Доклад «Организация системы военно-патриотической работы» (10–11 класс)
Организация системы военно-патриотической работы в МБОУ « СОШ 29»
(из опыта работы)
Когда началась моя работа по военно-патриотическому воспитанию обучающихся я почувствовала, с каким интересом сами ребята относятся к вопросам приписки, военным сборам, встречам с военнослужащими и т.д. Тогда родилась идея поддержать интерес учащихся, детально разобраться и проанализировать проблемы. Разобраться что удалось, а над чем еще надо поработать...
Главной задачей патриотического воспитания я вижу не только воспитание гр-на общества, но и хорошего семьянина. Ведь семья является составной частью общества. Этой теме был посвящен семинар. организованный музеем Победы. На этом семинаре был предложен к просмотру документальный фильм «Начало». Фильм заинтересовал меня. Основная мысль фильма: «А что же такое душа? - сосуд, в котором пустота, или огонь, мерцающий в сосуде?» Вот именно на этот вопрос я хочу вместе со своими ребятами найти ответ. Действительно, в современном обществе, развивающемся такими быстрыми темпами иногда жестоком, есть понятие сила. Но, к сожалению, очень мало отводится место понятию - душа. В большинстве случаев молодые ребята рассуждают так, если я силен физически, значит, могу противостоять другой силе. И в подтверждении этим словам, многочисленные сериалы о супергероям. Молодые ребята с удовольствием наблюдают за жизнью своих героев, пытаются подрожать им. И в противовес этому я предлагаю им посмотреть фильм «Начало». Беседу в этом фильме ведет преподаватель православной классической гимназии Авдеенко. Идет откровенный разговор с молодыми людьми: о смысле жизни; а кто я такой? Почему нельзя иметь беспорядочные половые связи? Что такое семья? Кто он - глава семьи? В недалеком будущем каждый из них станет семьянином. Честно скажу, что немного переживала «Поймут ли они? Необходимо ли это? Я была приятно удивлена, что ребята восприняли фильм «Начало», как нечто необходимое в их жизни. Они бурно участвовали в обсуждении поставленных вопросов после просмотра. Кто-то уже знал о православии, о Боге, о заповедях, о Евангелии. А кто-то впервые услышал об этом. Конечно, не все восторженно отнеслись к просмотру этого фильма. Но в моих наблюдениях произошло самое удивительное: данный фильм воспринимается лучше ребятами, которые не отличаются хорошим поведением. хорошей учебой. Значит, что-то тронуло их души, а ведь это не так уж и мало.
И другая группа ребят, которые проживают в благополучных семьях, имеют родительское внимание и любовь. В их глазах я увидела удивление, растерянность, а иногда равнодушие. К какой бы группе не относились ребята, я уверена, что они заглянут в себя и ответят на вопросы, поставленные в фильме, или, во всяком случае, попытаются ответить.
Я надеюсь, что учащиеся поймут. Что просто надо быть человеком с открытым сердцем, доброй душой, милосердным, готовым прийти на помощь другим. Для юношей - быть хорошим главой семьи. Уметь не только обеспечить её материально, а искренне любить свою семью, жену, детей.
Для девушек - обеспечить семью душевной теплотой, вниманием, любовью, стать одним целым со своим мужем. Тогда и в радости, и в беде они всегда будут вместе. Тогда и дети будут' воспитаны в том же духе. Меньше будет брошенных, одиноких детей. Дети будут воспитаны в семье, в любви и заботе.
Именно эту любовь, заботу и переживания я увидела в глазах близких, которые провожали своих сыновей на службу в Вооруженные Силы Р.Ф. Я и мои учащиеся призывного возраста были приглашены на торжественные проводы в Российскую Армию. Мероприятие проходило в торжественной обстановке в музее Победы. Перед призывниками выступали с напутственными словами представители военкомата, почты, церкви.
Не секрет, что часто ребят провожают в Армию шумные веселые компании. Исключением не были и эти проводы. Но когда зазвучал в зале сильный, мощный голос отца Владимира, настоятеля церкви «Святой Троицы», то даже самые «веселые» притихли и внимательно слушали его слова. Затем грянули аплодисменты. Души ребят были тронуты. Призывникам вручили подарки: тетради, ручки, конверты, чтобы они могли, как можно быстрее послать весточку своим родным. Потом состоялся разговор с моими учащимися. Им очень хотелось, чтобы город так же торжественно проводил их в Армию. Хочется надеяться и верить, что такие торжественные проводы станут для города традицией.
Наблюдая своих учащихся их становление, как и будущих защитников Отечества, приходится отмечать, что острейшим вопросом в настоящее время является лечебно-оздоровительная работа с подрастающим поколением. За решением этого вопроса лежит не только здоровье граждан, призываемых на военную службу, но и здоровье нации. И это не просто слова. Обратимся к статистике - каждый третий юноша призывными комиссиями признается не годным к военной службе, а 40% призывников имеют различные заболевания, которые очень часто выявляются только при первоначальной постановке на воинский учет. Во многом это происходит из-за того, что молодые люди впервые встречаются с врачами лишь в военных комиссариатах. Первоначальная постановка на воинский учет - это очень важное и ответственное событие.
А для этого я провожу следующие мероприятия:
В школе проводится психологический опрос учащихся допризывного возраста - это очень кропотливая работа. На очередном заседании в городском военкомате было принято решение проводить дополнительно психологический опрос в военкомате, что позволяет получить более точные результаты психологического состояния призывников.
В начале учебного года я объясняю родителям учащихся 10-11 классов на родительских собраниях, что в феврале нас ожидает очень важное событие - приписка в ГВК. юношей, достигших 16 - летнего возраста. Объясняю, для чего нужна приписка, какие меры может принять военкомат за уклонение от приписки. Провожу беседы с учащимися по вопросам приписки. Таким образом получен следующий результат - приписка в ГВК на протяжении 4 лет проходит без срывов, уклоняющихся нет. Но, чтобы не было неожиданных неприятностей, я предлагаю некоторым родителям сопровождать своих детей на приписку. Безусловно, учитываю, что учащийся, который имеет заболевания, должен обследоваться более тщательно. Родители охотно приходят на приписку вместе со своими детьми.
Случались на приписке и курьезные случаи. Когда некоторые учащиеся подходили к этому вопросу несерьезно, не осознавая последствий. Беседуя с психиатром, шутя, отвечают на серьезные вопросы. А результат - направление на обследование в психиатрическом диспансере. Но эти ситуации я стараюсь разрешить сразу же в военкомате вместе с психиатром.
Физическое здоровье наших учащихся оставляет желать лучшего. Решение этой проблемы вижу в следующем: проведение совместной работы с преподавателями физической культуры, укрепления физического здоровья, а также подготовки юношей к Армии. Для учащихся 11 классов вводятся упражнения по силовой технике, развитии ловкости, внимания. Я надеюсь, это поможет ребятам подготовиться к службе в Российской Армии.
Моя работа на протяжении 4-х лет связана с музеем Победы. День Победы знаменательный для ветеранов Великой Отечественной войны и мои учащиеся не остались в стороне.
Через музей Победы мы были приглашены на беседу с ветераном. Учащиеся сами ездили вручить приглашения своему ветерану и дарили подарок. На классных часах ветераны общались с ребятами. Рассказывали о себе, о войне. Очень важно, чтобы учащиеся слышали о событиях от прямых участников. Тогда для них становится понятно, что люди отдавали своё здоровье и жизнь за их будущее. Затем ветераны посмотрели небольшой спектакль по произведению Симонова «Вечно живые». Учащиеся очень волновались, ведь они будут играть перед людьми, которые знают о войне всё. Они сыграли от чистого сердца, пусть не профессионально. Я видела глаза женщины-ветерана, которая вспоминала свою боевую молодость, на глазах были слёзы. Я увидела связь этих двух поколений, уверена, что ни ветераны, ни ребята не забудут этой встречи. Может показаться. на первый взгляд, что патриотическим воспитанием я занимаюсь только с юношами. Но это не так.
Передо мной встал вопрос, а какие же мероприятия проводить с девушками. Опять в решении моего вопроса помогли работники музея Победы. Возникла мысль организовать встречу девушек с ветеранами Великой Отечественной войны - женщиной Васюнькиной Анной Терентьевной. К встрече я предварительно готовила учащихся, так же тематика вопросов, поведение, внешний вид имеет значение. Когда мы пришли на беседу, то увидели миловидную женщину, которой можно было дать не более 70 лет. Но мы были приятно удивлены, когда она сказала, что ей 80 лет, она самая молодая ветеран ВОВ г. Ангарска. Молодой девушкой, прибавив себе год, она ушла на фронт. Окончив школу связистов, сразу была направлена на передовую. Девушки с неподдельным вниманием слушали её рассказ о том, как она получила первое решение и о том, как увидела в близи установку «Катюша». Рассказала, что не всё на войне так было просто. Некоторые боялись, пытались убежать. Войну закончила в Германии. Жила в Литве, а в 1962 году приехала в г. Ангарск. Но самым интересным для моих девушек был вопрос - была ли любовь в то тяжёлое время? И она рассказала о своей первой любви, и что прожила душа в душу с мужем почти 60 лет. Как же учащиеся были удивлены; Но их глазам я увидела, как они восторженно смотрели на эту женщину. Затем смотрели фотографии фронтовых лет. Девушки приготовили подарок ветерану. Было очень много вопросов, но время было ограничено. Это не последняя встреча ветерана с моими учащимися. Она будет иметь продолжение.
О военно-патриотическом воспитании можно говорить много. Поэтому я хочу продолжить свои исследования, но уже в вопросе «Военные сборы». Эта тема моей будущей работы.
Литература
Журнал основы безопасности жизни № 17 ( духовая и психологическая безопасность личности). Виды военно-спортивных игр. 2009 год.
Бака М.М. Готов к защите Родины! М. Физкультура и спорт. 2009 год.
Журнал « Основы безопасности жизни» № 97. 2004 год. Письмо Минобороны Р Ф О Т 3 июня
2004 года № 315 к/5/3348. Минобороны- за развитие ОБЖ.
ГСО- документальный фильм «Начало».
Закон РФ «О приписке граждан на военную службу».
Журнал ОБЖ «Основы безопасности жизнедеятельности» № 97. 2004 год. Минобороны РФ от
3.06.2004 за № 315 к/5/3348.