Урок внеклассного чтения для 2 класса «Осенние листья — тема для поэтов»
Пояснительная записка к презентации
Цель урока:
- Формировать умения правильно называть произведения, автора,жанр;
- Познакомить учащихся с произведениями разных авторов об осени;
- Учить анализировать текст, обобщать, сравнивать, делать выводы;
- Способствовать развитию речи и творческого мышления;
- Воспитывать любовь к литературе, прививать любовь к природе.
Оборудование: выставка детских рисунков об осени, выставка книг с произведениями об осени.
Раздаточный материал: карточки с заданиями для парной работы.
Наглядность: Мультимедийная презентация «Осенние листья».
Тип урока: комбинированный, тематический. Урок проверки ранее усвоенного материала и усвоение новых знаний.
Форма урока: комбинированный.
Ход урока:
I. Организационный момент. Психологический настрой.
Вижу, класс наш хоть куда.
Мы начнём урок, друзья.
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы на урок ребята
Захотели вновь прийти!
- Сегодня, ребята, мы проводим с вами урок внеклассного чтения.
- Подберите к каждой букве слова «Урок» слова, рассказывающие какими мы будем на уроке.
У: умными, успешными, усидчивыми, усердными
Р: рассудительными, радостными, решительными
О: организованными, образованными, общительными, обаятельными
К: культурными, красноречивыми, креативными.
II. Активизация. Мотивация учебной деятельности.
-Какую тему на протяжении нескольких уроков мы с вами изучали? Послушайте загадку и скажите, о чем пойдет речь на нашем уроке внеклассного чтения?
Солнцу теплому не верьте -
Впереди метели.
В золотистой круговерти
Листья полетели.
Это я пришла с дождями,
Листопадом и ветрами. (Осень)
- О каких еще приметах осени говорится в этом стихотворении? (ответы детей)
III. Сообщение темы и целей урока
- Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с осенью, ее особенностями и красотой через чтение, музыку и изобразительное искусство.
IV. Речевая разминка (слайд)
Под ногами листопад
Листья жёлтые летят.
А под листьями шуршат
Шурш, Шуршиха и Шуршонок
Папа, мама и ребёнок.
V. Работа по теме урока
Определите настроение стихотворений:
У меня букет осенний,
Разноцветный и последний.
В нем есть клена лист резной,
Лист калины расписной.
Скромненький листок осины
И алеет гроздь рябины.
Вот березки желтый листик,
И резной тысячелистник.
У дубка лист красный, яркий,
Посмотрел, и стало жарко.
Свой букетик засушу,
Осень в зиму приглашу.(слайд)
Осенние листья по ветру кружат,
Осенние листья в тревоге вопят:
"Всё гибнет, всё гибнет! Ты черен и гол,
О лес наш родимый, конец твой пришел!"
Не слышит тревоги их царственный лес.
Под темной лазурью суровых небес
Его спеленали могучие сны,
И зреет в нем сила для новой весны.(слайд)
Подберите эпитеты-образные выражения к слову «Осень». Осень (какая?) золотая, поздняя, дождливая, грустная, унылая, красивая, урожайная, чудесная, красная, грибная, ароматная.
2. Работа в группах(слайд)
* Составьте пословицы (работа в парах):
Весна красна цветами, а осень снопами.
День прозевал – урожай потерял
Не поклоняясь до земли – грибка не поднимешь.
- Объясните значение одной из пословиц.
3. Презентация подготовленных к уроку произведений
Осень вдохновляет поэтов, писателей на творчество. Давайте послушаем произведения русских поэтов об осени, которые вы подготовили к уроку.
1 группа – Ф.Тютчев «Есть в осени первоначальной»
- Понравилось вам стихотворение?
- Объясните выражения «день хрустальный», «лучезарны вечера»
2 группа – А. С. Пушкин «Унылая пора! Очей очарованье!»
- Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?
- Объясните выражение «прощальная краса»
3 группа – А.С. Пушкин «Уж небо осенью дышало»
- Какие картины вы себе представляли?
- С каким чувством автор описывает осень?
4 группа – М.Лермонтов «Осень»
- Похоже это стихотворение на предыдущие? Чем?
5 группа – С. Есенин «Нивы сжаты, рощи голы»
- Какие картины вы представляли, слушая это стихотворение?
Физкультминутка «Ветер дует нам в лицо…»
4. Соотнесение репродукций картин с прочитанными стихотворениями
Во время этого этапа звучит композиция Чайковского "Осень" из цикла "Времена года"
-Осенняя природа вдохновляла и художников. Богатством своих красок осень привлекла к себе внимание такого художника как Исаак Ильич Левитан. Осень была его любимейшим временем года и он посвятил ей более 100 картин. Одна из самых известных его работ «Золотая осень». (слайд)
- Какими красками художник изобразил осень? (тусклыми, хмурыми)
- Какая пора осени здесь изображена? (Поздняя осень, так как небо хмурое, деревья голые)
-Какие стихотворные строки можно отнести к этой репродукции? (Нивы сжаты, рощи голы, От воды туман и сырость. С.Есенин)
(Слайд) Репродукция картины Е.Волкова «Октябрь»
- Какими красками художник изобразил осень?
- Какую пору осени изобразил художник? Почему?
- Какие из строк, прочитанных нами на уроке стихов, подходят к этой картине?
- Зачитайте строки, которые это подтверждают. (Дети зачитывают строки из стихов)
(Слайд ) Михаил Иваненко «Осенняя мелодия»
- Какие краски использовал художник, работая над картиной?
- Какие строки из стихов, вам вспоминаются, глядя на эту картину?
(Слад ) Гулак «Софийская набережная»
- Какие краски взял художник для изображения осени?
- Какая пора осени здесь изображена? Почему?
- Какое стихотворение можно отнести к этой репродукции? (Ф.Тютчев «Есть в осени первоначальной…»)
V. Итог
- О чем мы говорили на уроке?
- Какое произведение вам понравилось больше всего?
- Сегодня мы увидели осень глазами людей искусства. Осень никогда не повторяется. Каждый год она приносит нам что-нибудь новое, неведомое, восхищая и радуя людей прекрасным зрелищем. Надо только суметь увидеть это неведомое
Презентация "Осенние листья - тема для поэтов"
PPTX / 4.16 Мб