Урок внеклассного чтения «Киселевск глазами поэтов» (5 класс)
Технологическая карта урока.
Составила Шилик Нина Владимировна,
учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №14 г. Киселёвска
Класс: 5
Предмет: литература
Тема урока: Киселёвск глазами поэтов
Цели урока:
1) Образовательная: знакомство со стихотворениями киселевских и кузбасских поэтов.
2) Развивающая: создать условия для развития коммуникативных навыков через разнообразные виды речевой деятельности (монологическая, диалогическая речь); развитие творческих способностей.
3) Воспитательная: содействовать формированию патриотических чувств; содействовать развитию интереса к изучению литературы.
Планируемые результаты:
Предметные: познакомить с тематикой и идейно-художественным содержанием стихотворений кузбасских поэтов, способствовать развитию речи учащихся, отрабатывать навыки выразительного чтения.
Метапредметные УУД:
-результативные: организация рабочего места, принятие учебной цели, целеполагание;
-познавательные: планирование, сравнение, обобщение, анализ, синтез;
- коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
-межпредметные: связывать между собой и обобщать предметные знания по литературе, истории, краеведению.
- надпредметные: формулировать гипотезы, выделить главную мысль, создавать проекты.
Личностные УУД: самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; развитие моральной готовности ценить свою Родину. На примере отношения поэтов к Родине прививать у детей чувство патриотизма.
Средства обучения: экран, раздаточный материал.
Презентация к уроку: http://rusfolder.com/44878417
План урока |
Методы обучения |
Формируемые УУД |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала. |
||||
Организация начала урока |
Словесный, метод мотивации учебной деятельности |
личностные: внимание, уважение к окружающим; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками; регулятивные: саморегуляция |
Психологический настрой детей на урок. -Здравствуйте, давайте пожелаем друг другу успеха на уроке, улыбнитесь и мы начинаем. |
Оценивание готовности к уроку. Самоорганизация на учебную деятельность |
Этап 2. Мотивация к учебной деятельности |
||||
1.Мотивация к учебной деятельности. Формулировка темы урока, постановка учебных задач. |
Проблемный, метод фронтальной организации учащихся |
познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; регулятивные УУД: целеполагание |
- Слушаем гимн Киселевска Проблемный вопрос: -Как вы думаете, почему мы начали сегодня урок с гимна нашего города? Целеполагание. -Давайте сформулируем тему нашего урока. - К какому роду литературы мы могли бы отнести текст гимна? |
Построение развернутого ответа на поставленный вопрос. Формулируют предполагаемую тему занятия; составляют план своей деятельности, направленный на получение недостающих знаний и умений. |
Этап 3. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи. |
||||
1.Выразительное чтение и анализ стихотворений В.Лунева, Н.Мартина и Е.Ермакова |
Словесный, познавательный, эвристический, наглядный. Индивидуальная работа, выступление перед аудиторией. |
познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, умение доказывать; коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; соблюдать правила общения. личностные УУД: ценностное отношение к внутреннему миру человека. регулятивные УУД: взаимооценка |
- Что общего вы заметили в образах, которые создают поэты? Оценивание - Насколько выразительно были прочитаны стихотворения? - Какие эпитеты вы могли бы подобрать, говоря о нашем городе? |
Выступления учащихся. Выразительное чтение. Отвечают на вопросы учителя. Коллективно подбирают эпитеты Коллективная оценка |
2.Работа с литературоведческими понятиями. |
Репродуктивный, эвристический |
познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать; коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации |
- Без чего нам сложно представить себе стихотворение? Давайте вспомним, что такое рифма т какой она бывает. |
Ответы на вопросы |
Этап 4. Практикум. |
||||
1. Аукцион рифм |
познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, умение подбирать слова, соответствующие заданным критериям; коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; соблюдать правила общения. личностные УУД: ценностное отношение к внутреннему миру человека. |
Предлагает для работы слова – Сибирь, шахтёры, морозы, добыча угля, к которым учащимся нужно будет подобрать рифмы. |
По цепочке подбирают рифмы к словам. |
|
Физ. минутка (пауза релаксации) |
личностные УУД: работа в команде одноклассников под руководством учителя. коммуникативные УУД: интегрироваться в группу и строить продуктивное взаимодействие. |
Физ. минутка Организует разминку. |
Активно выполняют физические упражнения |
|
Этап 5. Проектная деятельность учащихся |
||||
1. Работа в малых группах. |
Проектный метод. Выступление перед аудиторией с защитой проекта. |
личностные УУД: формирование эстетических потребностей, наблюдательности и фантазии; развитие творческого мышления регулятивные УУД : умение распределять задачи между участниками группы. коммуникативные УУД: слушать и слышать друг друга, строить монологические высказывания; |
- По предложенным рифмам каждой группе за отведенное время нужно попытаться восстановить текст стихотворения. Стихотворение вам не знакомо, поэтому не нужно стремиться угадать, включите свое воображение и попробуйте создать свой текст. По завершении вашей работы мы сравним получившиеся стихотворения с оригиналом. |
Групповая работа. Обсуждение и представление результатов работы. Чтение стихотворений собственного сочинения. Защита проектов. |
Этап 6. Подведение итогов урока |
||||
1.Самооценка |
Самоанализ |
Анализ работы учащихся. |
Самооценка работы на уроке. |
|
2.Домашнее задание |
Словесный, наглядный. |
Сочинение стихотворения на конкурс «Родному городу – признание в любви» или небольшого прозаического очерка о родном городе. |
Записывают задания в дневники. |
|
3.Рефлексия |
Метод контроля, познавательно-рефлексивный |
регулятивные УУД: рефлексия, коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
Что удалось нам сегодня на уроке? Чем запомнится эта встреча? Кто узнал новое для себя? Итоговый комментарий. |
Дают развернутый ответ на вопрос (2-3 человека) |
Субботина Светлана Львовна