Доклад выступления на августовском МО «Осенняя лирика А. Фета»
Доклад выступления на августовском МО
Учитель начальных классов МУКОУ Бродовской СОШ Тютина Е.В.
Поздравление с началом учебного года…
Чтобы все мы сейчас окунулись в тему моего выступления, предлагаю послушать стихотворение Афанасия Фета «Ласточки пропали».
Ласточки пропали, А вчера зарёй1 Всё грачи летали Да, как сеть, мелькали Вон над той горой. С вечера всё спится, На дворе темно. Лист сухой валится, Ночью ветер злится Да стучит в окно. |
Лучше б снег да вьюгу Встретить грудью рад! Словно как с испугу Раскричавшись, к югу Журавли летят. Выйдешь — поневоле Тяжело — хоть плачь! Смотришь — через поле Перекати-поле2 Прыгает, как мяч. |
Итак, тема моего выступления: Организация работы с лирическими произведениями на уроках литературного чтения в начальной школе
Лирика объединяет литературные произведения, задача которых – передать разнообразные переживания лирического героя, богатство его внутреннего мира: эмоциональных состояний, мыслей, чувств и их изменения. Когда учитель вместе с учениками приступает к работе с лирическими произведениями, то он должен помочь детям сосредоточиться на «вычитывании» переживаний, мыслей и чувств лирического героя и следить за развитием, изменением его эмоционального состояния.
Основные задачи работы с лирическими произведениями на уроках литературного чтения в начальной школе:
расширение эмоционально-чувственной сферы детей,
осознание мира чувств детей и выражение этих чувств словами,
разъяснение смысла непонятных авторских слов и оборотов,
понимание своеобразия лирики того или иного автора.
Возникают ли у учителей трудности при организации работы с лирическими произведениями? Да. Какие?
Основная трудность – детям скучно читать стихи. Первая причина: в лирике отсутствует описание событий, поступков персонажей, обстоятельств действия. Предметом обсуждения является внутренний мир человека, его переживания, размышления. Младшим школьникам зачастую трудно понять основную идею произведения в силу их небольшого жизненного и главное – чувственного опыта. И вторая причина: язык, которым написано стихотворение. Классики литературы жили и творили двести или сто лет назад и зачастую в лирике используются трудные для понимания слова и обороты.
На слайде Хочу познакомить вас, коллеги, с одним из успешных и действенных средств работы с лирическим произведением – составление своеобразной диаграммы изменения настроения лирического героя. С детьми мы называем ее «кардиограммой стихотворения», которая визуализирует его «сердечный ритм».
Суть работы в том, что учитель на доске, а дети в тетради рисуют линию, на которой отмечают отправную точку стихотворения. Далее мы указываем верхнюю и нижнюю границы стихотворения. Это крайние полюса настроения, которое мы испытываем: от очень радостного ликования (вверху), до тяжкой грусти и тоски (внизу).
Таким образом, мы вместе с детьми обсуждаем и составляем такую довольно примитивную, но наглядную и опорную схему, по которой легко проследить основные вехи изменения настроения лирического героя.
В процессе рисования данной схемы, учитель вместе с детьми обсуждают изменение настроения лирического героя. В результате дети сами могут сделать вывод о том, что стихотворение Афанасия Фета «Ласточки пропали» в целом грустное. И начинается оно в зоне грусти и печали. В продолжение стихотворения настроение меняется: то лирического героя охватывает надежда «а вчера зарей все грачи летали да как сеть мелькали вон над той горой». То страх: «На дворе темно, ночью ветер злится, лист сухой валится и стучит в окно». Раздражение и отчаяние: «Лучше б снег да вьюгу встретить грудью рад». И наконец, сокрушение из-за неоправданной надежды: «Словно как с испугу, раскричавшись, к югу журавли летят»
Итак, проследим основные этапы работы с лирическим произведением на уроках литературного чтения в начальной школе:
Знакомство с творчеством автора (чаще всего учитель здесь использует презентацию с ключевыми моментами его жизни и творчества)
Далее учитель предлагает детям послушать профессиональное чтение (к примеру, такое, которое мы все слышали в начале моего выступления).
Затем логично подвести детей к первичному знакомству с текстом стихотворения (чаще всего это самостоятельное жужжащее чтение). Здесь же обсуждение непонятных детям слов и оборотов речи.
Затем мы все вместе открываем тетради по литературному чтению (у нас в классе это обычная тетрадь в линеечку) и записываем инициалы и фамилию автора и название стихотворения.
После этого дети под руководством учителя составляют схему/диаграмму/«кардиограмму» стихотворения.
Затем, учитель предлагает детям уже во второй раз и снова самостоятельно потренироваться в чтении стихотворения. Но задачей будет уже не просто ознакомление, а как можно более точная передача изменений в переживаниях, чувствах и настроении героя. Здесь целесообразно дифференцировать работу: сильные дети работают самостоятельно, а слабее объединяются в группы и под руководством учителя отрабатывают чтение.
На следующем этапе учитель предлагает двум-трем желающим детям прочитать стихотворение «на весь класс». Другие ученики оценивают работу «самых смелых», опираясь на диаграмму. Учитель при совместном обсуждении с детьми выставляет отметку «самым смелым». Здесь надо отметить, что если ребенок не согласен с отметкой или не хочет, чтобы его оценивали, то отметку я не ставлю.
Здесь же, между выступлениями-прочтениями, когда дети уже вовлечены в работу, идет детальный анализ стихотворения: объяснение его музыкальности и поэтики, более точное определение чувств и эмоций автора, а также обсуждение отношения детей к прочитанному.
Подходит к концу урок, и дети получают задание на дом: подготовить выразительное чтение стихотворения уже без опоры на схему или выучить стихотворение наизусть.
В заключение моего выступления предлагаю посмотреть несколько вариантов прочтения стихотворения А.Фета «Ласточки пропали…» в исполнении моих учеников.
В первом видео вы увидите исполнение стихотворения без его проработки при помощи схемы.
Во втором видео эта же девочка исполняет стихотворение, но уже с опорой на схему.
В третьем видео вы увидите чтение этого стихотворения с опорой на схему, но в исполнении плохо читающего ребенка.
1 Заря – яркое освещение горизонта перед восходом или после захода солнца.
2 Перекати-поле – степное растение в виде шаровидного кустика, при созревании семян отрывающееся от корня и переносимое на большие расстояния.