Оригами, как средство развития творческого мышления и мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста
Оригами, как средство развития творческого мышления и мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста.
В дошкольном возрасте основной вид деятельности - игра. Игра особый вид обучения, в котором максимально реализуется ситуация успеха. Но это не просто обучение, это проигрывание своей будущей жизни, даже точнее было бы сказать, что игра – это способ жизни ребенка. В игре появляется качество, мы называем «естественность». Именно в игре возникает необычное состояние души. У этого состояния много названий, одно из них - вдохновение.
Игра переворачивает все наши представления о возможностях ребенка: мы знаем, что когда человек трудится он устает, игра же заставляет забыть про усталость, она не дает насыщения, а только вызывает желание играть ещё.
Вот поэтому, работая в саду комбинированного вида, в логопедической группе, я в первую очередь заинтересована в развитии мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста, поскольку она является важным фактором развития речи у детей. Ведь развитие речи и моторика рук взаимосвязаны. Чем выше двигательная активность пальцев рук, тем лучше развита речь.
Используя в своей практике такие формы работы как:
-пальчиковая гимнастика;
-физкультминутки;
-плетение;
-шнуровка;
-бисероплетение;
-выкладывание узоров мелкими предметами;
-мозаика;
-работа с пластилином;
-обводка фигур;
-рисование по точкам и клеточкам;
-дорисовывание второй половины рисунка;
- рисование по образцу.
Еще я очень люблю заниматься с детьми искусством «оригами» - ведь это превосходный способ увлечь ребенка интересным делом, которое развивает творческое мышление, фантазию, внимание, память, смекалку, а самое главное – моторику рук. Дети приобретают такие качества, как целеустремлённость, аккуратность, усидчивость, произвольность поведения.
Оригами - в переводе с японского сгибание бумаги. Оригами это загадка, которая привлекает каждого ребенка почти сказочным превращениями обыкновенного квадратика бумаги. В одном листке скрыты сотни образов: от простых корабликов и самолетиков до «волшебных» драконов, рыб, птиц и животных.
Оригами развивает способность комбинировать и пространственное мышление (в первую очередь на листе бумаги, а также « относительно себя»), чувство формы (т.к. в оригами нет возможности досконально изображать детали и фактуру).
Сейчас уже доказана связь способности ребенка совершать сложно-координированные движения пальцами с развитием интеллекта.
В оригами огромный диапазон уровней сложности, а это способствует творческому развитию ребенка. Но для творческого развития совершенно недостаточно следовать инструкциям, выполнять задания, главное- ребенок должен постоянно решать проблемы ( и простые и сложные). Но и этого недостаточно, нужно, чтобы эти проблемы развивали его.
Работая с бумагой у ребенка могут возникнуть трудности в запоминании последовательности действий. Даже при простом копировании взрослого ребенку приходится использовать пространственное представление. Если же мы подставим задачу разобрать фигурку и собрать самостоятельно из другого листа бумаги, уровень сложности вырастет многократно. Оригами уникальный способ развития моторики ещё и потому, что задействованы сразу обе руки в изготовлении поделки.
В работе с бумагой практикую три уровня сложности. Первый - когда взрослый объясняет и показывает приемы, а в трудных случаях помогает ребенку. Более высокий уровень сложности, когда прямой помощи от меня нет. Можно показать сложный элемент еще раз, дать ребенку поразмыслить над проблемой и лишь в том случае, если он после нескольких попыток не найдет выхода из создавшейся трудной ситуации, предложить разобрать и собрать сделанную вами фигурку оригами. Еще более высокий уровень, когда ставлю условие: разговаривать во время игры нельзя. Все объяснять можно только знаками, либо обходиться без объяснений; подстраивая темпы игры под ребенка и показывая приемы четко и выразительно. Такой уровень предлагаю детям 7 лет, у которых уже есть навык складывания из бумаги.
Также предлагаю переводить зрительные образы в понятия и символы. Например: «Согни квадратик бумаги книжкой». И ребенок сгибает лист пополам. Или: «Сложи конверт». «Косынка», лист сгибаем по диагонали, от угла до угла, «Домик» - два верхних угла к центру. «Ромб» - согнуть « самолётик», повторяем его с другой стороны. И все уголки квадрата сходятся в центре. Ребенок в этой игре постигает азы логического мышления. Вот поэтому, взяв в основу своей работы игры с бумагой, мы, взрослые, преследуем решение нескольких задач:
- развитие мелкой моторики рук детей;
- развитие творческого и логического мышления;
- умение ставить перед собой задачу и решать ее;
- налаживание партнерской взаимосвязи с ребенком;
- расширение кругозора воспитанников
Оригами – эта такая необычная игра, где оба играют не против, а друг за друга. Оригами - без труда выдерживает конкуренцию с любыми головоломками. По своим возможностям они значительно уступают обыкновенному квадратику бумаги. В дошкольном возрасте важно подготовить руку к письму. Хорошо развитая мелкая моторика пальцев, развитие произвольного поведения, умение выполнять задания по образцу помогает детям успешно обучаться в школе.