Урок-экскурсия на тему «Методы изучения природы»

0
0
Материал опубликован 17 July 2020 в группе

Конспект урока по биологии 5 класс.

Тема: «Методы изучения природы». Урок-экскурсия.

Задачи:

- обратить внимание на красоту природы, достойную восхищения, уважения и заботы;

- вспомнить правила поведения в природе;

- обобщить знания о телах и явлениях природы;

- выяснить методы изучения природы;

-определить приборы, применяемые для познания природы.

Оборудование: линейка, весы (ручные), термометр, компас, лупа, бинокль, барометр; у каждого учащегося бумага для записей и карандаш.

Ход экскурсии.

Вступительная часть.

Учитель: Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, - услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни. Умейте же и вы слушать эту музыку, умейте наслаждаться красотой. Молча посмотрите вокруг, послушайте голос природы.

- Что же вы услышали и увидели?

II. Актуализация знаний учащихся о природе, телах и явлениях природы.

- Так что же такое природа?

Ребята на экскурсии безошибочно определяют природу как окружающий нас мир.

- Природа состоит из множества различных тел. Каждый из вас покажет нам природное тело, на которое он обратил внимание, и определит, к живой или неживой природе оно относится. (Ответ детей.)

- Живые тела называются организмами, и вы обратили внимание на множество организмов вокруг нас. Как же вы отличили их от неживой природы? (Дети перечисляют: питание, дыхание, движение, размножение, рост и развитие. Учитель дополняет их ответы такими понятиями, как «обмен веществ» и «раздражимость».)

III. Правила поведения в природе.

- Но, находясь в природе, необходимо подчиняться определённым правилам. Давайте попробуем их перечислить. (Ответы детей. Поощрение учителя за правильные ответы.)

Учитель показывает рисунки учеников в виде знаков – предупреждений, которые нарисовали юные художники нашей школы. Давайте посмотрим, совпали ли наши мнения.

(Учитель внимательно выслушивает ответы всех учащихся и поощряет правильные.)

Затем детям предлагается ещё раз по цепочке назвать эти правила:

Ходить, по возможности, только по тропинкам;

Не сорить;

Не рвать растения;

Не шуметь;

Не брать животных домой;

Не собирать коллекции живых организмов;

Разводить костры, соблюдая правила.

- Посмотрите, пожалуйста, вокруг как эксперты, какие нарушения этих правил вы заметили? (Устранить их по возможности.)

IV. Вокруг бионики.

Учитель: Мир вокруг нас полон удивительных тайн и замысловатых загадок. Человечеству уже известно многое из того, как устроены животный и растительный миры. Вопрос в том, как распорядиться этими знаниями во благо и человеку, и природе, т.е. выступать не против природы, а сообща с ней, стараясь во всех своих действиях учитывать, как это отразиться на окружающем нас мире. И если мы порой не способны найти ответ сами, может быть, стоит посоветоваться с природой?

Чему же научился человек у природы, какие технические решения она ему подсказала?

(Дети вспоминают о птице-самолёте, и о гусенице трактора, и о подводной лодке, и о ноже, заточенном как зуб, и о строительстве, и о многом другом. Можно обратить их внимание на паутину и отметить, что по аналогии с ней была придумана технология подвесного моста, а перо птицы – прообраз широко используемой застёжки - «молнии»; рассказать о существовании науки бионики).

V. Методы изучения природы.

Учитель: Как важно и интересно изучать природу! Но давайте подумаем, какими же методами это можно делать?

Среди ответов учащихся легко выделить три метода: наблюдение, эксперимент, измерение – и акцентировать на них внимание детей.

VI. Инструменты и приборы для изучения природы.

Учитель: Многие из приборов, используемых для измерений, вам хорошо знакомы. Попробуйте определить и пояснить их назначение.

Детям предлагаются: линейка, весы, термометр, секундомер, компас, лупа, бинокль, барометр. Уточняются единицы измерений, цена деления.

Можно определить толщину почвенных горизонтов, скорость движения жука или полёта птицы.

VII. Эксперимент

Измерения часто необходимы в исследовательской работе. Правила постановки эксперимента можно продемонстрировать на учебно-опытном участке. Осенью уже видны результаты, и школьники могут попытаться сделать выводы.

VIII. Учитель: Наблюдение - один из самых широко используемых методов, но для его проведения необходимо и желание, и терпение, и умение. Понаблюдаем, какие изменения произошли в природе осенью. (Дети перечисляют).

Учитель показывает рисунки детей на тему: «Осенние явления в природе». Посмотрите, правы ли они.

(Следует вспомнить правила оформления дневника наблюдений за погодой. Можно понаблюдать за жизнью муравейника и предложить детям продолжить наблюдение во внеурочное время. Можно предложить сочинить об этом сказку.)

- А теперь каждому из вас предлагается понаблюдать за каким-либо явлением или чудом природы, которое производит на вас наибольшее впечатление, или описать его. (Если объект мелкий, можно воспользоваться лупами). По вашему желанию эта работа может быть оценена. Не забывайте о правилах поведения в природе.

IX. Заключение

После завершения индивидуального этапа выслушиваются и поощряются ответы. Детям предлагается встать в круг и поиграть в мяч, но, бросая его, играющий должен сказать, что нового он узнал на уроке. («Можете не спешить, задержите мяч, подумайте»)

Можно повторить признаки живого: бросаешь – назови тело, поймал – определи, относится ли оно к живым организмам.

X. Задание на дом: оформить записи в тетради.

 

Список литературы

1.Биология. 5 класс (авт. Пономарева И.Н., Николаев И.В., Корнилова О.А.)

2. Примерная программа по биологии. 5-9 классы

3. Программа курса биологии для 5 - 9 классов (авторы: И.Н. Пономарева, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова)

4. Голубев, И. Р. Окружающая среда и ее охрана / И.Р. Голубев, Ю.В. Новиков. - Москва: РГГУ, 1985. - 192 c.

5. Горбенко, Н. В. Методические рекомендации к учебному пособию С. Б. Шустова, Л. А. Шустовой, Н. А. Горбенко "Химические аспекты экологии" / Н.В. Горбенко, Е.И. Тупикин, С.Б. Шустов. - М.: Русское слово - учебник, 2015. - 264 c.

6. Дзятковская, Е. Н. Программы внеурочной деятельности. Моя экологическая грамотность. 5-6 классы. Экология общения. 7 класс / Е.Н. Дзятковская, А.Н. Захлебный, А.Ю. Либеров. - М.: Просвещение, 2012. - 901 c.

7. Самкова, В. А. Экология. 5-9 классы. Примерная рабочая программа по учебному курсу / В.А. Самкова. - М.: Академкнига/Учебник, 2015. - 787 c.

8.Турыгина, С. В. Экологический марафон. Игры, фестивали, программы для дошкольников и начальной школы / С.В. Турыгина, Н.А. Кашина. - М.: Феникс, 2010. - 128 c.
 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.