Проектно-исследовательская деятельность прочно вписалась в практику работы нашей школы. Напомним, что учебный проект - это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность обучающихся-партнеров, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.
В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия «проект», его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей или взрослых студентов самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.
Проектно-исследовательская деятельность - образовательная технология, предполагающая решение обучающимися исследовательской, творческой задачи под руководством специалиста, в ходе чего реализуется научный метод познания (вне зависимости от области исследования). В основе данного вида деятельности лежит развитие познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие их критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему.
Меняются цели и задачи, стоящие перед современным образованием. С введением новых ФГОС акцент переносится с «усвоения знаний» на формирование «компетентности», происходит переориентация системы образования на личностно-ориентированный (гуманистический) подход. Педагоги при правильной организации проектно-исследовательской деятельности смогут создать условия для интеллектуального, творческого, личностного развития обучающихся, которые направлены на создание у детей качественно новых ценностей на основе самостоятельного приобретения новых знаний, умений и навыков, значимых для них на данном этапе развития. Обучающиеся, осознающие свою способность приобретать новые знания и умения, самостоятельно и продуктивно расширять свой кругозор, переходят на принципиально иной уровень учебной мотивации, приобретают более высокий статус в школьной среде.
Так, основной целью проектно-исследовательской деятельности сегодня является формирование ключевых компетенций, представляющих собой комплекс знаний, умений, способов деятельности, ценностных отношений, а также готовность мобилизовать и реализовать их при необходимости. В свою очередь, развитие компетенций успешно осуществляется при условии включения обучающихся в проектную деятельность самых разных видов: исследовательскую, творческую, информационную, практико-ориентированную.
Цели:
Достижение положительной динамики развития профессиональной компетентности педагогов в результате участия ими в проектно-исследовательской деятельности;
Развитие самостоятельного мышления обучающихся, позитивной адаптации и интеграции в современном мире посредством привлечение их педагогами к проектно-исследовательской деятельности;
Повышение педагогической культуры родителей в вопросах исследовательской и проектной деятельности обучающихся.
Задачи:
Совершенствование и развитие научного творчества и инициативы;
Изучение и использование педагогами технологии проектно-исследовательской деятельности;
Привитие практических навыков поиска, изучения и анализа информации;
Изучение основ научного познания и исследовательских методов;
Повышение эффективности педагогического процесса на основе инновационного опыта по вопросам проектно-исследовательской деятельности; интереса к проектной деятельности;
Формирование логического и аналитического мышления.
Использование личностно-ориентированного подхода в учебно-воспитательном процессе, создание педагогами и родителями позитивной обстановки, в результате которой у обучающихся воспитывается самостоятельность и трудолюбие.
За много лет существования школы у нас сложился творческий педагогический коллектив. У нас давно и в системе используется такая форма работы с обучающимися как проектно-исследовательская в рамках как одного, так и нескольких учебных предметов, а также во внеучебной деятельности.
Для достижения поставленных целей мы располагаем достаточной материально-технической базой. В школе два оборудованных современной техникой компьютерных класса. Компьютеры объединены в локальную сеть. Во многих учебных кабинетах установлены компьютеры, мультимедийные проекторы. Практически полностью укомплектованы учебным оборудованием кабинеты химии, физики, биологии.
С целью развития проектно-исследовательской деятельности в нашей школе каждый год проводится научно – практическая конференция обучающихся «День Науки и Творчества».
Участниками конференции являются обучающиеся 1-11 классов ОУ, их научные руководители, учителя, педагоги дополнительного образования.
Решение о представлении работ на конференцию принимается на заседании школьного Методического совета. Количество представляемых на конференцию работ не ограничивается.
На конференции демонстрируются лучшие достижения обучающихся и педагогов, их опыт работы по организации учебной, научно-исследовательской, проектной деятельности.
Педагоги школы уверены, что каждый ребенок талантлив. Мы стараемся раскрыть способности каждого обучающегося. Так в этом учебном году на конкурсе проектных работ: «Люди искусства» Уильям Тёрнер был отмечен доклад Порошиной Ангелины обучающейся 7А класса.
Значительным достижением стало успешное участие обучающихся 10 класса, в Международном конкурсе проектов по математике. Искаков Азамат занял 1 место, а Перевязкин Юра, Неверов Даниил, Джалледенов Дамир Заняли 2 место руководитель Амирова Ф.С. Черняева Т. и Курмангалиева А. обучающиеся 9 б класса приляли участие в муниципальном конкурсе проектных работ «Художники Великобритании» руководитель Перевязкина В.Н. Дюсенбаева Д. обучающаяся 4а заняла 2 место в муниципальной конференции «Семейные ценности в современном обществе» руководитель Соколова И.А. В муниципальном конкурсе «Люблю природу русскую», в номинации «Наши птицы» обучающиеся 6 б класса заняли 2 место руководитель Землянова С.А.
26 сентября обучающиеся 3 в класса (классный руководитель Ким Лариса Александровна), и обучающийся 5в класса Кондрашов Владислав совершили поездку в г. Саратов. Там в торжественной обстановке ребятам были вручены Дипломы I степени за участие в областном фестивале конкурсе детского кино «Киновертикаль». 6 ноября 2014г. в МАОУ «Лицей №3 им. А.С.Пушкина» г. Саратова прошел II региональный конкурс социальных проектов обучающихся "Я - Лидер". В номинации "Социальные партнеры" обучающаяся 10 класса Мулекаева Эльмира (руководитель: Грищенкова Н.А.) заняла III место. |
В VII Международном филологический мегапроекте «Детская книга: прошлое и современность»/номинация «Конкурс эссе» обучающиеся 10 класса Леденева О. , Мулекаева Э., Ескалиева А. под руководством Грицковой Е.П. заняли 1 место.
Наши обучающиеся - активные участники Интернет-конференций, форумов, акций, конкурсов.
№ | Конкурс | Уровень | Участники | Результат | ||
Педагогический работник | Обучающиеся Ф.И. ,класс | |||||
1. | Конкурс проектных работ: «Люди искусства» Уильям Тёрнер. | Муниципальный | Соколова Т.В. | Порошина Ангелина 7А | ||
2. | Районный дистанционный конкурс творческих работ обучающихся по математике « Математический калейдоскоп» | Районный | Семенова Н.Г. Амирова Ф.С. | Камиристова Олеся 6 б Рагулина Ангелина 6б БекежановаАйнара 6б 1.Сематкин М., 5а 2.Блохин А., 5а 3.Дубовицкая Д.,5а 4.Жумагулов Е.,5а 5.Салыгин А.,5а 6.Джардемова А..5а 7. Уразаева А., 8. ВоронинаД. 9. Амиров А., 10. Гибашева Р. | ||
3. | Конкурс проектных работ «Художники Великобритании». | муниципальн. | Перевязкина В.Н. | Черняева Т. 9б Курмангалиева А. 9б | ||
4. | Конкурс проектно-исследовательских работ | муниципальн. | Перевязкина В.Н. | Гридина Т. 9б Жалпакова А.9б | ||
5. | «Тайны природы, В мире животных» | муниципальный | Соколова И.А. | Мулдагалиева А.3б Ашакова Л.3б Ибатулина М. Рахметова С.3б | 3место 1 место | |
6. | Конкурс «Люблю природу русскую», в номинации «Наши птицы» | Муниципальный конкурс | Землянова С.А. | Обучающиеся 6 «Б» класса | Грамота, 2 место | |
7. | Первый областной фестиваль-конкурс детского кино «Киновертикаль» | региональный | Ким Л.А. | Амангалиев Д 3в Ахметжанова А.3в Мендалиев А.3в Тхай А.3в | 1 место | |
8. | VII Международный филологический мегапроект «Детская книга: прошлое и современность» | международный | Грицкова Е.П. | Ескалиева Аида Леденева Ольга Мулекаева Эльмира | 1место | |
9. | VII Международный филологический мегапроект «Детская книга: прошлое и современность»/номинация «Конкурс рецензий»/ | международный | Грицкова Е.П. | Леденева Ольга | 3 место | |
10. | VII Международный филологический мегапроект «Детская книга: прошлое и современность»/номинация «Конкурс презентаций»/ | международный | Грицкова Е.П. | Виноградова Юлия | 3 место |
Одно из направлений проектной деятельности в школе - формирование здорового образа жизни подростков. Вот некоторые из реализованных проектов: «Секреты качества колбасы», «Меню для школьной столовой», «Что скрывается за процессом копчения», «Опасная чистота», «Питьевая вода» и т.д.
С целью оценки развития проектно-исследовательской деятельности обучающихся в 2014-2015 учебном году был проведен мониторинг, который показал, что метод проектно-исследовательской деятельности применяется и даёт положительные результаты.
В ходе подготовки исследования было выделено 4 формы организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся:
- участие в конференциях различных уровней;
- участие в конкурсах и фестивалях;
- участие в творческих проблемных семинарах;
- участие в заседаниях круглых столов.
Педагогические работники МБОУ СОШ №1 также принимают участие в различных конференциях, фестивалях, конкурсах и в педагогических проектах.
№ | Конкурс/конференция | Уровень | Участники | Результат |
1. | Научно-практическая конференция учителей географии по теме «Современный урок с позиции формирования УУД» | Муниципальный | Казиева Р. М. | Диплом 1 степени |
2. | Межрегиональная научно-методическая конференция «Актуальные вопросы естественнонаучного образования» | Региональный | Хамитова Г.М. | Сертификат участия |
3. | Научно-практическая конференция учителей географии по теме «Современный урок с позиции формирования УУД» | Муниципальный | Казиева Роза Макатовна | Диплом 1 степени |
4. | Онлайн семинар Д.Д.Гущина для учителей математики «ЕГЭ – 2015. Особенности. Сложности. Подготовка»; | Всероссийский | Учитель математики Амирова Ф.С. | Участие |
5. | «Всероссийский Интернет-урок «Безопасность детей в Интернете»: принципы, методы и формы организации» | Всероссийский вебинаре-тренинг | Учитель математики Амирова Ф.С. | Участие |
6. | Конкурс исследовательских проектов «Художники Великобритании». | Муниципальн. | Перевязкина В.Н. | |
7. | Конференция «Дополнительное образование: традиции и инновации», номинация «Лучшая методическая разработка внеурочного занятия». | Муниципальн. | Перевязкина В.Н. | Свидетельство участника. |
8. | Конференция «Дополнительное образование: традиции и инновации» | Муниципальный | Соколова И.А. | Участие |
9. | Муниципальная конференция «Дополнительное образование: традиции и инновации» доклад-выступление по теме «Современные информационные технологии в системе дополнительного образования» | Муниципальный | Гуреева Е.А. | Сертификат участия |
10. | Педагогическая видеоконференция «Современный урок в условиях введения ФГОС» | Всероссийский | Гуреева Е.А. | Диплом участия |
11. | «Лучший проект озеленения пришкольной площадки» | Областной конкурс | Землянова С.А. | Призер |
12. | «Учитель здоровья России 2014» | муниципальный | Гуева О.Ф. | 3 место |
13. | VII Международный филологический мегапроект «Детская книга: прошлое и современность»/номинация «Конкурс уроков»/ | Международный | Грицкова Е.П. | 3 место |
14. | Межрегиональный сетевой конкурс «А.С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов – светлые гении»/педагогическая мастерская/ | Всероссийский | Грицкова Е.П. | Лауреат |
15. | Межрегиональный конкурс-тренинг «Мастер-класс учителей-словесников по использованию технологии развития критического мышления через чтение и письмо» | Всероссийский | Грицкова Е.П. | Сертификат |
16. | II межрегиональный конкурс рабочих программ и сценариев урока «ФГОС в действии» /рабочие программы/ | Всероссийский | Грицкова Е.П. | 27.12.2014 |
17. | Проект: Источник знаний | Всероссийский | Агафонов А.П. | Грамота |
Достигнутые результаты показывают, что через технологию организации проектно-исследовательской деятельности можно создать условия для самореализации обучающихся и педагогов, осуществления сотрудничества на равных, когда вместо традиционного «учитель-ученик» появляется «исследователь-исследователь».
Подводя итоги, можно отметить, что выбор форм организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся и педагогов , в целом, определялся спецификой профиля. Так, например, форма участия в конференциях различных уровней оказалась более востребованной потому, что позволила привлечь большое количество участников, способствовала обмену опытом между ними, освещению основных направлений работы образовательного учреждения в сфере исследовательской деятельности. Форма участия в конкурсах и фестивалях предполагает работу с ограниченным числом учащихся, которые показывают наилучшие результаты в обучении. В то же время данная форма организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся, по сравнению с другими, дает уникальный шанс будущему специалисту увидеть реальный уровень полученных знаний и навыков, стимулирует к дальнейшему профессиональному и личностному росту.
Таким образом, диагностика выбора форм проектно-исследовательской деятельности обучающихся и педагогов в 2014-2015 учебном году обнаруживает положительные результаты, стремление к повышению профессионального мастерства и совершенствованию