12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Солдаткина Оксана Сергеевна303
Россия, Татарстан респ., Зеленодольск

Творческий проект. Учебно - методическое пособие преподавателя физической культуры МБОУ СОШ № 15 ЗМР РТ Солдаткиной О.С.

Во время месячника «Военно-патриотической работы», 

проводятся военно-спортивные соревнования в рамках Общероссийской детско-юношеской игры «ЗАРНИЦА».

Цель данных соревнований:

обучающая - освоение приемов и навыков строевой, стрелковой и физической подготовки, а также знание истории Вооруженных Сил Россиии;

воспитательная - патриотическое, нравственное, физическое и эстетическое воспитание школьников, как будущих защитников Родины;

развивающая - формирование навыков, воспитание физической выносливости, смекалки.

Военно- спортивные соревнования по программе

Общероссийской детско-юношеской игре «ЗАРНИЦА» проводятся в четыре этапа.

Первый этап с10 ноября по 23 января - подготовительный, на котором

учащиеся гимназии 5-8 классов под руководством инструкторов учащихся

10 классов готовятся к проведению соревнований.

Сюда входит:

    Определение участников соревнований по этапам - строевая подготовка

эстафеты: - физическая подготовка

- санитарная подготовка

- стрелковая подготовка

- военно-прикладные виды

- редакторы «Боевых листков»

    Определение участников военно-спортивной игры «ЗАРНИЦА»

- разведчики

- связисты

- санитары

- пожарные

- инспекторы

ПДД

    Тренировка с участниками соревнований.

Второй этап с 23 января по 10 февраля - военно-спортивные соревнования в виде эстафеты посвященные «Дню Защитника Отечества». Соревнования проводятся по классам с максимальным количеством участников. Обязательная часть соревнований по физической подготовке для мальчиков 5-8 классы подтягивание на перекладине, лазание по канату, эстафеты, состязания по

знанию истории Великой Отечественной войны, по знанию орденов и

медалей Российской Федерации, истории происхождения воинских званий, легендарных полководцев, великих исторических битв и т.д., конкурсы на лучший боевой листок. Проведение соревнований в классах, а также судейство возлагается на инструкторов, которые предоставляют в штаб «ЗАРНИЦЫ» отчет о проведенной работе в виде протокола соревнования с указанием победителей и чемпионов класса.

Третий этап – с 14 по 22 февраля соревнования среди параллели классов который включает:

    Строевая подготовка:

А) для 5-8 классов

- построение в одну шеренгу;

- доклад (рапорт) командира;

- ответ на приветствие и поздравление;

- перестроение в две шеренги;

- повороты на месте в составе строя.

Б) для 9-11 классов:

- построение в две шеренги;

- доклад (рапорт) командира, ответ на приветствие и поздравление;

- перестроение в одну шеренгу;

- перестроение в две шеренги;

- повороты в составе команды на месте.

    Подтягивание на перекладине: (участвуют мальчики -4 от команды).

    Наклоны корпуса (участвуют по 3 девочки от команды).

    Перевязка и переноска «раненного» в виде эстафеты, повязка на голову способом «чепец», «раненного» переносят 4 пары.

    Дуэльная стрельба по падающей мишени 4 стрелка от команды в виде эстафеты, каждый стреляющий имеет право на три выстрела. Положение для стрельбы 5-7 классы с упора сидя, 8-11 классы стоя без упора .

    Лазание по канату – 5 человек от команды методом эстафеты за 10 метров от каната участник совершает два кувырка вперед на матах, затем поднимается по канату, спуск по канату перехватыванием рук. Лазание осуществляют 5-8 классы с помощью ног; 9-11 классы без помощи ног.

    Передвижение «тачка», один участник передвигается на руках, второй поддерживает за ноги до знака поворота, при повороте участники эстафеты меняются местами; 5-пар участников от каждой команды .

    Передвижение «каракатица» - проводится методом эстафеты. Положение упор на руках и ногах, спиной к земле и движение ногами вперед.

    Разборка и сборка оружия – проводится методом эстафеты (участвуют 9-11 классы), по 4 человека от команды, старт участников в 10 метрах от места разборки и сборки. Первый участник разбирает оружие, второй участник собирает.

    Снаряжение магазина учебными патронами (9-11 классы) – два участника, старт в 10 метрах от места снаряжения, первый участник разряжает магазин, второй участник снаряжает.

    Перетягивание каната (по 6 человек от команды).

    Армреслинг – (9-11 классы по 3 человека) – проводятся применительно к правилам утвержденным Спорткомитетом. Первенство участия по жребию.

    Боевой листок – оформляется и представляется в штаб «ЗАРНИЦЫ» до начала соревнований. Размер листа А-1.

    Знание воинских званий, знаков различий, эмблем родов войск. (по 3 человека) Участники за ограниченное время (1 минута) определяют по представленным образцам звания, знаки, эмблемы.

    Знание истории происхождения воинских званий:

4-5 классы – сержант прапорщик, мичман.

6-7 классы – сержант прапорщик, мичман, лейтенант, майор.

8-9 классы – сержант прапорщик, мичман, лейтенант, майор, подполковник, полковник.

10-11 классы -– сержант прапорщик, мичман, лейтенант, майор. подполковник, полковник, генерал, адмирал, маршал.

Порядок проведения соревнований.

Устанавливается и согласовывается с администрацией гимназии график проведения соревнований с таким расчетом, чтобы не помешать учебному процессу. Как правило, соревнования проводятся между сменами, при этом учащиеся второй смены начинают раньше, учащиеся первой смены позже. Все соревнования начинаются с торжественного построения, выноса государственных флагов и исполнения гимнов Российской Федерации и Республики Татарстан. Приветствия и выступления приглашенных ветеранов Великой Отечественной войны и ветеранов Вооруженных сил РФ.

Судейство осуществляют, как правило, выпускники гимназии, активные участники военно-спортивной игры «ЗАРНИЦА», им помогают учащиеся 11 классов, также члены гимназической команды «ЗАРНИЦА». Количество судей должно быть нечетным, как показывает опыт – 5 судей, из которых одного назначают главным судьей.

Перед началом соревнований осуществляется жеребьевка последовательности участия команд в соревновании.

Последовательность проведения этапов соревнования изложена выше. Прежде чем приступить к первому этапу соревнования команда должна представить индивидуальное задание, предложенное им накануне, обычно за месяц.

После завершения всех этапов соревнования команды строятся для подведения итогов, определения и награждения победителей, как в командном, так и в личном зачете. Определяется лучший командир отряда и ему вручается переходящий приз. После награждения выносятся флаги, и команда победительница проходит торжественным маршем по «кругу почета».

Комментарии:

    Строевая подготовка оценивается по однообразию формы одежды, внешнему виду (аккуратная прическа, начищенная обувь), строевой слаженности (одновременному выполнению команд), четкому выполнению строевых приемов, одновременность приветствия, рапорт командира (краткость и лаконичность) команды подаются согласно строевому уставу ВС РФ.

    Подтягивание на перекладине оценивается по количеству раз, при этом каждое подтягивание должно фиксироваться подбородком, в нижнем положении на вытянутых руках.

    Наклоны корпуса выполняются из положения, сидя на спортивной лавке с фиксацией ног и касанием пола и ног подъем на 90 гр. За 30 сек.

    Перевязка «раненного», «раненный» сидит на стуле. По команде производится перевязка головы способом «чепец» бинтом стандартных размеров, после завершения перевязки осуществляется его переноска двумя санитарами, в качестве санитаров выступают девочки из состава команды 4 пары, если участвует хоть один мальчик, то от команды 5 пар, переноска путем эстафеты.

Судья определяют качество повязки и быстроту переноски.

    Дуэльная стрельба по 3 человека от команды. Стрельба из пневматической винтовки на точность и скорость по падающей мишени. Старт за 10 метров от рубежа стрельбы. По команде «вперед» - два соревнующихся подбегают к рубежу стрельбы, заряжают винтовку и стреляют. Каждый стреляющий имеет право на три выстрела. Победителем считается тот, кто первым поразит мишень. Дистанция стрельбы 6 метров, положение для стрельбы 5-7 классы, сидя с упора, 8-11 классы, стоя без упора.

    Лазание по канату. По 5 человек от команды проводится методом эстафеты. Старт за 10 метров от каната устанавливается 2 мата. Каждый участник этого соревнования должен по команде «вперед» совершить два кувырка вперед на матах, подняться по канату, коснуться рукой потолка и спуститься вниз, выполнить два кувырка назад и передать эстафету касанием руки. Время фиксируется от команды «вперед», до пересечения финишной линии последним (пятым) участником эстафеты. Лазание по канату производится 5-8 класс при помощи ног, 9-11 классы без помощи ног. За скольжение при спуске штраф 5 сек, за пользование ногами 9-11 классы штраф 10 сек.

    Передвижение «тачка». Участвуют пять пар, методом эстафеты. Положение – один участник держит за ноги второго участника, тот в свою очередь передвигается на руках. По команде «вперед» первая пара начинает движение до знака поворота. Обратно участники возвращаются, поменявшись местами.

    Передвижение «каракатица» - проводится методом эстафеты. Положение – упор на руки и на ноги, спиной к земле, ногами вперед участвует вся команда. Победитель определяется по финишу.

    Разборка оружия – (4 человека, только 9-11 классы) проводится методом эстафеты. Команда в 10 метрах от места разборки и сборки. Первый участник подбегает и разбирает автомат (за не проверку оружия на заряженность штраф 10сек.). Второй участник собирает автомат (штраф 10 сек. Если после присоединения крышки ствольной коробки не был произведен спуск с боевого взвода и не установлен автомат на предохранитель).

    Знание воинских званий и знаков различия, эмблем родов войск. За одну минуту по 10 образцам участник определяет звания и эмблемы. Победитель – давший большее количество правильных ответов.

Четвертый этап – со 2 по 8 мая проведение внутришкольной игры «ЗАРНИЦА». Организация и проведение военно-спортивной игры на местности включает в себя: выбор игры, подготовку, ее проведение и подведение итогов.

Важным моментом при выборе игры является учет возрастных, физических и психологических особенностей детей. Все задания, выполняемые учащимися, в ходе игры должны быть посильными для ребят и увлекательными по смыслу, но и в то же время требующими от участников известного напряжения сил и воли. Нельзя допускать, чтобы задачи в игре решались легко. А.С.Макаренко указывал: «Игра без усилия, без активной деятельности- всегда плохая игра.»

К ВСИ привлекаются учащиеся с 5по 11 классы. Созданная атмосфера патриотического настроя, когда все увлекались стремлением не подвести свой класс (отряд, взвод), способствовали тому, что даже всем освобожденным по состоянию здоровья от физкультуры, находилась посильная форма деятельности (оформление «Листов воинской славы», участие в интеллектуальных конкурсах и др.).

Предлагаемая ВСИ «ЗАРНИЦА» представляет собой комплекс мероприятий военно-патриотического и военно-прикладного характера, а также элементы туристического многоборья, выживания на местности, оказания первой медицинской помощи, безопасности дорожного движения.

Сложность и длина маршрутов разрабатывается для каждой возрастной группы. Так, например маршрут движения для 5-х классов должен быть протяженностью 2-3 км. для

6-х и 7-х классов до 4-х, для 8-х и 9-х классов до 5 км, 10-х и 11-х 6-7 км. Маршруты движения для каждых классов (5,6,7,8,9,10,11) должны быть отдельными, во избежание неразберихи.

Со старта команды (отряды) должны отправляться отдельно с интервалом 3-5 минут, причем если, например отряд 5А класса вышел на маршрут в одном направлении, то вслед выходящий 5Б по тому же маршруту – в противоположном, что позволяет выполнить одну из главных целей игры первым обнаружить «противника» и обеспечить свою скрытность.

Порядок выхода на маршрут должен быть следующий. Командир выстраивает перед судьёй отряд (взвод). Судья вручает командиру разведчиков «маршрутный лист», указывает место старта и записывает в «протокол старта» время выхода отряда, количество юнармейцев в строю и фамилию посредника сопровождающего отряд.

Движение начинает «разведка», в составе разведчиков 1-2 связиста. После удаления разведки на расстояние 100-150 метров и получения сигнала «путь свободен», начинает движение отряд.

По мере выхода разведчиков на рубежи соревнований, командир разведчиков подает сигнал «общий сбор», по которому отряд (взвод) подходит к рубежу. Командир отряда (взвода) докладывает судье о готовности к соревнованиям. Судья вызывает участников соревнований на рубеж выполнения задачи (стрельба, ориентирование, установка палатки и т.д.) После выполнения командой задачи, судья дает команду на дальнейшее продвижение по маршруту. Движение начинают разведчики, при помощи карты, компаса, описания местности определяют направление дальнейшего движения. Вслед за разведкой на расстоянии 100-150 метров продолжает движение весь отряд.

Разведчики не должны забывать, что, кроме определения направления движения, должны следить постоянно за окружающей обстановкой, чтобы не допустить своего обнаружения «противником», своевременно обнаружить его и доложить командиру отряда. Командир должен развернуть отряд к бою, замаскироваться справа и слева от дороги и, пропустив разведку «противника», атаковать отряд «противника». Победу в данном случае фиксируют посредники по тому, кто раньше обнаружил и кто первым атаковал.

По ходу движения отряда будут встречаться контрольные пункты, на которых командир отряда должен взять контрольный ярлычок, подтверждающий прохождение данного контрольного пункта (см. приложения).

Преодолев все рубежи соревнований и контрольные пункты, отряд прибывает на конечный пункт, где командир, построив отряд, докладывает судье о прибытии отряда.

Подготовка к игре.

Любая игра, даже самая несложная, требует предварительной подготовки. Эта подготовка включает: выбор местности, подготовку судей, посредников, участников, инвентаря и игрового имущества.

Выбор местности.

Выбор места проведения игры производится заранее руководителем игры. Опыт показывает, что игру лучше проводить на незнакомой или малознакомой местности, что вызывает больший интерес у ребят. Однако это не означает, что нельзя успешно проводить игру и на хорошо знакомой местности. В этом случае для каждой возрастной группы создавать различные условия преодоления препятствий.

Выбирая район для игры, руководитель особое внимание обращает на возможность обеспечения безопасности детей, как в движении так и в местах их сосредоточения, отсутствие автомобильных дорог, отсутствие заболоченных и водных преград.

Вместе с тем нельзя чрезмерно опекать играющих от преодолений различного рода препятствий, ибо может потеряться смысл самой игры, ее воспитательного значения (смелости, выносливости, сноровки). «Нельзя воспитывать мужественного человека – указывал А.С.Макаренко, если не поставить его в такие условия, когда бы мог проявить мужество».

Подготовка судей.

Включает подбор судей и их конкретное обучение, а также тщательный инструктаж. Желательно к судейству привлекать курсантов военных училищ, ветеранов ВС РФ, учителей, выпускников гимназии, принимавших непосредственное участие в этих играх. Со всеми судьями необходимо провести методическое занятие с полным инструктажем, с критериями оценки, на каждом из этапов соревнования, обеспечить их необходимой документацией, инвентарем. У привлекаемых со стороны судей обязательно должны быть помощники, из числа учащихся 11 классов.

Если привлечь «со стороны» судей не представляется возможным, целесообразно организовать судейство из учителей и учащихся выпускных классов, для этого необходимо организовать и провести с ними занятия по предмету их судейства, а в последующем привлечь их для подготовки учащихся гимназии к игре.

Тщательно спланировать весь ход игры, рассчитать время на игру, учитывая при этом время следования в район игры и время возвращения, время на ход игры и подведение итогов результатов игры. Все это должно быть заложено в план проведения игры.

Подготовка играющих. Подготовка учащихся включает в себя: распределение по юнармейским специальностям, разъяснение правил игры. Занятия по специальностям организуются таким образом, чтобы учащиеся обладали следующими знаниями, навыками и умениями.

Стрелки –должны знать виды вооружения и боевой техники, состоящих на вооружении ВС РФ;

- уметь определять расстояние до цели;

- метко и быстро стрелять;

- уметь передвигаться по-пластунски и метко бросать гранату в цель.

Разведчики – должны ориентироваться на местности по компасу и по природным ориентирам;

- читать следы и дорожные знаки;

- читать топографическую карту и измерять расстояние между местными предметами, используя масштаб карты;

Связисты –должны знать простейшие сигналы связи («Внимание», «стой», «вперед», «вижу противника», «к бою», «общий сбор», «сбор командиров», «вперед бегом» и т.д.);

-знать общепринятые символические жесты в аварийной ситуации;

-знать азбуку Морзе, передавать и принимать сигналы на расстоянии с помощью флажков;

- знать и уметь пользоваться полевым телефоном, уметь быстро развернуть и смотать катушку с кабелем полевого телефона, подсоединить кабель к телефону и выйти на связь с корреспондентом.

Санитар – знать назначения основных лекарств и лекарственных трав;

- знать правила обеззараживания ран, уметь делать повязки, накладывать шины при переломах;

- владеть способами переноски «раненного», уметь смастерить носилки.

Инспектор дорожного движения – знать правила дорожного движения;

- обязанности пешеходов и пассажиров;

-дополнительные требования к движению велосипедистов.

Пожарные – уметь быстро передвигаться и развертывать «рукав» (гибкий шланг для воды) и присоединять к нему «ствол»;

- уметь быстро преодолевать препятствия с помощью лестницы;

- знать и уметь пользоваться огнетушителями всех видов;

- знать правила пожарной безопасности в жилых учреждениях и в школе.

Помимо соревнований по юнармейским специальностям, учащиеся должны готовиться к соревнованиям: по исполнению строевых песен в движении, преодолению «туристической тропы», знанию наград (орденов и медалей), знаменательных событий и героев ВОВ, оформить альбом или лист по датам боевой славы Российской армии, Красной армии или Советской армии. Отряды должны перед соревнованиями провести встречи с ветеранами войны и труда, организовать посещение и приведение в порядок (если необходимо) могил погибших и умерших от ран воинов, организовать шефство над престарелыми участниками войны и родителями тех, кто сегодня служит в Российской армии.

Подготовку в ВСИ «ЗАРНИЦА» лучше всего начать сразу после весенних каникул. Организовать занятия по специальностям, чтобы подготовить учащихся к проведению соревнований, при этом главную роль в подготовке должны играть инструктора, т.е учащиеся 10-х классов. Подготовить и обучить судейскую бригаду, контролеров и сопровождающих на маршрутах (посредников). Определить сроки подготовки и проведения игры. Подготовить и издать приказ по гимназии, в котором определить ответственных за каждый этап подготовки и проведения игры, сроки и порядок проведения игры.

К судейству можно привлечь учащихся 11-х классов, из которых создать две судейские группы, для старших (8-10 кл.) и младших (5-7 кл.).

Судейские бригады должны быть определены по каждому виду соревнований:

1 по проверке экипировки отрядов ( наличие эмблем, отличительных знаков командиров, наличие и соответствие стандарту флажков, нагрудных знаков, наличие и укомплектованность медицинских сумок);

2 по строевой слаженности и исполнению строевой песни;

3 по оформлению листов «Боевая слава»;

4 по знанию дат сражений и побед во время ВОВ, орденов и медалей, героев ВОВ;

5 по прохождению «туристической тропы»;

6 по проведению спортивных и военно-технических соревнований;

7 по организации и проведению «старта» и «финиша».

Возглавлять судейские бригады должны выпускники гимназии, лучше всего члены команды «ЗАРНИЦА» участвовавшие в городских и республиканских соревнованиях, или курсанты военных училищ, выпускники гимназии, если таковых нет, то возглавляют судейские бригады учителя.

Со всеми бригадами судейства проводится тщательный инструктаж, на котором определяются критерии оценок.

Учащихся 11-х классов целесообразно назначить в судейские бригады, причем отдельно для судейства младших классов и старших классов.

Помимо судейских бригад из учащихся 11-х классов назначаются посредники, которые должны решать спорные вопросы, контролировать правильность выполнения задания и условий игры, быть постоянными консультантами у командиров, причем, не подменяя их действия. На посредников также возлагается обеспечение безопасности, сохранения здоровья участников соревнований.

Спортивные и военно-технические соревнования проводятся по следующим видам::

    Спортивному ориентированию (туристическая тропа);

    Установке палатки;

    Знанию установленных международных сигналов спасения и способов передачи информации;

    Пулевой стрельбе из пневматической винтовки, и дополнительно для старших классов сборка и разборка АК;

    Оказанию первой медицинской помощи «раненным»;

    Умению пользоваться индивидуальными средствами защиты (для младших классов преодоление задымления ватно-марлевой повязкой, для старших классов одевание противогаза и защитного комплекта ОЗК);

    Разведению костра и приготовлению пищи;

    Пожарно-прикладному виду;

    Конкурсу строевой песни.

Место проведение игры – территория школы и зона Лядского садика. Условия проведения игры – максимальное участие от каждого класса, экипировка команды, раздельный старт каждой команды, сопровождение младших классов старшеклассниками, наличие формы и знаков различия эмблемы команды.

Комментарии.

    Перед проведением четвертого этапа издается приказ по гимназии с определением ответственных преподавателей, судей, контролеров и сопровождающих.

    Перед выходом команд на маршрут проверяется экипировка и оригинальность эмблемы и девиза.

    Спортивное ориентирование проводиться в виде соревнований по определенным маршрутам, рассчитанным заранее, с заданными параметрами курса следования и длены участка маршрута, по карточкам. Старт от моста в «тихую» зону отдыха Лядского садика. Категория сложности для каждых классов своя, чем старше, тем сложнее. Финиш, на том же мосту.

    На первом из этапов маршрута участники команды устанавливают палатку.

    На втором этапе проверяются знания международных сигналов оказания помощи.

    На этом же этапе соревнования по пулевой стрельбе по мишеням №6, участвуют 5 участников команды (3 пробных, 5 зачетных).

    На этом же этапе оказание помощи при получении травм (черепно-мозговой и перелом ноги).

    На третьем этапе соревнования по пожарно-прикладным видам спорта (разматывание рукава шланга и преодоление препятствия).

    На этом же этапе преодоление зараженной местности с использованием средств индивидуальной защиты (для учащихся 9-11 классов).

    Разжигание костра и кипячение воды выполняется только на той местности, где это разрешено и в присутствии пожарного расчета.

    В целях обеспечения безопасности 5-6 классы преодолевают маршрут в сопровождении старшеклассников (11 кл.).

    При определении победителя учитывается общее время, плюс штрафное время.

    Штрафное время накладывается за: не прохождение контрольного ориентира 1минута,неправильную установку палатки (30 сек), неправильные сигналы оказания помощи(за каждый 5 сек), неправильное оказание медицинской помощи (20 сек), неправильное разматывание шланга (10 сек.), за каждую ошибку при одевании и снятии ИСЗ (5 сек).

    Судейство и контроль на каждом этапе и рубеже осуществляют преподаватели, отданные приказом по школе.

    После завершения всех этапов маршрута команды возвращаются на территорию гимназии, и проводится конкурс «Строевая песня». Все команды должны пройти перед главным входом в гимназию строем и с песней.

    Победители определяются среди параллели классов по наименьшему времени, по лучшей строевой подготовке и лучшему исполнению строевой песни.

Опубликовано


Комментарии (2)

Анастасия Владимировна Трифанова, 09.02.16 в 09:01 3 Ответить Пожаловаться
Тщательно-продуманная игра. Молодцы! Но,думаю, не совсем подходит к теме "Праздники зимы". Если только второй этап: военно-спортивные соревнования в виде эстафеты, посвященные «Дню Защитника Отечества».
Алчинова Екатерина Леонидовна, 09.02.16 в 23:03 1 Ответить Пожаловаться
Согласна с Анастасией Владимировной. Участие данной работы в конкурсе "МОЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА" было бы наиболее уместно.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.