Доклад «Нетрадиционные формы работы по ранней профориентации в ДОУ»

13
2
Материал опубликован 15 July 2019 в группе

«Нетрадиционные формы работы по ранней профориентации в ДОУ»
Составитель: Варшавская Н.В.- воспитатель

МБДОУ №38 «Черёмушки», г.Междуреченск, Кемеровская обл.

Мы, педагоги, готовим детей к тому, чтобы они в свое время могли смело вступить в самостоятельную жизнь. Поэтому знания о труде должны занимать одно из ведущих мест в образовательной работе детского сада. Социализация ребенка – дошкольника проводится в большей степени через игру как самый близкий, доступный, интересный для детей вид деятельности. Решение задач по ознакомлению с трудом взрослых строится на игровой основе. Необходимо знакомить детей с профессиями, востребованными в современном обществе, в нашем городе.

В дошкольной образовательной организации задачу по формированию представлений о людях разных профессий целесообразно решать не только непосредственно в образова-тельной деятельности, но и вне неё. Ранняя профориентация будет эффективна при условии наличия выстроенной системы работы, разработанного перспективного плана, соответствующего методического и наглядного материала.

Основная сложность работы по ознакомлению детей с профессиями заключается в том, что значительная часть труда взрослых недоступна для непосредственного наблюдения за ней, и в силу этого остаётся за пределами понимания ребёнка. Поэтому деятельность педагогических работников по реализации задач ранней профориентации должна основываться на самых разнообразных формах и методах работы с детьми и выстраиваться системно.

В настоящее время педагоги, находят новые формы работы по ознакомлению детей с миром профессий. Вот небольшой перечень нетрадиционных форм:


 

- Творческое моделирование и проектирование

- Разработка и составление алгоритмов

- Просмотр слайд-шоу, фильмов о профессии

- Изготовление технологических карт

- Аукцион экономических идей

- Заседание бизнес-клуба «Маленький бизнесмен»

- Мультимедийные презентации

- Виртуальные экскурсии

- Создание мастерских «Спасательная служба», «Фермерское хозяйство»

- Проектная деятельность

- Изготовление лэпбуков

- Поздравление родителей с профессиональными праздниками

- Выпуск настенных газет, посвящённых профессиям

- Тематические недели

- Интерактивные игры

- Совместная трудовая деятельность (акции «Посади дерево», «Наша клумба»)


 

Создание электронных пособий-игр - это тоже новое, инновационное в системе работы по раннему профориентированию.

Так пришла идея создания интерактивной игры «Что нужно для профессии?»

Использование информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе в дошкольном образовательном учреждении — это одна из самых новых и актуальных проблем в отечественной дошкольной педагогике. Использование компьютера как средства воспитания и развития творческих способностей ребенка, формирования его личности, обогащения интеллектуальной сферы дошкольника позволяют расширить возможности педагога, создает базу для приобщения детей к компьютерным обучающим программам.

Мультимедийные образовательные игры позволяют закреплять полученные в процессе занятий знания как индивидуально, так и в подгруппах.

В игре дети знакомятся с различными профессиями, их названиями, орудиями труда, необходимыми для работы. Учатся выбирать орудия труда , необходимые парикмахеру, учителю, строителю, врачу, шахтёру, повару, полицейскому, садовнику- озеленителю и продавцу. Игра расширяет кругозор, словарный запас ребенка, развивает память, внимание. Эту игру можно использовать для занятий, как в группе детского сада, так и дома.
Правила игры:  Ребенок должен правильно определить, что нужно для работы данной профессии. Нажав курсором мышки на кнопку , расположенную рядом с правильным ответом, появится смайлик. А если ответ неправильный , картинка исчезнет.
Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира. Поэтому, одним из перспективных методов, наиболее эффективным и интересным для дошкольника, является метод проектной деятельности.

Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта. Экспериментируя, ребенок ищет ответ на вопрос и тем самым, развивает творческие способности, коммуникативные навыки.

Важное направление деятельности наших педагогических работников – работа с проектами.

 Совместная деятельность детей и взрослых включает сотрудничество детей не только с педагогами, но и с родителями.  В процессе сотрудничества со взрослыми у детей развиваются коммуникативные и познавательно-исследовательские навыки, формируется понимание норм и правил общественного поведения и представителями различных профессий. 

В нашем детском саду очень отзывчивые и трудолюбивые родители! Совместные трудовые мероприятия : «Заснеженный участок», «Зимняя сказка», акции «Аллея выпускников», «Посади дерево» помогают не только оказать помощь детскому саду, но и участвовать в совместной трудовой деятельности детей и родителей. Дети гордятся своими родителями, учатся видеть результат совместного труда.

Очень важно, чтобы ребенок не только наблюдал за работой взрослых, видел ее особенности и результаты, но и участвовал в совместной трудовой деятельности со взрослым, выполняя трудовые поручения и просьбы). Тогда в дальнейшем он сможет использовать полученные сведения в самостоятельной деятельности (сюжетно-ролевой игре), закрепить и расширить приобретенные знания.

Мы готовим детей к тому, чтобы они в свое время – каким бы далеким нам сейчас это время ни казалось – могли смело вступить в самостоятельную жизнь. Значит, мы хотим, чтобы наши дети: - понимали, что труд, работа занимают в жизни людей очень важное место, что труд – это, по сути, основа жизни; - уважали всех, кто трудится, и ценили плоды их труда; - познакомились бы с тем, что делают люди разных профессий, с помощью каких орудий и машин, и что получается в результате; - были готовы трудиться сами — по причине, что это им нравится и интересно, и потому, что это надо; - учились бы труду, овладевая необходимыми навыками, трудились бы, принося пользу людям, и развивали бы свои трудовые способности.

Задача любого педагога, состоит в дифференцированном подходе развития каждого дошкольника с учетом непрерывного процесса обучения и воспитания при подготовке детей к труду с постоянным поиском наиболее совершенных путей трудового воспитания, а, значит, и трудового самоопределения.

Таким образом, формирование представлений дошкольников о труде взрослых–это необходимое направление деятельности дошкольной образовательной организации. Знакомство детей с миром профессий осуществляется на протяжении всего периода получения воспитанниками дошкольного образования и реализуется в разнообразных формах работы и во взаимодействии педагогов и родителей. Проводимая профориентационная работа позволяет ненавязчиво подвести детей к важному выводу, что труд, профессиональная деятельность являются значимой сферой жизни.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Огромное спасибо за материал.

30 July 2019

Алла Ивановна, спасибо, что оценили мой труд!

31 July 2019