Статья «Организация работы с одарёнными детьми на уроках биологии» (10–11 класс)

0
0
Материал опубликован 8 May 2019

Организация работы с одарёнными детьми на уроках биологии 

                                                                    Учитель Старокожева Алла Ивановна

В современных условиях очень важно быть успешным каждому человеку, не менее важно быть успешной, конкурентоспособной нашей стране. В последнее время правительство РФ стало поворачиваться в сторону науки, стало понимать, что без развития биологии, в частности генетики и селекции, Россия отстает от других развитых держав на десятилетия. Для развития биологических наук необходимы кадры, а начинаем воспитывать эти кадры мы - учителя биологии в школе. Среди сотен учеников мы находим одаренных, нестандартно мыслящих, влюбленных в биологию ребят.

Я работаю в школе более 25 лет. В первые годы своей педагогической деятельности при подготовке к олимпиадам я удивлялась: «Откуда ребенок может знать столько информации, которой нет в учебнике?». Постепенно я стала сама изучать глубины биологии, накапливать дополнительный материал. Около 15 лет назад начала активно заниматься с детьми, которые хотели добиться успеха в области биологии. Моя ученица Ерина Надежда обратилась ко мне за помощью при подготовке к заочной олимпиаде СКФУ. Вместе с Надей мы просиживали в читальном зале дома культуры долгое время, по крупицам выискивая нужные знания. Тогда ресурсами интернета мы не могли воспользоваться, в то время как сейчас с легкостью можно найти любую информацию на сайтах. Мы с Надей были единомышленниками, вместе познавали тонкости биологии. Когда Наде пришло приглашение на очный тур олимпиады СКФУ, я была очень рада. Еще больше радости было, когда оказалось, что Ерина Надежда вошла в тройку призеров на очном туре олимпиады. Она решила свою жизнь связать с биологией, поступила в СКФУ на факультет медицинской биохимии. Сейчас заканчивает работу над кандидатской диссертацией, преподает в Ставропольском государственном медицинском университете. До сих пор мы поддерживаем дружеские отношения, став коллегами.

На мой взгляд, главная задача учителя при работе с одаренными детьми заключается в том, чтобы создать условия, в которых ученик мог бы проявить себя и дать ребенку возможность развить свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учётом индивидуальных возможностей и склонностей. В своей работе с одаренными детьми я ставлю целью развитие у них познавательного и творческого интереса к исследовательской деятельности, склонности к выполнению сложных проблемных и биологических заданий, системного мышления, способности мыслить творчески, а также воспитать в них уверенность в своих силах. Для достижения поставленной цели я решаю задачи по выявлению одаренных детей, развитию творческих способностей и гибкости мышления, использованию индивидуального подхода к каждому ребенку.

Начиная с 6 класса, когда дети приходят на мои уроки биологии, я начинаю включать в работу задачи, требующие нестандартного решения, ставлю перед ребятами проблемные вопросы. Наблюдаю, как ребята справляются с задачей. Если ученик старается только ради хорошей оценки, то он меня не интересует. А если ребенок делает для себя открытие, начинает мыслить и его пытливый ум требует новых задач, то это мой единомышленник. С такими ребятами мы переходим на другой уровень общения. Многим из них я предлагаю поработать над научной темой и выступить на научно-практической конференции школьников. Есть ребята, которые сами приходят и предлагают тему для исследования. Бывают спонтанные всплески. Однажды, на уроке я обратила внимание на необычайной формы козелок на ухе ученика. Произнесла, что хотела бы исследовать рудименты, атавизмы, различные отклонения, мутации на теле у ребят школы. Тут на меня посыпался град информации: «У меня есть третий сосок», «А в параллельном классе у девочки по четыре пальца на руках», «У моего папы и у меня на ногах сросшиеся пальцы с перепонкой», «У дедушки лишние позвонки». И тут же девочка предложила дать эту тему для исследования именно ей. В другой раз при изучении признаков, сцепленных с полом, я предложила ребятам тест на определение дальтонизма. Выяснилось, что Чижов Никита не различает оттенки красного и зеленого цвета. При выяснении наследования дальтонизма по его родословной оказалось, что его дед по материнской линии не различал не только красный и зеленый цвет, но синий, что встречается гораздо реже. Хмыров Андрей исследовал свою родословную на наличие альбинизма, так как из его трех троюродных братьев, двое являются альбиносами. Эта научная работа получила диплом второй степени на районной научно-практической конференции «Первые шаги в науку».

Если совпадает мое желание дать знания и желание ребят получать знания не только от меня, но и самостоятельно их добывать, то в таком тандеме мы добиваемся хороших успехов на олимпиадах разных уровней и научных конференциях. Рубцов Александр, Старокожева Анастасия, Баранов Олег – это те звезды, ради которых я перелопачиваю огромное количество литературы по подготовке к олимпиадам. Эти ребята показывают отличные результаты не только на районном, но и на региональном уровне.

Для работы с одаренными детьми я использую на уроках и во внеурочное время задания разного характера. Например, задания на развитие логического мышления.

Выстраивание таксонов в классификации растений и животных от частного к общему: вид – род – семейство – отряд – класс – тип – царство (тигр уссурийский – пантера – кошачьи – хищные – млекопитающие – хордовые – животные).

Нахождение обобщающего понятия к данным видовым. Например, артерии, вены, капилляры – это сосуды. Одуванчик, подсолнечник, астра – семейство сложноцветные.

«Перевод с русского на русский» - пословицы, переведенные на язык биологических терминов необходимо перевести в традиционную форму. Это развивает у детей образное мышление. Например, такая пословица «Сколько волка не корми, он все равно в лес смотрит» в переводе звучит так: «Сколько это млекопитающее не снабжай питательными веществами, оно все равно смотрит в растительное сообщество». Перевести название животного из шутливого в традиционное: бабочка из шкафа – моль, птица-кашевар – сорока.

Задания на развития творческого мышления. Например, придумать, нарисовать рисунок-иллюстрацию к изучаемой теме урока или создать презентацию, собрать и оформить коллекцию насекомых, провести самостоятельно исследование в виде эксперимента по заданному алгоритму. Хочу сказать, что наибольший интерес и творчество ребята проявляют при составлении собственных заданий, таких как составить текст с ошибками, придумать загадки, кроссворды. Эти задания подразумевают немалые усилия со стороны ребят, они вызывают у них чувство удовлетворения и гордости за самого себя.

Задания на определение и восстановление линейной логической связи между написанными в определенном порядке словами или действиями. Например, построить логическую цепочку из понятий: выделительная система, почка, нефрон, капсула, извитые канальцы, собирательная трубка. Вставить в текст слова. Например, неклеточные формы жизни – это _______. Они имеют очень простое строение: молекула _______ и вокруг нее белковая оболочка - ________. Тем не менее они считаются живыми организмами, так как обладают _________.

К заданиям на развитие творческого мышления я также отношу такие задания, как «У тебя есть машина времени. Переместись во времена господства динозавров. Расскажи, что ты видишь?», или «Ты стал размером меньше горошины. Соверши путешествие по пищеварительному тракту человека и расскажи о судьбе бутерброда», или «Ты ядро клетки. Как ты устроено и какие функции выполняешь?»

В работе с одаренными детьми я использую задания на нахождение ошибок в тексте. Например: «Лишайники относятся к царству растений. В состав лишайника входят многоклеточные водоросли. Кустистые лишайники первыми заселяют голые скалы». Более высокой ступенью эрудиции я считаю создание заданий с ошибками самими учениками. Когда я даю такие задания детям на дом, сразу видно, кто подошел к этому заданию механически, а кто создал шедевр.

При решении биологических задач на выдвижение гипотезы и ее защиты, мне очень нравится задание на доказательство того, что сосуды, которые мы видим под кожей являются венами. Многие ребята встают в ступор. Некоторые начинают давить на руку в области запястья и видят, что сосуды со стороны кисти набухают. Делают вывод о том, что это вены, зная, что кровь по венам идет от периферии к сердцу. Другие ребята рассуждают логически. Капилляры – самые мелкие сосуды, артерии пульсируют, а те сосуды, которые просвечиваются под кожей не пульсируют, и не являются самыми мелкими, значит это вены.

Открытые творческие задания по биологии я применяю на викторинах. Например, во Второй мировой войне дальтоников не брали в летчики на службу в ВВС США, но в 1941 году все поменялось: им стали отдавать предпочтение. От чего эти перемены? Оказывается дальтоники лучше видят замаскированные объекты. Почему укроп, салат, щавель лучше срывать не утром, а вечером? Человек употребляет в пищу листья этих растений. Органические вещества образуются во время фотосинтеза в течение дня. К вечеру они накапливаются в листьях и еще не успевают поступить в другие части растения. Какие животные строят острова? Это коралловые полипы, острова атоллы. Кто трижды родится прежде, чем повзрослеть? Это насекомые с полным превращением, например, бабочки, жуки, мухи.

Ребята с развитым творческим мышлением любят шарады. Например, первая часть слова: то, чего больше у толстых людей. Вторая часть слова: так объясняется собака. Ответ: жираф. Первая часть слова: Божье наказание, вторая часть слова созвучна глаголу, означающему движение колеса. Ответ: каракатица.

В игре «Угадай-ка» нужно отгадать слово, ответив на вопрос. В таблице уже даны несколько букв, необходимо вписать недостающие. Например, такое задание. Отверстие в сосудистой оболочке глаза человека.

з

 

а

 

о

 

Ответ: зрачок.

Гормон поджелудочной железы.

 

 

с

 

 

и

 

Ответ: инсулин.

В нашей гимназии одаренные ребята получают поощрения в виде денежной премии, их фотографии находятся на стенде «Гордость нашей школы», им вручают грамоты на линейке перед всеми ребятами.

В своей работе я разрабатываю систему поиска и поддержки талантливых детей, привлекаю их к выполнению творческих заданий на уроке, вовлекаю их во внеурочную деятельность, готовлю к научно-практической конференции, участию в олимпиадах, к успешной сдаче экзаменов по биологии в 9 и 11 классах.

Результатом моей работы в этом направлении за последние 3 года стали первые и призовые места ребят на муниципальной научно-практической конференции «Первые шаги в науку». (Хмыров Андрей с работой «Альбинизм в моей родословной», «Наследование цвета глаз и дальтонизма у человека», Рубцов Александр с работой «Исследование близнецов и двойняшек», Старокожева Анастасия «Графология и выбор профессии», Сухотько Анна «Физиогномика ушей и характер человека», Сарванян Кристина «Проблемы хронического недосыпания», Рябинина Настя «Биология Ахатины». Рябинина Анастасия с этой работой заняла 3 место на краевой научно-практической конференции).

На муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников мои ученики регулярно занимают призовые места. Особенно результативным был 2015 год. Среди 11, 10, 9 и 8 классов мои ученики заняли первые места, кроме этого еще 9 ребят заняли призовые места.

На региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников Старокожева Анастасия в 10 классе в 2015 году заняла 2 место, Рубцов Александр в 9 классе в 2015 году имел 6 результат, а 10 классе в 2016 году был на четверном месте. Баранов Олег в 2016 году на региональной метапредметной олимпиаде школы «Поиск» занял второе место.

В 2016 году мои учащиеся, сдававшие ЕГЭ по биологии получили баллы выше среднего по Петровскому району 100%. Старокожева Анастасия сдала на 95 баллов ЕГЭ по биологии, Павлова Алина на 85 баллов. Девятиклассники сдали ГИА со следующим результатом 79% выше среднего по району.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.