12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
ЛЮДМИЛА1152
Россия, Чувашская респ., Чебоксары

Тема «Осенний листопад»

Организационный момент. Беседа по правилам ТБ и ОБЖ

ХОД ЭКСКУРСИИ

Учитель: Сегодня у нас необычный урок. Да, да именно урок, хотя и на природе. Посмотрите вокруг, какое великолепие красок нас окружает, и мне хочется сказать словами великого русского поэта А. С. Пушкина:

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса— 
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса...

О какой поре пишет поэт?

Лес, точно терем расписной,

                    Лиловый, золотой, багряный,

          Весёлой, пёстрою стеной

Стоит над светлою поляной.

И. Бунин

Дети: Об осени.

Учитель: Перечислите все то, что относится к природе.

Дети: Дерево, куст, трава, ворона, собака, камень, небо, солнце и т. д.

Учитель: Как много вы назвали предметов, но вот беда — вы забыли, что природа не сделана руками человека. Давайте исправим наши ошибки и четко назовем объекты природы.

Дети: облака, небо, солнце, растения, животные.

Учитель: Все то, что вы перечислили, можно разделить на две группы. Назовите их.

Дети: Неживая и живая природа.

Учитель: Я загадаю загадки, а вы, не называя отгадок, скажите о какой природе идет в них речь.

Не зверь, а воет. (Ветер)

Шел долговяз, да в землю увяз. (Дождь)

Без огня горит. (Солнце)Без крыльев летят,
Без ног бегут,
Без паруса плывут. (облака)

Учитель: Вспомните, как вы чувствовали солнышко летом?

Дети: Солнце светило очень ярко, поэтому было жарко.

Учитель: Какое положение занимало солнце на небе летом?

Ученики: Оно было высоко.

Учитель: Как расположено сегодня?

Дети: Ниже, поэтому и греет слабо.

Учитель:  Солнце светит и греет слабее, по небу часто плывут облака, усиливается ветер, часто идет дождь, становится прохладнее.

Учитель: А сейчас поиграем. Я буду читать загадки о природе. Кто догадается о ком она, тот должен бежать к “своей отгадке”.

Ствол белеет,
Шапочка зеленеет. 
Стоит в белой одежке,
Свесив сережки.

Ребенок бежит к березе и называет признаки, по которым отгадал. (Белый ствол, ветки свешиваются, сережки).

(Для учителя. У березы на одном дереве образуются мужские и женские соцветия — сережки, то есть это растение называется однодомным. Мужские сережки формируются на побегах в год, предшествующий цветению, они перезимовывают, и весной цветки раскрываются. Женские сережки можно обнаружить только весной при развертывании побегов. Поэтому на экскурсии дети могут увидеть мужские сережки.)


 

Учитель:

В красном платьице девица
Вышла с осенью проститься,
Осень проводила 
Платье снять забыла.

Дети: Это рябина. Признак — красные плоды. Они украшают дерево, поэтому люди сравнивают с девицей.

Что же это за девица?
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет, 
А в иголках круглый год.

Ученики: Это ель. Признак — иголки, которые являются листьями. Они опадают не сразу, а постепенно, поэтому дерево всегда зеленое.


 

Никто не пугает, а вся дрожит.

                                          Ответ: Осина.

Вроде сосен, вроде ёлок, 
А зимою без иголок.

                                         Ответ: Лиственница.

Не загадка это даже, 
Сразу назовем, 
Если только кто-то скажет - 
Желуди на нем!

                                                 Ответ: Дуб.

Кудри в речку опустила и о чём-то загрустила, 
       А о чём грустит, никому не говорит.

                                     Ответ: Ива.

Как была молода — была бела,
А как постарела — то покраснела.

Дети: Калина. Весной цвела белым цветом, а сейчас на ней плоды висят красные.

Учитель: Стоит зеленый кустик

В красный горошек,
А тронешь — укусит.(т.е. есть колючки)

Учащиеся: Это шиповник, у него сейчас красные плоды, а на стебельках острые шипы.

Для учителя. На стеблях выросты покровной ткани, которые называются шипами. Отсюда название растения — шиповник. Колючки — это видоизменения листьев или побега, которых у шиповника нет.)

Учитель: Молодцы, отгадали все загадки правильно, да и бегаете очень хорошо. Итак, вы назвали: береза, рябина, ель... Каким общим словом можно их определить?

Ученики: Это деревья.

Учитель: Какой одинаковый признак вы увидели?

Дети: Один главный ствол.

Учитель: Каким общим словом назовем калину, шиповник?

Учитель: Сейчас будем собирать упавшие с растений листочки. Посмотрите на их окраску, форму, на выемки по краям пластинки.

Учитель: Сейчас проверим, кто из вас самый наблюдательный. С какого дерева больше всего упало листочков?

Учащиеся: Я не знаю, как называется дерево, но на нем висят “парашютики”.

Учитель: Это плоды интересной формы, мы их тоже соберем в гербарий. А растение называется — клен американский. Вы знаете клен с пальчатыми листочками, найдите их. Посмотрите на них внимательно и вы увидите признаки различия.

(Для учителя. Клен американский, или ясенелистный — двудомное растение, mо есть отдельно произрастают женское и мужское растения. Поэтому плоды можно увидеть только “а женском экземпляре, и, если на участке высажены только мужские растения, то дети не смогут найти данный признак. Обратите внимание на то, что у клена ясенелистного сложные листья, то есть на главном черешке сидят несколько листочков, которые могут опадать отдельно друг от друга. И дети часто принимают один опавший листочек за целый лист.)

КЛЁН ЯСЕНЕЛИСТНЫЙ – ОДНО ИЗ ЛУЧШИХ ДЕРЕВЬЕВ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИ БЛАГОПРИЯТНОЙ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ

Американский клён обладает лучшими экологическими свойствами по сравнению с другими деревьями: у него много листьев и молодых побегов, а ведь именно они поглощают шум и пыль, дают хорошую тень, «производят» кислород. Кроме того, американский клён очень хорошо самостоятельно размножается в условиях города, способен выживать даже при очень сильных повреждениях (наездах транспорта, поломках ветвей, сдирании коры и т.д.) и почти без ухода (полива, удобрений и т.д.). Он размножается и растёт вдоль стен, заборов, у стволов крупных деревьев самых разных пород, среди мусора и камней. Если спилить старое дерево клёна американского, то от его пня клён даст густую молодую поросль и будет расти в виде кустарника, даже если пень потом полностью сгниёт. В некоторых случаях даже брёвна из клёна американского дают его же поросль, из которой затем развивается кустарник.

Клён американский растёт быстрее, чем другие деревья. Он очень хорошо переносит обрезку. Обрезкой (лучше её проводить ежегодно) можно формировать из кустарниковых зарослей клёна американского живописные и неожиданные силуэты (фигуры зверей, машин и т.д.), либо высокие зелёные изгороди вдоль дорог и т.д. Старые деревья клёна американского надо не вырубать, а подвергать омолаживающей обрезке: срезать старые ветви, в том числе и крупные, а место среза обрабатывать садовым варом как и при лечении ран.

При строительстве или капитальном ремонте у клёна американского больше шансов на выживание, чем у других деревьев. Да и в случае его гибели потери минимальны – для городских властей и ландшафтных архитекторов он является малоценной породой, то есть цена ему – копейка. А вот если погибнут другие деревья, особенно хвойные, то и платить придётся по полной программе.


 

Учитель: В последующих наших наблюдениях мы выясним: какое растение последним сбросит листья. Как называется это явление природы?..................................................................................

Как деревья сбрасывают листья?

Листопад - это естественный этап цикла жизни растения. Осеннее сбрасывание листьев не является прямым следствием ухудшения погодных условий, это наследственно закрепленное свойство растения. Сигналом к началу листопада является не падение температуры, как можно было бы подумать, а изменение продолжительности светового дня - самый верный и неизменный признак наступления осени.

Природа позаботилась о том, чтобы расставание дерева с листом произошло безболезненно для него. Подготовка к листопаду начинается заранее.

Осенью, к началу листопада, связь между клетками пробкового слоя нарушается. Лист остается висеть на дереве лишь благодаря сосудистым пучкам, которые соединяют лист с веткой. Летом эти пучки служат для проведения воды и минеральных солей от корня к листьям и питательных веществ, выработанных листьями, к остальным частям растения.

Достаточно небольшого механического воздействия, например, порыва ветра, чтобы нарушилась и эта последняя связь между черешком листа и материнским растением. Листья могут опадать и в совершенно тихую погоду под влиянием силы тяжести листовой пластинки.


 

Практическая работа

Остановка № 1 «Знайка»

- Осень: Попробуйте сосчитать, сколько цветов и оттенков вы видите на листьях деревьев и кустарников?

          - Осень: Обратите внимание, что листья разных деревьев отличатся по цвету. Посмотрите, какого цвета листья на берёзе?

- Осень: На клёне?

- Осень: На рябине?

- Осень: На осине?

- Осень: На сирени?

- Осень: Правильно, на берёзе и липе листья – жёлтые, на клёне, рябине, осине – красные, даже с фиолетовыми оттенками. А зелёными листья часто остаются на кустах сирени до самых морозов.

-Учитель:  А знаете, отчего листья желтеют?

Летом листья имеют зеленый цвет из-за большого количества пигмента хлорофилла, содержащегося в них. Этот пигмент - кормилец растения, так как именно с его помощью на свету растение из углекислого газа и воды синтезирует основной сахар - глюкозу, а из него - все остальные питательные вещества.

Однако, наряду с хлорофиллом, зеленые листья содержат и другие пигменты - желтый ксантофилл и оранжевый каротин (тот самый, который определяет цвет корнеплодов моркови). Летом эти пигменты незаметны, так как замаскированы большим количеством хлорофилла. Осенью же по мере затухания жизнедеятельности в листе хлорофилл постепенно разрушается. Тут-то и проявляются в листе желтые и красные оттенки ксантофилла и каротина.

Разрушение хлорофилла интенсивнее происходит на свету, то есть в солнечную погоду. Вот почему в пасмурную дождливую осень листья дольше сохраняют свою зеленую окраску. Но если на смену затяжным дождям приходит "бабье лето", то кроны деревьев за 1-2 дня окрашиваются в золотистые краски осени.

Помимо золотых, осенние наряды деревьев содержат багряные оттенки. Этот цвет обусловливает пигмент, который называется антоцианом также стимулируют синтез антоцианов.

- Учитель:  А  теперь посмотрите на листья сирени и ольхи, какого они цвета?

- Учитель:  Почему они осенью не меняют свою окраску?

- Учитель:  Правильно, потому что в листьях этих деревьев, кроме зелёного  других красящих веществ нет.

- Осень: А вы знаете, что лесной воздух богат кислородом и очень полезен и для зверей, и для человека. Он отличается чистотой и содержит полезные вещества, которые, губительно действуют на болезнетворные микробы. Поэтому подышать чистым лесным воздухом полезно для здоровья.

          - Учитель:  Вспомните, какое дыхание – через нос или через рот –  полезнее и почему?

- Учитель:  Привыкайте дышать через нос, особенно если погода прохладная: холодному воздуху необходимо согреться в ваших тёплых носиках, прежде чем он попадёт в лёгкие.  Давайте сделаем дыхательную гимнастику, тем самым укрепим здоровье.  (Дети становятся в круг).

Остановка  № 2 «Листопадная».

- Осень: Почему осенью с растений облетают листья?

- Осень: Нет, не ветер является главной причиной листопада. Весной и летом много ветреных дней, а листья с деревьев не опадают.

 

Если бы деревья не сбрасывали на зиму листья, они бы погибали. Тому есть несколько причин.

Причина первая. Листья дерева в своей совокупности имеют очень большую площадь, и со всей этой площади интенсивно испаряется вода. Летом дерево способно возместить потери влаги, извлекая воду из почвы. Но с похолоданием извлечение холодной воды из почвы сильно уменьшается; зимой же из промерзшей почвы извлечь влагу и вовсе затруднительно. Деревья с лиственным покровом зимой погибли бы от недостатка влаги, то есть высыхали бы.

По той же самой причине при наступлении засушливого сезона в тропиках и субтропиках деревья в этих климатических зонах сбрасывают листву и стоят оголенные вплоть до прихода сезона дождей.

Причина вторая. Вы обращали внимание, что после сильных снегопадов ветви деревьев сильно склоняются к земле под тяжестью снега? Некоторые ветки от этого даже ломаются. Если бы листья зимой оставались на деревьях, то на ветвях задерживалось бы гораздо больше снега, так как листовая поверхность, как мы сказали выше, велика. Таким образом, сбрасывая листья осенью, деревья защищают себя от механических повреждений под напором снега.

Причина третья. Во время листопада дерево избавляется от избытка минеральных солей, которые накапливаются в листьях в течение всего лета. Как мы уже неоднократно замечали, лист усиленно испаряет воду. На смену этой испаренной воде в него постоянно поступает новая, которая засасывается корнями из почвы. Но в воде, которую корни получают из почвы, растворены различные соли. Таким образом, листья получают не чистую воду, а солевые растворы. Часть солей используется растением для питания, а остальные соли откладываются в клетках листьев. Чем больше влаги испаряет лист, тем сильнее он минерализуется к осени. В итоге к осени листья накапливают много солей, становятся как бы минерализованными. Избыток минеральных солей нарушает нормальную работу листьев. Поэтому сбрасывание старых листьев является необходимым условием для поддержания нормальной жизнедеятельности растения.

Кстати...

Как же хвойные деревья умудряются не терять влагу зимой, оставаясь зелеными? Секрет в том, что хвоинки испаряют во много раз меньше влаги, чем листья. Во-первых, поверхность хвоинки во много раз меньше поверхности листа; во-вторых, хвоинки имеют толстую кожицу; в-третьих, они покрыты восковым налетом, который тоже снижает испарение воды. Наконец, устьица в хвоинках расположены в особых углублениях - это снижает интенсивность испарения влаги через них. 
Хвойные деревья тоже сбрасывают свой покров, но не враз, как это делают лиственные породы, а постепенно: иголки хвойных живут, в среднем 3-4 года. Поэтому смена "одежды" хвойных протекает незаметно.

  - Учитель:  Ранок нет, потому что листья не обрываются с веток, а отделяются в определенном месте — там, где черешок прикрепляется к ветке и где осенью образуется пробковый слой.

- Учитель:  Листопад – это защита деревьев от зимней стужи и засухи. За теплые месяцы только одна большая берёза испаряет около 7 тонн воды, а это очень много. Сохранив на зиму листья, через которые эта вода испаряется, берёза погибла бы от засухи: зимой столько воды из почвы не получишь. К тому же листья зимой только бы повредили деревьям. Снег, падающий на них, поломал бы ветки и сучья. Вот почему осенью идет листопад у лиственных деревьев и кустарников.

- Осень: Мы идём по мягкому цветочному ковру. Приглядитесь, листьев, каких деревьев больше всего вы видите на земле?

- Учитель:  Оказывается, раньше всех теряет листья липа, берёза и вяз, позже – сирень, вишня, осина.

(Дети вместе с Осенью и  учителем переходят от дерева к дереву, собирают и рассматривают опавшие листья, из которых на уроке трудового обучения будут делать поделки).

                        Остановка № 3  «Хвойная».

        - Осень: Но все ли деревья и кустарники сбрасывают листву?

- Осень: Как вы глядят в эту пору ель и сосна?

(Вместе с учениками учитель и Осень рассматривает листья-хвоинки).

- Учитель: Из-за особых свойств листьев эти деревья называют хвойными. Зимой эти растения остаются зелеными. Почему?

- Учитель: Правильно,  листья-иголки маленькие, узкие, смолистые. Воды они испаряют меньше, чем лиственные деревья. Зимняя засуха елям и соснам не страшна. Ветки ели растут наклонно и зимой от малейшего толчка, дуновения ветра снег легко соскальзывает с их ветвей. Потому ветки ели под тяжестью снега не обламываются. Эти деревья не сбрасывают всю хвою на зиму, и все же листопад у них идет. Но их листья-хвоинки опадают по немногу. Это происходит незаметно для нашего глаза, и нам кажется, что на ели всегда од ни и те же листья-иголки.

- Осень: Посмотрите, кто знает, как называется это дерево?

(Ребята рассматривают лиственницу).

- Осень: Конечно это – лиственница. А почему это хвойное дерево получило такое на звание?

- Осень: Правильно, потому что осенью, как и лиственные деревья, она сбрасывает свои листья-хвоинки.

- Учитель: Ребята, давайте поиграем в игру «Деревья» и покажем Осени, что вы умеете различать хвойные и лиственные деревья. Если я назову название хвойного дерева, то вы поднимите руки вверх, а если лиственного – то присядете.

(Учитель в разнобой называет названия лиственных и хвойных деревьев.) Сделаем такой опыт. Возьмем летом ветку ели или сосны и начнем ее замораживать в хо­лодильной камере. Даже при самом небольшом охлаждении (-3 или -4°) ветка погибнет. Но повторим этот опыт зимой, и мы увидим, что те же растения легко перенесут мороз в -40 или даже -50°. Чем же вызвана столь различная чувствительность растения к холоду летом и зимой?

Осенью, когда температура воздуха посте­пенно падает, а продолжительность дня умень­шается, происходит сложный процесс при­способления (закаливания) растения к суровой зиме. В процессе закаливания еще осенью при температуре до +4° в клетках растения накап­ливаются сахара и другие вещества (крахмал, жиры, белки), растение подготавливает себе запасы питательных веществ, которые оно мед­ленно будет тратить в течение зимы. Затем при понижении температуры примерно до -4 или -5° происходят изменения в протоплазме клеток, при которых растение теряет много воды. В процессе закаливания растение ста­новится крайне устойчивым к действию низких отрицательных температур. Почему же все-таки происходит повреждение и гибель расте­ний от мороза?

Еще более сорока лет назад акад. Н. А. Максимов открыл, что лед, образующийся на морозе в межклеточных пространствах расти­тельных тканей, давит на потерявшую часть своей воды протоплазму и повреждает ее. Казалось бы, что протоплазма клеток растений должна из-за этого разрушаться, а само расте­ние — погибнуть. Но деревья, прошедшие про­цесс закаливания, выносят самые лютые моро­зы, и только некоторые из них погибают.

К весне же в растениях вновь появляется крахмал, а количество жиров и Сахаров не­сколько снижается.

                                Остановка № 4  «Загадочная».

        - Осень: Ветвепад — еще одна загадка жизни растений осенью. Это явление ярко выражено у таких деревьев, как осина, дуб, вяз, ива, тополь. Ребята, посмотрите на землю под этой старой осиной. Здесь валяется много веточек разной длины. Рассмотрите их.

(Дети рассматривают веточки.)

- Учитель: Эти веточки живые, не засохшие, с них только что опали листья. На конце каждой веточки — почки. Если их разломить, то увидите зеленые зачатки листьев. Следующей весной такая почка могла бы распуститься. Почему же веточки оказались на земле? Чтобы ответить на вопрос, посмотрите на тот конец веточки, где она отделилась от дерева.

(Дети рассматривают веточки.)

 - Учитель: Поверхность его ровная, округлая. Никакой поломки не было. Веточка от делилась от дерева сама и в совершенно определенном мес те. Точно так же, как пожелтевший лист. Значит, дерево намеренно осенью избавляется от «лишних» ветвей. Вот и раскрыта ещё одна загадка жизни растений осенью - ветвепад.

                                     Остановка № 5 «Игровая».

        - Осень: А теперь давайте поиграем.  Угадайте, с какого дерева этот листок.

Вариант I

Осень держит в руке листья разных деревьев.  Показывает ребятам листок одного из деревьев и предлагает им подбежать к этому дереву.

Вариант II  

Осень раздает каждому ученику по одному листку и говорит: «Когда я скажу "Раз, два, три – беги", каждый из вас должен подбежать к тому дереву, листок с которого держит в руках. Я буду проверять, не ошиблись ли вы». Через некоторое время дети обмениваются листьями, и игра продолжается. Выигрывают те ученики, которые сделали меньше ошибок.

                                Подведение итогов экскурсии.

        -  Осень: Вот и закончилась наша экскурсия в осенний лес. Сегодня вы узнали и увидели много нового и интересного. Расскажите, какие изменения в жизни растений происходят осенью?

- Учитель: Посмотрите, друг на друга, как здорово вас раскрасила  художница Осень. Ваши щёки стали румяными, глаза светящимися. Почему?

- Учитель:  Правильно, потому, что пребывание на свежем воздухе укрепляет здоровье, а здоровый человек всегда красив.

– На что похожи осенние листочки?

Дети.( На желтые кораблики,  на золотые  брошки осени,  на звездочки)

.

Домашнее задание

Перечитайте стихи и попробуйте написать стихи про осень сами. Во-вторых, на основе сегодняшних наблюдений сделайте небольшие доклады о деревьях.

- Когда листьев больше опадает: в затишье или при ветре, объяснить почему?

- Каких опавших листьев больше: зеленых или частично изменивших окраску? (Листопаду предшествует изменение окраски листьев.)

-На всех ли лиственных деревьях одновременно начался листопад?

- Со всех ли деревьев уже опали листья?

- Видели ли вы сейчас растения с листьями?

- Когда лес бывает более красивым – в сентябре или сейчас? Почему?

-Когда началось изменение окраски листьев, какая в это время была погода (температура воздуха)?

-Когда началось массовое изменение окраски листьев?

- Как изменилась к этому времени температура воздуха? (Надо сравнить температуру воздуха в начале и в конце листопада. Дети увидят, что с понижением температуры изменение окраски листьев происходит интенсивнее. Быстрее идет листопад. Особенно сильно опадают листья после заморозков.)

– Посмотрите еще раз на березки в парке. Что вы подметили? Расскажите об этом. (Крона у березки кружевная, а такого белоснежного ствола, как у березки, нет ни у одного дерева. Березка похожа на балерину в золотой пачке, которая кружится на одной ножке.)

Проводится игра «Кто быстрее найдет березу, сосну, дуб».

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.