Программа учебной дисциплины «Основы предпринимательской деятельности»

13
0
Материал опубликован 29 October 2017 в группе

Министерство образования пензенской области

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Пензенской области

«Пензенский КОЛЛЕДЖ АРХИТЕКТУРЫ И СТРОИТЕЛЬСТВА»

ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.12 ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Пенза, 2017 г.

                                                              Утверждаю

Директор колледжа

____________Е.В.Спильная

«31» августа 2017 г.

       Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по техническому профилю профессионального образования 08.02.01. Строительство и эксплуатация зданий и сооружений

 

Организация-разработчик: ГАПОУ ПО Пензенский колледж архитектуры и строительства

Разработчик: Аникеева Ольга Николаевна, преподаватель

Программа по дисциплине «Основы предпринимательской деятельности» рассмотрена и одобрена на заседании МЦК дисциплин общепрофессионального цикла

 

Протокол № 1 от 31 августа 2017 г.

Председатель МЦК ________ Гончарова С.Б.

СОДЕРЖАНИЕ

 

стр.

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4-5

  1. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6-12

  1. условия реализации программы учебной дисциплины

13

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

14-16

паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Основы предпринимательской деятельности

1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена на базе основного общего образования 08.02.01. Строительство и эксплуатация зданий и сооружений.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: общепрофессиональный цикл.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

Цель дисциплины:

- формирование нормативно-правовых, экономических и организационных знаний и умений по вопросам становления, организации и ведения предпринимательской деятельности в условиях российской экономики.

Задачи дисциплины:

1. Формировать системные знания об основах организации предпринимательской деятельности.

2. Выработать организационно-управленческие умения в ведении предпринимательской деятельности.

3. Формировать знания об ответственности субъектов предпринимательской деятельности.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- принимать управленческие решения;

- заполнять формы отчётности;

- применять различные методы исследования рынка;

- собирать и анализировать информацию о конкурентах, потребителях, поставщиках;

- осуществлять планирование производственной деятельности;

- разрабатывать бизнес-план;

- разрабатывать устав;

- делать экономические расчёты;

- составлять годовой отчёт.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- теоретические и методологические основы организации собственного дела в форме производственного кооператива;

- закон о производственных кооперативах;

- технологию разработки бизнес-плана;

- технологию разработки устава.

Общие и профессиональные компетенции, которые актуализируются при изучении учебной дисциплины:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из целей и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

ПК 2.5. Читать чертежи средней сложности и сложных конструкций.
ПК 2.6. Обеспечивать безопасное выполнение различных работ на рабочем месте в соответствии с санитарно-техническими требованиями и требованиями охраны труда.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающихся 108 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 72 часа;

самостоятельной работы обучающегося 36 часа.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

108

Обязательная аудиторная учебная нагрузка

72

лабораторные занятия

0

практические занятия

20

контрольные работы

0

курсовая работа (проект)

0

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающегося (всего)

36

В том числе:

 

Написание рефератов

3

Подготовка докладов

3

Составление технологической карты урока

2

Ответы на вопросы

3

Составление бизнес-плана

4

Выполнение расчетов

2

Оформление и работа с презентацией

2

Составление конспекта урока

3

Подготовка устного сообщения

2

Выполнение тестов

2

Составление схемы, графика, таблицы

2

Составление отзыва на материалы темы

1

Разработка проекта

2

Поиск необходимой информации в сети Интернет

3

Подготовка к зачету

2

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

«Основы предпринимательской деятельности»

Наименование

разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические занятия, самостоятельная работа

обучающихся

Объем

часов

Уровень усвоения

1

2

3

4

Введение

Содержание учебного материала

1

1

Цели и задачи курса «Основы предпринимательской деятельности». Общая структура и содержание курса. Виды практических работ. Конечные результаты обучения.

1

 

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся

Работа с конспектами

0,5

3

Тема 1. Сущность предпринимательства и его виды

Содержание учебного материала

5

 

Сущность предпринимательства и предпринимательской деятельности. Виды предпринимательской деятельности. Индивидуальное предпринимательство. Совместное предпринимательство. Сущность инновационного предпринимательства. Региональные сети: бизнес–центры, бизнес-инкубаторы.

4

2

Практическое занятие № 1

Анализ видов предпринимательской деятельности и определение типологии коммерческой организации.

1

3

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся

Ответы на вопросы, подготовка тестов, оформление задания, работа в интернете, оформление доклада «История развития предпринимательства, его инновационные направления в России

2,5

3

Тема 2. Принятие предпринимательского решения

Содержание учебного материала

6

 

Сфера принятия управленческих решений. Внутренняя и внешняя среда предпринимательства. Базовые составляющие внутренней среды. Факторы косвенного воздействия на принятие управленческих решений. Технология принятия предпринимательских решений. Экономические методы принятия предпринимательских решений.

4

2

Практическое занятие № 2-3

Формирование цены товара. Управление издержками производства. Определение границ объема производства.

2

3

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся

Подготовка устного сообщения, подбор материала по теме, работа с вопросами, решение задач, факторы косвенного воздействия на принятие управленческих решений (доклад).

3

3

Тема 3. Выбор сферы деятельности и обоснование создания нового предприятия

Содержание учебного материала

12

 

Выбор сферы деятельности нового предприятия. Технико-экономическое обоснование создания нового предприятия. Фирменное наименование предприятия: особенности и назначение. Учредительные документы. Государственная регистрация предприятий. Лицензирование деятельности предприятий. Оформление документов для открытия расчетного счета в банке. Составление пакета документов для открытия своего дела.

6

2

Практическое занятие № 4-5

Разработка бизнес-плана.

Практическое занятие № 6-7

Составление пакета документов для открытия своего дела.

Практическое занятие № 8-9

Оформление документов для открытия расчетного счета в банке.

2

2

2

3

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся

Оформление бизнес-плана, оформление резюме, подготовка к семинару, оформление презентации, составление вопросов, оформление документов, разработка проекта «фирменное наименование предприятия: особенности и назначение».

6

3

Тема 4. Организационно-управленческие функции предприятия

Содержание учебного материала

10

 

Разработка стратегии и тактики нового предприятия. Организация управления предприятием. Структура предприятия. Процессы, осуществляемые на предприятии. Функции управления на предприятии. Организация планирования деятельности предприятия. Основные функции организации на предприятии. Механизм функционирования предприятия. Маркетинг и логистика в предпринимательской деятельности. Прекращение деятельности предприятия.

Практическая работа № 10-11

Проектирование организационной структуры и определение типологии коммерческой организации.

Практическая работа № 12-13

Разработка стратегического и тактического плана предприятия.

6

2

2

2

3

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся

Составить и выучить конспект урока, оформить задание, составить вопросы к теме, повторить материал, подготовить сообщение «Прекращение деятельности предприятия».

5

3

Тема 5. Предпринимательский риск

Содержание учебного материала

4

 

Сущность предпринимательского риска. Классификация предпринимательских рисков. Показатели риска и методы его оценки. Основные способы снижения риска: страхование, лизинг, факторинг, франчайзинг, хеджирование, форвардный контракт, фьючерсный контракт, опционный контракт.

4

2

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся

Оформить реферат «Хеджирование, форвардный контракт, фьючерсный контракт, опционный контракт как способы снижения предпринимательского риска», работа с конспектом.

2

3

Тема 6. Трудовые ресурсы. Оплата труда на предприятии предпринимательского

типа

Содержание учебного материала

2

 

Структура персонала предпринимательской фирмы. Процесс управления персоналом в ПД. Основные положения об оплате труда на предприятии предпринимательского типа.

2

2

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся

Составление тестов, подбор материала.

1

3

Тема 7. Культура предпринимательства

Содержание учебного материала

5

 

Сущность культуры предпринимательства. Корпоративная культура. Предпринимательская этика и этикет. Возникновение и формирование культуры предпринимательской организации за рубежом.

3

2

Практическое занятие № 14-15

Соблюдение норм профессиональной этики в различных производственных ситуациях.

2

3

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся

Составление элементов технологической карты, подготовить вопросы по теме, оформить реферат «Возникновение и формирование культуры предпринимательской организации за рубежом».

2,5

3

Тема 8. Предпринимательская тайна

Содержание учебного материала

6

 

Сущность предпринимательской тайны. Отличие предпринимательской тайны от коммерческой. Формирование сведений, составляющих предпринимательскую тайну.

Внешние и внутренние угрозы безопасности фирмы. Основные элементы механизма защиты предпринимательской тайны. Разработка содержания деятельности подсистем механизма, защиты предпринимательской тайны и безопасности фирмы.

6

2

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся

Подготовить задание, разработать конспект урока, подготовить тесты, оформить доклад «Внешние и внутренние угрозы безопасности фирмы», оформление классификационной схемы или таблицы возможных угроз безопасности фирмы.

3

3

Тема 9. Ответственность субъектов предпринимательской деятельности

Содержание учебного материала

6

 

Сущность и виды ответственности предпринимателей. Условия возникновения гражданской ответственности предпринимателей. Способы обеспечения исполнения предпринимателями своих обязательств. Административная ответственность предпринимателей. Ответственность предпринимателей за нарушение антимонопольного законодательства. Ответственность за низкое качество продукции (работ, услуг). Ответственность за совершение налоговых правонарушений. Определение видов ответственности предпринимателей по анализу заданных ситуаций.

3

2

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся

Оформить доклад «Ответственность предпринимателей за нарушение антимонопольного законодательства», составить отзыв на материал темы, ответы на тесты, подготовить вопросы к теме.

3

3

Тема 10 .Управление финансами предприятия предпринимательского типа

Содержание учебного материала

10

 

Финансовые ресурсы предприятия. Система управления финансами на предприятии. Оценка финансового состояния предприятия: сущность и назначение финансового анализа, методы и инструментарий финансового анализа, анализ платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия, анализ эффективности использования оборотных активов. Система нормативного регулирования бухгалтерского учета на малых предприятиях, организация бухгалтерского учета на малых предприятиях. Взаимодействия предпринимателей с кредитными организациями. Расчет по кредитам. Банкротство предприятия.

6

1

Практическое занятие № 16-17

Анализ платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия по заданным финансово-экономическим показателям.

Практическое занятие № 18-19

Осуществление расчета по кредитам.

2

2

3

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовить сообщение «Банкротство предприятия», ответить на вопросы темы, повторить материал, выполнить расчеты.

5

3

Тема 11. Налогообложение предпринимательской деятельности

Содержание учебного материала

3

 

Общая характеристика налоговой системы. Виды налогов: НДС, акциз, налог на прибыль, налог на имущество предприятий, взнос.

3

2

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся

Подготовить реферат «Ответственность налогоплательщика за налоговые правонарушения», подготовка к зачету.

1,5

3

Тема 12. Оценка эффективности предпринимательской деятельности

Содержание учебного материала

2

 

Система показателей эффективности предпринимательской деятельности. Принципы и методы оценки эффективности предпринимательской деятельности. Пути повышения и контроль эффективности предпринимательской деятельности.

Дифференцированный зачет

1

2

Практическое занятие № 20

Расчет рентабельности предпринимательской деятельности.

1

3

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся

Подготовка к зачету, решение задач.

1

3

ИТОГО

72/36

 

3. условия реализации программы дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета.

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебно-наглядных пособий «Основы предпринимательской деятельности».

Технические средства обучения:

- ПК с лицензионным программным обеспечением;

- мультимедийный проектор;

- экран

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

1. Белов А.М., Добрин Г.Н., Карлик А.Е. Экономика организации (предприятия): Практикум /Под общ. Ред. Проф. А.Е. Карлика. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 272 с.

2. Бусыгин А.В. Предпринимательство. Учебник. – М.: Дело, 2013. – 640 с.

3. Основы бизнеса: Учебное пособие/ Г.В. Есакова, М.М. Есаков; Рязан. Гос. Радиотех. Акад. Рязань, 2015. – 76 с.

4. Основы предпринимательства. Серия «Учебники, учебные пособия». – Ростов н/Д: Феникс, 2013. – 512 с.

5. Оценка и планирование эффективности инвестиционных проектов и программ: Региональный аспект/ Под ред. В.И. Терехина. Рязань. Рязан. госуд. радиотехн. акад., 2013. – 261 с.

6. Предпринимательство: Учебник для вузов/ Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. Г.Б. Поляка, проф. В.А. Швандара. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2013. – 475 с.

7. Терехин В.И. и др. Финансовое управление фирмой. Настольная книга менеджера. М.: Экономика, 2014, 350 стр.

8. Шевченко И.К. Организация предпринимательской деятельности. Учебное пособие.- Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2014. 92 с.

9. Экономика предприятия: Учебник /Под ред. А.Е. Карлика, М.Л. Шухгальтер. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 432 с.

10. Экономика фирмы: Учебник для вузов/ Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. – 461 с.

Дополнительные источники:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая. Вступительная статья проф. В.Ф. Яковлева. – М.: Издательство КОДЕКС, 1995. – 240 с.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая. – М.: ИНФРА-М, 1996. – 352

3. Предпринимательское (хозяйственное) право. Учебное пособие. – М.: Издательство «Брандес», 1997. – 256 с.

4. Предпринимательство: Методические указания к лабораторным работам/ Рязан. гос. радиотех. Акад.; Сост. М.М. Есаков, Г.В. Есакова, Рязань, 1998. – 20 с.

5. Руководство по биржевому делу: товарные сделки, ценные бумаги/ Пер. с англ. М.И. Сороко, А.С. Каменского; Под ред. А.А. Белозерцева. – М.: Агропромиздат, МФ СП «Аспект», 1991. – 256 с.

6. Райзберг Б.А. Основы экономики: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 408 с.

Интернет-ресурсы:

http://www.aup.ru/books/m91/

http://enbv.narod.ru/text/Econom/business/bagiev_bizstart/

http://institutiones.com/download/books/1367-organizaciya-predprinimatelskoj-deyatelnosti.html

http://ecsocman.edu.ru/text/19208131/

http://www.kodges.ru/48435-organizaciya-predprinimatelskoj-deyatelnosti.html

4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Основные показатели оценки результата

ОК, ПК

Уметь:

     

принимать управленческие решения; заполнять формы отчётности; применять различные методы исследования рынка; собирать и анализировать информацию о конкурентах, потребителях, поставщиках; осуществлять планирование производственной деятельности; разрабатывать бизнес-план; разрабатывать устав; делать экономические расчёты; составлять годовой отчёт

Тестирование, самостоятельная работа, устный опрос, работа по карточкам, беседа, подготовка докладов, выполнение самостоятельной работы, экспертная оценка результата выполнения

Рассказывает о
сущности предпринимательства.

Находит предпринимательское решение.

Производит выбор сферы деятельности и обоснования создания нового предприятия.

ОК 1,ОК 2,

ПК 2.6

Знать:

     

теоретические и методологические основы организации собственного дела в форме производственного кооператива;

.


 


 


 


 


 


 


 

закон о производственных кооперативах;

технологию разработки бизнес-плана;

технологию разработки устава

Собеседование, работа с научной литературой, диалог, наблюдение, беседа, тестирование, защита реферата, выполнение самостоятельной работы


 


 


 


 


 


 

Тестирование, устный опрос, беседа, экспертная оценка хода выполнения, выполнение самостоятельной работы

Рассказывает о организационно-управленческих функциях предприятия, предпринимательском риске, предпринимательской тайне.

Называет ответственность субъектов предпринимательской деятельности.

Излагает сущность культуры предпринимательства.

Формулирует ответственность субъектов предпринимательской деятельности.

Перечисляет формы оплаты труда в современных условиях.

Отражает финансы предприятия предпринимательского типа, налогообложение предпринимательской деятельности

Составляет бизнес-план предприятия.

ОК 1, ОК 3, ОК 4, ОК 5

ПК 2.6.


 


 


 


 


 


 


 


 


 

ОК 1, ОК 6, ОК 7, ПК 2.6


 


 


 


 


 


 


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.