Статья «Организация выполнения итогового индивидуального проекта в 10–11 классах»
«Организация выполнения итогового индивидуального проекта
в 10-11 классах»
Слайд 2 «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь,
но ради бога, размышляйте,
и хотя и криво, да сами».
Философ Лессинг
Метод проектов – система обучения, при которой старшеклассники приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий – проектов.
Слайд 3. Этот метод способствует формированию критического и творческого мышления учащихся, умению работать с информацией, что в полной мере отвечает основной задаче современной школы – воспитанию социально активной личности, способной к самоутверждению и самосовершенствованию.
Сегодня метод проектов успешно развивается и приобретает все большую популярность за счет рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем. Прежде всего, для самооценки учащегося. «Я знаю, для чего мне надо все, что я познаю. Я знаю, где и как я могу это применить» – вот основной тезис современного понимания метода проектов. Итоговый проект дает возможность научиться чему-то новому, продвинуться на шаг в своем развитии.
Уже много лет мои ученики принимают участие в учебно- исследовательской и проектной деятельности, организованной нашей школой и представляют свои проекты не только на школьных и муниципальных научно-практических конференциях, но и на региональных и федеральных уровнях.
Слайд 4.
Например, на региональной научно-практической конференции школьников г. Воронежа и Воронежской области «От любви к природе к культуре природопользования» проводимой Воронежским государственным педагогическим университетом.
Шесть лет подряд мои ученики защищают свои проекты на конференциях научного общества учащихся проводимым Воронежским государственным университетом на факультете географии, геоэкологии и туризма.
Принимаем участие в Конкурсе Общественная премия «Золотой лев», который проводит Воронежский институт высоких технологий. Также в областном (в рамках Всероссийского) конкурса «Моя малая Родина: природа, культура, этнос»
Также Всероссийский интернет-конкурс. Фестиваль педагогического творчества и многих других конкурсах. И как результат, имеют дипломы 1, 2, 3 степени и почетные грамоты. Не буду перечислять все.
Сегодня я хотела бы поделиться опытом подготовки к итоговому индивидуальному проекту в 10-11 классах. Для меня эта работа не вызвала особых затруднений, так как проектной деятельностью с учащимися я занимаюсь много лет, но есть свои небольшие нюансы.
Анализируя результаты своей многолетней работы, могу с уверенностью сказать, что только вера взрослых в силы ребенка способна сделать из него творца.
Слайд 5.
К 10 классу большинство обучающихся уже могут самостоятельно работать над всеми этапами проекта. Роль руководителя проекта здесь – консультант, вдохновитель. Основная задача учителя заключается в контроле за соблюдением временных рамок прохождения этапов проекта, оказание консультационной помощи при выборе методов исследования, разработке плана, отборе и оценивании материала.
Все ученики, выбравшие мой профиль, самостоятельно выбирали тему. При этом выбор темы предполагал сразу и степень трудности проекта. Хочется сделать многое, а начинаешь думать о том, как реализовать идею и понимаешь, что не хватает либо знаний, либо умений на качественный продукт.
Работать с мотивированными обучающимися интересно, но не всегда просто. Они как, правила, берут сложные, для разработки темы, стараются проникнуть в сущность изучаемых явлений, при этом задают иногда сложные вопросы. Их темп работы над проектом достаточно высок. Как правило, они стремятся закончить работу за один год.
Вот и в прошлом учебном году с наиболее активными старшеклассниками мы постарались закончить работу до ежегодной конференции научного общества учащихся, проводимой Воронежским государственным университетом.
Слайд 6.
Было представлено два итоговых индивидуальных проекта: Ишкова Ксения «Нефтяная промышленность России на фоне мировых тенденций» и Чеботарева Алина «Организация детских праздников». Хочется отметить, что Чеботарева представила свой проект как на географическом отделении так и экономическом. Мои ученицы достойно представили свои проекты, за которые получили дипломы. На экономическом факультете Алине аплодировали. Было очень приятно!
Однако более подробно я хотела бы остановиться на другом контингенте обучающихся. Не секрет, что есть и не слишком заинтересованные ученики, которым помощь понадобилась уже на этапе выбора темы проектной работы. Затруднения возникли у многих уже в самом начале работы над проектом. Некоторые обучающиеся показали полное неумение самостоятельно организовать свою проектную деятельность.
Роль учителя здесь помочь подобрать посильный тип проекта и тему, которая учитывала личные особенности учащегося и помогала ему сдвинуться с нулевой точки. В этом случае необходима тщательная проработка начального этапа – написания введения, чтобы дети четко осознали цель работы, проблемы, которую они должны решить, определили комплекс задач, необходимых для достижения цели и определились с методами работы. Отдельно необходимо остановиться на составлении плана работы, который в этом случае должен быть максимально подробным. При работе с такими обучающимися требуется постоянный контроль на каждом этапе проекта. После первых полученных результатов, работа заинтересовывала учеников, и на консультации можно было уже обсуждать вопросы улучшения качества обработки собранного материала, его систематизации, исправления ошибок по проекту.
Столкнулась с таким явлением: на этапе реализации и завершения проекта несколько человек теряли интерес к дальнейшей работе, поскольку задуманное не удавалось реализовать по первоначальному плану. Здесь приходилось вникать в причины отклонения от задуманного, помогать искать пути решения поставленных задач с помощью других методов.
Слайд 7.
Задала ребятам вопрос: «Чему удалось научиться в ходе работы над проектом?»,
они дали следующие ответы:
- «распределять правильно время»;
- «анализировать собственные действия»;
- «рассматривать тему с разных точек зрения»;
- «доделывать все до конца»;
- «презентовать результаты своего труда»;
- «достигать поставленной цели».
Я считаю, что представленный опыт взаимодействия «школа-вуз» в организации совместной проектной деятельности оказывает положительное влияние на всех участников. Для педагогов — это профессиональное совершенствование, а для обучающихся — профессиональное и личностное самоопределение, формирование проектных и исследовательских компетенций и интегративных личностных качеств.
Хочется дать совет учителям, которые работают со старшеклассниками над итоговым индивидуальным проектом.
Во-первых, нужно не затягивать с выбором темы проекта и прохождением основных этапов работы. Чем быстрее сделается, тем больше будет времени на его корректировку, у ученика появится уверенность в успешности сдачи.
Во-вторых, правильно выбранная тема - залог успешной сдачи проекта. Если тема проекта, нравится, ученику, ему интересно раскрывать её, то можно не сомневаться - у него все получится.
На сегодняшнее время ребятам удалось раскрыть темы своих проектов, они подошли к этому вопросу ответственно, серьезно и проекты глубокие, остались небольшие нюансы.
Слайд 8. Полученные знания и навыки работы над проектом, безусловно, пригодится им во время учебы в ВУЗе.
Важно, чтоб все выпускники были эмоционально готовы к защите, кого-то надо успокаивать, кого-то надо встряхнуть, чтобы были готовы к ответам на заданные вопросы.
Я считаю, что проектная технология не только повышает качество знаний, но и культуру общения молодых людей, развивает личность ученика, формирует у него навык критического мышления, что, безусловно, важно в будущей адаптации наших выпускников в жизни.
Они выдут из стен школы уверенными в своих силах, получившие навык проектной деятельности, что, безусловно, обогатит их социальный опыт. А, значит, школа выполнит свою основную задачу – не только образование, но и воспитание подрастающего поколения, а также его социализации.
Презентация к тексту: "Организация индивидуального проекта"
PPT / 3.03 Мб
Кирилл Александрович Ш.
Ковалева Галина Валентиновна
Галина Меркулова
Ковалева Галина Валентиновна