Методические указания и рекомендации «Организация учебно-тренировочных занятий по спортивному ориентированию с детьми школьного возраста»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РЕКОМЕНДАЦИЯ
«ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОЫХ ЗАНЯТИЙ ПО СПОРТИВНОМУ ОРИЕНТИРОВАНИЮ С ДЕТЬМИ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
ПРЕДНАЗНАЧЕНА ДЛЯ ТРЕНЕРОВ-ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ
ВЫПОЛНИЛ: тренер-преподаватель
МБОУ ДО ДЮСШ «Зенит» г. Казани
ЦЕРЮКОВ Александр Юрьевич
г. КАЗАНЬ - 2017
В настоящее время внимание специалистов в области физической культуры и спорта все в большей степени сосредоточено не только на методике тренировки сильнейших спортсменов, но и на дальнейшем улучшении системы подготовки спортивных результатов.
В нашей стране развитие детского и юношеского спорта остается делом государственной важности. Вне школ физическое воспитание детей, подростков, юношей и девушек непосредственно осуществляют спортивные школы (ДЮСШ), училища олимпийского резерва, спортивные клубы и школы-интернаты спортивного профиля, что дает возможность вести подготовку спортсменов от новичков до мастеров спорта.
В юношеском спорте происходит закладка и формирование здорового организма человека. Рациональное построение учебно-тренировочного процесса способствует общей физической подготовленности и росту спортивного мастерства.
Однако в ориентировании, как относительно молодом виде спорта, современное содержание подготовки юных спортсменов практически не отражают результатов исследований, которые появились на рубеже 80-90-х годов, наметилось отставание программно-нормативных документов от передовой научной мысли в области в области детско-юношеского спорта.
Не подлежит сомнению, что только высокий уровень теоретической и методической подготовленности тренеров, осуществляющих воспитание юных спортсменов, в значительной степени обуславливает эффективную подготовку спортивного резерва.
Карта
Аттестация
Спортивное ориентирование - «шахматы на бегу», включает в себя одновременно несколько видов деятельности:
Двигательную
Интеллектуальную
Эмоциональную
Все это требует от спортсмена высокого уровня подготовки:
разносторонней физической подготовки
технико-тактической подготовки
психологической подготовки
волевой подготовки
Ориентировщик, во время прохождения дистанции не просто бежит, а одновременно выполняет различные технико-тактические действия:
-определяет пройденное расстояние;
-определяет свое месторасположение в карте, в данный момент;
-оценивает наиболее выгодный путь движения в зависимости от своих технических и физических возможностей;
-держит скорость движения по дистанции;
-передвигаться по дистанции не обращая внимания на соперников;
-передвигаться по дистанции не обращая внимания на сбивающие факторы (судьи, зрители, телевиденье и т.д.);
-постоянно контролировать себя а карте и отслеживать свое местоположение на местности;
-проводить оценку прогнозирования будущей местности по карте (видеть участки трудные или легкие для прохождения);
-видеть что находится непосредственно под ногами (неровности местности - пропашки; ямки, бревна, валежник и т.д.) и рядом с тобой (ветки, сучки);
-изменять путь движения в зависимости от выявленных ошибок, произошедших по дистанции;
-изменять варианты движения от погодных условий, времени года, стартовой минуты и т.д.;
- работать с компас и брать азимут в движении;
- правильно держать карту( правило большого пальца);
-работа с легендой при заходах на контрольный пункт;
-автоматически считать количество шагов на заходе на «сложное» КП;
-правильно уходить с КП в сторону следующего;
-уметь читать и пользоваться легендами;
-использовать встречный бег на КП;
-автоматически поворачивать карту при смени направления движения;
- и т.д
Новички из этого арсенала делают не более 3-5 действий, а остальное они не могут сделать в силу слабой технической, тактической и психологической подготовки.
В спортивном ориентирование - Карта источник информации о самой местности где проходят соревнования (проходимость в леса, насыщенность дорожной сети, объекты, наличие болот, озёр, ручьёв, перепад высот и т.д.) и место расположения контрольных точек.
КАРТА-это схема местности (рис.1)
Рис 1
Правильное использование информации дает большое преимущество спортсмену, кто меньше ошибается - тот быстрее преодолевает дистанцию.
Информации - очень много или наоборот все однотипно и при слабой технической и тактической подготовки, юный спортсмены или новички делает много ошибок. Юный ориентировщик даже и не подозревает о том, что часть действий выполняются или не правильно или неточно. А тренер не может присутствовать на дистанции со спортсменом и исправлять его действия. Поэтому: тренеру необходимо понимать на каком этапе действий происходят ошибки у спортсмена и закреплять правильную последовательность действий до фундаментального уровня у своих воспитанников:
1. ориентировать карту по местности с помощью компаса и больших видимых объектов (озеро, овраг, поле, болото, гора, яма и т.д.).
2. передвигаться не быстрее чем понимаешь (читаешь) карту (не превышать скорость передвижения и контроля себя в карте).
3. двигать себя в карте, отслеживать свой путь «на ходу».
4. контролировать свой психологический настрой .
2.Условные знаки
На первых занятиях с юными ориентировщиками им дается упражнения на понимание, что карта – это условное изображение местности определенными знаками.
Составляется примитивная карта ( рис 2) – класса, поля, кабинета и т.д. Самое главное она должна быть нарисована вместе с ребятами, и знаки выбираются произвольные, но предлагать цвета по разделению мебели, дверей, техники.
рис.2
Отлично если ребятам дать задание для закрепления темы – составить схему ( рис.3) своей комнаты, квартиры. А в дальнейшим играть по этой «карте» пряча мелкие вещи, буквы, записки и искать по ней с родителями или родственниками и друзьями.
рис.3
С помощью этого нехитрого упражнения закрепляется пространственная ориентация предметов на местности относительно друг друга. Идет ИГРА, а следовательно детям легче усваивать информацию в этом виде..
На этом этапе ребята усваивают базовые знания - УСЛОВНЫЕ ЗНАКИ. В спортивном ориентирование знаки делятся на:рис.4
- гидрография
- растительность
- знаки дистанции
- рельеф
- искусственные объект
-обозначение лыжней
-технические символы
-скалы и камни
Рис.4
Помимо классификации по условным обозначениям, знаки делятся на:
площадные (масштабные) объекты
линейные объекты
внемасштабные объекты
В дальнейшим тренер вместе с ребятами выходят на хорошо узнаваемую местность - поле, озеро, в парк где вместе с тренером изучают спортивные знаки на местности.
Работа с картой по времени занимает не более 15 минут, ребята быстро утомляются от большого потока информации. На следующих занятиях проверяется, какие знаки дети запомнили. Это дает возможность тренеру посмотреть и проанализировать, как дети усвоили этот материал. (Смотреть Приложение1)
3.Масштаб. Масштаб в ориентирование.
.
Рис.24 - Масштаб 1:10000
рис.25 - Масштаб 1:7500
Рис.26 - Масштаб 1:5000
Карта местности при различных масштабах (рис.24-26) выглядит сжато или растянуто. По масштабу - определяется расстояние необходимое пройди спортсмену для взятия КП.
Рис27
.
Расстояние - определяется с помощью линейки в сантиметрах и переводится в метры. В задание масштаб задается каждому спортсмену индивидуально.рис.27
Упражнения с картами-схемами проводятся с новичками в помещении.рис.28
Когда один ребенок проходит дистанцию - для всех остальных важно разъяснять действия спортсмена по очереди его выполнения и фиксировать ошибки. Если произошла ошибка, то попросить ее разобрать и исправить
Рис.28
В задании отрабатывается поворот карты, счет однотипных объектов, анализ расположения объектов относительно друг друга, понимания себя «точкой» в карте.
В зале ставиться небольшая дистанция, пробегается различные варианты (в зале КП больше чем указано в схеме). Усложнение задания-выполнение дополнительных заданий при прохождение дистанции - если КП находиться у гимнастического мата то по нему надо пройтись на коленках, скамейку обегаем по часовой стрелки, под стулья проползаем, беговые барьеры пролезать обязательно.рис.29
Рис29
В карточке нанесены две дистанции, пройти красную дистанцию по порядку, затем зелёную. Не которые КП повторяются «бабочка». рис.30
рис.30
4. Ориентирование карты с местностью
3 Ориентирование карты с местностью
После изучения базовых знаний можно приступить к изучению следующего важного приема ориентирование карты на местности с помощью больших площадных и линейных объектах (рис.5)
Данное упражнение делается на небольшой, знакомом участке местности по карте с многократной сменой положения на местности : на лево, на право ,назад. Двигаясь за руководителем, ребята поворачиваются на местности и одновременно поворачивать карту т.к. они поменяли свое положение относительно данной местности.
пример:
– озеро было впереди теперь оно стало сзади так как они повернулись кругом . А многие ребята не поворачивают карту а сами повернулись вместе со всеми и держат карту в руке «намертво» и озеро у них также находится впереди а ребенок видит перед собой другие предметы и объекты, информация не сходится - ЭТО ОДНА ИЗ РАСПРОСТАНЕНЫХ ОШИБОК НОВИЧКОВ!
рис.5
Немаловажное значение имеет как ребенок держит карту - ОШИБКА если ребенок карту держит 2 руками. Нет фокуса на место нахождения в карте, есть возможность разрыва карты и отсутствие видимость постановки ноги на грунт. Предлагается ребенку взять карту в левую руку, затем в правую руку и затем ребенок выбирает в какой руке ему удобно - это его рабочая рука!(компас на эту руку). Держа карту в одной руке легче бежать на местности и видно что находится под ногами (рис.6)
рис.6
Здесь необходимо добавить следующий элемент - где нахожусь на карте держу это место большим пальцем!- (быстрее нахожу место на карте в следующий раз потому - что там был в последний раз и не далеко от туда ушел). - ПРАВИЛО БОЛЬШОГО ПАЛЬЦА. Рис.7
рис.7
На следующих занятиях за каждое правильное поворачивание карты относительно местности ребенок получает очко. Это небольшое соревнование, а дети всегда любят состязаться. На этом этапе многие тренера предлагают упражнения ориентирования на бегу, а это уже усложненное упражнения (дидактическая ошибка педагога). Скорость перемещения ребят в упражнение небольшая, они перерабатывают информацию (их не надо торопить). Спортсмен должен понимать, почему необходимо поворачивать карту, если он меняет свое положение в пространстве - это фундаментальное понимание ориентирования карты на местности.
На этом этапе все ребята усваивают информацию приблизительно одинаково, но часть детей медленнее чем остальные, им надо особенно внимательно разъяснить и если нужно, то подобрать другие слова или схемы. Данное упражнение делается многократно на протяжении многих тренировок понемногу на разных картах схемах. Тренерам здесь важно быть наблюдательным и внимательным и сразу фиксировать ошибки учащихся и обратить внимание воспитанника, где появилась ошибка и как её исправить.
Прохождения дистанций с новичками тренер разделяет на небольшими группами или вместе в спокойном темпе. Кто-то хочет быстрее, кто спокойнее. Акцент на само прохождения дистанции. Контрольные пункты могут быть разной расцветки и формы, ребятам заранее их показывают. Рис.8
На небольшой прилегающей местности ставятся небольшое количество КП. Ребята проходят маленькую дистанцию в парах навстречу друг другу. Чья пара быстрее пройдет и правильно!. Затем они проходят следующую дистанцию. Когда ребенок «созреет» бежать один тогда нужно его выпускать без пары самостоятельно.
рис.8
5. Рельеф
Упражнения на ориентирования карты по сторонам горизонта
Раскладывается много различных карт, они разложены по кругу, у каждой карты по спортсмену, задача ребенка поднят и быстро повернуть карту на север, встать лицом на 1 КП. Кто быстрее, далее ребенок переходит к следующей карте и встает лицом на следующее КП и т.д. Отрабатывается ориентирование карты по «Северу» и правильный уход на следующей пункт. «Север» в данном упражнение выбирается условно- по какой нибудь стене помещения. Когда это упражнение выполняется правильно и быстро. Нужно перейти к усложнению задания: карта берётся и сворачивается быстро, компактно в одну руку и встать в направления следующего КП.
В процессе беговой и лыжной подготовки у ребят средний и старшей группы добавляется чтение «посторонних» карт в спокойной и средней скорости.
Задание выполняется при достаточно хорошем освещение.
рис.
6 классификация дисциплин в ориентирование
В спортивном ориентирование есть несколько дисциплин:
заданное направление
маркировка
выбор
комбинация
Юным спортсменам на тренировке предлагается прохождения этих дисциплин, указываются их различия.
Заданное направление самое распространенная дисциплина. Главная задача – найти свои контрольные пункты в заданном порядке. Тогда результат будут засчитан. Дистанция очень простая по хорошо различимым подсказками, с ограничительными объектами. Рис.23
Рис.23
По схеме делается небольшая дистанция несколько (3-7) КП и все указаны на схеме. Дается маленькая дистанция несколько вариантов (часть КП соединены между собой) необходимо правильно пройти дистанцию, время не учитывается! Затем в спокойном беге, затем в парах главное правильное прохождение и только потом скорость.
7. Технические упражнения
На занятиях по спортивному ориентированию используется большое количество игр, заданий и упражнения. Их подбор зависит от их уровня занимающихся, времени года и периода подготовки
-на развития определенных физических качеств
- на обучение и закрепление техники передвижения
- технических приемы и действий
- тактических приемы и действий
- психологических качеств
- укрепление опорном - мышечного аппарата
- игры и упражнения подобранные в зависимости от времени года.
- уровня развития занимающихся и их навыков и умений.
Чтение карты на «ходу»- одно из важных навыков ориентировщика! Высоко квалифицированные спортсмены ориентировщики могут читать карту на скорости быстрее 4 минут на километр на местности; лыжники быстрее 3 минут/ километр по сетки лыжней.
Обыкновенный человек сможет смотреть в карту и понимать её только спокойным шагом. Если увеличить скорость передвижения, то всё в карте «прыгает», «плывет» и ничего не видно! Спортсмены-новички могут понимать карту только с остановками, перебежкам. Чтобы они смогли конкурировать с более опытными соперниками, тренер подбирает упражнения на умение и развития чтения на «ходу» в движении.
Упражнения на развития - «чтения» карт много:
Начинается с самого простого и многим понятного искать ЧИСЛА в карточке рис.9
В задании цифры разбросаны по всей карточке произвольно, необходимо:
-находить цифры
- по возрастанию;
- по убыванию;
- по четным числам
-по нечетным числам
- на время
- в порядке в котором дается тренером и т.д.
Рис9
Усложняется задание - добавляется разные цвета и одинаковые цифры. Рис.10
На первых порах эти задания выполняются без движения – сидя, стоя. Ребенок находит цифру – показывает и переворачивает задание до следующей команды поиска.
рис.10
Затем усложняем - карточка находится на небольшом расстояние от ребенка - затем задание выполняется в эстафетах, рис.11
- пешком по тренировочному кругу,
- перебежками, на бегу по тренировочному кругу.
рис.11
В спортивном ориентирование на лыжах в карте нанесена сетка лыжней и спортсмен движется по ней находит свои КП. Чтение у ориентировщика происходит по линиям. Сложность заключена в том, что карта крепится на груди (лыжный планшет), в руках палки и чтение карты происходит только глазами. Спортсмен каждый раз должен быстро найти свое местоположение в карте желательно не снижать скорость движения. Рис.12
рис.12
Задания для развития чтения карты это линии.рис.13.Отслеживать линии от начало пункта и куда она дошла с ведением пальца по карточке. Задания выполняются по команде тренера,
- в произвольном порядке
- по порядку
- наоборот
Тренер говорится номер линии, ответ записывается на листок, по окончания задания говорится ответ и сами ребята ставят себе «+». Кто больше набирает, тот и выиграл это задание.
Линии отслеживаются с право налево и наоборот.
Более усложненное задание отслеживать линии только взглядом
Затем в движении и т.д.
рис.13
Усложнение задания линии гораздо длиннее рис.14
рис.14
Задание - перевёртыши. Фрагменты карты нанесены на обороте задания. Надо найти все фрагменты в карте. Рис.15,рис.16
рис15
рис.16
Обычно последние задания усложняют, кусочки карт нанесены неправильно (под разным углом) или у них убирают некоторые цвета рис.16
Перевертыш- карты с частью фрагментами данной карты Фрагменты карты нанесены на обратную сторону задания. Спортсмену необходимо найти по порядку все фрагменты на полной карте. Рис.18
Рис.17
Объясняется что запоминается как само расположение КП, так-же то что находится рядом с ним, ярко выраженные объекты (подсказки).
Находить номера КП по фрагментам карт.
Все упражнения с карточками новички выполняют в спокойном темпе и только затем их можно делать уже в движение.
. -« ПАЗЛ» собирать разрезанные части карт в одно целое.
- упражнение « переколка»- перерисовать дистанцию на «чистую» карту. Оценивается кто точнее и только потом кто быстрее. рис.18
рис.18
Усложнение задания переколка в парах, в эстафете, на лимит времени пример за 2 минуты, дополнительно делается силовые упражнения и т.д.
Данные задания вырабатывают переключаемость зрения запомнить фрагмент – найти его на карте. Идет фотографирования объекта поиска. Развивается зрительная память. Развивается перераспределение внимания. Отрабатывается переключения обзора «карта-грунт» в движении у спортсмена. Отрабатывается техника держания карты в одной руке.
Упражнения для лыжного ориентирования, учащемуся даётся карта с лыжнями и карта с дистанции необходимо перенести её на «чистую» карту. рис.19
рис.19
Дается карта со всеми КП необходимо соединить свои КП по рабочей карте. Карта без рельефа с дистанцией, нужно перенести дистанцию на другую карту с рельефом рис.20
рис.20
Карта с дистанцией на другую карту (без дистанции) рисуется путь движения по лыжням и потом наноситься само КП и т.д. каждое КП дистанции. Упражнение можно делать на разных столах увеличивается расстояние между картами
Технический прием - отметка КП и уход от него отрабатывается скорость движения и правильные «быстрые» действия с чипом или карточкой спортсмена. Данное упражнения выполняются по кругу, в форме эстафеты, небольшой дистанции, на встречу друг другу.
Упражнение за лидером - группа следует за тренером и отслеживает себя в карте там, где должны повернутся, группа останавливается и одновременно поворачивается на местности и поворачивают карту. рис.21
Рис.21
Усложнение задания - часть информации в карте не указана. рис.22
Рис.22
Прохождение дистанции по нитке.рис.22. На местности расставляются КП, спортсмены проходят задание и определяют точки КП в карте. Учитывается количество и правильность определения точек.
8. Подвижные игры
Подвижные игры на местности развивают скоростно – силовые качества, видения пространства, ловкость при беге по неровной местности, быстроты принятия решения, смелости, решительности, настойчивости и дух команды, ответственности перед командой. Игры лучше проводить на грунте.
-Догонялки на время (скорость, ловкость, решительность.)
-«Казаки – разбойники». (Скорость, смекалку, ловкость, естественный бег по пересечённой местности, коллективизм).
- прятки (сообразительность, смекалку, скорость)
-вышибалы с мечом в квадрате-на время (ловкость, сноровку, меткость, распределение и концентрация внимания)
- вышибалы с несколькими мячами в квадрате - на время ( ловкость, сноровку, меткость, внимательность, распределение внимания, смекалку)
- одновременные вышибалы (решительность, смекалку, ловкость, быстроту принятия решения.)
-городки (видение поля, всей игры, быстрое переключения ролей, концентрация внимания, скорость, ловкость, решительность.)
- «Зайцы в огороде» (ловкость, концентрация внимания, скорость)
- «третий лишний» (скорость, ловкость, перераспределения внимания, концентрация внимания),
- Футбол среди деревьев (ловкость, скорость, сноровку)
- Ручной мяч (ловкость, скорость, сноровку)
- салочки - выручалочки - выручать пролезь между ногами (ловкость, скорость, сноровку, решительность)
- «Белые Медведи»
- «Курица и наседка»
-«Вампиры». - Кто последний «заразиться» тот и выиграл игру (ловкость, смекалку, скорость)
- «Машина - стоп» и т.д.
- «Клад» - игра команд. Ищут записки по ребусам и загадкам, кто быстрее найдет «Клад».
Все игры на местности развивают технику бега по грунту, преодоление завалов, про бегание через кустарники, поваленные деревья, высокотравье, за бегание в гору и под гору. При выбери команд капитанами могут, становятся не только сильные ребята, но и не подготовленные (тренер всегда дает возможность формировать команды по желанию каждого ребенка). Здесь ребята показывают с кем им комфортно находится в команде и какие качество они ценят у других ребят. Это знак - тренеру для сплачивания команды и выявлению недопонимания среди ребят.
В ориентирование основным качеством является - выносливость. У младших и средних школьников важно развивать скорость, быстрота, ловкость и гибкость. Выносливость развивается в процессе выполнения заданий тренера, в подвижных играх, в походах выходного дня.