, что экскурсия может заменить серию занятий, так как она расширяет кругозор, прививает навыки общественного поведения, закрепляет знания правил безопасного поведения на железнодорожном транспорте. Именно благодаря тематическим экскурсиям в локомотивное депо, в дистанцию пути, на вокзал дети познают окружающий мир. Воспитанники видят труд железнодорожников, понимают важность их профессий, знакомятся с разными видами транспорта. Наблюдение детей за работой специалистов (проводников, дежурного по вокзалу, кассира, мастера цеха) позволяет получать конкретные представления о функциях, которые они выполняют, о специфике определенной работы.

Во время экскурсий демонстрацию предметов и наблюдения дополняем художественным словом, рассказом. После экскурсии, рассматривая фотоальбомы, дети обмениваются впечатлениями, вспоминают увиденное, что очень важно для психического и речевого развития. Свои впечатления дети отражают в рисунках, лепке и игре.

На экскурсиях дети видят, как взрослые ответственно относятся к своему делу, они задумываются о значении железнодорожного транспорта в целом, его отдельных структур, таких,  как станции, вокзальные учреждения (буфет, киоск, парикмахерская, комната отдыха, сервис-центр, касса).

2. Концерты и поздравления работников железной дороги в честь 8 марта, 23 февраля, Дня железнодорожника, Дня Победы,   после которых дети-участники обязательно получают сувениры и сладкие подарки. Эти праздники - яркие и радостные события в жизни дошкольников. Сочетая различные виды искусства, они оказывают большое влияние на чувства и сознание детей. Сотрудничество детского сада с железнодорожными предприятиями города позволяет проводить праздничные мероприятия совместно с железнодорожниками. Работники железных дорог часто не только зрители, но и участники конкурсов, эстафет, соревнований. Традиционный праздник для детей и родителей - День железнодорожника. Ежегодно в день Победы дети выступают с поздравительными концертами перед железнодорожниками-ветеранами Великой Отечественной войны.
Наши дети своими руками делают  подарки в честь 23 февраля и 8 марта и  профессионального праздника  для сотрудников локомотивного депо и ПЧ-33.

Взаимодействие с родителями - особое направление нашей работы, так как маленький ребенок первоначально все берет из семьи. Какое отношение  будет  у его родителей к железной дороге, такое и сформируется у его ребенка. Мы провели анкетирование, где задали вопрос: "Хотели бы вы, чтобы ваш ребенок работал в будущем на железной дороге?" Анализ анкет родителей показал, что 60%  хотели, чтобы их дети работали в будущем на железной дороге, так что фронт работы у нас есть.

Как познакомить детей со своей профессией, как безопасно и с удовольствием поехать с маленьким ребенком в путешествие, знакомим мы родителей. Одной из самых удачных и  интересных, по нашему мнению, формой работы являются конкурс-состязание  "Мама, папа, я - железнодорожная семья", в котором с удовольствием участвуют семьи детей. В конкурсах, которые разыгрываются смешные, но в то же время серьезные ситуации о правилах поведения на железной дороге, состязания на быстроту, силу, выносливость, с удовольствием участвуют взрослые и дети. Особая наша гордость - участие отцов.

Результативность.
К сожалению, анализ показывает, что не все молодые люди, выбравшие профессию железнодорожника,  по состоянию здоровья могут на ней  работать. Поэтому второй наш девиз: "Здоровый дошкольник сегодня - в будущем здоровый железнодорожник".

Разработана система физкультурно-оздоровительной работы в детском саду, которая помогает нам добиться неплохих результатов. Катание на лыжах, туристические походы, оздоровительный бег, закаливание - вот очень краткий перечень форм работы, которые мы используем для оздоравливания детей. Результатом является то, что в течение года детский сад посещают 86% детей, что является очень высоким показателем, заболеваемость очень низкая и составляет в среднем  4 дня на одного ребенка. Маленькие дети очень быстро привыкают к детскому саду при поступлении  - за последние три года адаптация в среднем составила 3 дня. 

В каждой возрастной группе оформлены уголки железнодорожника, в которых представлены макеты поездов, вокзалов, фотовыставки "Мои родители - железнодорожники", игрушки и поделки, рисунки детей, атрибуты для игры в железную дорогу, рабочие инструменты и форма железнодорожников разных специальностей, куклы в одежде железнодорожников. В садике есть помещение, в котором оборудован железнодорожный мини-музей.

Во время  работы по ознакомлению детей  железной дорогой мы столкнулись с проблемой недостаточности практического и наглядного материала, художественной литературы, методических пособий, исторического, наглядного и познавательного материала.
На наш призыв о помощи откликнулись родители, сотрудники других детских садов и детской библиотеки города.  Теперь наши дошколята с увлечением знакомятся с художественной литературой: читают рассказы о железной дороге, заучивают стихи, сочиняют сказки, а взрослые сделали целую подборку "Железнодорожная тематика в поэзии и музыке для детей дошкольного возраста". С большим интересом дошкольники составляют и разгадывают кроссворды о железнодорожном транспорте, о профессиях железнодорожников.

Для того, чтобы объективно оценить знания детей о железной дороге и профессии железнодорожника, была составлена анкета с оценкой знаний детей о железной дороге, которая проводится в начале и конце каждого учебного года.  Нас радует, что динамика этих результатов положительная.

Произошли изменения в развивающей среде детского сада. В каждой группе создан информационный  уголок железнодорожника, в котором помещен документальный материал о возникновении и развитии станции Александров, железнодорожных родословных, фотографии вокзала в сравнении (с  конца 19 века, начала и середины  20 века и настоящего времени), представлен банк данных по сюжетно-ролевым и дидактическим играм, развивающим занятиям.

В каждой группе воспитатели оформили специальную накопительную папку, где собраны все материалы по железной дороге. Составлен словарь железнодорожника и викторины для взрослых и детей, подобраны загадки, кроссворды, стихотворения о железной дороге.

Результатом профориентационной работы также является возросший интерес детей к железнодорожным профессиям. Дети гордятся работой своих родителей, понимают важность их труда. Многие из них выражают желание, когда вырастут, стать такими, как их родители и пойти работать на железную дорогу.

Подготовкой к работе на железной дороге мы считаем и то, что все наши дети, выпускаемые в школу, оцениваются педагогами школ  "готовыми к школе" и не нуждаются в дополнительных занятиях, а  82%-85% выпускников детского сада в начальной школе учатся на "4" и "5".

Мы надеемся, что наши дети научатся быть инициативными в выборе интересующего их вида деятельности, получат представления о мире  железнодорожных профессий, осознают ценностное отношение к труду взрослых, будут проявлять самостоятельность, активность и творчество, что поможет их дальнейшему успешному обучению в школе, а в будущем стать железнодорожниками.


Здесь будет изображение: /data/edu/files/w1451132408.jpg (234x189)


Преобразование предметно-развивающего пространства и информационной среды посредством внесения атрибутики и элементов железнодорожной направленности - залог успешности работы по безопасному поведению на железной дороге. В нашем саду оборудованы мини-центры детской активности по профессиональной ориентации на железнодорожные профессии, которые дают возможность проводить индивидуальную или подгрупповую работу с воспитанниками по их интересам и предпочтениям, а также поло-ролевой социализации. Оборудование и дидактические материалы данных центров несут определённые сведения о безопасности на железной дороге, о мире железнодорожного транспорта, железнодорожных профессиях, используются для передачи детям накопленного социального опыта.

Регулярное проведение методических выставок (пособий, игровых материалов, смотров, конкурса на лучшую организацию предметно-развивающей среды с элементами ориентации на соблюдение правил безопасного поведения на железной дороге позволило значительно усовершенствовать образовательное пространство, информационную среду группы и детского сада. 

Творческому коллективу воспитанников детского сада, педагогам и родителям предстоит немало совместных интересных дел, но положительные результаты работы по развитию и воспитанию дошкольников – как начального звена на пути будущих профессионалов-железнодорожников заметны всем, ответственных за свою жизнь и жизнь окружающих, адекватно воспринимающих все опасности железной дороги заметны всем.

Мы уверены, что именно с позитивного влияния на сознание детей и начинается знакомство с профессией близких людей, миром  железнодорожников. Ведь именно с этого начинается строительство того фундамента, на котором будет формироваться чувство гордости за причастность пока еще маленького человека  к "Российским железным дорогам".

В заключение -  слова из нашего гимна:

Но ты, человек, ты сильный и смелый,
Судьбою дорогу железную сделай.
Иди против ветра, на месте не стой,
Достойная смена идет за тобой.

 

ПРЕДЛАГАЮ НЕСКОЛЬКО КОНСПЕКТОВ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ЗАНЯТИЙ) НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНУЮ ТЕМУ.

Конспект экскурсии на железнодорожную станцию (средняя группа)

Задачи:

Познакомить детей со знаками, сопутствующими железной дороге.

Закрепить знания о железнодорожном транспорте.

Напомнить правила поведения на железной дороге.

Воспитатель. Дети,  сегодня мы с вами пойдем на экскурсию. А куда, догадайтесь сами. Там ходят поезда, там есть здание, где пассажиры приобретают билеты и дожидаются своего поезда. Что же это? Верно, это – железнодорожный вокзал.  Но у нас в городе нет большого железнодорожного вокзала, а есть небольшая железнодорожная станция. Вот туда мы и отправимся на экскурсию. Железнодорожная станция находится далеко, поедем мы на одном из видов транспорта.  Для того, чтобы узнать, как он называется, отгадайте загадку:

Дом по улицам идет,

На экскурсию везет,

Не на тонких ножках,

А в резиновых сапожках.

Что же это за дом такой? (автобус). Правильно, автобус. Но прежде давайте вспомним правила поведения в общественном транспорте.

Дети вспоминают и называют правила поведения.

Воспитатель. Замечательно! Итак, автобус ждет нас – в путь!

Дети с педагогом и сопровождающим садятся в автобус.

Воспитатель.  Дети, давайте вспомним, где движутся поезда? (по рельсам).

Какие бывают поезда ? (грузовые т пассажирские). Чем они отличаются друг от друга? (дети называют предназначения тех и других видов поездов и их внешние отличия).

Молодцы, вы уже знаете очень много, а сегодня узнаете кое-что новое. Скоро мы подъедем к железнодорожному переезду. Это место, где дорога, по которой  мы с вами едем, пересекается с железной дорогой. Точно так же как две одинаковые дороги пересекаются на перекрестках. Покажите мне на ваших руках перекресток (дети перекрещивают руки).

А теперь представьте, что одна рука – это автомобильная дорога, а другая – это железная дорога. А место, где они пересекаются, называется железнодорожный переезд.

Ой! Что это? Кто-то сигналит и просит нас остановиться. Товарищ водитель, остановите, пожалуйста! Может эти люди хотят нас о чем-то предупредить.

Автобус останавливается, входят три знака.

Знаки. Здравствуйте, дети и взрослые! Куда путь держите?

Дети. На железнодорожную станцию.

Знаки. А вы знаете, что на железной дороге нужно быть очень внимательными?

Дети. Знаем. А вы кто?

Знаки. А мы предупреждающие железнодорожные знаки. Нас очень много, и все мы важны. Если вы не будете к нам присматриваться и выполнять наши указания, то попадете в беду.

Воспитатель. Что вы, что вы! Наши дети очень послушные. Они дружат со всеми дорожными знаками и будут рады познакомиться с вами и подружиться. Правда, ребята?

Дети. Да.

Знаки.

Мы – три знака, мы – три брата,

При подъезде к ж/д пути,

Мы встречаемся тебе, учти!

Вот эти полоски красные (показывают) говорят о приближающейся опасности. А опасность эта – железная дорога. Мы предупреждаем – будь внимательным, ты приближаешься к железнодорожному переезду.

Воспитатель. Спасибо вам, знаки, за предупреждение. Ребята, вы запомнили эти знаки? О чем они говорят?

Знаки. Молодцы! А нам пора на свои места, нас должен видеть каждый, кто подъезжает к железной дороге. До свидания! Всего вам доброго!

Воспитатель. Вот мы и познакомились со знаками, предупреждающими о приближении к железной дороге.

Автобус едет дальше. Появляется еще один знак "Железнодорожный переезд со шлагбаумом". Автобус останавливается,  знак  входит в автобус.

Воспитатель.

Вот так знак!? Глазам не верю,

Для чего здесь батарея?

Помогают ли движенью

Паровые отопленья?

Может быть зимою вьюжной

Здесь шоферам греться нужно?

Знак.

Нет, ребята. Этот знак

Говорит шоферу так:

Здесь шлагбаум – переезд,

Подожди, пройдет экспресс!

Здравствуйте, дети!

Дети. Здравствуйте!

Знак. Я давно жду вас в гости. Выходите из автобуса. Я покажу вам много интересного.

Дети выходят, становятся около шлагбаума

Знак. Посмотрите, дети, вы находитесь на железнодорожном переезде – месте, где железная дорога соединяется с автомобильной дорогой. По железной дороге едут поезда, а по автомобильной дороге – различные машины. Как вы думаете, ребята, что может случиться, если поезд столкнется с автомобилем?

Дети. Авария.

Знак. Случится страшная беда. Могут погибнуть люди. А для того, чтобы этого не случилось, люди придумали устройство, которое преграждает путь машинам. Это устройство называется – шлагбаум. Вот он, посмотрите. На что похож шлагбаум?  Ну, а я все время нахожусь поблизости, потому что я – знак предупреждающий, что впереди железнодорожный переезд со шлагбаумом. Водителям ни в коем случае нельзя въезжать на переезд при закрытом шлагбауме. А еще встречаются переезды, где нет такого устройства. На таких переездах день и ночь стоит мой лучший друг – знак "Железнодорожный переезд без шлагбаума" (показывает детям знак). На таких переездах водители должны быть вдвойне внимательны. Как вы думаете, что должен сделать водитель, прежде чем въехать на такой переезд и отправиться дальше? Правильно, посмотреть внимательно, не идет ли вдалеке поезд.

Какие вы молодцы! Вы не только отличные пешеходы, но можете быть и замечательными водителями.

Кроме нас, знаков и шлагбаума на железнодорожных переездах стоят светофоры. Да вот он познакомьтесь. Светофор – надежный помощник. Если на нем горит красный свет, значит, приближается поезд, путь закрыт. Ну а при зеленом – открыт. Такие же светофоры стоят и вдоль железной дороги, на подходе к станциям. Они – сигнал для машиниста поезда. Давайте поиграем в игру "Железнодорожный переезд". Часть детей будут изображать автомобили, а часть – поезд. А я буду светофором (дети выполняют действия в соответствии с сигналом светофора).

Воспитатель. Спасибо, тебе, уважаемый знак. Наши дети так много нового и интересного узнали. А теперь нам пора. Мы хотели бы еще заахать на железнодорожную станцию.

Знак. До свидания. Не забывайте нас!

Дети уезжают и приезжают на ж/д станцию, где детей и воспитателя встречает начальник станции. Он проводит с детьми беседу на знание правил поведения на железной дороге, железнодорожных знаков.

Вопросы викторины:

1. Где вы находитесь?

2. Какие транспортные средства движутся по железной дороге?

3. Какие виды железнодорожного транспорта вы знаете?

4. Кто управляет железнодорожным транспортом?

5. Какие правила поведения на железной дороге вы знаете?

6. Какие знаки сопутствуют железной дороге?

7. С какими правилами движения на железнодорожном переезде вы знакомы?

Начальник станции. Молодцы, ребята! Вы ответили на все мои вопросы верно. И всех вас я награждаю значком "Знаток железнодорожных правил".

Награждение.

После чего воспитатель и дети благодарят начальника ж/д станции и возвращаются в детский сад.

В детском саду можно предложить детям нарисовать свои впечатления об экскурсии.

*******

Путешествие в прошлое.

 

Познавательное занятие-путешествие в подготовительной к школе группе.

 

Программные задачи:

Закрепить знания детей о железной дороге и её роли в современном обществе.

Развивать и поощрять в детях познавательную активность и интерес к познанию нового.

Дать детям знания о первых паровозах и их создателях

Воспитывать любознательность, усидчивость.

 

Наглядный материал.

Глобус, фотографии отца и сына Черепановых, макеты паровоза Черепановых, паровоза «Проворный» с тендером, вагонов разных классов.

 

Ход занятия.

Воспитатель входит в группу в железнодорожной форме и обращает внимание детей на свою одежду и спрашивает почему, по их мнению, она так одета.

Сегодня мы поговорим о железной дороге. Сейчас мы не представляем себе жизнь без поездов. Железная дорога – это целый комплекс, огромное хозяйство, где работают люди разных профессий.

Какие железнодорожные профессии вы знаете?

Ребята, а назовите мне слова, которые относятся к железной дороге? (рельсы, шпалы, мосты, колеса, билет, вокзал, тоннели, купе, стрелки, семафор и пр.)

Какие виды поездов вы знаете?( пассажирские, товарно-почтовые, электропоезда, грузовые).

Что перевозит грузовой поезд? А пассажирский?

Ребята, а могут ли вагоны сами передвигаться по рельсам? А что им помогает?

Из каких двух слов состоит слово «электровоз»? почему его так называют? Правильно он движется при помощи электричества.

В группу залетает воздушный шарик с привязанным к нему письмом. Воспитатель читает письмо и говорит детям, что письмо пришло от Королевы железнодорожных магистралей. Она очень довольна вашими знаниями о железной дороге и предлагает нам отправиться в прошлое железных дорог с помощью волшебного глобуса, который она нам посылает. Покрутив его и сказав волшебные слова «Ровным кругом, друг за другом, мы летим, летим по кругу, облетаем шар земной, в прошлое летим с тобой», вы попадете в прошлое. Дети встают вокруг глобуса, произносят слова и встречают «хранителя прошлого».

Рассказ с показом макетов:

Сегодня я вам расскажу о паровозах прошлого. Первый паровоз в России был построен русскими изобретателями отцом и сыном Ефимом и Мироном Черепановыми. Поэтому его назвали паровоз Черепановых. Следующий паровоз был заказан в Англии, на заводе имени Стефенсона. Ему дали название «Проворный» этот паровоз отапливался дровами, которые находились в прицепе. Этот прицеп назывался тендер. Управлял паровозом машинист, а кочегар был у него помощником. Само название «паровоз» означает, что он работает от пара. Когда в топку подбрасывали дрова, то вода, которая находилась в трубах паровоза, нагревалась и превращалась в пар. Поэтому в прицепных тендерах вместе с дровами была и вода, чтобы постоянно наполнять этой водой трубы. Первые поезда состояли из разных вагонов, которые раньше назывались повозками. Первый вагон был самый удобный, весь закрытый с мягкими сидениями. У второго вагона стенки доходили до середины, и у него была крыша. А в третьем стенки тоже доходили до середины, но крыши не было. Каждый вагон был разделен на несколько отделений, и каждое отделение имело отдельный вход. Вагон без крыши использовали только летом. Ни в одном вагоне не было отопления и освещения. Появление паровозов было для людей праздником. По прибытию поезда к вокзалу приходили люди, празднично одетые. Кругом играла музыка, и устраивались увеселительные концерты, развлечения.

Дети благодарят хранителя, воспитатель говорит, что в прошлом задерживаться нельзя, пора возвращаться домой. Дети снова встают вокруг глобуса и говорят волшебные слова: «Ровным кругом друг за другом мы идем, идем по кругу. Облетаем шар земной, возвращаемся домой.

Возвратившись, дети вспоминают, какие поезда были первыми, как они передвигались. Воспитатель хвалит детей за активность. Подводит итоги.

*******

«Паровозик из Ромашково в гостях у ребят»

Конспект образовательной деятельности для детей младшего дошкольного возраста

Программные задачи:

Дать детям представление о том, по какой дороге ездят поезда.

Учить детей правильно называть части паровоза.

Вызвать желание построить железную дорогу для паровозика. Предварительная работа: Чтение книги «Паровозик из Ромашково» Г.Цыферов.

Материал: Макет паровозика из «Ромашково», короткие и длинные пластины, резиновые игрушки.

Ход занятия

В группу вносится паровозик. Воспитатель. Ребята, вы слышите гудок. Как вы думаете, кто прибыл к нам в гости? К нам в гости приехал паровозик из Ромашково. Посмотрите, какой он красивый. Что у него есть? (Кабина, длинная труба, маленькие и большие колёса). Мы с вами читали рассказ о нём. Давайте вспомним, о чём в нём говорилось:

Какой был паровозик? (Странный, он всегда опаздывал).

Куда он поехал, когда услышал песню соловья. (В лес).

Что ещё видели на своём пути паровозик и пассажиры? (Цветы-ландыши и закат).

Кто встречал их на станции? (Начальник станции).

Ребятки, а паровозик хочет покатать ваши игрушки. Но он сильно огорчён, ведь у

вас нет железной дороги. А вы знаете, что все поезда ездят по(железной дороге).

Но мы можем помочь. У нас есть короткие пластины — для шпал и длинные — для рельсов. Все вместе мы будем строить длинную, железную дорогу. ( При построении дороги задаются вопросы по закреплению, проводится индивидуальная работа и помощь детям).

Знаете, почему у нас получилась такая хорошая дорога? Потому что мы все работали вместе, дружно и помогали друг другу. Теперь паровозик предлагает вашим игрушкам покататься.

Мышка будет машинистом и сядет в кабину паровоза. А пассажиры занимают места в вагоне. (Во время игры дети при желании могут заменять игрушки).

*******

«Путешествие в страну сказок» (Развлечение для детей старшей и подготовительной группы.)

Программные задачи.

Развивать интерес к железнодорожному транспорту, желание путешествовать в поезде.

Закреплять в игровой форме правила поведения на железной дороге.

Материал к развлечению. Макет вокзала; железная дорога, построенная из спортивных палочек; эмблемы с изображением электровоза, тепловоза, пассажирских и грузовых вагонов; воздушные шары трёх цветов (красный, жёлтый, зелёный), муляжи яиц, обручи, корзинка.

Ход развлечения.

Под музыку дети входят в зал.

Воспитатель. Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие по сказкам. Посмотрите, как оформлен зал и догадайтесь, на каком транспорте мы поедем. (На поезде)

Раздаётся шум и вбегает Баба Яга.

Баба Яга. Я узнала, что вы собираетесь в гости в сказку. Возьмите меня с собой. Я не буду вам мешать, я такая добрая.

Воспитатель. Мы тебя возьмём, если ты будешь помогать нам.

Баба Яга. Даже не сомневайтесь. Я вам очень хорошо помогу.

(Хихикает, прикрываясь рукой).

Воспитатель. Ребята! Все на поезд собираемся.

В путешествие отправляемся!

(Дети строятся в колонну и под музыку отправляются в путь.)

А вот и первая остановка. Как же она называется? Какая это сказка? (Выходят дед и баба с игрушкой-курочкой) Ребята, вы догадались, как называется станция? «Курочка – Ряба»

Дед. Как вовремя вы приехали. Наша курочка снесла яички около вокзала. А мы уже старые и не можем далеко ходить. Как же нам собрать их в корзину?

Баба Яга. Я сейчас помогу. Перейду через рельсы и все их соберу.

Воспитатель. Стой! Разве ты не знаешь, как переходить через железную дорогу? Ребята, а вы знаете? (Ответы детей.) Дедушка, бабушка, не переживайте. Сейчас дети вам помогут. (Дети делятся на две команды. Надо пройти через мост, взять яичко и положить в корзину.)

А теперь нам пора отправляться дальше. (Дети под музыку едут на следующую станцию.) Вот и остановка. (Выходят коза с козлёнком.) Ребята, как называется эта сказка? (Волк и семеро козлят.)

Козлёнок. Хочу играть, хочу играть.

Баба Яга. Пойдём малыш, я с тобой поиграю. Давай попрыгаем по шпалам. (Берёт козлёнка, и идут играть.)

Воспитатель. Сейчас же вернитесь назад. Ребята, что они делают неправильно? (Ответы детей) Запомни козлёнок, играть на железной дороге нельзя! А нам пора в путь.

Коза. Как же вы поедите, если волк все светофоры перепутал.

 

Воспитатель. А мы сейчас с детьми соберём их.

Каждому ребёнку даётся по одному шарику — красный, жёлтый, зелёный. По сигналу дети должны встать в обручи так, чтобы в каждом обруче было трое детей с шариками трёх цветов — красным, жёлтым, зелёным.

Молодцы, всё светофоры собрали. Вставайте друг за другом и поедем дальше. Что такое? Мы ещё не остановились, а Баба Яга спрыгивает с поезда. Скажите ей, что она сделала неправильно. (Нельзя спрыгивать с поезда, если он не остановился.) А наш поезд прибыл на станцию «Три медведя».

(На краю платформы стоит медвежонок) Ребята, скажите медвежонку, как надо вести себя на платформе. (Не подходить близко к краю платформы.) Правильно! Пусть медвежонок сделает пять больших шагов от края платформы. Теперь расскажи, почему ты здесь стоишь?

Медвежонок. Я хотел ехать домой, а все вагоны загнали в тупик и перепутали. Теперь я не знаю, где какой поезд.

Воспитатель. Ребята, а какой поезд нужен медвежонку? (Пассажирский) Давайте поможем разобрать вагончики. (Двум детям одеваются силуэты с изображением электровоза и тепловоза. Остальным — силуэты с изображением пассажирских и грузовых вагонов. Грузовые вагоны должны встать за тепловозом, а пассажирские — за электровозом.)

Медвежонок. Спасибо вам. Теперь я быстро до дома доеду.

Воспитатель. Нам тоже пора ехать в детский сад. Садитесь все в вагоны. Баба Яга. А я останусь в стране сказок и буду вас здесь ждать.

Мне очень понравилось с вами путешествовать. Я много узнала о том, как себя вести на железной дороге. Спасибо, приезжайте ещё.

(Дети под музыку отправляются в обратный путь)

*****

Экскурсия для детей старшего дошкольного возраста

"Горжусь профессией железнодорожника!"

Задачи:

1. Познакомить детей с основными железнодорожными профессиями.

2. Закреплять навыки звукового анализа.

3. Совершенствовать навыки чтения.

4. Развивать логическое мышление детей.

5. Воспитывать гордость за работу своих родителей на железной дороге.

Оборудование: мини-музей "Железнодорожный"интерактивная доска, компьютер, фото железнодорожных профессий, фото родителей воспитанников на рабочем месте, заготовка для фотогазеты “Мои родители – железнодорожники” в виде листа ватмана с заголовком и рамками для наклеивания фотографий и подписями под ними.

Ход.

Дети входят под звуки движения поезда.

Воспитатель 1.

- Добрый день, дорогие ребята! Добро пожаловать в наш железнодорожный мини-музей! Здесь вы можете познакомиться с историей железных дорог России, взять для чтения интересные книги, поиграть в такие игры, как "Путешествие по железной дороге","Поезд"и другие, собрать разрезные картинки с изображением разных видов поездов, рассмотреть макет железнодорожного вокзала станции Абакан, усвоить правила поведения на железной дороге. И сегодня вас ждёт увлекательная экскурсия.

Дети, скажите, пожалуйста, кем вы хотите стать, когда вырастете? (Ответы детей) А у кого родители работают на железной дороге? (ответы детей)

Сегодня вы узнаете, люди каких профессий работают на железной дороге.

Начнём знакомство с теми, кто водит поезда – машинистами (фото на экране). Если среди родителей воспитанников есть данная профессия, то показывается фото родителя на рабочем месте.

Представьте себе, что мы находимся в кабине машиниста. Поезд управляется с помощью прибора, который находится слева от машиниста. На приборах несколько рукояток, с помощью которых машинист совершает разные действия. Справа от машиниста у бокового окна второй аппарат – пневматический кран. Он служит для торможения поезда. В кабине машиниста есть телефон, микрофон, электроплита для подогрева пищи, шкаф для одежды, холодильник.

Машинисту в его работе помогает его помощник (фото на экране), который сидит слева от машиниста. Его главная обязанность следить за сигналами и обо всем докладывать машинисту. Конечно, машинист сам следит и видит все, что летит навстречу, и что показывают приборы в кабине. Для полной гарантии безопасности движения нужен двойной контроль. Машинист должен и обязан выполнять приказы диспетчеров и дежурных по станциям.

Для того, чтобы грузы вовремя поступали на станцию назначения, а пассажиры прибыли в нужный им город, на железной дороге трудятся люди различных профессий.

Дирижёром движения называют поездного диспетчера (фото на экране) Он не водит поезда. Он ведёт график движения поездов, организует движение, направляет его. В подчинении диспетчера все железнодорожники, связанные с движением поездов. А территория, на которой он работает, называется диспетчерским округом. Это участок в 100-200 км.

А дежурный по станции принимает и отправляет поезда, пропуская их через станцию (фото на экране). Современная техника позволяет сосредоточить в одном месте, в тёплом помещении, управление всеми стрелками и сигналами. Теперь один человек заменяет труд десятков стрелочников. Нажмёт дежурный по станции кнопку и за километр от него переведётся стрелка в нужном направлении. Нажмёт другую, и на светофоре загорится разрешающий сигнал.

Поезда, как и человек, нуждаются в лечении. Осматривает, ставит диагноз осмотрщик поездов (фото на экране). Осмотрщик, это своего рода, врач, диагност вагонов, который должен определить, чем болен вагон. Для того, чтобы определить неисправности, особенно скрытые, требуется большое внимание и наблюдательность. После остановки поезда группа осмотрщиков начинает осмотр поезда с двух концов, с двух сторон состава. Он должен заметить все неисправности – может колесо где-то от трения стало плоским – это место называется “ползун”, следует заменить. Осмотрщик вагонов должен быть физически сильным человеком, так как работает на улице в разное время года: в жару и в мороз.

А вот ремонтируют железную дорогу монтёры пути (фото на экране). Мы видим этих людей из вагонов, проезжая станции и разъезды, на перегонах, на мостах, в тоннелях. Они ремонтируют путь. Монтёр пути – профессия, которая требует силы, выдержки, самых разнообразных навыков и знаний.

Учитель-логопед:

Дети, отгадайте загадку.

С нами он в вагоне едет и в пути за все в ответе.

Чай и свежее бельё пассажирам выдает.

Остановки объявляет, в вагоне чисто подметает,

На колесах жить привык, потому что ... (проводник).

- Среди фотографий-профессий вам сейчас нужно выбрать одну, которая будет являться отгадкой загадки:

Поезд стоит, делать нечего, но поступила команда ЕГО.

Он – дирижер для железных дорог

Поезд отправит в назначенный срок.

Его задача – развести друг с другом поезда,

Чтоб не столкнулись на пути составы никогда! (диспетчер)

Дети находят фото-отгадку.

- Кто же из вас самый внимательный? Отгадки на следующие загадки найдите среди экспонатов музея.

Кто там мчится и шипит и колесами стучит,

Чу-чу-чу, чу-чу-чу я по рельсам качу (поезд).

Ровненьким шнурочком на 1000 вёрст тянутся

Нигде не затеряются (рельсы).

Вот зеленая гора в ней глубокая нора.

Что за чудо! Что за чудо! Кто-то выбежал оттуда.

На колесах и с трубой, хвост волочит за собой (паровоз).

Дети находят отгадки в мини-музее.

- Приглашаю вас сесть за столы. Послушайте еще одну загадку. Отгадку вы не произносите вслух, а выкладываете из букв разрезной азбуки. Будьте внимательны!

Я зашел в зеленый дом

И недолго пробыл в нем.

Оказался этот дом быстро в городе другом (вагон).

Один ребенок составляет это слово на интерактивной доске. Логопед просит каждого ребенка прочитать слово, которое он выложил у себя на столе.

- Молодцы! А сейчас отправляйтесь в "Мастерскую" нашего мини-музея для увлекательной работы.

Воспитатель 2.

- Сегодня, дети, вы узнали, люди каких профессий работают на железной дороге, т.е. о работе ваших родителей. Узнали, как она трудна, ответственна, интересна и очень нужна. Думаю, что вы гордитесь своими родителями, а они будут гордиться вами, когда вы тоже станете железнодорожниками. Предлагаю вам оформить газету о ваших родителях – железнодорожниках. Как же нам её назвать? Предлагайте варианты заголовка. Дети предлагают варианты названий. Одновременно педагог беседует с ними о том, почему дети гордятся профессией родителей, о чувствах, связанных с тем, что в будущем ребята – продолжатели династий.

- "Гордимся нашими родителями!", такое название вы придумали, дети. Возьмите фотографии, посмотрите, какая цифра указана на обороте и найдите соответствующую цифру в одной из рамок для фотографий. На этом месте приклейте эту фотографию.

Дети выполняют задание. Читают надписи под ними (фамилии, имена, отчества родителей-железнодорожников), называют профессии.

- Замечательная газета получилась у нас дети! Мы её повесим в холле. Я думаю, что ваши родители будут рады! Спасибо за работу!

*******

Массаж. Занимаясь с малышами - можно вспомнить детский веселый массаж.

 

Рельсы, рельсы, шпалы, шпалы, ехал поезд запоздалый
Из последнего окошка вдруг посыпался горошек.
Пришли куры поклевали, пришли гуси пощипали,
пришел слон - потоптал, пришла слониха - потоптала,
пришел слоненок - побегал. Пришел дворник - все подмел,
поставил, стол, стул, печатную машинку и написал:
"Дорогие мои дочки - точки,точки, точки, точки,
высылаю вам чулочки - точки,точки, точки , точки,
но чулочки не простые - точки,точки, точки , точки,
в них застежки золотые - точки,точки, точки , точки".
Заклеил конверт, поставил печать.
Письмо шло-шло, шло-шло - не дошло.
Письмо ехало-ехало, ехало-ехало и приехало.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!!!!!!!!!!!!!!!

Комментарии

ИНТЕРЕСНО.

7 February 2016

Спасибо)

9 February 2016

Похожие публикации