Доклад «Психологогия концертного выступления пианиста»

0
0
Материал опубликован 31 March 2019

Тема самообразования

«Психология концертного выступления"

Непосредственное исполнение музыкального произведения невозможно без исполнительской техники музыканта, его психомоторики. Под исполнительской техникой обычно понимают наиболее рациональные способы исполнения музыкальных произведений. Следует различать основу техники и её детали: основу составляют движения, которые отражают отличительные особенности игры на различных музыкальных инструментах, а детали составляют движения, выполняемые с вариациями. Видоизменение деталей является основным путём индивидуализации техники. Двигательные действия обладают пространственными, силовыми, и временными характеристиками, которые отражают уровень развития психомоторных профессионально важных качеств. Если основам исполнительской техники в методической литературе уделяется достаточное внимание (техника конкретной музыкально – исполнительской деятельности рассмотрена во многих работах), то вопросам рассмотрения психомоторных качеств музыканта в специальной литературе уделяется явно недостаточное внимание. Между тем различия в способности исполнять музыку, могут «поставить точку» на основных достижениях. К сожалению, значительное число музыкантов – исполнителей не достигают своего «потолка» в исполнительской технике из-за того, что процесс её формирования зачастую происходит без учёта как её психологической сущности, так и обуславливающих её психомоторных качеств.

Важным условием качественного исполнения музыканта является выносливость в исполнительской технике. Это способность к длительному выполнению профессиональных обязанностей без снижения уровня их интенсивности и качества. Выносливость музыканта – исполнителя можно разделить на два основных вида – динамическую и статическую. Динамическая – это выносливость музыканта при выполнении им движений во время исполнения произведения. Статическая – это выносливость в удержании определённой позы, обеспечивающей возможность исполнения на музыкальном инструменте.

Концертное выступление как итоговая деятельность в экстремальных условиях.

Выступление на публике мобилизует все профессионально важные качества музыканта, требуя от него гораздо более полной (в сравнении с подготовительным этапом) эмоциональной, интеллектуальной и физической отдачи. Вместе с тем из-за появления на этом этапе новых характеристик деятельности (публичность и итоговость) возникают и новые дополнительные требования к стрессоустойчивости музыканта. В связи с этим к надёжности музыканта – исполнителя в концертном выступлении возникают повышенные требования. Учитывая, что не всегда концерты проходят в залах с достаточно подготовленными слушателями, в связи с чем возникают большие или меньшие помехи, важную роль играет помехоустойчивость. Особые требования предъявляются к саморегуляции, а также к стабильности исполнения.

Любое публичное сообщение – это не что иное, как зримая и слышимая деятельность коммуникатора, включающая в себя два взаимопроникающих процесса: 1) предъявление коммуникатором самого себя. 2)предъявление текста.

В музыкально – исполнительской деятельности предъявление коммуникатором связано с артистичностью, необходимость которой для музыканта – исполнителя достаточно очевидна.

Если на втором этапе работы над музыкальным произведением главной целью является отделка деталей, а на третьем – «лепка» формы, то на концерте равно важны и детали, и целостная форма интерпретации. Здесь нельзя, как на подготовительных этапах, частично «жертвовать» одним ради другого.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.