Св-во СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Материал опубликовал
Евгений Алексеевич3524
Учитель биологии и географии, а ныне пенсионер, не сидящий без дела и ищущий профессионального общения. Продолжаю разрабатывать игры для уроков биологии и природоведения в начальной школе
Россия, Ивановская обл., Тейково
Материал размещён в группе «Классные руководители»

Цель деятельности учителя: организовать систематизацию, обобщение и расширение знаний по многообразию культурных растений

Результаты изучения темы:

Предметные

применяют знания о многообразии культурных растений в новых ситуациях для решения практических задач; принимают коллективное решение в процессе совместной деятельности; оценивают уровень своего познавательного интереса к изучаемой теме; владеют навыками анализа объектов с выделением существенных и несущественных признаков, синтеза, сравнения, сериации и классификации по заданным критериям, установления и выявления причинно-следственных связей в окружающем мире природы; наблюдают, фиксируют явления окружающего растительного мира, выделяют характерные особенности органов культурных растений

Личностные

развивают основы гражданской идентичности личности, вырабатывают «Я-концепцию» и самооценку личности (формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самовосприятия). Формируют ценностные ориентиры и значение учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов, мотивов достижения и социального признания, определяют границы собственного знания и незнания

Метапредметные

Регулятивные

умеют принимать, сохранять и реализовывать учебную задачу, планировать свои действия по реализации задачи, умеют правильно оценить и скорректировать результаты

Познавательные

извлекают необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников, интернета) о разнообразии и значении овощей и фруктов и обсуждают полученные сведения; структурируют имеющиеся знания, ориентируются на разнообразие способов решения задач.

Коммуникативные

учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, умеют договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов

Оборудование: дидактический материал, карточки с заданиями, фишки – «умники», карточки со словами «да», «нет».


 

Данный праздник может проводиться в начальной школе и в 5-7 классах средней школы. Особенность интеллектуальной игры в том, что в ней принимают участие не только дети, но и их родители, бабушки, старшие братья и сёстры. Со своими бывшими учениками мы начинали интеллектуальные игры ещё в начальной школе. В пятом классе я стал их классным руководителем, и к играм во внеурочное время мы приглашали родителей. Родители присоединялись к той команде, где был их ребёнок. В шестом классе родители решили играть отдельной командой, дети объединялись в две команды. Победителями становились и дети, и взрослые. На 45 минут родители отвлекались от своих дел, погружались в игру, для них и детей эти игры становились ярким праздником среди будней. Сейчас эти дети уже в десятом, но часто вспоминают вместе с родителями наши праздники. Праздник проводится в форме игры, там нет подготовленных стихов и других выступлений, многократных репетиций. Дети и родители знают только тему. Мои последователи из начальной школы всё-таки находят время для введения детей в тему игры. Родители не готовятся только в первой игре. Поиграв, сразу же спрашивают тему следующей игры, чтобы подготовиться.

Ход игры

Праздник после приветствия всех участников игры начинается конкурсом капитанов и называется «Два капитана», потому что вопросы задаются сначала капитанам-детям, потом капитанам-мамам, потом на вопросы отвечают оба капитана, посовещавшись. Для ответа надо просто поднять карточку со словами «Да» или «Нет».

Конкурс «Два капитана» Верите ли вы, что…

    Вопросы капитанам-детям .

1.Репчатый лук получил своё название за внешнее сходство с репой (да)

2. Картофель – растение, у которого ядовиты плоды (да)

3.Зёрна кукурузы могут быть не только жёлтыми, но и белыми, фиолетовыми и даже чёрными (да)

4. Существуют и бешеные огурцы (да)

5.Сахар получают только из сахарного тростника (нет, и из сахарной свёклы)

      Вопросы капитанам –взрослым

В луке содержится больше сахара, чем в яблоках и груше (да)

Фламинго в зоопарках подкармливают морковью, чтоб сохранить цвет их оперения (да)

Можно есть жимолость с синими и чёрными ягодами, а красные и оранжевые – ядовиты (да)

Самую длинную морковь вырастили в Англии – 5м 84см (да)

Плод гороха – стручок (нет, боб)

      Вопросы двум капитанам

1.Груши кажутся слаще яблок, хотя сахара в них меньше (да)

2.Остроту зрения повышает и брусника (да)

3. Бананы – это деревья, высотой 5-9 метров (нет, многолетние травы)

4. Брусника зацветает позже всех ягодных кустарников (да)

5. Близкие родственники огурца – арбузы и дыни, кабачки и тыквы (да)


 

Конкурс – кроссворд «Культурные и дикорастущие, плоды дающие»

 


Кроссворд "Культурные и дикорастущие. плоды дающие"
DOCX / 14.22 Кб

Конкурс « Овощи и фрукты в пословицах и поговорках»

Дети и родители работают отдельно. Если это ученики начальных классов, то им можно дать список растений, которые надо вписать в текст поговорок и пословиц. Такая подсказка только для детей.

Задание для детей

……….. ……………………. не пуста, сама летит в уста (капуста)

Лук с ……………………………… - родные братья (чеснок)

Без ……………………….. борща не ищи (свёкла)

………………………… прибавляет кровь (морковь)

………………………. копать – не руками махать (картошка)

Поел бы ………………….. да зубы редки (репка)

Кто ест ………………, того Бог избавляет от мук (лук)

Ешь хоть репу вместо ……………… , а чужого не держи (рожь)

        Ягодка …………….. мхом утирается, мхом укрывается (клюква)

Задание для родителей

В одном кармане пусто, в другом ……………………. (капуста)

Ты уж ……………….. помолчи, из капусты варят щи (свёкла)

Держи хвост ……………………. (морковка)

Любовь не ……………………..- не выкинешь в окошко (картошка)

………………… на арбуз похожа, да вкусом с ним несхожа (тыква)

………………… себя хвалила, что с мёдом хороша (калина)

Когда косят - ………………….. носят (земляника)

Не вырастишь …………………., не сваришь и щей ( овощи)

Козы сыты и …………………. цела (капуста)


 

Конкурс “Подсказка»

Командам предлагается по 5 вопросов. Но вопрос разбивается на 3 подсказки. Выслушав первую подсказку, команды совещаются и пишут ответ на листочке и сдают ведущему. Зачитывается вторая подсказка. Если команда не меняет вариант ответа, листочек не сдают ещё раз. Потом 3 подсказка. Если команда хочет изменить ответ, то новый ответ пишется и сдаётся. При правильном ответе с первой подсказки команда зарабатывает 3 балла, со второй -2, с третьей -1. После этого ведущий даёт правильный ответ

1.До 17 века люди выращивали эту культуру с фиолетовыми корнеплодами

2.Корнеплоды с обычным для нас цветом были выведены в Голландии для принца Оранжского, чьим династическим цветом являлся оранжевый

3.Корнеплодом этого растения всегда зимой украшают голову снеговика

                                                                                              ( морковь)

1.Эти корнеплоды по набору ценных веществ не уступают бананам.

2.До появления картофеля именно она была вторым хлебом

3.Упоминается это растение во многих сказках, а одна – ну совсем про неё 

                                                                                       ( репа)

 

1.В первый год из семян этого растения выращивают севок

2.На второй год из посаженного севка вырастает то, что огородники называют репка

3.Именно про него загадка о том, что кто его раздевает, тот слёзы проливает

                                                                                                (лук)

1.Это растение за большие деньги заказала Екатерина Вторая из Италии, чтоб разводить в России

2.Хотя плодами этого растения уже питались на юге России, в Грузии и в Крыму.

3.У этого растения было много названий – золотое яблоко, перуанское, любовное, хотя плод у него ягода. А систематик Карл Линней назвал его волчьим персиком

                                                                                                 (помидор)

        1 .Это растение выращивают для получения съедобной зелени или корней

        2. Листья этого растения используют при приготовлении разных блюд, а кудрявые                    сорта – для украшения салатов

        3. Название у этого растения такое же, как и у одного из персонажей русских                          народных кукольных представлений

                                                                                                (петрушка)


 

Во время игры представитель банка «Осень» за правильные ответы заносит на счета команд свою валюту – у нас это всегда умники в виде маленьких карамелек или стеклянных бусинок. Перед последним конкурсом команды получают свои сбережения, подсчитывают их и используют в биоаукционе при покупке вопросов.

Конкурс «Биоаукцион по теме «Растения на гербах стран и городов»

Этот конкурс решает все. Можно проиграть, можно стать победителем. Все зависит от умения капитана работать с командой, его умения усмирить игровой азарт разумной тактикой игры. На этом конкурсе обычно 5 вопросов. Сначала объявляется , о чем вопрос. Потом ведущий называет его начальную цену и спрашивает: « Кто больше?». Команды делают ставки , торги заканчиваются словами : « …….. умников – раз, ……… умников – два, …….. умников – три. Продано!» Называется максимальное число умников, данное командой, купившей этот вопрос. После этого зачитывается вопрос и команда начинают обсуждение. При правильном ответе положительные эмоции дополняются умниками, поставленными за данный вопрос. Если ответ неправильный, банкир вычитает эту сумму из накоплений команды. Важно, чтоб игроки поняли, что не надо делать высокие ставки, особенно на первых вопросах. При неправильном ответе потом трудно догнать соперников, а при правильном придется играть самим с собой, потому что игра для других команд утратит смысл. Интересней, когда разрыв между командами небольшой, есть возможность выйти вперед любой команде. Страсти накаляются при последнем вопросе. Команде проигрывающей можно идти ва-банк.

        Вопрос о растении с герба Мозамбика

В Европу это растение пришло из Америки, потом попало в Азию, а оттуда снова в Европу, но уже под другим названием – турецкая пшеница. Но это не пшеница, пусть и турецкая. У этого растения не только два названия, но и два типа соцветий – верхние и боковые. Именно боковые дают ценное зерно. От других злаковых растений отличается ростом. Кто же она – царица полей?

                                                                                           (кукуруза)

        Вопрос о растении с герба Камбоджи

Эта страна находится в Юго-Восточной Азии. Осенью и весной там обильные муссонные дожди. Вода заливает поля с растениями. И не всякое растение такое погружение переживало. А вот растению с герба этой страны залитое водой поле – необходимое условие нормального роста. По площади посевов эта культура занимает второе место в мире, а по калорийности зерна – первое. Это растение стали выращивать у нас в Краснодарском крае. Какое?

                                                                                            (рис)

        Вопрос о растении, изображённом на гербах многих стран

Царицей полей часто называют кукурузу, хотя по площади посевов она на 3 месте. А вот первое место занимает культура, чьи сорта делят на 2 группы: мягкие и твёрдые. У мягких зерно на разрезе белое, мучнистое, а у твёрдых – стекловидное. Из мягкой получают муку для хлеба, а из твёрдой – муку для макарон, манную крупу. Так какое же растение есть на гербах Болгарии, Румынии, Венгрии?

                                                                                            (пшеница)

        Вопрос о растении, которое украшает герб Республики Беларусь

Мало кто знает, что это растение когда-то было сорняком и росло на крестьянских полях среди пшеницы. Неженка пшеница в иные годы погибала, а вот этому растению непогода была не страшна. За неприхотливость к плодородию почвы и к температуре и способность давать ежегодно урожай её стали выращивать. Хлеб из муки этого растения более питательный, но тёмного цвета. О каком растении идёт речь?

                                                                                             (рожь)

        Вопрос о растении, которое попало на герб города Пензы

На гербе Пензы есть три снопа злаковых растений. Первый сноп – пшеничный, второй просяной. Есть ещё и третий злак. Он быстрее всех из злаков даёт урожай после посева, это и самый северный и самый высокогорный злак. Нам он известен двумя крупами, получаемыми из целых или дроблёных зёрен. На военном жаргоне одну из каш называют шрапнель, болты, дробь 16. Так из какого злака третий сноп на гербе Пензы?

                                                                                  ( ячмень, крупа перловая и ячневая)

Подведение итогов

Команда –победительница получает переходящий приз.( У нас это была мудрая тётушка Сова.) 

Опубликовано в группе «Классные руководители»


Поблагодарить автора 16 Добавить в избранное
! Пожаловаться

Комментарии (5)

Ильина Оксана Геннадьевна, 23.10.17 в 13:06 0 Ответить Пожаловаться
Евгений Алексеевич, большое спасибо за интересную разработку осеннего праздника!
Лещёва Светлана Николаевна, 23.10.17 в 19:57 0 Ответить Пожаловаться
Спасибо большое! Интересный материал!
Евгений Алексеевич, 23.10.17 в 20:08 0 Ответить Пожаловаться
Буду рад.если потребуется
Юдинцева Светлана Сергеевна, 11.11.17 в 20:09 0 Ответить Пожаловаться
Евгений Алексеевич, отличная работа!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.