Организованная образовательная деятельность в подготовительной группе «Играем и считаем» в рамках темы «Мы летим в космос»
Организованная образовательная деятельность в подготовительной группе
«Играем и считаем»
в рамках темы «Мы летим в космос»
Воспитатель: Баранова Анастасия Андреевна
Цель - закрепить с детьми характерные признаки весны, закрепить порядковый счет и умение называть последующее и предыдущее число.
Задачи:
Обучающиие:
- закрепить знания о весенних месяцах и других временах года;
- закрепить счёт от 1 до 10;
- закрепить умение сравнивать числа между собой;
- закрепить умение составлять математические рассказы;
Развивающие:
- способствовать формированию мыслительных операций и развитию речи;
- развивать логическое мышление, сообразительность, воображение.
Воспитывающие:
- воспитывать интерес к математическим занятиям;
- воспитывать усидчивость, умение слушать.
Методы обучения: наглядный, практический, частично-поисковый.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, в малых группах.
Материалы и оборудование: компьютер, проектор, презентация, числовые карточки и цифры, картинки с весенними месяцами и другими временами года, конверт со сказкой, круг желтого цвета, лучики с заданиями, мяч, рабочие тетради, простые карандаши.
Ход занятия.
В круг широкий вижу я
Встали все мои друзья,
Мы сейчас пойдём направо,
А теперь пойдём налево,
В центре круга соберемся
И на место все вернёмся.
(Воспитатель показывает коробку, в которой лежит книга)
- Ребята, у меня для вас сюрприз. Как вы думаете, что внутри? (Дети высказывают свои предположения) Давайте посмотрим. (книга «Времена года»)
- Присаживайтесь на ковер, я расскажу вам одну историю.
(Воспитатель начинает рассказ)
«Далеко-далеко, высоко-высоко в удивительном воздушном дворце живут поживают Круглый год и его 4 дочери (Ребята, а вы догадались, что за 4 дочери у Года?). Дочерей звали Зима, Весна, Лето и Осень. Они совсем не похожи друг на друга. Что бы дочери не грустили, отец отпускает их на Землю погулять. Первой идёт Зима.
- Ребята, а кто пойдёт второй? (Второй пойдёт Весна.)
- Кто пойдет третьим? (Третьим наступит лето)
- Кто замыкает год? (Год замыкает Осень.) Какой она будет по счету? (Осень будет четвертой). (На доску по мере чтения выставляются картинки времен года)?????
- Ребята, какое сейчас время года? (Весна). У весны есть лучший друг. Хотите узнать кто? Чтобы получить подсказку, нужно выполнить правильно задания.
- Предлагаю вам поиграть в игру «Времена года». Возьмите по одной карточке, определите на ней время года и подойдите к соответствующему символу.
(На полу разложены 4 обруча, рядом стоят маленькие конусы на которых простым карандашом нарисованы символы: снежинка, сосулька, цветок, дождик)
- Ребята, почему вы подошли к этому символу? (Ответ: потому что у нас на карточках время года «зима», а снежинка – это символ зимы)
- Почему вы выбрали этот символ? (У нас на символе дождь, это Осень). Назовите признаки осени. (Осенью опадают листья, люди собирают урожай, птицы улетают в теплые края, становится прохладно и идут дожди)
- Какое время года на ваших карточках? (Лето) По каким признакам вы догадались? (Люди купаются и загорают, цветут ромашки)
- Максим, почему ты встал к этому символу? (Подснежники появляются весной, а тающая сосулька – символ весны)
- Ребята, у меня тоже есть картинка. Подскажите мне, к какому времени года она относится? (На этой картинке изображено время года весна, потому что деревья стоят ещё без листьев, цветут подснежники, мать-и-мачеха, крокусы.)
Умницы, никто не ошибся, я в вас нисколько не сомневалась. Положите карточки в корзинку около вашего символа и подойдите ко мне (дети выстраиваются полукругом около боковой доски, перед ними стол, на котором лежат числовые карточки, на доске 2 пронумерованные весенние картинки)
- Ребята, рассмотрите на наши с Максимом картинки. На какой из них действие происходит раньше, а на какой позже? (На верхней (ПЕРВОЙ) картинке действие происходит раньше, так как еще лежит снег, нет травы и цветов)
- Какой весенний месяц изображён на верхней картинке? (Март) Докажите? (В марте начинает таять снег, бегут ручьи)
- Какой месяц весны изображён на нижней (Второй) картинке? (Апрель) Объясните почему. (В апреле снег уже растаял, на улице тепло, но листья на деревьях ещё не распустились, в апреле появляются первые цветы)
- Назовите весенние месяцы по порядку (дети говорят хором, вполголоса: Март, апрель, май)
- Посмотрите на нижнюю картинку, придумайте вопросы со словом «Сколько?» и выберите того, кто на ваш вопрос будет отвечать.
(Дети придумывают вопрос, называют кто будет отвечать на вопрос, пересчитывают количество, выбирают и прикрепляют нужную числовую карточку под картинками дома, цветка, бабочки. Н-р: Сколько домов на картинке? На картинке 6 домов, поэтому я выбрал числовую карточку с шестью точками.)
- Сколько бабочек летает на картинке (На картинке летает … бабочек)
- Сколько цветов расступилось на картинке? (На картинке распустилось 10 цветов)
- Ребята, что вы знаете про цветок мать- и мачехи? Маленькие желтенькие, словно лучики теплого солнышка, цветы мать-и-мачехи не только радуют глаз, в этих «крошках» скрыта огромная лечебная сила. С помощью мать- и мачехи можно вылечить кашель, насморк и даже головную боль.
Предлагаю сделать зарядку, чтобы восстановить силы.
Физпауза
Всё проснулось ото сна, значит к нам пришла весна (потягивание)
Солнце греет всё теплей, на прогулку все скорей! (выбрасывание пальцев рук в стороны по кругу)
Справа - первые цветочки появились на лужочке (поворот с отведен. руки)
Слева – быстрый ручеёк с бугорка к реке потёк (поворот с отведение руки)
Мы кораблик смастерили, в ручеёк пустить решили. (соединить ладони перед грудью треугольником)! (удаление сложенных ладоней от себя)
Уплывай кораблик мой, прямо к речке голубой! (машет ладонями, прощаясь)
Вот как весело играть и в весенний день гулять! (подпрыгивание на месте)
Дышит свежестью земля, подышу «весной», и я! (вдох носом и выдох ртом)
- Ребята, чтобы выполнить следующее задание, нам нужно разбиться на пары. По какому признаку мы можем это сделать? (девочка – мальчик, с кем дружим, по цвету галстука).
- Найдите пару по цвету галстука, договоритесь кто возьмёт карточку с полосками, а кто тарелочку с материалами (геометрические фигуры, цифры и числовые карточки). Займите место на ковре перед экраном. (работа на ковре парами перед экраном телевизора)
- Рассмотрите схему. Какое действие совершили? Как вы догадались? (Васильки поставили в вазу так как стрелочки направлены к вазе)
- Составьте математический рассказ и задайте вопрос, чтобы он начинался со слов: Сколько стало? (Маша поставила сначала 3 василька в вазу, потом добавила еще семь васильков. Сколько стало васильков в вазе?)
- Положите на верхнюю полоску столько кругов, сколько цветов поставили в вазу сначала. Выкладываем слева направо. (3)
- Сколько васильков добавили? (7) Положите столько же кругов, на нижнюю полоску.
- Как узнать сколько васильков стало? (объединить круги) Посчитайте круги и положите рядом соответствующую числовую карточку. Ваня, сколько цветов стало? (Стало 10 цветов)
- Как получили число 10? (3 да 7 будет 10)
- Рассмотрим следующую схему. Сколько цветов в вазе? (На числовой карточке 10 точек, значит в вазе 10 цветов) Какое действие совершили? (подснежники убрали из вазы, так как стрелочка направлена от вазы) Давайте посчитаем сколько подснежников убрали (считают вполголоса, воспитатель показывает указкой)
- Составьте математический рассказ и задайте вопрос, чтобы он начинался со слов: сколько осталось? (В вазе было 10 подснежников, бабушка взяла 5 подснежников и подарила внучке, сколько подснежников осталось в вазе?)
- Положите на верхнюю полоску столько квадратов, сколько цветов было в вазе. (дети выкладывают 10 квадратов)
- Как узнать сколько подснежников осталось? (Нужно убрать 5 фигур, так как убрали 5 подснежников)
- Уберите 5 фигур на нижнюю полоску. Посчитайте сколько фигур осталось на верхней полоске и положите рядом числовую карточку. (Я положил числовую карточку с пятью точками, так как осталось 5 фигур)
- Максим, сколько подснежников осталось? (Осталось 5 подснежников) Сколько будет если из 10 убрать 5? (5)
- Вы отлично справились с заданием. Приберите свои рабочие места, я приглашаю вас поиграть еще в одну игру. Встаньте в круг. Передаем мяч и называем месяцы по порядку, начиная с первого зимнего месяца. Кто задерживается или говорит неправильно, убирает за спину руку (дети передают по кругу мяч и называют месяцы по порядку, игра проводится 2 раза, начинаем с разных детей)
- Я бросаю кому-то из вас мяч и задаю вопрос, вы отвечаете и возвращаете мяч.
- Какой последний месяц весны?
- Какой месяц наступит после января?
- Сначала сентябрь, потом…?
- Назовите зимние месяцы.
- Назовите первый месяц весны?
- Назови последовательно времена года?
- в каком месяце распускаются первые цветы?
- Назовите летние месяцы?
- Какой месяц был перед мартом?
- Сначала ноябрь, потом …?
- Назови второй осенний месяц.
- Вы дружно справились со всеми заданиями, поэтому я вам отдаю подсказку по которой вы сможете догадаться, кто лучший друг Весны. (Воспитатель отдает конверт с геометрическими фигурами из которых дети совместно на ковре догадываются собрать солнце.)
- Что у вас получилось? (Солнце) Ребята, как вы думаете, почему солнце лучший друг Весны? (Яркое и теплое солнышко – главная примета весны.) Чем апрель отличается от марта?
- Пройдите за столы. Давайте поможем солнышку светить еще ярче. Пользуясь линейкой, желтым карандашом проведите солнышку лучи. Не забывайте, что линейку мы прикладываем рядом с точками и придерживаем левой рукой, а правой рукой ведем линию.
(Дети работают за столами, воспитатель ходит поправляет, следит за осанкой, можно включить весеннюю классическую музыку)