12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Габова Полина Николаевна1261
Интересуюсь всем новым в сфере педагогики, психологии, неврологии, педиатрии, психиатрии. Люблю фотографировать обыденные, но такие интересные вещи, упущенные нами в быстром темпе жизни.
Россия, Коми респ., Сыктывкар
Материал размещён в группе «Игровые моменты на учебном занятии.»
8

Методические указания и рекомендации «Гиперактивность. Методы и приемы работы с гиперактивными детьми»

МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ РАБОТЫ С ГИПЕРАКТИВНЫМИ ДЕТЬМИ .

В последнее время родители, воспитатели и учителя всё чаще сталкиваются с детьми, двигательная активность которых выходит за рамки представлений о просто подвижном ребёнке. Большинство детей раннего и младшего дошкольного возраста отличаются подвижностью, импульсивностью, непосредственностью и эмоциональностью, но при этом они могут внимательно выслушать взрослого и выполнить его указания.

«Активный»- от латинского- деятельный, действенный. « Гипер»- от греческого- над, сверху – указывает на превышение нормы.

Гиперактивность у детей проявляется несвойственными для нормального ребёнка, соответствующего возрасту его развития невнимательностью, отвлекаемостью, импульсивностью и гиперактивностью ( 1,72).

Первые проявления гиперактивности можно наблюдать в возрасте до 7 лет.Пики проявления данного синдрома совпадают с пиками психоречевого развития (т.н. кризисы): в 1-2 года, 3 года,6-7 лет. В 1-2 года закладываются навыки речи, в 3 года у ребёнка увеличивается словарный запас, в 6-7 лет формируются навыки чтения и письма.

Однако, некоторые люди и в зрелом возрасте продолжают сохранять черты гиперактивности: излишнюю подвижность, суетливость, импульсивность, эмоциональность и болтливость.

Большинство исследователей отмечают три основных блока проявлений гиперактивности:

дефицит внимания, импульсивность, повышенная двигательная активность. Но существуют другие классификации. Американский психолог В. Клайн (1991) выделяет 4 основных блока: сверхактивность, разбросанность или рассеянность, импульсивность, повышенная возбудимость. Р. Кэмпбелл (1997) к проявлениям гиперактивности относит также расстройство восприятия. Он отмечает, что повышенная активность способствует появлению трудностей в учёбе и трудностей принятия любви окружающих, а проблемы восприятия проявляются в неадекватном восприятии окружающей среды ( букв, слов и т.д.) и родительской любви.

К подростковому возрасту повышенная двигательная активность, как правило, исчезает. А импульсивность и дефицит внимания остаются. Поведенческие нарушения сохраняются почти у 70% подростков и 50% взрослых, имевших в детстве диагноз синдрома гиперактивности.

В течение нескольких десятилетий за рубежом и в нашей стране проводились биохимические исследования работы мозга таких детей, было выявлено снижение метаболической активности в лобной и средней долях мозга,- области, ответственные за контроль поведения.

В основе гиперактивности, как правило, лежит минимальная мозговая дисфункция (ММД), в ряде случаев сразу после родов ставится диагноз « перинатальная энцефалопатия» (ПЭП) и связывают её с определёнными «вредностями», переживаемыми плодом во время беременности матери и родов. Дети с ММД оказываются менее стрессоустойчивыми, у них снижена умственная работоспособность, наблюдается моторная неловкость, повышенная утомляемость, излишняя чувствительность; у мальчиков может отмечаться гиперактивность, агрессивность ( Агрессия- форма выражения эмоции гнева, которая проявляется через причинение ущерба человеку или предмету.), упрямство. ММД чаще сопровождается снижением внимания и умственной работоспособности.

Синдром гиерактивности – это медицинский диагноз, право на постановку которого имеет только специалист. Диагноз ставится только после проведения специальной диагностики, но никак не на основе фиксации излишней двигательности ребёнка.

Основными причинами возникновения гиперактивности у детей явлвются:

патология беременности, родов;

инфекции и интоксикации первых лет жизни ребёнка;

генетическая обусловленность.

Р. Кэмбелл (1997) отмечает, что родители гиперактивного ребёнка часто допускают три основные ошибки в воспитании.

Три «западни», которые подстерегают родителей при воспитании гиперактивного ребёнка:

Западня 1. Недостаток эмоционального внимания, часто подменяемого медицинским уходом.

Пути преодоления: больше общаться с ребёнком, вникать в его проблемы, играть в его детские игры, беседовать «по душам».

Западня 2. Недостаток твёрдости в воспитании и отсутствие надлежащего контроля за поведением ребёнка.

Пути преодоления: составить список запретов и чётко следовать ему. Составить список: что должны проконтролировать ( сегодня, завтра, через неделю ).

Западня 3. Неумение воспитывать в детях навыки управления гневом*

Пути преодоления: работу с гневом родители могут осуществлять, используя «лестницу гнева»*.

*Гнев- одна из основных и важнейших эмоций ребёнка. Агрессия не бывает без эмоций гнева.

Для того, чтобы добиться результатов продвижения по «лестнице гнева», взрослый должен сам подавать положительный пример и демонстрировать образцы зрелого поведения ( «Лестница гнева» см. приложение 1.).

Н.Н.Заваденко отмечает, что многие дети с диагнозом «синдром дефицита внимания и гиперактивностью» (СДВГ) имеют нарушения в развитии речи и трудности в формировании навыков чтения и письма, счёта, 66% с диагнозом СДВГ – обнаруживали признаки дислексии и дисграфии.

Включение в обучение игровых ситуаций – это один из способов, способствующих эмоциональной ситуации ребёнка и более его успешному усвоению знаний.

Специалисты утверждают, что некоторые дети с диагнозом «СГ» обладают достаточно высокими компенсаторными возможностями. Однако для включения компенсаторных механизмов необходимо наличие определённых условий. Прежде всего ребёнок должен развиваться в благоприятной обстановке без интеллектуальных перегрузок, с соблюдением соответствующего режима, в ровной эмоциональной атмосфере. Желательно, чтобы он обучался по специальной программе. Если перечисленные выше условия выполняются и ребёнок получает соответствующую медикаментозную поддержку, то через 3-4 года большинство таких детей можно переводить в массовую школу.

Лечение и воспитание гиперактивного ребёнка должно проводиться комплексно, при участии многих специалистов: невролога, психолога, педиатра и др.

Гиперактивный ребёнок ведёт себя не потому, что хочет досадить взрослым, не назло им, а потому, что у него имеются физиологические проблемы, справиться с которыми он не в состоянии.

В работе с гиперактивными детьми используют 3 основных направления:

Развитие дефицитарных функций ( внимания, контроля поведения, двигательного контроля );

Отработка конкретных навыков взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

При необходимости работа с гневом.

В общении с гиперактивным ребёнком воспитатель должен стараться соблюдать следующие правила:

  1. не «замечайте» мелкие шалости, сдерживайте раздражение и не кричите на ребёнка, т.к. от шума возбуждение усиливается;

    при необходимости применяйте позитивный физический контакт: возьмите ребёнка за руку, погладьте по голове, прижмите к себе;

    во время занятий посадите рядом, чтобы уменьшить отвлекающие моменты;

    в середине занятия дать возможность подвигаться: попросите что–нибудь поднять, принести и т.п.;

    хвалить за каждое проявление сдержанности, самоконтроля, открыто проявляйте свой восторг, если он довёл какое- то дело до конца.

Отработка конкретных навыков взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Первоначальная работа с гиперактивным ребёнком должна осуществляться индивидуально. На этом этапе работы можно обучить ребёнка не только слушать, но и слышать- понимать инструкции взрослого: проговаривать их вслух, формулировать самому правила поведения во время занятий и правила выполнения конкретных заданий. Затем идет вовлечение ребёнка в групповые виды деятельности.

Воспитатели. Родители таких детей, как правило, испытывают много трудностей при взаимодействии с ними.

Дисциплинарные меры воздействия в виде постоянных наказаний, замечаний, окриков, нотаций не приведут к улучшению поведения ребёнка, а в большинстве случаев даже ухудшат его.

С гиперактивным ребёнком необходимо общаться мягко, спокойно. Чаще хвалить за успехи и достижения, даже самые незначительные, т.к. самооценка таких детей страдает. Но недопустима неискренняя, незаслуженная похвала. Хвалить ребёнка нужно не слишком эмоционально, чтобы не перевозбудить его. Если взрослый хочет добиться того, чтобы гиперактивный ребёнок выполнил его указания и просьбы, надо научиться давать инструкции для него. Прежде всего, указания должны быть немногословными и содержать не более 10 слов. В противном случае ребёнок просто не услышит вас. Нельзя также давать несколько заданий сразу. В общении с гиперактивным ребёнком не должно быть резких запретов, лучше дать ему возможность выбора.

В силу своей импульсивности гиперактивному ребёнку трудно по первому требованию взрослого переключиться с одного вида деятельности на другой. Лучше за несколько минут до начала новой деятельности предупредить его об этом.

Гиперактивные дети быстро утомляются, усталость проявляется в виде двигательного беспокойства, которое часто взрослые принимают за активность ребёнка. Утомление приводит к снижению самоконтроля и к нарастанию гиперактивности. Поэтому, чтобы не допустить перевозбуждения рекомендуется ограничить пребывание таких детей в местах скопления большого количества людей, соблюдение чёткого режима дня.

При подборе игр ( особенно подвижных ) следует учитывать такие индивидуальные особенности, как неумение длительное время подчиняться групповым правилам, быстрая утомляемость, неумение выслушивать и выполнять инструкции. В игре им трудно дожидаться своей очереди и считаться с интересами других. Поэтому включать таких детей в коллективную деятельность надо поэтапно (индивидуально- малая группа- коллективные игры ).

 

1.Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. - СП.: «речь», 2000.

2. Мухина В.С. Детская психология. – М.: Апрель- пресс эксмо- пресс, 1999.

3.Чижова С.Ю., Калинина О.В. Детская агрессивность.- Ярославль: Академия развития академия к академия холдинг, 2001.

Опубликовано в группе «Игровые моменты на учебном занятии.»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.