Методическая разработка «Организация специальной образовательной и коррекционной работы с детьми младшего школьного возраста с нарушением слуха»
Презентация "Организация коррекционной работы".
ODP / 3.03 Мб
Организация специальной образовательной и коррекционной работы
с детьми младшего школьного возраста с нарушением слуха.
Приходько О.С.
учитель-дефектолог.
Одним из главных условий эффективности коррекционно-образовательного процесса в специальной школе для детей с нарушением слуха является создание слухо-речевой среды. Это обусловлено тем, что формирование речевой деятельности, развитие речевой способности, воспитание речевого поведения – важнейшие направления коррекционной работы с детьми с нарушением слуха, обеспечивающие их эффективную социальную адаптацию и интеграцию в общество. В условиях слухо-речевой среды устная речь является ведущей формой общения. В связи с этим важно, чтобы развитие слухового восприятия и коррекция произношения осуществлялись не только на специальных занятиях, но и в процессе общеобразовательных уроков и во внеклассное время.
Задачами развития слухового восприятия на общеобразовательных уроках и внеклассной работы является включение слухового восприятия в учебно-воспитательный процесс школы, повышение коммуникативной функции речи.
Общеобразовательные уроки и внеурочная работа в школе для детей с нарушением слуха проводятся с использованием звукоусиливающей аппаратуры, которая выполняет две функции: средства усиления речи и средства развития слухового восприятия.
Основным способом восприятия устной речи является слухо-зрительный, однако планируется работа и по восприятию речи только на слух. С этой целью педагог использует экран, исключающий возможность считывания с губ. При предъявлении речевого материала учитель закрывает лицо до глаз. Если после двукратного повторения материал не воспринят учащимися, то он предъявляется слухо-зрительно. В качестве помощи может использоваться дактилология или письменная речь. Затем речевой материал воспринимается учащимися снова только на слух. Методический прием использования экрана направлен на активизацию функции слухового анализатора в процессе слухо-зрительного восприятия речи.
Следует отметить, что в процессе общеобразовательного урока и внеклассных занятий использовать экран слишком часто не рекомендуется, так как это затрудняет восприятие речи и затормаживает усвоение запланированного учебного материала. В зависимости от этапа обучения в рамках одного урока или занятия рекомендуется предъявлять с использованием экрана от 10 до 25 – 30 фраз. При этом педагог должен заранее отобрать необходимый речевой материал (слова, фразы), продумать виды и приемы работы. Один и тот же речевой материал включается в слуховые упражнения до тех пор, пока учащиеся не будут свободно опознавать его на слух в разных ситуациях. При этом формулировки вопросов и заданий, предлагаемых для восприятия на слух, должны варьироваться и усложняться за счет введения новых слов, изменения грамматической конструкции («Как твоя фамилия?» – «Назови свою фамилию»).
При отборе речевого материала для развития слухового восприятия предпочтение отдается:
материалу разговорно-обиходного характера («Какой сейчас урок? Занятие?», «Какое сегодня число?»);
фразам, связанным с организацией урока, занятия («Прочитай задачу», «Откройте книгу»);
целевым установкам («Будем решать примеры»);
материалу, характерному только для данного типа или темы урока, занятия.
Работа по развитию слухового восприятия включается и в процесс внеклассной работы. Здесь создаются условия для отработки речевого и неречевого материала в разных условиях, что способствует более глубокому осмыслению информации учащимися, пониманию возможности использования речевого материала в разных ситуациях. Как отмечает Л.П. Назарова, разнообразные виды деятельности учащихся во второй половине дня соответствуют условиям бытовой обстановки дома, способствуют успешной и эффективной социализации детей, интенсификации их общения.
Задачами внеклассной работы по развитию слухового восприятия являются:
закрепление умений воспринимать на слух речевой материал, отработанный на специальных занятиях, т.е. включение материала слуховых занятий в свободную слуховую и речевую деятельность;
формирование новых слуховых образов на материале словаря, связанного со спецификой проведения внеклассных мероприятий;
расширение представлений детей о звуках окружающего мира (неречевых и речевых);
развитие ориентировки в окружающей звуковой среде.
Элементы слуховой работы включаются во все виды деятельности, которыми руководит воспитатель: режимные моменты, подготовку домашних заданий, игровую деятельность, экскурсии, беседы и т.д. В соответствии с этим материал для развития слухового восприятия во внеклассное время может быть условно разделен на несколько групп:
материал разговорно-обиходного характера;
словарь организационного характера;
материал, связанный с изучением общеобразовательных дисциплин (терминологический словарь, связанный с выполнением заданий, характерных для данного предмета);
лексика игровой деятельности;
речевой материал экскурсий.
При подготовке всех видов воспитательных мероприятий воспитатель должен очень досконально планировать словарную работу в целом и слуховую работу в частности:
проанализировать содержание слухового словаря, используемого во всех формах организации учебно-воспитательной работы (индивидуальные занятия, уроки, бытовая деятельность);
отобрать материал, который может органично войти в содержание мероприятий, проводимых воспитателем;
дополнить необходимый слуховой словарь;
определить окончательный объем материала, который будет предъявляться на слух в тех или иных условиях (восприятия, различения, опознавания, распознавания).
В процессе игровой деятельности для РСВ определяется словарь двух групп: знакомый по звучанию речевой материал, отработанный в иных условиях (на индивидуальных занятиях, фронтальных уроках по развитию слухового восприятия и обучению произношению и т.д.) и незнакомый по звучанию речевой материал – слова и фразы, слуховой образ которых должен сформировать воспитатель. Кроме того, в процессе организации игровой деятельности широко используется и неречевой материал: бытовые шумы, природный шумы, музыкальные звуки. Дети должны научиться ориентироваться в мире звуков, научиться выделять из общего шума звуковые сигналы транспорта и реагировать на них, различать голоса птиц. Поэтому задачей воспитателя является не только закрепление слуховых возможностей учащихся, но и формирование новых слуховых образов, расширение слуховой ориентировки в новых условиях.
При подготовке домашних заданий для слуховой тренировки предлагается материал общеобразовательных предметов, поэтому должно быть четкое согласование содержания работы между учителем и воспитателем. В слуховые упражнения включаются специфические выражения, термины, а также наиболее употребительный в рамках каждого предмета материал. Обязательно используется возможность восприятия речи разных дикторов (дети слушают друг друга) на разном расстоянии.
Слуховая работа проводится на всех этапах организации экскурсий: при ее подготовке, в процессе проведения, при подведении итогов. Работа осуществляется с использованием звукоусиливающей аппаратуры (коллективной и индивидуальной). Глухим детям на слух предлагаются словосочетания, вопросы, фразы; слабослышащим учащимся – более сложный по структуре материал: тексты, стихи и т.д. Восприятие материала вне помещения осуществляется в более сложных условиях, так как естественный шумовой фон значительно усложняет слуховую тренировку. В этом процессе значительно возрастает роль индивидуальных слуховых аппаратов.
Эффективность работы по развитию слухового восприятия во многом зависит от системности ее организации, единства предъявляемых к учащимся требований со стороны всех специалистов. Основой такого подхода является единство планирования материала для восприятия на слух на уроках, индивидуальных занятиях, во внеклассное время. Учитель и воспитатель должны по каждому предмету (виду занятий) планировать речевой материал, который будет предлагаться учащимся на слух. Часть этого материала будет единой по содержанию для всех форм организации обучения (индивидуальные занятия, общеобразовательные уроки, внеклассные занятия и т.д.). При этом формулировки одной и той же фразы рекомендуется варьировать. Так, если учитель предъявляет фразу: «Какая сегодня погода?», воспитатель может спросить иначе: «Посмотри в окно и скажи, какая сегодня погода».
Вся работа по развитию слухового восприятия во внеклассное время осуществляется с использованием звукоусиливающей аппаратуры коллективного и индивидуального назначения. Выбор типа аппаратуры зависит от состояния слуха детей, вида внеклассной работы. Так, при помощи стационарной звукоусиливающей аппаратуры детьми воспринимается любой речевой материал. Для восприятия с индивидуальными слуховыми аппаратами предлагается материал, знакомый по звучанию.
Эффективность коррекционной работы по развитию слухового восприятия глухих и слабослышащих учащихся во внеклассное время во многом определяется уровнем профессиональной подготовки воспитателя:
воспитатель должен хорошо знать уровень развития учащихся класса, степень сохранности слуха, вид звукоусиливающей аппаратуры, которой пользуется ребенок и режим усиления, необходимый каждому ученику;
воспитатель должен уметь слышать недостатки произношения и владеть беглыми приемами коррекции;
речь воспитателя должна быть четкой, выразительной, эмоционально окрашенной.
Обучение произношению
Внеклассная работа над произношением реализуется в различных организационных формах:
-
фонетическая зарядка;
самостоятельная работа учащихся над произношением (выполнение домашних заданий);
работа над произношением в процессе самоподготовки учащихся и при проведении различных видов внеклассных занятий;
работа над произношением в ходе выполнения режимных моментов и использования различных жизненных ситуаций;
специально организованное общение со слышащими людьми;
подготовка к школьным праздникам и участие в них.
Основной формой организации работы над произношением на общеобразовательных уроках, внеурочной работы является фонетическая (речевая) зарядка – специальные тренировочные упражнения, задачами которых являются:
автоматизация ранее усвоенных произносительных навыков и предупреждение распада;
подготовка учащихся к восприятию материала, который будет изучаться на фронтальных уроках.
Фонетическую зарядку во внеурочное время рекомендуют проводить перед самоподготовкой домашних заданий, внеклассным чтением.
При проведении фонетических зарядок педагог обязательно исправляет произносительные ошибки, допускаемые по теме зарядки.
Н.Ф. Слезина рекомендует следующие варианты коррекции:
замечания общего характера типа: «Ты сказал неправильно, повтори хорошо»;
замечания, подкрепленные образцом правильного произношения: «Ты сказал неправильно, послушай, как надо сказать, повтори правильно»;
с использованием слухового восприятия и тактильно-вибрационного контроля.
При отборе речевого материала преимущество отдаётся слогам, целым словам и фразам. Речевой материал отбирается в соответствии с общепринятыми требованиями: доступности по содержанию, коммуникативной направленности, соответствия основным задачам развития слухового восприятия ученика на конкретном этапе.
Содержанием фонетической зарядки может быть любая сторона устной речи: работа над звуками, голосом, речевым дыханием, словесным и логическим ударением, нормами орфоэпии, темпом речи, интонацией. Конкретное содержание определяется программными требованиями. Кроме того, оно зависит от состояния устной речи данного класса в целом и от индивидуальных особенностей произношения каждого учащегося.
Продолжительность зарядки не должна превышать 3 – 4 минут. При этом должна быть обеспечена смена видов работ и видов речевой деятельности учащихся.
При оформлении фонетической зарядки используется прием разложения слов, представляющих определенные произносительные трудности для ученика
(звук – слог – слово – словосочетание – фраза ).
Существует достаточно большое разнообразие видов работ с различным речевым материалом при выполнении с фонетической зарядкой. Приведем некоторые из них:
чтение слогов;
составление слогов из данных звуков (работа со слоговыми таблицами);
дополнение слогов до слова;
чтение слов (с разложением на части или без разложения);
составление слов из данных слогов;
сопоставление слов;
классификация слов (в процессе дифференциации);
называние картинок;
придумывание слов с данным звуком (на данный звук);
называние слов с определенным звуком с опорой на сюжетную картинку;
чтение словосочетаний;
составление словосочетаний из данных слов;
решение кроссвордов;
дополнение словосочетаний (с опорой на картинку или самостоятельно);
чтение предложений;
чтение предложений с постепенным наращиванием:
Маша пошла
пошла в школу
в школу утром
Маша пошла в школу.
Маша пошла в школу утром.
дополнение предложений (с опорой на предметную или сюжетную картинку, слова для справок, самостоятельно);
составление предложений (с данным словом, с опорой на картинку);
восстановление целостности фразы (из «рассыпного текста);
работа с подстановочными таблицами:
папа пьет яблоко
бабушка ест кофе
Вова спит суп
ответы на вопросы и т.д.
Все многообразие видов работ в конечном счете укладывается в небольшое количество видов речевой деятельности: подражание, сопряженное и отраженное проговаривание, называние картинок, чтение, рядовая речь (устойчивые сочетания типа: понедельник, вторник…, один, два, три… и т.д.), ответы на вопросы, самостоятельные высказывания.
В процессе общеобразовательных уроков, внеурочной работы педагог должен постоянно осуществлять контроль за произношением учащихся. Поскольку нет возможности уделять много внимания исправлению произносительных ошибок отдельных учащихся, педагог должен владеть приемами беглой коррекции произносительных навыков. К ним относятся:
требование сказать лучше;
показ дактильным знаком, в каком звуке допущена ошибка (в тех случаях, когда ошибка допущена в звуке, автоматизированном в произношении ученика);
показ отдельных признаков артикуляции звука:
-
моделирование кистями рук;
показ–напоминание вибрации крыльев носа или гортани;
использование элементов фонетической ритмики и т.д.
Для грамотной и эффективной организации устного общения с ребенком, имеющим нарушение слуха, необходим учет особенностей общего и речевого развития детей. Е.З. Яхнина сформулировала основные правила, которые должны соблюдать педагоги (учителя, воспитатели), а также другие слышащие взрослые и дети, вступающие в устное общение с ребенком, имеющим нарушение слуха:
-
прежде, чем говорить, необходимо убедиться в том, что ребенок смотрит на лицо собеседника;
надо говорить, повернувшись лицом к ребенку (при этом лучше спокойно сидеть или стоять, т.к. передвижения говорящего мешают восприятию речи);
лицо говорящего должно быть освещено. Нельзя говорить, стоя спиной к источнику света (окну, лампе);
говорить следует эмоционально, выразительно, в нормальном темпе, нормальным по силе голосом, не утрируя артикуляцию;
при передаче в речи различных эмоций важно использовать не только речевые интонационные средства, но и невербальные средства коммуникации (мимику, позу). Это способствует расширению у детей с нарушением слуха представлений о содержательной стороне языка, закрепляет ассоциации использования в устном общении речевой интонации и невербальных средств коммуникации;
не следует задавать ребенку с нарушением слуха вопросы типа: «Тебе понятно?». Для выяснения понимания рекомендуется попросить отреагировать на реплику собеседника (выполнить задание, ответить на вопрос и т.д.);
при организации общения с малознакомыми людьми следует попросить их говорить четко, простыми естественными фразами без лишних слов (однако сохраняя при этом естественный порядок слов);
следует постоянно побуждать глухих и слабослышащих школьников к максимальной реализации произносительных возможностей;
необходимо специально учить глухих детей тому, чтобы при затруднении в общении (понимании воспринятого) они не стеснялись просить повторить сказанное.
Проведение специальной образовательной и коррекционной работы
с детьми младшего школьного возраста с нарушением слуха должна строиться на:
1 Создание доброжелательной обстановки воспитание адекватного отношения к окружающим, правильного поведения в коллективе, а также развитие нравственных этических представлений детей – важнейшие задачи работы воспитателя.
2 Фиксации на успехах не только мотивирует ребенка к дальнейшей деятельности, но и способствует появлению уверенности в своих силах.
3 При обучении детей с нарушением слуха максимально учитываются индивидуальные особенности и возможности.
4 Формирование и развитие речи должно проходить в тесной взаимосвязи с развитием психических процессов: внимания, способности к осознанному подражанию, восприятия, памяти, мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения.
Сергей Владимирович
Приходько Ольга Сергеевна
Романова Наталья
Приходько Ольга Сергеевна
Олег Владимирович
Приходько Ольга Сергеевна